Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 06.12.2019 г. N ЗРУ-588 "О профессиональных союзах" (Принят Законодательной палатой 24.10.2019 г., одобрен Сенатом 30.11.2019 г.)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.12.2019 г.

N ЗРУ-588



О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ


Принят Законодательной палатой 24 октября 2019 года

Одобрен Сенатом 30 ноября 2019 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области реализации гражданами права на объединение в профессиональные союзы, а также создания и организации деятельности профессиональных союзов.



Статья 2. Законодательство о профессиональных союзах

Законодательство о профессиональных союзах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Законодательством могут быть установлены особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, Службе государственной безопасности, Национальной гвардии Республики Узбекистан и других воинских формированиях.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о профессиональных союзах, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


профессиональный союз (профсоюз) - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду их деятельности или учебы, создаваемое в целях представительства и защиты их трудовых, иных социально-экономических прав и интересов, действующее на основании собственного устава;


первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих у одного или нескольких работодателей или учащихся в соответствующем образовательном учреждении, действующее на основании устава соответствующего профсоюза;


объединение профсоюзов - добровольное объединение, создаваемое в целях координации и достижения единства действий в реализации и защите профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику, признаку;


подразделение профсоюза - подразделение, образуемое в соответствии с уставом профсоюза, осуществляющее его функции или их часть на соответствующей территории.



Статья 4. Право на объединение в профсоюзы

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность, а также лица, достигшие возраста пятнадцати лет, обучающиеся в средних специальных, профессиональных, высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях (далее - работники), без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профсоюзы, а также право вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.



ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

Статья 5. Основные принципы деятельности профсоюзов

Основными принципами деятельности профсоюзов являются:

законность;

добровольность;

недопустимость дискриминации;

независимость и самоуправление;

равноправие;

гласность и открытость.



Статья 6. Принцип законности

Профсоюзы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять Конституцию Республики Узбекистан, настоящий Закон и иные акты законодательства.



Статья 7. Принцип добровольности

Граждане имеют право по своему выбору добровольно создавать профсоюзы для защиты своих законных интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Порядок и условия вступления в члены профсоюза и выхода из него, а также сохранения членства в профсоюзе после прекращения трудового договора регулируются уставом соответствующего профсоюза.

Не допускается воспрепятствование осуществлению права граждан на объединение в профсоюзы, а также их принуждение к вступлению в профсоюз или выходу из него.



Статья 8. Принцип недопустимости дискриминации

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, иных социально-экономических, политических, личных прав, свобод и законных интересов граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также прекращение трудового договора с работником принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

Письменные или устные обязательства работника по невступлению в профсоюз или выходу из него являются недействительными.

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзу, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации, возмещении причиненного материального ущерба и компенсации морального вреда.



Статья 9. Принцип независимости и самоуправления

Профсоюзы независимы в своей деятельности, в том числе финансовой деятельности, от органов государственной власти и управления, не подотчетны и не подконтрольны им, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют организационную структуру, избирают профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, а также другие мероприятия.



Статья 10. Принцип равноправия

Все члены профсоюзов равны в отношении своих прав и обязанностей, установленных настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами, уставами профсоюзов или локальными актами.

Профсоюзы имеют равные права независимо от отраслевой принадлежности, территориального расположения, участия в объединении профсоюзов или иного признака.



Статья 11. Принцип гласности и открытости

Деятельность профсоюзов, их объединений является гласной и открытой. Уставы и положения, принимаемые профсоюзами, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, во всемирной информационной сети Интернет, в том числе на их официальных веб-сайтах.



ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ,

ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 12. Гарантии невмешательства

в деятельность профсоюзов, их объединений

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов профсоюзов, их объединений.

Государственные органы, их должностные лица, работодатели обеспечивают соблюдение прав профсоюзов, их объединений. Не допускается вмешательство в деятельность профсоюзов, их объединений, в том числе требование предоставления каких-либо документов об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Не допускается прекращение деятельности профсоюзов, их объединений по инициативе государственных органов, их должностных лиц, работодателей.



Статья 13. Государственная поддержка

деятельности профсоюзов

Государство может оказывать поддержку деятельности профсоюзов в форме субсидий, грантов и социальных заказов.

Государство может оказывать и иную поддержку деятельности профсоюзов в соответствии с законодательством.



Статья 14. Гарантии права собственности профсоюзов

Собственность профсоюзов неприкосновенна и охраняется законом. Имущество профсоюзов не подлежит национализации, реквизиции и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных законом.


Статья 15. Гарантии для работников, избранных

в профсоюзные органы и не освобожденных

от производственной работы

Не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию:

работники, избранные в состав профсоюзного органа и не освобожденные от производственной работы, без согласия этого органа;

руководители профсоюзных органов в подразделениях организации без согласия соответствующего профсоюзного органа;

руководители профсоюзных органов в организации без согласия соответствующего объединения профсоюзов.

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя с лицами, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от производственной работы, допускается, помимо соблюдения общего порядка прекращения трудового договора, с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а с председателем профсоюзного органа организации, кроме того, - с согласия соответствующего объединения профсоюзов.

Членам профсоюзных органов, не освобожденным от своей производственной работы, предоставляется на условиях, определяемых коллективным договором, соглашением, время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива, а также краткосрочной учебы по линии профсоюза.

Члены профсоюзных органов освобождаются от производственной работы с оплатой в размере среднего заработка за счет средств профсоюза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, а также в работе их пленумов и президиумов.

В случаях, предусмотренных уставом профсоюза, в организациях могут избираться организаторы профсоюза или организаторы групп профсоюза, на которых распространяются гарантии, предусмотренные настоящей статьей.



Статья 16. Гарантии для работников, избранных

в профсоюзные органы и освобожденных

от производственной работы

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в профсоюзные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательством, коллективными договорами, соглашениями.



Статья 17. Дополнительные трудовые гарантии для работников,

избравшихся в профсоюзные органы

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав профсоюзных органов, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.



Статья 18. Обязанности работодателя по созданию условий

для осуществления деятельности профсоюзов

Работодатель обязан:

соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с профсоюзами, а в случаях, предусмотренных законодательными и нормативными актами о труде, получать их согласие;

своевременно рассматривать предложения профсоюзов и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать представителей профсоюзных органов к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

безвозмездно предоставлять профсоюзам необходимую информацию по вопросам, касающимся социально-экономических прав и интересов работников;

обеспечивать необходимые условия для выполнения профсоюзами их функций;

предоставлять лицам, избранным в состав профсоюзных органов и не освобожденным от производственной работы, время для исполнения профсоюзных обязанностей в рабочее время. При этом время для исполнения профсоюзных обязанностей не может быть менее 30 процентов от количества часов рабочей недели;

отчислять профсоюзам средства на цели и в размерах, установленных коллективным договором, соглашением;

при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, своевременно перечислять на соответствующий счет профсоюза удержанные профсоюзные членские взносы из заработной платы работников, если такое предусмотрено коллективным договором, соглашением.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ

И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ,

ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ПЕРВИЧНЫХ

ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 19. Создание профсоюзов, их объединений,

подразделений и первичных профсоюзных организаций

Профсоюзы осуществляют свою деятельность с образованием юридического лица в форме общественного объединения.

Профсоюзы создаются по инициативе работников одной или нескольких организаций.

Подразделения профсоюзов, первичные профсоюзные организации могут быть созданы со статусом юридического лица или без статуса юридического лица. Профсоюзы ведут учет своих первичных профсоюзных организаций, в том числе не имеющих статуса юридического лица.

Профсоюзы действуют на основании устава, зарегистрированного в органах юстиции.

Государственные органы, их должностные лица, работодатели не могут быть инициаторами создания профсоюзов, их объединений, а также членами их руководящих органов.

Инициаторы создания профсоюза, объединения профсоюзов созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав, а также образуются руководящие органы.

Профсоюзы, их объединения, а также подразделения и первичные профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, считаются созданными с момента государственной регистрации.



Статья 20. Устав профсоюза, объединения профсоюзов

В уставе профсоюза, объединения профсоюзов предусматриваются:

наименование, цели и задачи;

организационно-правовая форма, территория, в пределах которой осуществляется деятельность;

категории и профессиональные группы объединяемых работников;

условия принятия в члены профсоюза, объединения профсоюзов и выхода (исключения) из него;

порядок уплаты членских взносов и их размеры;

права и обязанности членов;

структура и руководящие органы, при необходимости, контрольно-ревизионные органы;

компетенция и порядок формирования профсоюзных органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

источники формирования денежных средств и иного имущества, а также порядок управления им;

порядок и сроки отчетности перед членами;

порядок реорганизации и ликвидации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Устав профсоюза, объединения профсоюзов может содержать описание их символики.

В уставе могут быть предусмотрены и иные положения, относящиеся к деятельности профсоюза, объединения профсоюзов, не противоречащие законодательству.

Требования устава объединения профсоюзов обязательны для профсоюзов, являющихся членами объединения профсоюзов.



Статья 21. Государственная регистрация профсоюзов,

их объединений, подразделений и первичных

профсоюзных организаций

Государственная регистрация профсоюзов, их объединений, а также подразделений и первичных профсоюзных организаций, являющихся юридическими лицами, осуществляется органами юстиции.



Статья 22. Символика профсоюзов, их объединений

Профсоюзы, их объединения могут иметь флаг, эмблему, вымпел и другую символику. Символика профсоюзов, их объединений не должна совпадать с государственной символикой.

Символика профсоюзов, их объединений утверждается их руководящим органом в соответствии с уставом и подлежит государственной регистрации.



Статья 23. Реорганизация и прекращение деятельности

профсоюзов, их объединений, подразделений

и первичных профсоюзных организаций

Реорганизация профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций осуществляется по решению их руководящего органа, определяемого уставом.

Прекращение деятельности профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций осуществляется по решению их руководящего органа или в судебном порядке.

Деятельность профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций не может быть прекращена или приостановлена в административном порядке.



ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФСОЮЗОВ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

И ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 24. Имущество профсоюзов, их объединений,

подразделений и первичных профсоюзных организаций

Профсоюзы, их объединения, а также подразделения и первичные профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, инвентарь, денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Подразделение профсоюза, первичная профсоюзная организация, не имеющие статуса юридического лица, вправе иметь специальный банковский счет, открываемый соответствующим профсоюзом или его подразделением либо по их заявлению работодателем в обслуживающем его банке, свободно распоряжаться денежными средствами, находящимися на указанном счету. Взыскание по обязательствам работодателя со специального счета профсоюзной организации не допускается.

Профсоюзам, их объединениям, подразделениям и первичным профсоюзным организациям запрещается оказывать какую-либо финансовую поддержку объединениям работодателей (союзам, ассоциациям) и политическим партиям.



Статья 25. Источники формирования имущества профсоюзов,

их объединений, подразделений и первичных

профсоюзных организаций

Источниками формирования имущества профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций могут быть:

членские взносы;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

поступления от предпринимательской деятельности;

другие поступления, не запрещенные законодательством.

Источники, порядок формирования и использования имущества профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций определяются их учредительными документами.

Средства, полученные из источников формирования имущества профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций, используются для достижения целей и решения задач, определенных их учредительными документами.



Статья 26. Предпринимательская деятельность профсоюзов,

их объединений, подразделений и первичных

профсоюзных организаций

Профсоюзы, их объединения, а также подразделения и первичные профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, могут заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих целям и задачам, определенным их учредительными документами.

Профсоюзы, их объединения, а также подразделения и первичные профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с целями и задачами, определенными их учредительными документами, имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать коммерческие организации, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.



ГЛАВА 6. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ,

ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

И ПЕРВИЧНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 27. Право на участие в решении вопросов

защиты социально-экономических прав

и интересов работников

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право принимать участие в решении вопросов обеспечения занятости населения, защиты высвобождаемых работников, а также иных вопросов защиты социально-экономических прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе обращаться в суд с исковым заявлением, а также с заявлением о вынесении судебного приказа в защиту трудовых прав работников.



Статья 28. Право на участие в разработке проектов

нормативно-правовых актов и нормативных документов

в области технического регулирования

Профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников.

Проекты нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, затрагивающие социально-экономические права и интересы работников, в обязательном порядке подлежат согласованию с соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов.



Статья 29. Право на ведение коллективных переговоров

и заключение коллективных договоров и соглашений

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников, интересы которых они представляют.

Запрещается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателя.



Статья 30. Права в области содействия занятости

Профсоюзы, их объединения имеют право принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по обеспечению занятости, в том числе по созданию новых и сохранению существующих рабочих мест, улучшению деятельности организаций, предотвращению массового высвобождения работников.

Работодатель своевременно, не менее чем за два месяца, представляет соответствующему профсоюзу или объединению профсоюзов, представляющему интересы работников, информацию о возможном массовом высвобождении работников и проводит консультации, направленные на смягчение последствий высвобождения.

Профсоюзы, их объединения имеют право вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения о приостановлении на срок до шести месяцев решения работодателя о массовом высвобождении работников.

В случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением, прекращение трудового договора по инициативе работодателя без предварительного согласия соответствующего профсоюза или первичной профсоюзной организации не допускается, если иное не предусмотрено законодательством.



Статья 31. Права в области социальной защиты работников

Профсоюзы, их объединения имеют право участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня и прожиточного минимума.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе принимать участие в работе ликвидационных комиссий при реорганизации или ликвидации организаций.



Статья 32. Право на получение информации

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право безвозмездно получать от государственных органов, их должностных лиц, работодателей информацию по вопросам социально-экономических прав и интересов работников.



Статья 33. Права в области охраны труда

Профсоюзы, их объединения имеют право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации в области охраны труда имеют право:

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

вносить предложения работодателю о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников, а также об устранении нарушений требований охраны труда;

изучать состояние охраны труда, контролировать выполнение обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых средств производства;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие на заседаниях медико-социальной экспертной комиссии;

принимать участие в разработке проектов нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

обращаться в суд в защиту права работника на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда.



Статья 34. Права в области осуществления

общественного контроля

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право на осуществление общественного контроля на рабочих местах за соблюдением работодателями требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также коллективных договоров и соглашений.



Статья 35. Право на защиту интересов работников

при рассмотрении трудовых споров

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право участвовать в работе комиссий по трудовым спорам, порядок создания и деятельность которых определяются законодательством.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров.

Для защиты социально-экономических прав и интересов работников профсоюзы, их объединения могут создавать юридические и иные службы, а также привлекать соответствующих специалистов на договорной основе.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе вносить руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также вносить руководителям организаций представления о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах при обращении с исками по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, в порядке, установленном законодательством.



Статья 36. Право на участие в заключении

международных договоров Республики Узбекистан

и мониторинге за их исполнением

Профсоюзы, их объединения могут участвовать в заключении международных договоров Республики Узбекистан, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, и мониторинге за их исполнением.

Профсоюзы, их объединения вправе заслушивать информацию соответствующих государственных органов, их должностных лиц, работодателей об исполнении международных договоров Республики Узбекистан, касающихся социально-экономических прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, вступать в международные и другие профсоюзные объединения, организации.



ГЛАВА 7. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 37. Объект общественного контроля

Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов, их должностных лиц, работодателей по:

обеспечению исполнения нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников;

выполнению коллективных договоров и соглашений, реализации проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.



Статья 38. Обращения и запросы

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе обращаться в государственные органы, к их должностным лицам, работодателям, их объединениям (союзам, ассоциациям) с заявлениями, жалобами и предложениями, направлять им запросы.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе обсуждать полученную информацию с участием представителей государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), коллегиальных органов управления организаций.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе запрашивать и получать справки и иные документы, необходимые для защиты социально-экономических прав и интересов работников, из государственных органов, а также организаций, которые обязаны выдавать запрошенные документы или их заверенные копии.

Право профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций на информацию может быть ограничено в случае, если указанная информация отнесена в установленном законом порядке к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.



Статья 39. Участие на открытых коллегиальных заседаниях

государственных органов, работодателей,

их объединений (союзов, ассоциаций)

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации имеют право участвовать на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), которые обязаны создать условия для их участия на своих открытых коллегиальных заседаниях.

На заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении вопросов, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, приглашается представитель наиболее массового объединения профсоюзов.



Статья 40. Общественное обсуждение

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации могут проводить общественные обсуждения проектов нормативно-правовых актов, нормативных документов в области технического регулирования, решений государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), касающихся социально-экономических прав и интересов работников.



Статья 41. Общественное слушание

В целях обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц, работодателей по выполнению требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, затрагивающих социально-экономические права и интересы работников, профсоюзы, их объединения, подразделения могут проводить общественные слушания.

В целях обсуждения вопросов, касающихся деятельности работодателей по выполнению требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, затрагивающих социально-экономические права и интересы работников, первичные профсоюзные организации могут проводить общественные слушания.

Общественные слушания могут проводиться с участием представителей государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), других институтов гражданского общества и членов профсоюзов.



Статья 42. Общественный мониторинг

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации могут проводить общественный мониторинг исполнения нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также коллективных договоров и соглашений.



Статья 43. Общественная экспертиза

Профсоюзы, их объединения могут проводить общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов, нормативных документов в области технического регулирования, решений государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также проектов коллективных договоров и соглашений.

В случае несогласия с содержанием проекта нормативно-правового акта, нормативного документа в области технического регулирования в целом или в какой-либо его части профсоюз, объединение профсоюзов вправе вносить соответствующее заключение в орган, принимающий нормативно-правовой акт, нормативный документ в области технического регулирования.

Рекомендации и письменные запросы профсоюза, объединения профсоюзов о необходимости внесения изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, нормативных документов в области технического регулирования, препятствующих или ограничивающих права и законные интересы работников, подлежат обязательному рассмотрению с последующим направлением в профсоюз, объединение профсоюзов обоснованных заключений о результатах их рассмотрения.

Общественная экспертиза проектов решений работодателей, коллективных договоров и соглашений также может быть осуществлена подразделениями профсоюзов и первичными профсоюзными организациями.



Статья 44. Образование инспекций профсоюзов

В целях осуществления общественного контроля за соблюдением нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, в структуре профсоюзов, их объединений и подразделений могут быть созданы инспекции (далее - инспекции профсоюзов), в которых осуществляют деятельность соответствующие инспекторы профсоюзов.

Положение об инспекции профсоюзов утверждается соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов.



Статья 45. Права и обязанности инспекторов профсоюзов

Инспекторы профсоюзов при осуществлении своей деятельности имеют право:

запрашивать и безвозмездно получать от государственных органов, организаций, их должностных лиц, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций) справки и иные документы, статистические данные и иную информацию, необходимые для выполнения своих функций;

выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-экономических прав и интересов работников;

в целях осуществления общественного контроля за соблюдением нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также на основании обращений членов профсоюза посещать организации, рабочие места;

участвовать в расследовании в установленном порядке несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и профессиональных заболеваний.

Инспекторы профсоюзов обязаны:

соблюдать требования законодательства;

не вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность организаций;

не разглашать, в том числе и после оставления должности, сведения, составляющие производственную или коммерческую тайну, с которыми инспекторы профсоюзов могли ознакомиться при осуществлении своих функций;

представлять соответствующему профсоюзному органу ежеквартальную информацию о выявленных нарушениях нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также принятых мерах по устранению и предупреждению указанных нарушений.

Информация, представляемая инспекторами профсоюзов, обобщается соответствующими профсоюзами, их объединениями и подлежит опубликованию на их официальных веб-сайтах, а также, при необходимости, в других источниках ежегодно не позднее 1 мая следующего года.

Инспекторы профсоюзов могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 46. Результаты общественного контроля

По результатам общественного контроля подготавливается итоговый документ в форме протокола, заключения, справки, предписания, представления либо иной форме, предусмотренной законодательством.

Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами и работодателями в обязательном порядке, и по ним принимаются решения. О результатах рассмотрения государственные органы и работодатели информируют соответствующие профсоюзы, их объединения.

Профсоюзы, их объединения в случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти условий коллективного договора, соглашения вправе направить им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. При отказе устранить эти нарушения или не достижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.

Профсоюзы, их объединения вправе направить материалы в Государственную трудовую инспекцию или правоохранительные органы в случае выявления фактов нарушения требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения вправе обнародовать результаты общественного контроля.



ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Статья 47. Социальное партнерство в сфере труда

и его основные принципы

Социальное партнерство в сфере труда - взаимодействие между работниками в лице профсоюзов (объединений профсоюзов), работодателями (объединениями работодателей (союзами, ассоциациями), государственными органами, направленное на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), государственными органами строится на основе принципов равноправия, полномочности представителей, уважения и учета интересов сторон, добровольности принятия обязательств.



Статья 48. Стороны социального партнерства в сфере труда

Сторонами социального партнерства в сфере труда являются:

работники в лице профсоюзов, их объединений, подразделений и первичных профсоюзных организаций;

работодатели, их объединения (союзы, ассоциации);

государственные органы.



Статья 49. Комиссии по социально-трудовым вопросам

Для обеспечения регулирования трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, консультаций, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии по социально-трудовым вопросам, наделенные необходимыми полномочиями.

На республиканском уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам. Членами комиссии являются представители республиканских объединений профсоюзов, республиканских объединений работодателей (союзов, ассоциаций), Кабинета Министров Республики Узбекистан, заинтересованных министерств и ведомств.

На отраслевом уровне образуются постоянно действующие комиссии по социально-трудовым вопросам. Членами комиссий являются представители отраслевых объединений профсоюзов, отраслевых объединений работодателей (союзов, ассоциаций), а по предложению сторон - также представители Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и иных заинтересованных министерств и ведомств.

На территориальном уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам. Членами комиссий являются представители территориальных объединений профсоюзов, территориальных объединений работодателей (союзов, ассоциаций), а также представители органов исполнительной власти на местах и иных заинтересованных государственных органов.

На уровне организаций для ведения коллективных переговоров образуются двусторонние комиссии из представителей первичной профсоюзной организации и представителей работодателя.



Статья 50. Формы социального партнерства в сфере труда

Профсоюзы, их объединения могут осуществлять социальное партнерство в форме:

проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению, а также изменению и дополнению коллективных договоров, соглашений;

осуществления общественного контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;

согласования проектов локальных актов организаций;

взаимных консультаций сторон по вопросам защиты социально-экономических прав и интересов работников;

участия в разработке и реализации программ социально-экономического развития организаций;

участия в соответствующих общественных советах при государственных органах.

Профсоюзы, их объединения вправе участвовать в социальном партнерстве и в других формах, не запрещенных законодательством.

Профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации в рамках социального партнерства могут инициировать, организовывать совместные мероприятия, а также участвовать в них.



ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 51. Разрешение споров

Споры в области деятельности профсоюзов разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства

о профессиональных союзах

Лица, виновные в нарушении законодательства о профессиональных союзах, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 53. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года N 638-ХII "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 344);


2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года N 639-XII "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 345);


3) раздел I Закона Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года N 320-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., N 1, ст. 20);


4) Закон Республики Узбекистан от 28 ноября 2016 года N ЗРУ-413 "О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 11, ст. 354);


5) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года N ЗРУ-522 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов в сфере безопасности и обороны" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 2, ст. 47).



Статья 54. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 55. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 декабря 2019 г.


"Народное слово", 7 декабря 2019 г.