Концепция совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Республики Узбекистан в 2019-2021 годах (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 07.11.2018 г. N ПП-4006)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению Президента РУз
от 07.11.2018 г. N ПП-4006
КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования уголовно-исполнительного
законодательства Республики Узбекистан
в 2019-2021 годах
Принятый в 1997 году Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан заложил правовой фундамент для обеспечения верховенства закона, принципа неотвратимости ответственности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, их воспитания и исправления в целях предупреждения совершения рецидивных преступлений.
За последние годы принят ряд мер по совершенствованию системы исполнения наказаний. В частности, реализованы комплексные мероприятия по неукоснительному соблюдению прав осужденных, уважению их чести и достоинства, предотвращению в этой сфере коррупционных проявлений и злоупотреблений, укреплению материально-технической базы учреждений по исполнению наказания.
Кардинально реформирована деятельность образовательных учреждений в системе исполнения наказания, в процесс обучения осужденных внедрены инновационные педагогические технологии, пересмотрены механизмы профессиональной подготовки, в первую очередь несовершеннолетних и не имеющих профессию осужденных.
Широко реализуются мероприятия по внедрению и применению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений по исполнению наказания, современных технических средств контроля за осужденными, а также системы видеоконференции с возможностью организации для них дистанционных видеосвиданий.
В целях эффективного обеспечения трудовой занятости осужденных принимаются комплексные меры по развитию производственной деятельности в учреждениях по исполнению наказания. Расширены полномочия института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) в области мониторинга деятельности исполнения наказания.
Вместе с тем, анализ уголовно-исполнительной практики, а также результаты прямого диалога с общественностью указывают на необходимость дальнейшего совершенствования правовых механизмов:
обеспечения надежной защиты прав осужденных, пресечения совершения ими повторных преступлений, формирования законопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, труду, нормам и традициям социального общежития;
исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществления эффективного контроля за поведением условно осужденных и лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания;
общественного контроля в деятельности учреждений по исполнению наказания, обеспечения их тесного взаимодействия с институтами гражданского общества в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Вышеуказанное требует выработки и реализации кардинально новых приоритетов уголовно-исполнительной политики государства, предусматривающей следующие основные направления:
I. ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСИЛЕНИЕ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
И ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Расширение базы нормативно-правовых актов на основе инвентаризации уголовно-исполнительного законодательства на предмет его соответствия международным стандартам.
2. Исключение норм, допускающих различное толкование или проявление коррупции либо требующих разъяснения по вопросам их применения, а также полный переход к практике применения законов прямого действия.
3. Четкое определение и обеспечение единообразного применения правового значения терминов и понятий, используемых в уголовно-исполнительном законодательстве.
4. Совершенствование правовых механизмов обеспечения общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры правового воздействия.
5. Дальнейшее совершенствование принципов, порядка и условий уголовно-правового воздействия с учетом современных подходов, передовых международных стандартов и зарубежных практик.
6. Создание системы автоматизированного учета осужденных, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания.
7. Определение нормативно-правового порядка функционирования подразделений пробации, механизмов и полномочий по реализации ими возложенных задач и функций.
8. Введение порядка камерного типа содержания осужденных в учреждениях по исполнению наказания альтернативно коллективной форме содержания.
9. Разработка и внедрение критериев оценки деятельности сотрудников подразделений пробации и учреждений по исполнению наказания.
10. Унификация норм уголовно-исполнительного законодательства.
II. ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
СОВЕРШЕНИЯ ИМИ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1. Совершенствование деятельности органов, исполняющих наказания и другие меры уголовно-правового воздействия, с позиции обеспечения эффективной воспитательной работы и исправления осужденных.
2. Внедрение механизмов оказания всестороннего практического содействия в социальной адаптации и трудоустройстве лиц, освободившихся из учреждений по исполнению наказания, в первую очередь несовершеннолетних и молодежи.
3. Определение правовоых основ профессиональной переподготовки лиц, лишенных определенного права.
4. Внедрение системы выявления рисков и принятия профилактических мер по недопущению совершения повторных преступлений осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
5. Широкое применение практики психологической работы в системе исполнения наказаний, изучения личности осужденных с составлением их социально-психологического портрета.
6. Создание действенных механизмов участия предприятий, учреждений, организаций, общественных формирований и граждан в воспитании осужденных.
7. Введение порядка перевода по определению суда совершеннолетних осужденных из колоний общего режима, колоний-поселений и воспитательной колонии в сферу компетенции подразделений пробации.
8. Пересмотр порядка и условий содержания осужденных в колониях-поселениях.
9. Осуществление поэтапного внедрения автоматизированного учета дисциплинарных взысканий осужденных, современных технических средств контроля за их поведением и действиями, в первую очередь в деятельности подразделений пробации.
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ,
СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ
1. Усиление защиты прав, свобод и законных интересов осужденных, в частности в процессе обысков, исключение безосновательного применения физической силы и специальных средств.
2. Определение четких мер по обеспечению личной безопасности осужденных в учреждениях по исполнению наказания.
3. Снятие ограничения на запрет отчислений из заработной платы осужденных к лишению свободы в фонды государственного социального страхования в целях усиления гарантий их пенсионного обеспечения.
4. Дальнейшее расширение круга прав осужденных в соответствии с общепризнанными международными стандартами и передовым зарубежным опытом.
5. Снятие ограничений по обучению осужденных путем создания формы дистанционного обучения осужденных в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
6. Определение справедливого и прозрачного порядка и требований по предоставлению и замене свиданий осужденным.
7. Обеспечение прозрачности процесса распределения осужденных в учреждения по исполнению наказания, их перевода из одного учреждения в другое, а также учета применения дисциплинарных взысканий.
8. Пересмотр формы одежды осужденных в соответствии с современными требованиями и климатическими условиями.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ
Дальнейшее совершенствование и устранение правовых пробелов и противоречий уголовно-исполнительного законодательства, имплементация международных стандартов и передового зарубежного опыта на основе национальных особенностей и условий.
При этом особое значение приобретает достижение следующих целей:
создание надежных и эффективных механизмов исправления осужденных, неукоснительное соблюдение их прав, обеспечение уважения чести и достоинства;
совершенствование общественного контроля за обеспечением прозрачности и открытости деятельности уголовно-исполнительной системы;
усиление института участия органов государственной власти и самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
широкое внедрение современных форм и методов в деятельность системы исполнения наказания, передовых информационно-коммуникационных технологий.
Конечным результатом реализации Концепции должно стать исправление осужденных, предотвращение их преступной деятельности, а также организация эффективной системы пресечения совершения преступлений другими лицами.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 8 ноября 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
12 ноября 2018 г., N 45, ст. 875