Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 13.01.1992 г. N 510-XII "О занятости населения" (Старая редакция)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.01.1992 г.

N 510-XII



О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(Старая редакция)


Настоящий Закон определяет организационные, правовые и социально-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности. Он призван создать условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции Республики Узбекистан и международного права.



РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о занятости населения

в Республики Узбекистан

Отношения занятости населения регулируются настоящим Законом, другими актами законодательства Республики Узбекистан, а на территории Республики Каракалпакстан и законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 2. Занятость населения Республики Узбекистан

1. Занятость - это не противоречащая Конституции и законам Республики Узбекистан деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход).

Гражданам Республики Узбекистан принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.

Административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Узбекистан. Добровольная незанятость людей не может служить основанием для привлечения их к ответственности.


2. К занятому населению относятся граждане Республики Узбекистан:

работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную договором (контрактом, соглашением), но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, а также вневойсковую (альтернативную) службу;

работающие в международных и зарубежных организациях;

работающие в личном подсобном и фермерском хозяйстве и сдающие по договорам продукцию колхозам совхозам и организациям потребительской кооперации и реализующие ее на рынке;

обучающиеся с отрывом от производства в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних специальных военных и высших учебных заведениях, аспирантуре, ординатуре и докторантуре; работающие в общественных организациях и учреждениях культа, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

К занятому населению также относятся временно пребывающие на территории республики граждане других государств, выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности дипломатических представительств.



Статья 3. Безработные

Безработными признаются трудоспособные лица в возрасте от 16 лет до приобретения права на пенсию, которые не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, готовые трудиться, пройти профессиональную подготовку или переподготовку и которым этой службой не сделаны предложения подходящей работы.

Порядок регистрации в качестве безработных определяется нормативными актами Республики Узбекистан.



Статья 4. Подходящая работа

1. Для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, предложенная биржей труда, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт по прежней работе, транспортную доступность нового рабочего места.

2. По истечении первоначального периода безработицы, в случае невозможности предоставления работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей человека, его сил, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.


3. Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, с учетом возрастных и иных особенностей граждан и отвечающая требованиям законодательства о труде.


4. Лица, дважды отказавшиеся от предложенной им подходящей работы в течение 10 дней с момента регистрации в государственной службе занятости, не признаются ищущими работу и имеют право на повторную регистрацию в качестве безработных только по истечении 30 календарных дней с момента отказа от предложенной работы.


5. Работа не может считаться подходящей если:

предоставляется в районе, где жилищные и иные условия проживания менее благоприятны, чем те, которые работник имел до обращения в государственную службу занятости;

значительно удалена от постоянного места жительства в данной местности;

заработная плата и другие условия труда ниже среднего в данной местности уровня для данной специальности (профессии);

отказ от нее обоснован уважительными основаниями, в частности, личным или семейным положением трудящегося.



Статья 5. Основные принципы государственной

в области занятости населения

Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

самостоятельность Республики Узбекистан в решении проблем занятости населения;

обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем лицам независимо от пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности, знания языка, социального и семейного положения;

поддержание трудовой инициативы людей, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия занятости, труда и жизни;

добровольность труда;

предоставление социальных гарантий в сфере занятости и обеспечение защиты населения от безработицы;

проведение специальных мероприятий, способствующих занятости людей, которые испытывают особые трудности в поиске стабильной работы;

координация мероприятий в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции;

взаимодействие профессиональных союзов Республики Узбекистан, ассоциаций (союзов) предпринимателей с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

внутриреспубликанское и межгосударственное сотрудничество в решении проблем занятости населения.



Статья 6. Государственные гарантии права на труд

1. Государство ответственно за оказание содействия полной и эффективной занятости населения, создание условий для реализации права на труд, и гарантирует:

свободу выбора рода занятий и работы;

защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и увольнения;

обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях занятости и труда, заработной платы и доходов, продвижении по службе;

предоставление молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений, подготовленным в соответствии с заявками предприятий, учреждений, организаций, работы по полученной профессии (специальности) на период не менее 3 лет;

бесплатную общеобразовательную и профессиональную подготовку и переподготовку в порядке, определяемом законодательством;

бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации в специализированных центрах системы образования и государственной службы занятости и иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей людей.


2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.



Статья 7. Дополнительные гарантии для отдельных

категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии лицам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим затруднения в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе одиноким и многодетным родителям, имеющим детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов; молодежи, окончившей общеобразовательные школы, другие учебные заведения; демобилизованным из Вооруженных Сил, войск МВД, погранвойск, войск национальной безопасности; инвалидам, лицам предпенсионного возраста; лицам, освобожденным из мест заключения или подвергавшимся принудительному лечению по решению суда (в дальнейшем лица, нуждающиеся социальной защите), путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, включая предприятий для труда инвалидов, организации специальных программ обучения и другими мерами.


2. Советы народных депутатов устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям для лиц, нуждающихся в социальной защите, минимальное количество специальных рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости.


3. Законодательством Республики Узбекистан, решениями местных Советов народных депутатов за прием на работу таких лиц сверх установленной квоты предприятиям предоставляются льготы по налогообложению и другим платежам в республиканский и местные бюджеты, определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 8. Полномочия местных органов государственной

власти по осуществлению политики занятости

Областные и Ташкентский городской Советы народных депутатов решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением мер по обеспечению занятости населения, с учетом особенностей регионов. Их решениями, а также коллективными договорами (соглашениями) могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему Закону условия и порядок выплаты пособий по безработице, определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособий, а также стипендий в период обучения, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, за счет собственных средств соответствующих Советов народных депутатов.



РАЗДЕЛ II. ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Статья 9. Право на трудоустройство

Трудящиеся имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения на предприятия, в учреждения, организации, в индивидуальные дехканские (фермерские) хозяйства, к другим работодателям или через бесплатное посредничество государственной службы занятости.

Решение о приеме на работу принимается на условиях взаимного соглашения между предприятием, учреждением, организацией (другим работодателем) и человеком, ищущим работу.

Порядок и условия заключения договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются действующим законодательством.



Статья 10. Право на профессиональную консультацию,

подготовку, переподготовку и получение информации

Лица, ищущие работу и обратившиеся в государственную службу занятости, имеют право на бесплатную профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение соответствующие информации с целью свободного выбора вида занятости, места работы и режима труда.



Статья 11. Право на контрактные формы трудоустройства

1. Лица, устраивающиеся на работу, помимо трудовых договоров, вправе заключать контракты с предприятиями, учреждениями, организациями всех видов. Контракт может предусматривать любые условия труда, за исключением противоречащих законодательству Республики Узбекистан.


2. При выезде в другую местность за лицом, работающим по контракту, на весь срок действия контракта бронируется жилая площадь по месту постоянного жительства. При этом работник не лишается права на получение жилой площади по новому месту работы согласно контракту.



Статья 12. Право на профессиональную деятельность за границей

Граждане Республики Узбекистан имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей. Порядок защиты прав и интересов таких граждан определяется законодательством Республики Узбекистан.



Статья 13. Право на социальную поддержку в сфере труда

Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия по безработице.



Статья 14. Право обжалования действий работников

государственной службы занятости

Действия работников государственной службы занятости могут быть обжалованы в вышестоящий орган, а также в суд в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.



РАЗДЕЛ III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 15. Регулирование занятости

Органы государственного управления Республики Узбекистан:

проводят аналитические исследования структуры экономики, прогнозируют состояние рынка труда и положение в области занятости населения, осуществляют государственный статистический учет и отчетность в этой сфере;

разрабатывают и вносят на рассмотрение соответствующих Советов народных депутатов республиканскую и региональные программы занятости и в рамках своей компетенции обеспечивают их реализацию;

содействуют созданию дополнительных рабочих мест, улучшению условий труда в общественном производстве;

стимулируют развитие предпринимательства, оказывают помощь гражданам в организации кооперативов, малых, арендных предприятий и предприятий акционерных обществ;

принимают меры по социально-правовой защите населения, занимающегося трудовой деятельностью.



Статья 16. Республиканская и региональные

программы занятости

В целях содействия занятости населения, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разрабатываются программы занятости.

Содержание, порядок разработки и реализации программ занятости населения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 17. Территории приоритетного развития

Кабинет Министров Республики Узбекистан по предложениям областных хокимиятов ежегодно определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется Правительством республики.

Предприятиям, учреждениям и организациям, создающим на территориях приоритетного развития производства, филиалы, дополнительные и нестандартные рабочие места, предоставляются льготы по налогообложению, иные льготы в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Узбекистан.



Статья 18. Координационные комитеты содействия занятости

С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости из представителей профессиональных союзов, ассоциаций работодателей и органов государственного управления. Представители профсоюзов и работодателей входят в состав комитетов в равных количествах.

Порядок организации и работы координационных комитетов определяется сторонами, представленными в комитетах.

Деятельность координационных комитетов содействия занятости на республиканском уровне организуют Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан, на местном уровне - Советы народных депутатов.



Статья 19. Государственная служба занятости

1. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости. Порядок образования и работы государственной службы занятости определяется Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан в соответствии с законодательством республики.

Финансирование государственной службы занятости осуществляется за счет средств фонда содействия занятости.


2. Услуги, оказываемые государственной службой занятости предприятиям, учреждениям, организациям, другим работодателям, в том числе информации о состоянии рынка труда, предоставляются бесплатно.


3. В составе Министерства труда Республики Узбекистан создается инспекция для контроля за исполнением законодательства о труде и занятости государственными, общественными органами и работодателями независимо от форм собственности и хозяйствования.

4. Деятельность юридических и физических лиц, занимающихся наймом и трудоустройством граждан за рубежом, а также граждан Республики Узбекистан, имеющих частные трудовые контракты для работы за границей, и иностранных граждан, прибывших на работу в Узбекистан, юридических лиц, оказывающих платные услуги по обучению, переподготовке и переквалификации кадров и их трудоустройству, допускается по лицензиям, выдаваемым Министерством труда Республики Узбекистан.


Статья 20. Обязанности и права государственной

службы занятости

1. Государственная служба занятости:

анализирует и прогнозирует состояние рынка труда и обеспечивает распространение соответствующей информации;

ведет учет свободных рабочих мест (вакантных должностей) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

консультирует обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы, а предприятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям - в подборе необходимых работников;

заключает договоры с учебными заведениями, учреждениями, организациями и предприятиями на организацию профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации неработающих граждан;

оказывает услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

обеспечивает регистрацию безработных и оказывает им помощь, включая назначение пособий и выдачу чеков на их получение;

организует разработку республиканских, областных, городских и районных программ занятости, предусматривая в них мероприятия по социальной защите населения.


2. Государственная служба занятости имеет право:

получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о характере и условиях труда;

направлять на все виды предприятий, учреждений, организаций обращающихся в государственную службу занятости граждан для трудоустройства в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей);

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций всех видов минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять указанных граждан на предприятия, учреждения и организации для трудоустройства;

заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве с предварительной (при необходимости) профессиональной подготовкой, оплатой стоимости проезда, суточных расходов, а также выдавать пособия при выезде на новое место жительства и работы за счет средств соответствующих предприятий, учреждений, организаций;

направлять в установленном порядке незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

распоряжаться средствами фонда содействия занятости;

оплачивать за счет средств фонда содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

назначать в установленном порядке гражданам пособия по безработице в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать или отменять выплату этих пособий;

регистрировать посреднические организации, работа которых связана с занятостью населения, и выдавать лицензии на их деятельность.



Статья 21. Участие предприятий, организаций, учреждений

в реализации государственной политики занятости

1. Предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Узбекистан содействуют реализации государственной политики занятости путем:

выполнения условий договоров (соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

финансовых отчислений в государственный фонд содействия занятости населения;

трудоустройства определенного местными Советами народных депутатов числа лиц;

предоставления ежемесячно сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), а также заблаговременной (не позднее, чем за 3 месяца) информации о возможных увольнениях с указанием оснований для увольнения, числа и категорий граждан, которых оно может коснуться, и срока, в течение которого его намечено осуществить.

Должностные лица, виновные в несвоевременном представлении информации и сокрытии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и уклоняющиеся от отчислений в государственный фонд содействия занятости, подвергаются государственной службой занятости в административном порядке штрафу в размере до трех месячных должностных окладов.

Местные органы власти могут приостанавливать на срок до шести месяцев решения о массовом высвобождении работников с одновременной частичной или полной компенсацией потерь, вызванных этой отсрочкой, предприятиям, учреждениям, организациям.


2. Предприятия, учреждения и организации обязаны создавать специализированные рабочие места для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите. В случае невыполнения данного требования за каждое не созданное рабочее место с предприятий, учреждений и организаций государственной службой занятости взыскивается штраф в размере средней годовой заработной платы работника. В таком же размере взыскивается штраф в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также направленных на переподготовку. Взысканные средства направляются на пополнение государственного фонда содействия занятости.

Количество рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, устанавливается местными Советами народных депутатов не менее 7 процентов (в том числе не менее 3 процентов для инвалидов) от общего числа работающих.

Затраты работодателей на создание дополнительных рабочих мест для не конкурентоспособных категорий населения сверх установленного минимума, а также на подготовку и переподготовку лиц таких категорий могут компенсироваться за счет средств местных Советов народных депутатов, средств государственного фонда содействия занятости и иных средств.

Сокращение или ликвидация рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, производится только по согласованию с местными Советами народных депутатов, профсоюзами и органами государственной службы занятости.


Статья 22. Участие профсоюзов в содействии занятости

Профессиональные союзы принимают участие в разработке и реализации законодательных актов Республики Узбекистан и решений местных Советов народных депутатов по вопросам государственной политики занятости.



Статья 23. Республиканский фонд содействия занятости

1. Республиканский фонд содействия занятости как самостоятельная финансовая система создается на местном и республиканском уровнях и предназначается для финансирования предприятий по реализации политики занятости и эффективной деятельности службы занятости.


2. Государственный фонд содействия занятости образуется в порядке, определяемом Правительством Республики Узбекистан, за счет:

обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций, кооперативов и других работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере трех процентов от фонда оплаты труда с отнесением этих затрат на себестоимость продукции;

дотаций из средств республиканского и местного бюджетов в размерах, определяемых Правительством Республики Узбекистан и Советами народных депутатов при формировании соответствующих бюджетов;

добровольных пожертвований, штрафов, взимаемых в соответствии со статьями 2 и 40 настоящего Закона, и иных поступлений.

Семьдесят процентов средств фонда содействия занятости, образующегося за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций, кооперативов, остается в распоряжении служб занятости Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента с последующим перераспределением его между районами и городами, а 30 процентов централизуется на республиканском уровне.

Средства фонда содействия занятости, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

Фонд содействия занятости освобождается от уплаты всех видов налогов от доходов, полученных от коммерческой деятельности, а также от государственных и таможенных пошлин.

Предприятия, созданные за счет средств фонда содействия занятости при государственной службе занятости и их районных подразделениях в целях организации свободных рабочих мест, освобождаются от налогов на доход от коммерческой деятельности, а также от государственных и таможенных пошлин.

3. Направления расходования средств фонда содействия занятости определяются в соответствующих республиканской и региональных программах занятости населения.



Статья 24. Организация оплачиваемых общественных работ

Местные Советы народных депутатов по предложению и с участием государственной службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С гражданами, зарегистрированными в государственной службе занятости и приобретшими статус безработного, заключаются договоры на выполнение оплачиваемых общественных работ сроком до двух месяцев с правом их продления.

При выполнении общественных работ гражданам гарантируются оплата труда по выполняемой работе, но не ниже пособия по безработице, увеличенного на 15 процентов, включение времени этих работ в общий и непрерывный трудовой стаж, право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Не менее 50 процентов средств на оплату труда лиц, привлеченных на оплачиваемые общественные работы, производиться за счет средств предприятий, учреждений и организаций, а остальная часть за счет средств местного бюджета и фонда содействия занятости.

Порядок организации и условия проведения оплачиваемых общественных работ для различных групп населения утверждаются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана.



Статья 25. Профессиональная подготовка, повышение

квалификации и переподготовка безработных

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости и приобретших статус безработного, может осуществляться в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.


2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан осуществляются по направлениям государственной службы занятости в учебных заведениях за счет средств, предусмотренных на эти цели в фонде содействия занятости.



РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ

Статья 26. Гарантии материальной поддержки

Республика Узбекистан обеспечивает гражданам, потерявшим работу, впервые ищущим ее, а также желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, социальные гарантии:

предоставление преимуществ работникам, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организаций;

выплату пособия по безработице;

оказание материальной помощи безработному с учетом наличия у него иждивенцев;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

компенсацию затрат в связи с добровольным переездом на работу в другую местность по предложению государственной службы занятости.



Статья 27. Гарантии материальной поддержки работников,

высвобождаемых в связи с сокращением численности

(штатов), реорганизацией или ликвидацией

предприятий, учреждений, организаций

1. За работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности (штатов), реорганизацией или ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, сохраняется на период поиска работы, но не более чем на два месяца, среднемесячная заработная плата с учетом месячного выходного пособия. Если работники в течение 10 календарных дней после увольнения зарегистрировались в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, то они получат право на среднюю заработную плату и за третий месяц по прежнему месту работы по справке, выданной государственной службой занятости. В любом случае за высвобождаемыми по указанным причинам работникам сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение трех месяцев со дня увольнения.

Если по истечении трехмесячного периода высвобождаемому работнику не будет предоставлена подходящая работа, то он приобретает статус безработного; в случае его отказа в указанный период от двух предложений такой работы он не будет иметь статуса безработного и через тридцать календарных дней будет зарегистрирован в качестве лица, ищущего работу на общих основаниях.

При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций необходимых средств выплата компенсаций высвобождаемым работникам производиться из средств правопреемников. В случае если у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций нет правопреемников, то компенсации высвобождаемым работникам выплачиваются за счет средств фонда занятости, возмещаемых в порядке, установленном законодательством.

2. За трудящимися, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности (штатов), зарегистрировавшимися в государственной службе занятости в течение десяти дней после увольнения и проходящими профессиональное переобучение или повышение квалификации с отрывом от производства, размер стипендии в первые три месяца обучения со дня увольнения не может быть менее средней заработной платы по предыдущей работе.

3. Государственная служба занятости может полностью или частично компенсировать предприятиям, учреждениям, организациям затраты на организацию обучения принятых на работу лиц, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.


4. За работниками, высвобождаемыми с предприятий, из учреждений, организаций и зарегистрированными в государственной службе занятости, сохраняется право на получение жилья местных Советов народных депутатов, если высвобождение обусловлено реорганизацией или ликвидацией предприятий, учреждений, организаций.

В случае высвобождения работников в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности (штатов) они сохраняют право на получение жилья по месту прежней работы.


5. К высвобождаемым работникам приравниваются лица, потерявшие работу в результате несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания по не зависящим от них причинам и нуждающиеся в трудоустройстве и профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке.



Статья 28. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам

в период профессиональной подготовки, повышения

квалификации и переподготовки

1. Лицам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), кроме лиц, перечисленных в статье 27 настоящего Закона, зарегистрированным в государственной службе занятости, имеющим несовершеннолетних детей и других иждивенцев, в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки выплачивается стипендия в размере не менее 75 процентов (не имеющим иждивенцев - 50 процентов) их среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Узбекистан, и не выше средней заработной платы, сложившейся в республике.


2. Лицам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также длительное время не работающим, впервые ищущим работу и нуждающимся в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке, стипендия назначается в размере 50 процентов средней заработной платы, сложившейся в республике, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории населения и не выше минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан.



Статья 29. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

1. Пособие по безработице назначается лицам, признанным в установленном порядке безработными, со дня регистрации в государственной службе занятости.

Право на получение пособия по безработице наступает не позднее одиннадцатого дня с момента регистрации в государственной службе занятости и сохраняется вплоть до решения вопроса о трудоустройстве.

2. Срок выплаты пособия не может превышать 26 календарных недель в течение двенадцатимесячного периода для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход) или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, 13 календарных недель - для лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые.

3. В период получения пособия безработный обязан активно искать работу и не реже одного раза в 2 недели отмечаться в государственной службе занятости.


4. Право досрочного (за два года до установленного законодательством срока) выхода на пенсию имеют лица, высвобождаемые в связи с сокращением численности (штатов), реорганизацией или ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, признанные безработными, общий трудовой стаж которых в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении дает им право выхода на пенсию.


Статья 30. Порядок определения размеров

пособия по безработице

1. Пособие по безработице для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате по прежнему месту работы за последний год работы. В иных случаях пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к минимальной заработной плате.


2. Безработным, имеющим детей в возрасте до 16 лет и иных иждивенцев, размер пособия повышается на 10 процентов.


3. Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате установлены коэффициенты, размеры пособия по безработице определяются на период их проживания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном районе для работников непроизводственных отраслей.


4. Размер пособия по безработице подлежит индексации в установленном порядке.



Статья 31. Размер пособия по безработице для лиц,

потерявших работу и заработок

1. В случае потери работы и заработка (трудового дохода) лицам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере 50 процентов средней заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже установленной законодательством Республики Узбекистан минимальной заработной платы и выше средней заработной платы, сложившейся в республике.


2. В период получения гражданином пособия по безработице его трудовой стаж не прерывается.



Статья 32. Размер пособия по безработице для лиц,

уволенных с военной службы, из органов внутренних

дел и национальной безопасности

Лица, потерявшие заработок в связи с увольнением с военной службы, из органов внутренних дел и национальной безопасности, имеют право на получение пособия по безработице на условиях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.

Лицам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел и национальной безопасности и не работавшим перед обращением в государственную службу занятости, размер пособия исчисляется на уровне установленной по республике минимальной заработной платы.



Статья 33. Размер пособия по безработице для лиц,

ищущих работу впервые

Лицам, ранее не работавшим, впервые ищущим работу и имеющим право на получение пособия по безработице, в случае не предоставления государственной службы занятости возможности для профессиональной подготовки или трудоустройства гарантируется выплата пособия в размере не менее 75 процентов от установленной минимальной заработной платы.



Статья 34. Размер пособия по безработице для лиц,

ищущих работу после длительного перерыва

Безработным, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, гарантируется выплата пособия в следующих размерах:

для лиц, имеющих специальность, а также для лиц, оплачиваемая занятость которых в течение двенадцати месяцев составляет не менее двенадцати календарных недель - не ниже установленной минимальной заработной платы при условии, что их трудоустройство не требует профессионального переобучения или повышения квалификации;

в иных случаях, включая лиц, не имеющих специальности, при не предоставлении государственной службой занятости возможностей для профессиональной подготовки - 75 процентов от установленной минимальной заработной платы.



Статья 35. Размер пособия по безработице для лиц,

завершивших подготовку и переподготовку

Лица, признанные безработными после завершения профессиональной подготовки и переподготовки с отрывом от производства, имеют право на получение пособия по безработице в размере не ниже установленной законодательством Республики Узбекистан минимальной заработной платы.



Статья 36. Приостановка и прекращение выплаты

пособия по безработице

Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случаях:

трудоустройства безработного;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы;

достижения лицом, получающим пособие, пенсионного возраста;

осуждение лица, имеющего статус безработного, к наказанию в виде лишения свободы;

прохождения безработным курса лечения в лечебно-трудовом профилактории;

направления безработного на переподготовку и повышение квалификации;

трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления об этом государственной службы занятости;

попытки получения пособия по безработице обманным путем.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев или размер пособия сокращен в случаях:

неявки в государственную службу занятости в установленный срок по неуважительным причинам;

увольнения за нарушение трудовой дисциплины.



Статья 36-1. Социальная защита беременных женщин

Безработные беременные женщины (если время беременности не превышает 28 недель) регистрируются государственной службой занятости в качестве ищущих работу на общих основаниях. Если государственная служба занятости не сможет обеспечить их работой в течение 10 дней, то с одиннадцатого дня они получают статус безработного. Беременным женщинам, независимо от наличия трудового стажа, выплачивается пособие по безработице сроком не более 26 календарных недель в течение 12-месячного периода в размере минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан.



Статья 37. Материальная помощь

Безработному и находящимся на его иждивении членам семьи может оказываться материальная и иная помощь, выделяемая из фонда содействия занятости и из соответствующего местного бюджета.

Порядок, размеры и условия оказания материальной и иной помощи, выделяемой из фонда содействия занятости и местных бюджетов, определяются Министерством труда Республики Узбекистан и решениями местных Советов народных депутатов.



РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ

Статья 38. Органы, осуществляющие контроль

за реализацией законодательства о занятости населения

Контроль за реализацией законодательства о занятости населения осуществляют местные органы государственной власти и управления, Министерство труда Республики Узбекистан, органы прокуратуры и профессиональные союзы.



Статья 39. Ответственность за нарушение

законодательства о занятости

За нарушение Закона Республики Узбекистан " О занятости населения" устанавливается дисциплинарная и административная ответственность.



Статья 40. Ответственность за административное

принуждение к труду

Лица, виновные в совершении действий, предусмотренных частью третьей пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, несут административную ответственность в соответствии с законодательством.



Президент

Республики Узбекистан                                                     И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1992, N 4, ст. 175