Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке создания и организации деятельности службы охраны труда в организациях (Приложение N 5 к Постановлению КМ РУз от 31.12.2018 г. N 1066)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению КМ РУз

от 31.12.2018 г. N 1066



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке создания и организации деятельности

службы охраны труда в организациях


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда" определяет порядок создания службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организации), устанавливает требования, предъявляемые к организации их деятельности, а также определяет права, обязанности и ответственность работников службы охраны труда.


2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:


охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;


условия труда - совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд;


профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работника в результате воздействия вредного производственного фактора и опасного производственного фактора;


производственная деятельность - совокупность действий, осуществляемых при производстве продукции, переработке сырья, выполнении работ, оказании услуг;


специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда - Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его территориальные подразделения;


служба охраны труда (далее - Служба) - самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов по охране труда, во главе с руководителем (начальником) Службы либо должность, создаваемая или вводимая в обязательном порядке в целях обеспечения соблюдения и осуществления контроля выполнения требований законодательства об охране труда в организации;


специалист по охране труда - работник Службы либо лицо, осуществляющее функции Службы в организации;


инструктаж по охране труда - процесс ознакомления с законодательством об охране труда, безопасными методами и приемами работы, выполнение которых входит в функциональные (должностные) обязанности работника, или другой работы, порученной работодателем;


переподготовка и повышение квалификации в сфере охраны труда - процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;


профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда - юридические лица, оказывающие услуги в сфере охраны труда на договорной основе.


3. Работодатель обязан создать в организации Службу и службу по безопасности дорожного движения.

Необеспечение создания Службы и службы по безопасности дорожного движения в порядке, установленном законодательством, является нарушением требований законодательства об охране труда.


4. Служба может создаваться в форме службы охраны труда, управления охраны труда, отдела охраны труда, сектора охраны труда либо состоять из одного штата инженера по охране труда по нормативам согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

Не допускается сокращение либо перераспределение имеющихся штатных единиц Службы в другие структурные подразделения организации.

Служба подчиняется непосредственно руководителю организации.


5. В организациях с учетом количества ведомственных (структурных, членских, подконтрольных) подразделений, специфики деятельности, класса профессионального риска и численности работников создаются службы (управления, отделы, секторы), вводятся должности специалиста по охране труда либо выполнение функций Службы возлагается на работника, имеющего специальную подготовку.

При этом в организациях введение должности специалиста по охране труда либо возложение функций Службы на работника, имеющего специальную подготовку, осуществляется по согласованию со специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда в пределах утвержденной общей численности работников указанных органов, специфики деятельности организаций, входящих в их структуру, с учетом класса профессионального риска.


6. В организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью менее пятидесяти работников и относящихся к 1 по 4 (включительно) классам профессионального риска, по решению работодателя создаются службы либо вводятся должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку.


7. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и нанимающие работников в соответствии с законодательством, а также в фермерских хозяйствах (при условии отсутствия производства по переработке сельскохозяйственной продукции) по решению работодателя вводятся должности специалиста по охране труда либо выполнение функций Службы возлагаются на работника, имеющего специальную подготовку.


8. Для осуществления функций Службы могут привлекаться профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящего Положения.


9. В организации, насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, кроме Службы создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.

Порядок создания и организации деятельности службы по безопасности дорожного движения в организациях устанавливается законодательством.


10. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, уполномоченными по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, Службой вышестоящей организации (при ее наличии), с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля на основании ежегодных планов, утверждаемых руководителем организации.

Во вновь создаваемых организациях службы обеспечивают первичную организацию работ по охране труда и внедрение системы управления охраной труда.

Структурными подразделениями в организации являются отделы, цеха, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.


11. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, актами Президента Республики Узбекистан, решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства.



ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ

ОХРАНЫ ТРУДА


12. Основными задачами Службы являются:

организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда, нормативных документов в области технического регулирования по охране труда, коллективного договора, соглашений по охране труда, других локальных нормативных актов организации;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда, внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда;

реализация мероприятий по организации обучения, подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников организации по вопросам охраны труда.


13. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:


1) в области организации работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда:

проводит совместно с представителями соответствующих подразделений, при участии уполномоченных по охране труда профессиональных союзов или иных представительных органов работников проверки, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

обеспечивает совершенствование форм и методов работы по созданию в организациях здоровых и безопасных условий труда;

разрабатывает совместно со структурными подразделениями организации мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также организует внедрение указанных мероприятий;

рассматривает и согласовывает проекты стандартов безопасности труда, правил и норм по охране труда, разработанных соответствующими учреждениями;


2) в области контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда, нормативных документов в области технического регулирования по охране труда, коллективного договора, соглашений по охране труда, других локальных нормативных актов организации:

принимает участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

осуществляет контроль за своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;

проводит проверки правильного применения средств индивидуальной защиты работников;

осуществляет контроль за своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

осуществляет контроль за соблюдением своевременного проведения обучения работников, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием в структурных подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

осуществляет контроль за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

осуществляет контроль за выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда по устранению причин, вызвавших несчастные случаи (из акта формы Н-1), исполнению предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с законодательством;

осуществляет контроль за организацией хранения документации (акты формы Н-1 и другие документы по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколы замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалы аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательством;

проводит внутренний аудит охраны труда в организации;

осуществляет контроль за расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании в организации;

осуществляет контроль за своевременным возмещением работнику трудового увечья, полученного при исполнении своих трудовых обязанностей;

осуществляет другие контрольные функции по соблюдению в организациях и их структурных подразделениях нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по охране труда;


3) в области организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда:

проводит анализ состояния и выявляет причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

оказывает помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

информирует работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;

разрабатывает совместно с руководителями подразделений и другими службами организации мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, обеспечивает их соответствие требованиям нормативно-правовых актов и документов в области технического регулирования по охране труда, а также оказывает организационную помощь по выполнению запланированных мероприятий;

составляет совместно с руководителями подразделений и соответствующих служб перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

разрабатывает порядок проведения внутреннего аудита организации;

организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния структурных подразделений, разработке и выполнению комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также принимает участие в разработке соглашений по охране труда между работодателем и профсоюзами или иными представительными органами работников;

осуществляет мониторинг состояния и составления отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

принимает участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

принимает участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;


4) в области информирования и консультирования работодателя и работников организации по вопросам охраны труда, внедрения передового опыта и научных разработок по охране труда, пропаганды вопросов охраны труда:

подготавливает и представляет руководству организации предложения по разработке и внедрению более совершенных методов, устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;

принимает участие в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научно-прикладных разработок по охране труда;

оказывает методическую помощь руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, системы стандартов безопасности труда;


5) в области реализации мероприятий по организации обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации по вопросам охраны труда:

разрабатывает программы обучения, переподготовки, повышения квалификации работников организации по вопросам охраны труда;

формирует списки должностей, направляемых для повышения квалификации в области охраны труда;

проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

принимает участие в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знаний инженерно-технических работников и служащих, правил и норм охраны труда, инструкций по технике безопасности;

осуществляет руководство работой охраны труда, организацию пропаганды и широкого освещения вопросов охраны труда;

организует обеспечение структурных подразделений организации правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказывает им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда;

информирует работников организации о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативно-правовых актах по охране труда.


14. Служба может осуществлять и другие функции в соответствии со спецификой деятельности организации и поручениями руководства организации.


15. Функции Службы могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе в установленном законодательством порядке.


16. Запрещается возложение на Службу функций, не предусмотренных настоящим Положением.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ


17. Работники Службы имеют право:

беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, изучать в пределах своей компетенции документацию по вопросам охраны труда;

проверять состояние условий и охраны труда во всех структурных подразделениях организации и предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда, контролировать их выполнение;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

запрещать (приостанавливать) эксплуатацию машин, оборудования и приспособлений, останавливать процесс производства в цехах, на участках, рабочих местах в случаях выявления нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя. При этом разрешение на возобновление эксплуатации машин, оборудования и производства имеет право давать исключительно руководитель или главный инженер организации на основании заключения Службы;

привлекать по согласованию с руководством организации соответствующих специалистов других структурных подразделений к проверкам состояния охраны труда в организации;

запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений организации необходимые сведения и материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения правил и норм охраны труда, инструкций по безопасным методам и приемам труда;

вносить руководству организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда и привлечению к ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении правил и норм охраны труда, инструкций по безопасным методами приемам труда;

требовать от структурных подразделений организации представления справок, данных, отчетов, иной информации, необходимых для осуществления своей деятельности и контрольных функций;

обращаться в специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда по вопросам нарушения требований законодательных актов и нормативных документов в области технического регулирования по охране труда.

Служба может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


18. Работники Службы обязаны:

надлежаще и эффективно выполнять задачи и функции, возложенные на них настоящим Положением и иными актами законодательства;

незамедлительно сообщать руководству о выявленных нарушениях законодательства об охране труда в организации и входящих в ее структуру подразделениях;

предоставлять документы и другие сведения, касающиеся деятельности Службы, специальному уполномоченному государственному органу в области охраны труда;

в установленным порядке и сроках повышать квалификацию и проходить аттестацию.

Служба может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ

В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


19. Работодатель (руководитель организации) обязан:

организовать деятельность службы в случаях и порядке, установленных настоящим Положением;

обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий и функций;

организовать рабочие места работников Службы в отдельном помещении, оборудованном для приема посетителей, обеспечивать современной оргтехникой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для данного вида производства с учетом специфики работ, техническими средствами связи;

предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативно-правовой и справочной базой по охране труда, для осуществления функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок);

организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда;

обеспечивать прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации работниками в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Положения, с сохранением за ними среднего заработка на период обучения;

выделять на переподготовку и повышение квалификации работников в сфере охраны труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным соглашением, коллективным договором и иным локальным нормативным актом.

Работники Службы не несут расходы за подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организации в сфере охраны труда.


20. Начальник Службы:

осуществляет руководство Службой, планирует и организует ее работу;

разрабатывает должностные инструкции работников Службы;

несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на Службу задач и функций, отвечает за представление отчетности;

координирует работу структурных подразделений по охране труда в организации;

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию Службы;

представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Службе, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

обеспечивает предоставление сведений, информации, материалов по вопросам охраны труда органу государственного надзора и контроля в области охраны труда.



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К РУКОВОДИТЕЛЮ И СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ


21. Структура Службы и численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих в организации, характера условий труда, класса профессионального риска и других факторов согласно приложению N 2 к настоящему Положению.


22. На должность начальника Службы назначаются лица, имеющие высшее инженерно-техническое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в установленном законодательством порядке.

Начальник Службы (инженеры по охране труда), специалисты по охране труда организаций республиканского уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и являются подотчетным Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.


23. На должность начальника Службы (кроме субъектов малого предпринимательства) назначается лицо, имеющее высшее инженерно-техническое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в установленном законодательством порядке.

Начальник Службы, специалисты по охране труда, инженер по охране труда организации территориального уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с территориальными органами занятости и являются подотчетными территориальному управлению занятости.


24. На должность специалистов Службы или специалиста по охране труда (при введении должности) назначаются лица, имеющие высшее инженерно-техническое образование, без предъявления требований к стажу работы.

Специалисты Службы территориального уровня назначаются и освобождаются от должности по согласованию с территориальными органами занятости.


25. При принятии на должность работника Службы с кандидатом проводится собеседование.

Собеседование с кандидатом проводится при наличии представления организации, подписанного непосредственно руководителем, в течение десяти рабочих дней.


26. В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан собеседование проводят ответственный за данную сферу заместитель министра, заместитель начальника государственной трудовой инспекции - главный государственный технический инспектор по охране труда, главный государственный эксперт по условиям труда.

В Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан собеседование проводят министр, первый заместитель министра, заместитель начальника государственной трудовой инспекции - главный государственный технический инспектор по охране труда.

В главных управлениях занятости областей и города Ташкента собеседование проводят начальник управления, первый заместитель начальника управления, заместитель начальника государственной трудовой инспекции - главный государственный технический инспектор по охране труда.


27. По итогам собеседования ответственный орган в течение трех рабочих дней информирует организацию о прохождении или непрохождении кандидатом собеседования.


28. Все категории лиц, указанные в пунктах 22 - 24 настоящего Положения, при назначении на должность должны пройти переподготовку либо повышение квалификации в сфере охраны труда на Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Работники Службы органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах и организаций не реже одного раза в три года осуществляют повышение квалификации на Республиканских курсах повышения квалификации работников органов по труду Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.


29. Стаж работы в качестве работника Службы органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и организаций при переходе на работу в другие органы либо организации засчитывается в стаж работы для начисления и выплаты надбавок за категории профессионализма и доплат за выслугу лет.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


30. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей и функций работники Службы привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.


31. Специалисты Службы в целях представления и защиты общих интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством.


32. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения осуществляет специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда и его территориальные органы.


33. Специально уполномоченный государственный орган в области охраны труда и его территориальные органы в пределах компетенции принимают меры, направленные на устранение выявленных нарушений со стороны служб охраны труда и других должностных лиц требований настоящего Положения и иных актов законодательства, регулирующих деятельность служб.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



НОРМАТИВЫ

численности служб охраны труда организаций


    

N

Наименование

службы охраны труда

    

Установленная

штатная численность


1

Служба охраны труда

9 и более человек*

2

Управление охраны труда

6 - 8

3

Отдел охраны труда

4 или 5

4

Сектор по охране труда

3

5

Специалист по охране труда

1

           


*) За каждые дополнительные 50 штатных единиц численности персонала дополнительно вводится 1 единица специалиста по охране труда.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



РЕКОМЕНДОВАННАЯ

структура служб охраны труда организаций

  

N

Среднесписочная

численность работников

организации

  

По классам профессионального риска*

    

1 класс

   

со 2 класса

до 10 класса

   

с 10 класса

до 15 класса

с 15 класса по 20 класс

включительно

1

Численность работников менее 50 человек

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

2

Численность работников от 51 до 100 человек включительно

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается отдел охраны труда

3

Численность работников от 101 до 500 человек включительно

Возлагается на одного из руководителей организации

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается сектор охраны труда

Создается Управление охраны труда

4

Численность работников 501 и более человек

Вводится должность специалиста по охране труда

Создается сектор охраны труда

Создается Управление охраны труда

Создается Служба охраны труда, состоящая из отделов и секторов охраны труда

   


*) Классы профессионального риска определяются в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 24 июня 2009 года N 177 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя"".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 декабря 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 12, ст. 320