Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Концепция Государственной программы содействия занятости населения на 2018 год (Приложение N 7 к Постановлению Президента РУз от 03.02.2018 г. N ПП-3506)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7

к Постановлению Президента РУз

от 03.02.2018 г. N ПП-3506



КОНЦЕПЦИЯ

Государственной программы содействия

занятости населения на 2018 год


ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ


1. Концепция Программы содействия занятости населения на 2018 год (далее - Концепция) разработана в целях реализации важнейших приоритетов и задач, изложенных в Послании Президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису Республики Узбекистан 22 декабря 2017 года, Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий".


2. Концепция направлена на осуществление системных, целенаправленных и взаимоувязанных мер по обеспечению занятости населения, особенно молодежи, внедрению рыночных инструментов регулирования рынка груда и новых действенных механизмов поддержки малообеспеченных семей, приобщению населения к предпринимательству и эффективным формам занятости, совершенствованию качества профессиональной подготовки лиц, нуждающихся в трудоустройстве, повышению на этой основе уровня благосостояния и качества жизни населения.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОВИЗНА

КОНЦЕПЦИИ 2018 ГОДА


3. Основными принципами Концепции 2018 года являются:

приоритет в создании постоянных устойчивых рабочих мест, обеспечивающих достойные условия труда и социальную защиту работников, за счет последовательного проведения активной инвестиционной политики, ориентированной на обеспечение ввода новых производственных мощностей и расширение производственной деятельности предприятий в отраслях и регионах республики;

обеспечение достоверной, прозрачной и эффективной системы мониторинга и контроля создаваемых рабочих мест с применением информационно-коммуникационной технологий, не допускающей искажение и недостоверное предоставление данных о создании рабочих мест и обеспечении занятости населения;

обеспечение занятости категорий населения, нуждающихся в повышении своей конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем квотирования минимального количества рабочих мест, включая молодежь из числа выпускников высших и средних образовательных учреждений, граждан, возвратившихся из рядов Вооруженных Сил, лиц, вернувшихся из мест исполнения наказания, трудоспособных членов малообеспеченных семей, инвалидов и других социально уязвимых слоев населения;

стимулирование эффективных форм занятости населения, широкое вовлечение населения в предпринимательство и ремесленничество, кардинальное увеличение объемов организованного направления граждан для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом;

совершенствование качества профессиональной подготовки лиц, нуждающихся в трудоустройстве, путем обучения и переобучения их профессиям, востребованным на рынке труда, расширение привлечения безработных лиц к общественным работам, усиление их социальной защиты путем увеличения выплаты пособий по безработице.


4. Основной новизной в подходах к реализации Концепции в 2018 году являются:

осуществление совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан системного мониторинга и содействия в осуществление инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых постоянных рабочих мест, выработанных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан в регионах республики, а также предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, программами комплексного развития территорий и отраслей экономики;

реализация широкомасштабных мер по социальной поддержке населения путем привлечения незанятого населения по всей территории республики к оплачиваемым общественным работам, включая благоустройство территорий городов, поселков, кишлаков и махаллей, реконструкцию и ремонт объектов жилого фонда и жилищно-коммунальной инфраструктуры, автомобильных дорог, инженерных коммуникаций, объектов социально-культурного назначения, ирригационных и мелиоративных сетей, а также сезонные сельскохозяйственные работы, уход за инвалидами и больными и др.;

всемерное содействие развитию ремесленничества и народных промыслов, поддержка ремесленников и их семей, комплексное решение вопросов, направленных на дальнейшее развитие ремесленничества, включая совершенствование учета и регистрации занятости ремесленников и их учеников, дальнейшее развитие эффективного метода обучения учеников ремесленников методом "Устоз-шогирд", предоставление занятым в сфере ремесленничества и народных промыслов налоговых льгот и преференций, расширение их доступа к производственным помещениям, материальным ресурсам и инфраструктуре;

расширение организованного трудоустройства граждан за рубежом через Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений и его региональные структуры, а также путем внедрения системы консультаций в органах по труду для лиц, выезжающих на работу за границу, активизация заключения соглашений о трудовой миграции со странами-потенциальными импортерами рабочей силы, создание совместно с зарубежными партнерами системы предвыездной профессиональной и социальной адаптации граждан к работе за рубежом;

усиление финансовой и кредитной поддержки с АКБ "Микрокредитбанк" при реализации проектов, направленных на создание новых рабочих мест, особенно реализуемых субъектами предпринимательства, выпускниками высших и средних специальных образовательных учреждений, членами малообеспеченных семей и другими социально уязвимыми категориями населения.



ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА И СПРОС

НА РАБОЧИЕ МЕСТА


5. Численность постоянного населения Республики Узбекистан составила на конец 2017 года 32 387,2 тыс. человек, с ростом в 101,7 процента к показателю 2016 года. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составила 18 672,5 тыс. человек (рост 101% к показателю 2016 г.). Численность занятого населения на 1 января 2017 года составила 13 520,3 тыс. человек с темпом роста 101,7 процента к показателю 2016 года.

Количество созданных рабочих мест в 2017 году составило 336,1 гыс. рабочих мест, из них постоянных рабочих мест - 246,1 тыс. рабочих мест, в том числе в рамках реализации целевых программ развития в отраслях промышленности - 101,6 тыс., сфере услуг - 66,2 тыс., сельском хозяйстве - 51,6 тыс., восстановления деятельности бездействующих предприятий, передачи в аренду или приватизации пустующих гособъектов - 26,8 тыс., в сфере индивидуального предпринимательства - 90,0 тыс.

Анализ динамики развития рынка труда за истекшие три года показывает незначительный, но положительный опережающий средний рост численности занятого населения (102,1%) по сравнению с ростом численностью постоянного населения (102%), а также относительно заметное опережение по сравнению с ростом трудовых ресурсов (101,2%) и ростом экономически активного населения (101,9%). В результате, удельный вес занятых к численности трудовых ресурсов вырос в 2017 году по сравнению с 2015 годом с 71,4 до 72,5 процента, а к экономически активному населению - с 94,8 до 94,9 процента.

В структуре занятых по отраслям экономики наибольший рост показывают промышленность (103,1% в 2017 году по сравнению с 2015 годом) и строительство (103,1%). При этом рост занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (102,3%) выше, чем в сфере услуг (101,5%). Доля занятых в сфере малого бизнеса выросла в 2017 году до 78,5 процента по сравнению с 77,9 процента в 2015 году.


6. Согласно прогнозным параметрам расчетного баланса спроса и предложения на рынке труда спрос на рабочие места в 2018 году составит 1 362,5 тыс. человек.

Численность впервые вышедшей на рынок труда молодежи из числа выпускников высших образовательных учреждений, академических лицеев и профессиональных колледжей составит 484,5 тыс. человек. Численность незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, составит 851,9 тыс. человек, из них высвободившихся в результате структурных изменений в экономике - 220,4 тыс. человек. Наряду с этим, численность нуждающихся в трудоустройстве лиц из числа социально уязвимых категорий населения составит около 26,1 тыс. человек.

Предложение рабочих мест составит 1295,3 тыс., в том числе за счет естественного выбытия (выход на пенсию, смерть и др.) - 188 тыс., вакантных рабочих мест на начало года - 152,5 тыс., создания постоянных стационарных рабочих мест - 346,7 тыс., обеспечения занятости на сезонных и временных работах, строительстве жилья, объектах инфраструктуры, благоустройства - 169,5 тыс., квотирования рабочих мест для уязвимых слоев населения - 48,6 тыс., профессионального переобучения безработных - 25,8 тыс. и трудоустройство граждан за рубежом - 208,4 тыс.. включая организованную отправку - 52 тыс., а также обеспечения самозанятости населения в личных подсобных и дехканских хозяйствах - 155,8 тыс. человек.



ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ

РАБОЧИХ МЕСТ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ

В 2018 ГОДУ


7. Согласно Концепции в 2018 году предусматривается создание новых рабочих мест за счет следующих направлений:

168 224 новых постоянных рабочих мест в отраслях промышленности (110 918 рабочих мест), сельского хозяйства (26 655) и сферы услуг (30 651) за счет ввода новых производственных мощностей и расширения производственной деятельности предприятий, особенно в рамках проектов, разработанных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан в регионы страны, программ комплексного развития регионов, городов и районов республики, отраслевых программ развития;

19 994 новых рабочих места за счет оказания постприватизационной поддержки субъектам предпринимательства, реализации "дорожных карт" и инвестиционных проектов по организации новых производств на базе бездействующих, приватизированных предприятий и объектов государственного имущества:

46 601 рабочего места за счет строительства доступного жилья в сельской местности, многоквартирных жилых домов и дорожно-инженерной инфраструктуры;

10 661 рабочих мест за счет развития социальной инфраструктуры;

101 310 рабочих мест за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства, в том числе 26 883 рабочих мест в ремесленничестве путем реализации мер, предусмотренных Указом Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года N УП-5242 "О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников".

Кроме того, предусматривается обеспечение занятости 340 194 человек путем:

привлечения к общественным работам 140 083 незанятых лиц во всех регионах, районах, городах и махаллях республики, с выделением на эти цели средств из бюджета согласно постановлениям Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года N ПП-3268 "О дополнительных мерах по поддержке малообеспеченных слоев населения" и Кабинета Министров от 5 октября 2017 года N 799 "Об организации деятельности Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан";

обеспечения занятости 29 374 граждан через 28 Бюро обеспечения временной разовой работой, созданных в регионах страны;

резервирования 48 607 квотируемых рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите;

обеспечения занятости 25 850 незанятых лиц посредством организации профессионального обучения и переподготовки, а также обучения навыкам ремесленничества незанятых граждан, особенно молодежи, на основе усовершенствованной учебной программы по методу "Уста-шогирд" в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года N УП-5242 "О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников";

трудоустройства 52 067 граждан за рубежом через Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений и его региональных бюро.


8. Основные мероприятия по реализации направлений Концепции, механизм их реализации, сроки исполнения и ответственные исполнители указываются в "Дорожной карте" - комплексе мер по содействию занятости населения в 2018 году.



ГЛАВА 5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2018 ГОД


9. Мониторинг выполнения Государственной программы содействия занятости населения в 2018 году будет осуществляться в разрезе утверждаемых прогнозных параметров:

обеспечения занятости населения в разрезе территорий республики - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;

создания рабочих мест в разрезе отраслей и комплексов Кабинета Министров - соответствующими курирующими департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан;

создания постоянных рабочих мест в рамках реализации проектов в отраслях промышленности, сельского хозяйства и в сфере услуг - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;

создания рабочих мест за счет реализации "дорожных карт" и инвестиционных проектов по организации новых производств на базе бездействующих, приватизированных предприятий и объектов государственного имущества - Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;

обеспечения занятости за счет развития ремесленничества, профессионального переобучения безработных, предоставления временной разовой работы, а также выделения целевых микрокредитов АКБ "Микрокредитбанк" - Министерством занятости и трудовых отношений;

трудоустройства граждан за рубежом - Агентством по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений.


10. Министерства, ведомства и организации, осуществляющие мониторинг реализации Государственной программы содействия занятости населения в 2018 году, ежемесячно не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляют в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан информацию о ходе выполнения соответствующих утвержденных параметров.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 8 февраля 2018 г.