Кадровик и специалист по охране труда в одном лице – возможно или нет

preview

«Производственное предприятие с численностью работников 60 человек. В штатном расписании нет должности специалиста по охране труда. Директор хочет возложить эти обязанности на менеджера по кадрам, не создавая отдельной должности. Правомерно ли это?»

Вопрос разъяснила эксперт «Нормы» по кадровым вопросам Ленара ХИКМАТОВА:

 

– «Действительно, каждая организация независимо от формы собственности – с производством и численностью 50 работников и более, обязана создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда . В противном случае можно «попасть» на штраф в размере от 5 до 10 БРВ .


Для справки:
организации с численностью менее 50 работников решают вопрос создания службы ОТ или введения должности специалиста по ОТ по своему усмотрению с учетом специфики их деятельности .

Поэтому создание отдельной должности специалиста по ОТ и введение ее в штатное расписание организации – прямая обязанность работодателя.


– А если руководитель не хочет принимать новое лицо на эту должность, можно ли возложить функцию по ОТ, например, на кадровика?

– Прямого запрета на замещение таких должностей в порядке совмещения либо совместительства – нет. Функции специалиста по ОТ можно поручить действующему сотруднику – с его согласия – в порядке совмещения или совместительства.

И совместительство, и совмещение возможны при наличии в организации соответствующей вакансии. Важно также не забывать, что специалист по охране труда должен иметь специальную подготовку .

Работники организаций, на которых возложены функции службы по ОТ, не имеющие высшего или среднего специального профессионального образования в техническом направлении, в течение 6 месяцев должны пройти переподготовку по охране труда в объеме не менее 288 академических часов . Это можно сделать как с полным, так и с частичным отрывом от работы .

Переподготовкой и повышением квалификации в сфере ОТ занимаются:

  • профессиональные участники рынка услуг в области ОТ, включенные в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда по виду услуги «переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда»;
  • Республиканский научный центр занятости и охраны труда Министерства занятости и трудовых отношений .

По итогам обучения выдается диплом установленного образца.

Важно!
Обеспечить прохождение курсов переподготовки обязан работодатель. И именно он выделяет на это необходимые средства. Работники не несут этих расходов. Более того, за ними на период обучения сохраняется их средний заработок .


Как оформить совмещение или совместительство

Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ наряду со своей основной работой в течение рабочего времени по основной профессии и должности . Для этого заключите с ним допсоглашение к трудовому договору, а на основании него – издайте приказ о совмещении должностей. В допсоглашении пропишите:

  • объем и содержание поручаемой работы;
  • срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять;
  • размер доплаты. Он устанавливается по соглашению сторон, но в бюджетных организациях не может превышать 50% должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии и должности, кроме случаев, установленных Кабмином.

Если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ в свободное от основной работы время, оформляйте совместительство. Для этого заключите трудовой договор о работе по внутреннему совместительству . Укажите в нем:

  • должностные обязанности сотрудника (или сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по ОТ);
  • режим рабочего времени.

Имейте в виду, что работа по совместительству не может превышать половину нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников на работе по совместительству .

В свободные дни по основному месту работы сотрудник может работать по совместительству полный рабочий день. Учет рабочего времени ведите раздельно по основной работе и работе по совместительству.

Установите работнику размер оплаты труда в соответствии с требованиями пп. 11–15 Положения о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей.

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личный листок формы Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если сотрудник подаст об этом письменное заявление ».