Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение об Управлении охраны и экспертизы условий труда Министерства труда Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 19.02.2010 г. N 29)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 19.02.2010 г. N 29



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной инспекции по охране

и экспертизе условий труда Министерства

занятости и трудовых отношений

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и ответственность Государственной инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений (далее - Инспекция).

2. Инспекция является структурным подразделением Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Министерство).

3. Задачи в области охраны труда, возложенные на Министерство, осуществляются Инспекцией или через нижестоящие государственные инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, главными управлениями занятости областей и города Ташкента (далее - территориальные инспекции).

4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также приказами и распоряжениями Министерства.

5. Решения Инспекции, принятые в пределах его компетенции по вопросам охраны труда и социальной защиты инвалидов, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями, независимо от форм их собственности и организационно-правовой формы, а также физическими лицами, являющимися работодателями.


II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

И ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ

6. Основными задачами Инспекции являются:

осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в целях обеспечения безопасности условий труда;

разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по охране труда и единых требований в области охраны труда для всех организаций;

профилактика и содействие в обеспечении безопасных условий труда работников и их правовой защите по вопросам охраны труда;

осуществление анализа состояния охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка путей их устранения, а также подготовка регулярного доклада Министерства об осуществляемой работе в указанных направлениях Кабинету Министров;

разработка и пересмотр совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами нормативно-правовых актов и документов по охране труда;

осуществление государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации.

7. В соответствии с возложенными задачами Инспекция осуществляет следующие функции:

7.1. В области осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в целях обеспечения безопасности условий труда:

осуществляет в установленном законодательством порядке проверку соблюдения работодателями требований законодательства об охране труда;

осуществляет контроль за обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты работников и приборами контроля производственной среды;

принимает необходимые меры по предотвращению и устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда.


7.2. В области разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по охране труда и единых требований в области охраны труда для всех организаций:

анализирует и обобщает материалы проверок соблюдения законодательства об охране труда;

подготавливает предложения по совершенствованию законодательства об охране труда;

разрабатывает целевые и отраслевые программы по охране труда.


7.3. В области профилактики и содействия в обеспечении безопасных условий труда работников и их правовой защите по вопросам охраны труда:

контролирует в установленном законодательством порядке осуществление работодателями выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников;

осуществляет и проводит во взаимодействии с заинтересованными органами сертификацию работ по охране труда в организациях на предмет их соответствия требованиям охраны труда;

проводит научно-практические конференции, семинары по охране труда с привлечением специалистов;

осуществляет информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам охраны труда.


7.4. В области осуществления анализа состояния и причин производственного травматизма:

осуществляет анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и разработку путей их устранения;

расследует в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве;

анализирует причины несчастных случаев на производстве и разрабатывает предложения по их предупреждению.


7.5. В области разработки и пересмотра совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами нормативно-правовых актов и документов по охране труда:

осуществляет на постоянной основе анализ действующих нормативно-правовых актов и документов по охране труда и, при необходимости, вносит предложения по изменениям и дополнениям к ним;

участвует в разработке, согласовании и утверждении в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов и документов по охране труда.


7.6. В области осуществления государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:

контролирует проведение экспертизы по условиям труда и выдает заключения по ее результатам;

проводит аккредитацию юридических лиц, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, а также обучение и аттестацию их специалистов по вопросам охраны труда.


7.7. В области осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации:

в установленном законодательством порядке, в пределах компетенции, осуществляет проверку соблюдения организациями требований законодательства о социальной защите инвалидов;

принимает необходимые меры по обеспечению организациями условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;

осуществляет информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;

участвует в разработке, согласовании и утверждении в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов о социальной защите инвалидов.


III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ИНСПЕКЦИИ

8. Для выполнения возложенных задач и функций Инспекция имеет право:

осуществлять в установленном законодательством порядке изучение состояния и проверки в организациях соблюдения законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов;

запрашивать и получать от организаций и работников информацию, справки и объяснения в целях обеспечения осуществления своих полномочий;

изучать в установленном законодательством порядке документы и другие материалы, относящиеся к вопросам соблюдения законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов;

требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений законодательства об охране труда, принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, если они угрожают здоровью или безопасности работников;

требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим организациям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;

приостанавливать в установленном порядке работу отдельных производств и эксплуатацию средств производства при выявлении нарушений требований безопасности труда, создающих угрозу здоровью или жизни работников;

выдавать предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов, которые подлежат обязательному исполнению организациями и их должностными лицами, правомочными устранять допущенные нарушения (приложение N 1 к настоящему Положению);

привлекать виновных должностных лиц в установленном законодательством порядке к административной ответственности, с оформлением протокола о нарушении законодательства об охране труда и постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства об охране труда по установленной форме (приложения NN 2 и 3 к настоящему Положению);

вносить представления в вышестоящие организации об устранении нарушений законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов, а также условий, способствующих их возникновению, с предложениями о принятии в установленном законодательством порядке мер в отношении организаций и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

осуществлять контроль за исполнением организациями установленного законодательством требования по обязательному страхованию гражданской ответственности работодателя;

производить экспертизу условий труда в организациях и выдавать заключение по установленной форме (приложение N 4 к настоящему Положению);

разрабатывать и вносить в Министерство предложения по совершенствованию законодательства об охране труда;

согласовывать и вносить предложения в установленном порядке по утверждению проектов нормативно-технических документов об охране труда;

участвовать в работе государственных комиссий по приемке новых и реконструируемых объектов в установленном законодательством порядке;

в установленном законодательством порядке проводить специальные расследования или участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве;

принимать участие в работе республиканских экзаменационных комиссий и органов государственного и хозяйственного управления по проведению аттестации по вопросам охраны труда руководящих работников и специалистов организации;

вносить предложения об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;

проводить аккредитацию юридических лиц в области осуществления аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;

рассматривать обращения работников и других субъектов трудовых отношений по вопросам обеспечения работников здоровыми и безопасными условиями труда, запрашивать и получать необходимые материалы по рассмотрению обращений работников (граждан).

Инспекция имеет и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

9. Должностные лица Инспекции несут ответственность за эффективное выполнение возложенных на них задач и функций.


IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНСПЕКЦИИ

10. Структура и штаты Инспекции утверждаются Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.

11. Инспекцию возглавляет начальник, являющийся одновременно главным государственным техническим инспектором по охране труда Республики Узбекистан, назначаемый и освобождаемый от должности Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

12. Начальник Инспекции имеет одного заместителя. Заместитель начальника является одновременно главным государственным экспертом по условиям труда и назначается и освобождается от должности Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

13. Главные специалисты Инспекции являются соответственно государственными техническими инспекторами по охране труда и государственными экспертами по условиям труда Министерства

14. На должность начальника, заместителя начальника и специалиста Инспекции назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

15. Инспекция принимает, анализирует и обобщает ежеквартальные отчеты территориальных инспекций и готовит соответствующую информацию руководству Министерства.

16. Начальник Инспекции в пределах своей компетенции:

осуществляет руководство, координирует деятельность Инспекции и территориальных инспекций;

рассматривает, изменяет и отменяет ранее изданные предписания, представления, постановления и другие акты государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда Министерства и инспекций;

дает указания, обязательные для исполнения работниками Инспекции и территориальных инспекций;

принимает меры по постоянному повышению уровня знаний и квалификации государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда;

несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Инспекциию задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных обязанностей.

17. Заместитель начальника Инспекции в пределах своей компетенции:

дает указания, обязательные для исполнения экспертами по условиям труда территориальных инспекций;

производит экспертизу рабочих мест по условиям труда согласно заявкам организации, на основании материалов аттестации рабочих мест;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач в области экспертизы условий труда;

принимает меры по постоянному повышению уровня знаний и квалификации государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда;

несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных обязанностей.

18. Инспекция имеет свой фирменный бланк.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



Государственная инспекция по охране и экспертизе условий

труда Министерства занятости и трудовых отношений

     

Кому



(наименование организации, Ф.И.О. руководителя)

     

      

      

ПРЕДПИСАНИЕ N _______

от "____"____________ 20___ г.


В соответствии со ст. 22 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" (ст. 10 Закона Республики Узбекистан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан) требую выполнения следующих мероприятий в установленные сроки:

       

N

п/п

   

Наименование мероприятий

   

Срок исполнения

   



    



          

Прошу направить письменную информацию о выполнении предписания после окончания срока, указанного в предписании, по адресу:

       

     

       






(главный) государственный технический инспектор по охране труда/эксперт по условиям труда


(подпись)


(Ф.И.О.)

              

           





Предписание получил:

"____" ____________ 20___ г.







(подпись)


(Ф.И.О.)

      

Результаты исполнения предписания:


       

     

(главный) государственный технический  инспектор по охране труда/эксперт по условиям труда

     

     

_____  _____________  ____ г.







(подпись)


(Ф.И.О.)

     


Примечание. Неисполнение в срок предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



Государственная инспекция по охране и экспертизе условий

труда Министерства занятости и трудовых отношений


ПРОТОКОЛ N _______

о нарушении законодательства об охране труда

    


от "___" __________ 20__ г.


_______________________





(место составления протокола)


        

       

Составлен настоящий протокол



(Ф.И.О. инспектора)

     

(главным) государственным техническим инспектором по охране труда (или экспертом по условиям труда) о том, что

       

     

(название организации)

     

(должность, Ф.И.О. должностного лица)

    

(место, время совершения и содержание нарушения со ссылкой на статьи

и пункты законодательства об охране труда)

     

(фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, сумма материального ущерба (если имеются))

          

Пояснения, данные должностным лицом, по существу допущенных нарушений:

    

     

"____" ____________ 20___ г.







(подпись)


(Ф.И.О.)

          


Решение (главного) государственного технического инспектора по охране труда (или эксперта по условиям труда):

     

      

"____" ____________ 20___ г.







(подпись)


(Ф.И.О.)

     

"____" ____________ 20___ г.







(подпись)


(Ф.И.О., свидетелей и потерпевших

(если имеются))

          

Примечание. Протокол составляется в трех экз., один передается руководителю организации, другой - должностному лицу, совершившему нарушение, третий остается у (главного) государственного технического инспектора по охране труда (или эксперта по условиям труда).





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Положению



Государственная инспекция по охране и экспертизе условий

труда Министерства занятости и трудовых отношений


ПОСТАНОВЛЕНИЕ N _____

от "_____"______________ 20____ г.

о наложении штрафа за нарушение

законодательства об охране труда

     


На основании статьи 255 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и Положения о Государственной инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на

      

(Ф.И.О., домашний адрес должностного лица)

     

(должность, наименование организации)

    

(краткое содержание нарушения)

     

наложить штраф в размере


        

Сумму штрафа перечислить на расчетный счет


       

   

     





(должность лица, составившего постановление)


(подпись)


(Ф.И.О.)

              

           





Постановление получил:

"____" ____________ 20___ г.







(подпись)


(Ф.И.О.)

     


Примечания:

Постановление о наложении штрафа составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр передается лицу, на которое наложен штраф, второй экземпляр - организации, а в случае, если штраф налагается на руководителя организации - в вышестоящую организацию по его подчиненности. Третий экземпляр остается у должностного лица, составившего постановление.

Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить представление и (или) предписание или совершить иные действия, предусмотренные законодательством.

Об исполнении постановления сообщается в Государственную инспекцию по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Возникающие в ходе наложения штрафа правоотношения, в том числе порядок обжалования (опротестования) постановления о наложении штрафа, рассмотрения жалобы (протеста), приостановления исполнения постановления, производство по исполнению постановления и др., регулируются в порядке, установленном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Положению



Государственная инспекция по охране и экспертизе условий

труда Министерства занятости и трудовых отношений


ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ________

(указывается вид проведенной экспертизы)

от ___  _________ 20___ г.

     

на __________________________________________________________

(указывается наименование рабочего места либо вид работы, профессия, должность,

__________________________________________________________

а также точное название участка, цеха, производства и организации)



На основании экспертизы условий труда, проведенной с ____________ по ___________, и представленных (перечень прилагается) документов установлено:

1.



(предоставленные льготы и компенсации и их соответствие условиям труда,

     

включая все виды льгот и компенсаций, предоставляемых работникам на данном рабочем месте

     

или по данной профессии, виду работы, должности и основания их представления).

2.

     


(выявленные отклонения от действующих норм и нормативов

      

либо нарушения действующего законодательства по данному виду экспертизы

     

с указанием нарушенных законодательных и нормативных актов).

3. Выводы и решения:

     


(излагаются принятые на основе соответствующих документов выводы и

     

принимаемые государственным экспертом условий труда решения по итогам проведенной экспертизы)

     

      

    





(должность лица, составившего заключение)


(подпись)


(Ф.И.О.)

     


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2010 г., N 8, ст. 61