Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.08.2022 г. N ПП-366 "О мерах по сокращению доли неформальной занятости и формированию баланса трудовых ресурсов на основе современных подходов"

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.08.2022 г.

N ПП-366



О МЕРАХ

ПО СОКРАЩЕНИЮ ДОЛИ НЕФОРМАЛЬНОЙ

ЗАНЯТОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ БАЛАНСА

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ

СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ


В целях совершенствования порядка формирования баланса трудовых ресурсов, обеспечения занятости и широкого вовлечения в предпринимательство безработных граждан, особенно женщин и выпускников, впервые вступающих на рынок труда, а также внедрения новых действенных механизмов уменьшения неформальной занятости:


1. Установить порядок, в соответствии с которым для уменьшения безработицы и сокращения доли неформальной занятости в махаллях:

а) начиная с 1 ноября 2022 года 10 видов деятельности, указанные в приложении N 1, включаются в перечень видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица;

б) начиная с 1 января 2023 года минимальная сумма социального налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, уменьшается с 50 процентов размера базовой расчетной величины в месяц до одного размера базовой расчетной величины в год (за исключением физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговых комплексах и на рынках);

в) начиная с 1 января 2023 года граждане, занимающиеся на личных приусадебных земельных участках видами деятельности, указанными в приложении N 2, и раз в год оплачивающие социальный налог в размере не менее однократного размера базовой расчетной величины, включаются в категорию официально занятого населения и данный период засчитывается в их трудовой стаж. При этом:

гражданам, занимающимся видами деятельности, указанными в приложении N 2, разрешается осуществлять оплату социального налога в добровольном порядке независимо от площади принадлежащего им приусадебного земельного участка или количества выращиваемых ими домашних животных и птиц;

ведение учета граждан, занимающихся видами деятельности, указанными в приложении N 2, осуществляется помощниками хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее - помощники хокимов);

г) начиная с 1 ноября 2022 года субъектам предпринимательства, обеспечившим занятость владельцев приусадебных земельных участков посредством кооперации и надомного труда, за счет Государственного фонда содействия занятости выделяются субсидии на приобретение и последующую передачу владельцам приусадебных земель:

птицы (кур, перепелок, уток, гусей, индюков), клеток для содержания птицы, кормов и лекарственных средств;

саженцев винограда и виноградной лозы;

пчелиных семей, ящиков для пчелиных семей и кормов;

кроликов, клеток для кроликов и кормов;

мальков рыб, искусственных водоемов и кормов.

При этом указанная субсидия выделяется на основании рекомендации помощников хокимов из расчета до 20-кратного размера базовой расчетной величины на одного владельца приусадебного земельного участка.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.) и Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства (Убайдуллаев М.) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.


2. Разрешить с 1 января 2023 года:

индивидуальным предпринимателям выполнять несложные общестроительные и ремонтно-строительные работы (бетонные, малярные, штукатурные работы, кладка кирпича и кафеля, перфорационные, столярные, слесарные и прочие общестроительные работы) (далее - общестроительные работы), в том числе и для юридических лиц;

строительно-подрядным организациям привлекать на договорной основе индивидуальных предпринимателей для выполнения общестроительных работ.

Определить, что:

индивидуальным предпринимателям разрешается нанимать до пяти работников для выполнения общестроительных работ;

индивидуальным предпринимателям, занимающимся выполнением общестроительных работ и нанявшим не менее трех работников, за счет средств Государственного фонда содействия занятости выделяется субсидия на приобретение орудий труда и оборудования. При этом размер субсидии на одного работника не должен превышать 15-кратного размера базовой расчетной величины.


3. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с помощниками хокимов:

оказывать содействие физическим лицам, неофициально занимающимся общестроительными работами в махаллях, а также гражданам, осуществлявшим деятельность в сфере строительства в зарубежных государствах и вернувшимся в Республику Узбекистан, в прохождении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, а также получении субсидий, определенных актами законодательства;

в целях создания благоприятных условий для лиц, выполняющих разовую работу, до 1 марта 2024 года принять меры по созданию центров разового труда в местах их массового скопления, в том числе на основе государственно-частного партнерства, а также оказанию в этих центрах услуг, связанных с трудоустройством незанятого населения.


4. Министерству строительства (Закиров Б.):

проводить пропагандистскую работу среди строительно-подрядных организаций по широкому привлечению индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам;

широко привлекать индивидуальных предпринимателей к общестроительным работам, выполняемым в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан, "Обод кишлок" и "Обод махалла".


5. Утвердить:

"Дорожную карту" по сокращению доли неформальной занятости в 2022-2024 годах согласно приложению N 3;

Целевые показатели сокращения доли неформальной занятости в 2023-2026 годах согласно приложению N 4.


6. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.), Министерством инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.), Министерством финансов (Ишметов Т.) и Государственным налоговым комитетом (Кудбиев Ш.):

ежеквартально проводить опрос среди граждан, неформально занятых в махаллях;

по результатам проведенных опросов выявлять факторы, порождающие неформальную занятость, а также принимать меры, необходимые для ее ликвидации;

ежеквартально разрабатывать и вносить в Кабинет Министров предложения о ликвидации выявленной неформальной занятости в разрезе регионов и видов экономической деятельности;

ежегодно реализовывать практические меры, необходимые для оформления в установленном порядке деятельности не менее 500 тысяч неформально занятых лиц.


7. Внедрить с 1 ноября 2022 года порядок регистрации и учета трудоспособного населения, в соответствии с которым ведется учет нижеследующей категории занятого населения:

лиц, осуществляющих деятельность в юридических лицах, - в Межведомственном программно-аппаратном комплексе "Единая национальная система труда", расчете налога на доходы физических лиц и государственной статистической отчетности;

индивидуальных предпринимателей и нанятых ими работников, самозанятых лиц и лиц, занятых в дехканских хозяйствах, - в информационной базе Государственного налогового комитета;

ремесленников - в информационной базе Ассоциации "Хунарманд";

лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах и обучающихся профессиям, - в информационной системе "Служба занятости" Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выехавших в зарубежные государства для осуществления временной трудовой деятельности, - в информационной системе "Labour migration" Агентства по внешней трудовой миграции и информационной базе Министерства внутренних дел;

граждан, занятых на личных приусадебных земельных участках, - в информационной системе внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов и информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства;

лиц, занятых на выделенных им земельных участках сельскохозяйственного назначения, - в информационной базе Министерства сельского хозяйства и Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете;

лиц, занятых в производственных кооперативах и надомным трудом, - в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства и информационной системе "Служба занятости" Министерства занятости и трудовых отношений;

лиц, выращивающих коконы в домашних условиях, занимающихся ручным ковроткачеством из шелка и шелкоткачеством, а также выращивающих на личных приусадебных земельных участках плоды и саженцы тутовника, - в информационной базе Ассоциации "Узбекипаксаноат";

лиц, выполняющих разовую и сезонные работы, членов семей, помогающих субъектам предпринимательства, и лиц, занятых на семейных предприятиях, - в информационной базе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства, на онлайн-площадке биржи заявок "Mening ishim" Министерства занятости и трудовых отношений, в информационной базе Государственного налогового комитета;

безработных граждан, зарегистрированных в центрах содействия занятости районов (городов), - в информационной системе "Служба занятости" Министерства занятости и трудовых отношений.


8. Министерству занятости и трудовых отношений в трехмесячный срок обеспечить:

совместно с Государственным налоговым комитетом, Государственным комитетом по статистике, а также соответствующими министерствами и ведомствами интеграцию Межведомственного программно-аппаратного комплекса "Единая национальная система труда" с источниками информации, указанными в пункте 7 настоящего постановления;

разработку баланса трудовых ресурсов Республики Узбекистан в разрезе городов и районов на основе данных, собранных в Межведомственном программно-аппаратном комплексе "Единая национальная система труда".


9. Согласиться с предложением Агентства по делам молодежи, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования о ведении в течение трех лет мониторинга состояния занятости выпускников общих средних, профессиональных и высших образовательных учреждений путем внедрения функционала "Занятость выпускников" на платформе "Ёшлар дафтари".

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством по делам молодежи в месячный срок обеспечить интеграцию платформы "Ёшлар дафтари" с информационными системами и ресурсами соответствующих министерств и ведомств.


10. Утвердить Прогнозные показатели услуг, оказываемых органами по труду трудовым мигрантам, вернувшимся из-за рубежа, в рамках проекта "Уз келажагимга узим инвестор" в 2023-2024 годах согласно приложению N 5.

Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) и Министерству финансов (Ишметов Т.) принять меры, необходимые для обеспечения занятости лиц, вернувшихся из трудовой миграции, включая их трудоустройство на постоянную и временную работу, привлечение к предпринимательству, обучение профессиям, а также выделения субсидий, предусмотренных актами законодательства.


11. Организовать Министерством занятости и трудовых отношений и Государственным налоговым комитетом совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана разработку и показ в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах, в социальных сетях видеороликов о:

негативном воздействии неформального труда на жизнь и здоровье, социальную безопасность, сохранение трудоспособности человека, а также отсутствии у лиц, занятых неформальным трудом, возможности накопления трудового стажа, предоставляющего право на государственное пенсионное обеспечение;

деятельности предпринимателей, вернувшихся из-за рубежа, наладивших свой бизнес и осуществляющих эффективную трудовую деятельность в рамках проекта "Уз келажагимга узим инвестор".


12. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 6.


13. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


14. Возложить на министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н.Б. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Осуществление контроля за исполнением настоящего постановления, а также координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                   Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



ПЕРЕЧЕНЬ

дополнительных видов деятельности (работ, услуг),

которыми могут заниматься самозанятые лица


  

N

  

Наименование направлений

  

1.

Посреднические услуги на рынках домашних животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и других)

  

2.

Посреднические услуги на рынках автомобилей

  

3.

Оказание риэлторских услуг (оказание содействия в поиске жилья для аренды, а также приобретении и отчуждении жилья)

  

4.

Услуги переработки и реализации молока и молочных изделий на дому

   

5.

Услуги аренды (проката) бытовых изделий (столов и стульев, посуды, оборудования и других)

  

6.

Изготовление изделий из гипса и ганча (домашней утвари, скульптур сказочных героев)

  

7.

Изготовление памятников, сувениров и декоративных изделий из камня и каменной продукции

  

8.

Плетение корзин, специальных емкостей для хлебной продукции и других изделий из дерева

  

9.

Выращивание коконов в домашних условиях, плодов, ростков и саженцев тутовника на личных приусадебных земельных участках, а также ткачество и реализация шелковой ткани и шелковых ковров на дому

  

10.

Гончарное ремесло

  

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



ПЕРЕЧЕНЬ

дополнительных видов деятельности, осуществляемых

на личных приусадебных земельных участках


  

N

  

Наименование направлений

  

1.

Животноводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и другие)

  

2.

Тепличное хозяйство

  

3.

Птицеводство (перепелки, индейки, гуси, утки)

  

4.

Кролиководство

  

5.

Пчеловодство

  

6.

Рыбоводство

  

7.

Садоводство

  

8.

Лимоноводство

   

9.

Цветоводство

  

   





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по сокращению доли неформальной занятости

в 2022-2024 годах


   

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизмы реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

  

I. АНАЛИЗ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

  

1.

Совершенствование инструментов изучения и анализа неформальной занятости.

1. Осуществление на постоянной основе диагностики неформальной занятости в регионах. При этом:

проведение опроса среди неформально занятых граждан в махаллях;

выявление по результатам опроса факторов, порождающих неформальную занятость;

создание карты неформальной занятости в разрезе регионов и видов экономической деятельности;

принятие мер по устранению выявленных факторов, порождающих неформальную занятость.


2. Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений по ликвидации неформальной занятости в разрезе регионов и видов экономической деятельности на ежеквартальной основе.

В 2022-2024 годах

ежеквартально

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Государственный комитет по статистике (Б. Бегалов), заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

  

2.

Проведение исследований по анализу и сокращению неформальной занятости совместно с международными организациями.

Проведение исследований по вопросам неформальной занятости совместно с Международной организацией труда, Программой развития ООН, Всемирным банком, Азиатским банком развития и другими зарубежными организациями с изучением мирового опыта. При этом:

привлечение к процессу исследований передовых международных экспертов сферы;

изучение опыта стран, достигших успехов в сокращении неформальной занятости;

разработка и внесение в Кабинет Министров предложений о внедрении в практику передового зарубежного опыта.

В 2023-2024 годах

ежегодно во II квартале

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Государственный комитет по статистике (Б. Бегалов), министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента


3.

Анализ воздействия экономических реформ на рост формальной занятости.

Проведение анализа воздействия проводимых в стране экономических реформ на рост формальной занятости, в том числе изучение процессов:

приватизации и сдачи в аренду государственного имущества;

либерализации цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоресурсы;

сокращения хлопковых и зерновых площадей, а также передачи в аренду населению высвобожденных земельных участков на основе открытого конкурса;

выделения кредитов на развитие предпринимательства.

В 2023-2024годах

ежегодно в III квартале

Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство сельского хозяйства (А. Воитов), Министерство энергетики (Ш. Ходжаев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Центральный банк (М. Нурмуратов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Государственный комитет по статистике (Б. Бегалов), Агентство по управлению государственным имуществом (А. Ортиков), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

  

  

II. СТИМУЛИРОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

  

4.

Сокращение доли неформальной занятости путем расширения перечня видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица.

1. Анализ видов деятельности (работ, услуг), которые могут осуществляться самозанятыми лицами.

  

Август

2023 года


Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов)


2. Исходя из итогов анализа разработка и внесение

в установленном порядке в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта о расширении перечня видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица.

  

Ноябрь

2023 года

5.

Внедрение системы социальной защиты лиц, занятых на личных приусадебных земельных участках, в целях сокращения доли неформальной занятости.

1. Расширение видов деятельности, осуществляемых на личных приусадебных земельных участках, а также упрощение действующих требований законодательства по осуществлению деятельности в качестве официально занятого лица на приусадебном земельном участке.

 

Ноябрь

2022 года


Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (А. Хаитов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство финансов (Т. Ишметов)


2. Включение в категорию официально занятого населения граждан, занимающихся на личных приусадебных земельных участках предусмотренными законодательством видами деятельности и раз в год оплачивающих социальный налог в размере не менее однократного размера базовой расчетной величины, а также зачет данного периода в их трудовой стаж.

   

Январь

2023 года


6.

Уменьшение размера социального налога, выплачиваемого индивидуальными предпринимателями за своих наемных работников.

1. Уменьшение размера социального налога, выплачиваемого индивидуальными предпринимателями за своих наемных работников, с 50 процентов базовой расчетной величины в месяц до одного размера базовой расчетной величины в год.

  

Январь

2023 года

Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства

  

2. Принятие мер по увеличению в 2 раза общего количества рабочих мест, созданных индивидуальными предпринимателями.

Декабрь

2024 года



7.

Создание благоприятных условий для лиц, занятых на сезонных работах.

Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений по созданию благоприятных условий для лиц, занятых на сезонных работах, предусматривающих:

создание бригад для лиц, занятых на сезонных сельскохозяйственных работах и регистрацию их членов в качестве самозанятых лиц;

произведение единовременной стимулирующей выплаты руководителям бригад за каждое лицо, зарегистрированное в качестве самозанятого, в размере 20 процентов базовой расчетной величины за счет средств Государственного Фонда содействия занятости.

  

Ноябрь

2022 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство сельского хозяйства (А. Воитов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

  

8.

Подготовка предложений по поощрению граждан, неформально занятых в сфере оказания услуг и в дальнейшем оформивших свою деятельность в установленном порядке.

Подготовка и внесение в Кабинет Министров предложения по установлению льгот для граждан, неформально занятых в сфере оказания услуг и оформивших в дальнейшем свою деятельность в установленном порядке, предусматривающих выплату за счет Государственного Фонда содействия занятости субсидий:

в шестикратном размере базовой расчетной величины лицам, проработавшим в течение 6 месяцев после оформления своей деятельности в установленном порядке, - на покрытие расходов по обучению профессиям и иностранным языкам либо получение сертификата, подтверждающего квалификацию;

в трехкратном размере базовой расчетной величины лицам, проработавшим в течение 3 месяцев после оформления своей деятельности в установленном порядке, - на покрытие расходов по приобретению специальной одежды и средств защиты.

  

Ноябрь

2022 года

Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство финансов (Т. Ишметов)

9.

Подготовка предложения о возврате части оплаченной суммы социального налога субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в сферах производства и оказания услуг, увеличившим размер фонда оплаты труда.

Подготовка и внесение в Кабинет Министров предложения об установлении льгот, предусматривающих возврат суммы оплаченного социального налога субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в сферах производства и оказания услуг, увеличившим размер фонда оплаты труда:

в размере 0,5 процента суммы социального налога, оплаченной в прошлом году, - в случае увеличения размера годового фонда оплаты труда на 1 процент по отношению к прошлому году;

в размере 2 процентов суммы социального налога, оплаченной в прошлом году, - в случае увеличения размера годового фонда оплаты труда на 3 процента по отношению к прошлому году;

в размере 3,5 процента суммы социального налога, оплаченной в прошлом году, - в случае увеличения размера годового фонда оплаты труда на 5 процентов по отношению к прошлому году;

в размере 8 процентов суммы социального налога, оплаченной в прошлом году, - в случае увеличения размера годового фонда оплаты труда на 10 процентов по отношению к прошлому году.

  

Март

2023 года

Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство финансов (Т. Ишметов)

10.

Подготовка предложения об оформлении в установленном порядке деятельности лиц, неформально занятых в сфере сельского хозяйства.

Подготовка и внесение в Кабинет Министров предложений по оформлению в установленном порядке деятельности лиц, неформально занятых в отрасли сельского хозяйства, предусматривающих:

заключение сезонных трудовых договоров с лицами, работающими в сфере сельского хозяйства, на срок от 7 дней до 11 месяцев;

установление на срок до 1 января 2025 года для работников, оформивших сезонный трудовой договор, размера социального налога в размере 1 процента.

  

Январь

2023года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство финансов (Т. Ишметов)

11.

Создание благоприятных условий для работников, осуществляющих деятельность дистанционно (фрилансеров).

Создание электронной платформы "freelancer.uz" для работников, осуществляющих деятельность дистанционно.

При этом создание на платформе возможности оказания таких услуг, как поиск заказчиков, заключение сделок, повышение профессиональной квалификации.

Апрель

2023 года

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев)

  

12.

Создание в махаллях отдаленных местностей центров разового труда.


Создание в махаллях отдаленных местностей центров разового труда. При этом:

приобретение для центров мини-оборудования и инвентаря (мотокультиваторов, машин размола сена, оборудования для мойки автотранспортных средств, стегального оборудования, кондитерских печей, бетономешалок, сварочных и металлорежущих аппаратов и других) за счет Фонда общественных работ;

передача в аренду оборудования и инвентаря безработным гражданам на льготной основе;

оставление оборудования и инвентаря в распоряжении этих граждан при полной оплате их стоимости;

осуществление регистрации лиц, использующих переданное им центрами оборудование и инвентарь, в качестве временно занятых.

  

В 2023-2024 годах,

создание по 5 центров в год

Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

13.

Включение в категорию официально занятого населения граждан, выезжающих в зарубежные государства для осуществления временной трудовой деятельности в организованном порядке.

Проведение двусторонних переговоров с зарубежными государствами, в частности Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Турецкой Республикой и Республикой Корея, в которых граждане Республики Узбекистан осуществляют трудовую деятельность, по:

учету трудового стажа граждан Республики Узбекистан в период их работы в зарубежных государствах;

перечислению во внебюджетный Пенсионный фонд социальных налоговых выплат, произведенных гражданами Республики Узбекистан в зарубежных государствах, в целях последующего учета данных платежей при назначении им пенсии в Узбекистане.

  

В течение

2022-2023 годов

Министерство иностранных дел (В. Норов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Внебюджетный пенсионный фонд (А. Хайдаров)

14.

Совершенствование деятельности центров разового труда, широкое привлечение негосударственных некоммерческих организаций к защите трудовых прав лиц, выполняющих разовую работу.

1. Проведение переговоров с некоммерческими негосударственными организациями по привлечению женщин, молодежи и иных нуждающихся слоев населения к разовой работе.

  

Ноябрь

2022 года


Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Организация семинаров о совершенствовании рынка разового труда совместно с негосударственными некоммерческими организациями.


Февраль

2023 года

3. Привлечение негосударственных некоммерческих организаций к исследованиям, проводимым в целях совершенствования рынка разового труда.

  

В 2023 году ежеквартально

15.

Привлечение опытных зарубежных специалистов к эффективной организации деятельности центров разового труда.

1. Изучение и проведение углубленного анализа опыта зарубежных стран, эффективно организовавших деятельность центров разового труда.

  

Декабрь

2023 года


Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Подписание меморандумов с передовыми зарубежными государствами о сотрудничестве и привлечении экспертов в данном направлении.

 

Март

2024 года

3. Привлечение зарубежных экспертов за счет средств Министерства занятости и трудовых отношений и хокимиятов.

 

Май

2024 года

4. Внедрение современных механизмов обеспечения трудовых прав и охраны труда лиц, выполняющих разовую работу, посредством центров разового труда.

  

Сентябрь

2024 года

16.

Принятие мер по организации деятельности центров разового труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

1. Организация деятельности центров разового труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства, во всех районах города Ташкента.

  

Март

2024 года


Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Оценка и анализ деятельности центров разового труда в соответствии с показателями эффективности, установленными соглашением о государственно-частном партнерстве.

  

Сентябрь

2024 года

3. В случае успешной реализации проекта и достижения ожидаемых результатов принятие мер по внедрению данного проекта в других регионах республики.

  

Декабрь

2024 года

  

III. СОКРАЩЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ ПУТЕМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

  

17.

Изучение вопроса ратификации Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда по вопросам занятости.

1. Изучение вопроса ратификации Республикой Узбекистан нижеследующих конвенций Международной организации труда:

 


Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство здравоохранения (Б. Мусаев), Министерство строительства (Б. Закиров), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство иностранных дел (В. Норов), Государственный комитет по промышленной безопасности (Б. Гулямов), Федерация профсоюзов Узбекистана (К. Рафиков), заинтересованные министерства и ведомства

  

N 121 "Об обеспечении в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием" (Женева, 8 июля 1964 года);

 

Декабрь

2022 года

N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 года);


Апрель

2023 года

N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (Женева, 21 июня 1988 года).


Июль

2023 года

2. Внесение предложений в Кабинет Министров

по итогам изучения.


Сентябрь

2023 года

18.

Совершенствование механизмов контроля за обязательным страхованием гражданской ответственности работодателей, в частности проведение интеграции информационных систем страховых компаний в Межведомственном программно-аппаратном комплексе "Единая национальная система труда".

  

1. Подписание Меморандума между страховыми компаниями и Министерством занятости и трудовых отношений.

  

Январь

2023 года


Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Внебюджетный пенсионный фонд (А. Хайдаров), Агентство по развитию страхового рынка при Министерстве финансов (К. Талипов)

  

2. Разработка технической инструкции по интеграции.

Март

2023 года


3. Проведение интеграции информационных систем страховых компаний в МАПК "Единая национальная система труда".

  

Сентябрь

2023 года

  

IV. УСИЛЕНИЕ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ

ПО СОКРАЩЕНИЮ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

  

19.

Организация работы по проведению тренингов среди субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Организация в регионах, районах (городах) тренингов с привлечением профессиональных тренеров на темы о:

соблюдении налогового и трудового законодательства, трудового права и правил безопасности труда при осуществлении предпринимательской деятельности;

возможностях и преимуществах официальных трудовых отношений для работодателей и работников;

негативном влиянии неформальной занятости на экономику страны, трудовые права и уровень социальной защиты работников, а также ее последствиях.

В течение

2022-2024 годов

Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Торгово-промышленная палата (Д. Вахобов), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

   

20.

Усиление работы по пропаганде реформ, направленных на сокращение неформальной занятости.

1. Подготовка и трансляция в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах, в социальных сетях видеороликов о негативном воздействии неформального труда на жизнь, здоровье, социальную безопасность, сохранение трудоспособности человека, а также об отсутствии возможности накопления трудового стажа, необходимого для выхода на пенсию, при неформальной занятости.


2. Широкое освещение в средствах массовой информации положительного опыта организаций, узаконивших (легализовавших) неформальную трудовую деятельность в сельском хозяйстве, строительстве и иных сферах с высокой долей неофициальной занятости.

   

В течение

2022-2024 годов

Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство строительства (Б. Закиров), Министерство сельского хозяйства (А. Воитов), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев)

    

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

сокращения доли неформальной занятости

в 2023-2026 годах


  

N

  

Наименование показателей

  

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

1.

Расширение охвата лиц, нуждающихся в трудоустройстве, программами обеспечения занятости, доля лиц, нуждающихся в трудоустройстве, охваченных программами, в процентах

  

30

40

45

53

60

2.

Увеличение видов цифровых услуг, оказываемых органами по труду, доля в общем количестве оказанных услуг, в процентах

   

30

39

40

45

не менее 50

3.

Передача отдельных задач органов по труду частному сектору, доля в общем количестве услуг, в процентах

  

5

7

10

13

не менее 15

4.

Обучение незанятого населения профессиям, востребованным на рынке труда, в тысячах человек

 

37

70

80

90

100

5.

Уменьшение доли занятых в неформальном секторе, доля в общей численности занятого населения (за исключением выехавших во внешнюю трудовую миграцию), в процентах

  

41

39

36

33

30

6.

Расширение охвата занятых в неформальном секторе социальным страхованием от потери рабочего места, доля в общем количестве неформально занятых работников, в процентах

  

-

1

4

7

не менее 10

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

услуг, оказываемых органами по труду трудовым

мигрантам, вернувшимся из-за рубежа, в рамках проекта

"Уз келажагимга узим инвестор" в 2023-2024 годах



чел.

N

Наименование регионов

Предоставляемые услуги, всего

 

из них за счет:

   

  

оказания содействия в трудоустройстве на постоянное место работы или в качестве самозанятого

  

привлечения к предпринимательству и оказания содействия в выделении кредитов

выделения субсидий

обучения профессиям и переподготовки

   

2023 год

   

2024 год

2023 год

2024 год

2023 год

2024 год

2023 год

2024 год

2023 год

2024 год


Всего

165 000

170 000

127 000

130 000

19 900

21 000

7 600

8 080

10 500

10 920

1.

Республика Каракалпакстан

  

19 422

19 760

14 744

15 050

2 482

2 500

977

980

1 218

1 230

2.

Андижанская область

  

19 422

19 945

14 925

15 283

2 390

2 462

882

900

1 225

1 300

3.

Бухарская область

   

12 685

12 995

9 593

9 823

1 623

1 672

489

500

980

1 000

4.

Джизакская область

   

3 117

3 918

2 302

2 358

375

945

271

300

168

315

5.

Кашкадарьинская область

   

8 880

9 100

6 494

6 650

1 000

1 030

882

900

504

520

6.

Навоийская область

  

2 594

2 722

1 874

1 920

342

352

204

250

175

200

7.

Наманганская область

   

15 067

15 466

11 203

11 472

1 790

1 844

814

850

1 260

1 300

8.

Самаркандская область

  

21 100

21 649

16 561

16 960

2 465

2 539

828

850

1 246

1 300

9.

Сырдарьинская область

   

3 639

3 748

2 777

2 845

382

393

326

350

154

160

10.

Сурхандарьинская область

  

12 408

12 713

9 396

9 620

1 498

1 543

814

850

700

700

11.

Ташкентская область

  

10 460

10 803

8 394

8 595

1 207

1 243

299

400

560

565

12.

Ферганская область

   

5 068

5 318

3 913

4 007

583

601

68

200

504

510

13.

Хорезмская область

  

16 601

16 975

13 237

13 554

1 991

2 051

407

400

966

970

14.

город Ташкент

   

14 537

14 889

11 585

11 863

1 773

1 826

339

350

840

850

          


Примечание: *) Данные прогнозные показатели достигаются за счет источников, предусмотренных законодательством. Кабинет Министров вправе вносить изменения и дополнения в направления прогнозных показателей и количественные показатели в зависимости от обстановки на рынке труда.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 6

к Постановлению Президента РУз

от 30.08.2022 г. N ПП-366



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления

Президента Республики Узбекистан



1. В абзаце пятом подпункта "a" пункта 15 постановления Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2018 года N ПП-3680 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель" цифру "10" заменить цифрой "15".


2. В подпункте "б" пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года N ПП-4716 "О дополнительных мерах по поддержке владельцев приусадебных земель и обеспечению занятости населения":

в абзаце первом цифру "10" заменить цифрой "15";

абзац второй после слова "сферах" дополнить словами ", включая строительство и ремонт".


3. Приложение к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2020 года N ПП-4742 "О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости" дополнить пунктами 69 - 78 следующего содержания:

"69. Посреднические услуги на рынках домашних животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей и других)

70. Посреднические услуги на рынках автомобилей

71. Оказание риэлторских услуг (оказание содействия в поиске жилья для аренды, а также приобретении и отчуждении жилья)

72. Услуги переработки и реализации молока и молочных изделий на дому

73. Услуги аренды (проката) бытовых изделий (столов и стульев, посуды, оборудования и других)

74. Изготовление изделий из гипса и ганча (домашней утвари, скульптур сказочных героев)

75. Изготовление памятников, сувениров и декоративных изделий из камня и каменной продукции

76. Плетение корзин, специальных емкостей для хлебной продукции и других изделий из дерева

77. Выращивание коконов в домашних условиях, плодов, ростков и саженцев тутовника на личных приусадебных земельных участках, а также ткачество и реализация шелковой ткани и шелковых ковров на дому

78. Гончарное ремесло".


4. В абзаце пятом пункта 14 постановления Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года N ПП-5140 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров по рабочим профессиям" слова "каждому незанятому гражданину, ставшему" заменить словами "безработным гражданам, членам малообеспеченных семей и лицам, вернувшимся из внешней трудовой миграции, ставшим".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 августа 2021 г.


"Народное слово", 3 сентября 2022 г.