Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27.06.2005 г. N 73-I "О Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов"

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КЕНГАША

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.06.2005 г.

N 73-I



О МЕТОДИЧЕСКИХ

РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ЮРИДИКО-

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

ЗАКОНОПРОЕКТОВ



Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Рекомендовать депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также другим субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 83 Конституции Республики Узбекистан, использовать Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов при осуществлении законопроектной деятельности.



Спикер Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан                                Э.Халилов





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по юридико-техническому оформлению

законопроектов



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Цель настоящих Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.


2. Методические рекомендации составлены исходя из опыта законопроектной деятельности, накопленного за годы независимости Республики Узбекистан, с учетом практики работы в данной области зарубежных стран.


3. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы, указанными в статье 83 Конституции Республики Узбекистан, при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.


4. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан.

Законопроект вносится субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


5. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов Конституции Республики Узбекистан, конституционных законов и законов Республики Узбекистан, а также проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы и законы Республики Узбекистан либо законопроектов о признании утратившими силу законов Республики Узбекистан.


6. При внесении законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан должны быть представлены:


1) пояснительная записка к законопроекту с изложением его концепции;

2) проект закона о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу законодательных актов, связанных с внесением законопроекта;

3) перечень подзаконных актов, подлежащих изменению и дополнению, а также признанию утратившими силу или принятию;

4) финансово-экономическое обоснование  для законопроектов, требующих материальных затрат;

5) заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан по проектам законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан. При отсутствии заключения Кабинета Министров Республики Узбекистан данный законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы.

При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному законопроекту.



ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА


7. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативно-правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.


8. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая содержит разъяснение мотивов, целей и задач  его принятия, но не является обязательной.

Преамбула:

- не содержит самостоятельные нормативные предписания;

- не делится на статьи;

- не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с изданием законодательного акта;

- не содержит значение понятий, применяемых в законе;

- не нумеруется.

Преамбула помещается вначале законопроекта после его наименования.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.


9. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

- раздел;

- глава;

- статья.

Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.


10. Часть законопроекта:

обозначается словами:


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


или


может иметь наименование:


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:


ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ


Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.


11. Раздел:

- имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

- имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.


Пример:

РАЗДЕЛ III.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО



12. Подраздел:

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

- имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.


Пример:


Подраздел 4. Сделки и представительство



13. Глава:

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

- имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.


Пример:


Глава 29. Купля-продажа



14. Параграф:

- обозначается знаком §;

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

- имеет наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.


Пример:


§2. Розничная купля-продажа



15. Статья законопроекта:

- является его основной структурной единицей;

- имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

- имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.


Примеры:


Статья 427. Предоставление покупателю информации о товаре

__________________ . (часть первая)

__________________ . (часть вторая)

__________________ . (часть третья)

__________________ . (часть четвертая)


или


Статья 6. __________ . (часть первая)

____________________ . (часть вторая)

(см. Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1996 года N 336-I "Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан")


Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка ставится после номера статьи и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части, которые не нумеруются. Порядковая расположенность частей статьи определяется посредством последовательного подсчета абзацев, начинающихся с заглавной буквы и заканчивающихся точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.


Примеры:


Статья 59. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц


__________________: (часть первая)

1) ________________; (пункт 1 части первой)

а) ________________; (подпункт "а" пункта 1 части первой)


или


Статья 78. _________: (часть первая)

1) _________________; (пункт 1 части первой)

(см. Конституцию Республики Узбекистан)


В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.


Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:


Статья 26. Подсудность дел


Дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, за исключением дел, подсудных Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан. (часть первая)

Высший хозяйственный суд рассматривает: (абзац первый части второй)

- споры, вытекающие из экономических соглашений между органами управления республики, местными органами представительной и исполнительной власти; (абзац второй части второй)

- дела о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов высших органов власти. (абзац третий части второй)

Высший хозяйственный суд в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из любого хозяйственного суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного хозяйственного суда в другой. (часть третья)


или


Статья 109. Порядок выдачи и основания к отказу в выдаче судебного

                      приказа


     Судья выдает судебный приказ без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений. (часть первая)

Судья отказывает в выдаче судебного приказа, если: (абзац первый части второй)

1) должник не согласен с заявленным требованием; (пункт первый части второй)

2) усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов. (пункт второй части второй)

Об отказе в выдаче судебного приказа судья выносит определение. (часть третья)



16. В текст внесенного в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законопроекта могут быть включены следующие положения:

- о сроке и о порядке вступления в силу закона или его отдельных положений;

- о признании утратившими силу ранее принятых законов и других законодательных актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.


Примеры:


Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


или


Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.


или


Статья 295. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса


Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 апреля 1996 года.


Предусмотренная частью второй статьи 151 настоящего Кодекса замена отпуска сверх минимальной его продолжительности денежной компенсацией, применяется с 1 апреля 1996 года в отношении отпусков за последний рабочий год и последующие годы.


или


Статья 43. Признание утратившими силу отдельных

законодательных актов в связи с принятием

настоящего Закона


     Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

     1) Закон Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года N 223-ХII "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., N 4, ст. 76);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года N 224-XII "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., N 4, ст. 77);

3) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года N 664-ХII "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 363);

4) ._______________________________________________;

5)________________________________________________.



ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

О   ВНЕСЕНИИ   ИЗМЕНЕНИЙ   И   ДОПОЛНЕНИЙ

В     ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ     АКТЫ,     А    ТАКЖЕ

ЗАКОНОПРОЕКТОВ,  СОДЕРЖАЩИХ  ПЕРЕЧНИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ

УТРАТИВШИМИ СИЛУ


17. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:

- не имеют наименований статей;

- статьи могут делиться на части;

- части могут делиться на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.


Примеры:


Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от _________ N ___ " __________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______, N__, ст. ___) следующие изменения и дополнения:

1) _____________; (пункт 1)

2) _____________; (пункт 2)

3) _____________; (абзац первый пункта 3)

а) _____________; (подпункт "а" пункта 3)

б) _____________; (подпункт "б" пункта 3)

4) _____________. (пункт 4)


или


Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от N___"_____________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______, N ___, ст.___) следующие изменения:


_________________; (абзац второй)

_________________; (абзац третий)

_________________; (абзац четвертый)

_________________. (абзац пятый)


или


Статья 1. Признать утратившими силу:

1) ____________________; (пункт 1)

2) ____________________; (пункт 2)

3) ____________________; (пункт 3)

4) ____________________; (пункт 4)

5) ____________________; (пункт 5)

6) ____________________. (пункт 6)


или


Статья 1. Признать утратившими силу:

_________________; (абзац второй)

_________________; (абзац третий)

_________________. (абзац четвертый)


18. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.

Недопустимо изменять нумерацию пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.

Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 -дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5-1, статья 7-2, пункт 3-3, подпункт "б-1").


Пример:


Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от___________ N ___ "____________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, __________,N ___, ст. ___) следующие дополнения:


1) дополнить статьей 17-1 следующего содержания:

"Статья 17-1. ____________

_____________________.

_____________________"

2) в статье 16:

часть вторую дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

"2-1) __________________";

пункт 3 части четвертой дополнить подпунктом "б-2" следующего содержания:

"б-2) __________________".



19. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".

Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Законом Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года N 160-II "О нормативно-правовых актах".


Примеры:


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 20 дней со дня его официального опубликования.


или


Настоящий Закон вступает в силу с 1 декабря 2005 года.


или


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


20. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.


21. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.

Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.


Пример:


согласно приложению 4 к Закону Республики Узбекистан


Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на номер и дату подписания законодательного акта.


Примеры:


Приложение

к Закону Республики Узбекистан " _______________"

или


Приложение 2

к Закону Республики Узбекистан " _________________"


Наименование приложения располагается по центру страницы.



ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

О РАТИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


22. Законопроекты о ратификации международных договоров Республики Узбекистан оформляются следующим образом:


Примеры:


О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам


Ратифицировать Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам.


или


О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности

Ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности со следующим заявлением:


Заявление по пункту 3 статьи 35 Конвенции


Республика Узбекистан не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 35 настоящей Конвенции.


или


О присоединении к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений


Присоединиться к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений со следующими оговорками:

1) к статье 18 Конвенции: "Республика Узбекистан заявляет, что вышеуказанная Конвенция не будет применяться к литературным и художественным произведениям, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Республики Узбекистан уже являются на ее территории общественным достоянием";

2) к Дополнительному разделу Конвенции: "Республика Узбекистан намерена пользоваться льготами, предусмотренными в статьях 2 и 3 Дополнительного раздела вышеуказанной Конвенции".


23. Если законопроект о ратификации международных договоров Республики Узбекистан включает в себя ратификацию нескольких международных договоров, то такой законопроект оформляется в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования.


Пример:


О ратификации Договора к Энергетической Хартии и Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим аспектам, подписанных в Лиссабоне в апреле 1995 года


Статья 1. Ратифицировать Договор к Энергетической хартии, подписанный в Лиссабоне в апреле 1995 года.

Статья 2. Ратифицировать Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим вопросам, подписанный в Лиссабоне в апреле 1995 года.


Наименование международного договора Республики Узбекистан в законопроекте о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого международного договора в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений не допускается.



ГЛАВА 5. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК


24. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.


25. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.


26. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания* и номер, а также наименование законодательного акта.


Примеры:


регулируются Законом Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года N 160-II "О нормативно-правовых актах"


или


в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года N 435-II "О введении в действие Конституционного Закона Республики Узбекистан "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан"


При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.

Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.


27. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:


Пример:


в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 29 августа 2003 года N 522-II "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (далее - Закон Республики Узбекистан "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан")


28. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.


Пример:


в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об органах самоуправления граждан" (в редакции Закона от 14 апреля 1999 года N 758-I)


29. Ссылки на Конституцию Республики Узбекистан оформляются следующим образом:


Пример:


в соответствии с частью первой статьи 18 Конституции Республики Узбекистан


30. При ссылке на кодекс дата его подписания и номер не указываются.


Примеры:


- регулируются Налоговым кодексом Республики Узбекистан

- в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Узбекистан

- в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан


31. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.


Примеры:


- регулируются статьей 55 Налогового кодекса Республики Узбекистан

- в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Республики Узбекистан


32. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).


Пример:


регулируются пунктом 2 части второй статьи 15 Закона Республики Узбекистан от ________ N ___ "________________"


33. Обозначения разделов, глав, статьей, пунктов печатаются цифрами, обозначения частей и абзацев пишутся словами, а обозначения подпунктов печатаются строчными буквами в кавычках.


Примеры:


- подпункт "в-2" пункта 2 части первой статьи 5

- подпункт "в" пункта 1 части второй статьи 5

- абзац второй части первой статьи 1

- в соответствии с абзацем первым части первой статьи 1

- глава 5

- разделы III и IV


34. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:


Примеры:


- содержащиеся в главе 3 настоящего Закона

- в связи с положениями настоящей главы

- в соответствии с частью первой статьи 5 настоящего Кодекса

- в соответствии с пунктом 1 части первой настоящей статьи

- в соответствии с пунктом 2-1 части четвертой статьи 5 настоящего Закона

- в соответствии с подпунктом "а1" пункта 2 части третьей статьи 5 настоящего Закона

- регулируется подпунктом "б" пункта 2 части третьей статьи 5 настоящего Закона

- содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы


35. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативно-правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан).

В исключительных случаях в законодательном акте допустимы ссылки на акты законодательства низшей юридической силы или на законодательство, если отдельные правоотношения не урегулированы данным законодательным актом и эти правоотношения урегулированы или подлежат урегулированию другими актами законодательства.


36. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.



ГЛАВА 6. ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ

ИСТОЧНИКОВ  ОПУБЛИКОВАНИЯ


37. Официальными источниками опубликования законов Республики Узбекистан, постановлений Верховного Совета Республики Узбекистан, указов и постановлений Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса Республики Узбекистан являлись "Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан", "Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан", газеты "Совет Узбекистони", "Правда Востока", "Халк, сузи" и "Народное слово".

Официальными источниками опубликования законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются "Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халк, сузи" и "Народное слово".


38. Если в законодательный акт вносятся изменения, дополнения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указывается официальный источник его опубликования.


Примеры:


(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 5, ст. 221) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 1-2, ст. 10; 2002 г., N 1, ст. 20)


39. При опубликовании текста законодательного акта, имеющего большой объем, в нескольких номерах газет "Халк, сузи", "Народное слово" в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст законодательного акта.


Пример:


Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года N 163-I и 29 августа 1996 года N 256-I (газеты "Халк, сузи", "Народное слово" от 14, 15 и 16 ноября 1996 года).


40. При внесении изменения и дополнения в законодательный акт указываются:

- официальный источник опубликования законодательного акта или официальный источник опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);

- официальные источники опубликования всех последующих изменений и дополнений, внесенных в законодательный акт.


Примеры:


Внести в статью 8 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 822-I "О телекоммуникациях" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 219) следующие изменения и дополнения:


или


Внести в Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года N 734-ХII "Об аудиторской деятельности" (в редакции Закона от 26 мая 2000 года N 78-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 5-6, ст. 149; 2003 г., N 1, ст. 8) следующие изменения:


41. При признании законодательного акта утратившим силу указывается официальный источник опубликования законодательного акта или официальный источник опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была). Также отдельно признаются утратившими силу и законодательные акты, которыми вносились изменения и дополнения в основной законодательный акт, признаваемый утратившим силу, с указанием источника их официального опубликования.


Примеры:


Признать утратившими силу:   …….


Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1997 года N 481-I подготовке законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 9, ст. 237);

раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года N 568-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 1-2, ст. 18).



ГЛАВА 7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ


42. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты готовятся для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым законом Республики Узбекистан и устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.


43. Внесением изменений считается:

- замена слов, цифр;

- исключение слов, цифр, предложений;

- новая редакция структурной единицы законодательного акта;

- продление действия законодательного акта или его структурных единиц.


44. Внесением дополнений считается:

- дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

- дополнение структурными единицами законодательного акта.


45. Изменения и дополнения могут вноситься в следующие виды законодательных актов:

- законы Республики Узбекистан;

- постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- постановления Верховного Совета Республики Узбекистан;

- указы Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан;

- постановления Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.


46. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения и дополнения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.


Пример:


О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона Республики Узбекистан "___________" и в Закон Республики Узбекистан "___________"


Статья 1. Внести в статью 5 Закона Республики Узбекистан от ___ N __"___________" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N __, ст. ___; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N _, ст. _) следующие изменения и дополнения:


1) _______________________;

2) _______________________.


Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от___ N __"_________"

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., N __, ст.___) следующие изменения и дополнения:

1) ______________________;

2) ______________________;

3) ______________________;

4) ______________________.



47. Если законопроектом вносятся изменения и дополнения одновременно в несколько законодательных актов, то эти законодательные акты располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.


48. При одновременном внесении в законодательный акт изменений, дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений, дополнений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения, дополнения, а также признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).


Пример:


Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от___ N __"_________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст.___; ___, N __, ст. ___) следующие изменения и дополнения:


1) в статье 1 слова "________" заменить словами "________";

2) часть первую статьи 2 дополнить словами "__________";

3) из пункта 2 части второй статьи 3 слова "____" исключить;

4) статью 4 признать утратившей силу;

5) часть первую статьи 5 изложить в следующей редакции:

"______________________";

6) в статье 6 слова "________" заменить словами "_______".


49. При внесении изменений и дополнений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта и его номер (если он есть), наименование, а также соответствующий официальный источник его опубликования.


Пример:


Внести в Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года N 160- II "О нормативно-правовых актах" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 1-2, ст. 8) следующие изменения и дополнения:   ….


Если подлежащий изменению, дополнению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта и его номер (если он есть), наименование, а также далее указываются вид законодательного акта, дата подписания и номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.


Пример:


Внести в Закон Республики Узбекистан от 13 января 1992 года N 510-ХП "О занятости населения" (в редакции Закона от 1 мая 1998 года N 616-I) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 97) следующие изменения и дополнения:   ….


50. При внесении изменений или дополнений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.


Примеры:


О внесении изменений в статьи 5 и 30 Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании"


или


О внесении дополнений в статью 4 Закона Республики Узбекистан "___________" и статью 15 Закона Республики Узбекистан "___________"


51. Изменения и дополнения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения и дополнения в основной законодательный акт путем внесения изменений и дополнений в изменивший и дополнивший его законодательный акт недопустимо.


52. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.

При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.


53. При внесении изменений и дополнений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.


54. Вносимые в законодательный акт изменения и дополнения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения и дополнения.


55. При дополнении законодательного акта статьей, главой, подразделом, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, подразделов, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, подраздела, раздела со ссылкой на соответствующую главу, подраздел, раздел, часть законодательного акта.


Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)


Главу 1 Закона Республики Узбекистан от ____ N __ "__________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,___, N __, ст. __; ___, N __, ст. __) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:   …


или


Главу 2 Закона Республики Узбекистан от ___ N ___ "__________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст.___; ___, N __, ст. ___) дополнить статьей 14-1 следующего содержания: …


56. Внесение изменений или дополнений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний или дополнение словами и словосочетаниями с использованием формулировки "по тексту") не допускается.

По общему правилу каждое изменение или дополнение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется или дополняется.

Исключение может составлять только внесение изменений или дополнений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения или дополнения не вносятся, а заменяемые или дополняемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение или дополнение должно быть оформлено следующим образом:


Примеры:


В статье 10 Закона Республики Узбекистан от____ N _____"_________"(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст. __) слова "_________" заменить словами "_________".


или


Статью 10 Закона Республики Узбекистан от _____N_____"_________"(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ____, N __, ст._) после слов "_______" дополнить словами "_________".


57. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:


Примеры:


В статье 10 Закона Республики Узбекистан от ____ N __ "_______" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N ___, ст.___) слова "_______(слова указываются в именительном падеже единственного числа)______" в соответствующих числе и падеже заменить словами"_______ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)_________" в соответствующих числе и падеже.


или


В статье 10 Закона Республики Узбекистан от ____ N __ "_______"(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N _, ст. __) слова "_________ (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)________" в соответствующем падеже заменить словами "_________(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) " в соответствующем падеже.


58. При внесении изменения и дополнения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется и дополняется, потом указывается характер изменений и дополнений. Внесение изменений и дополнений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.


Примеры:


в подпункте "в" пункта 2 части первой статьи 7 слова "__________" заменить словами "__________"


или


Часть первую статьи 7 Закона Республики Узбекистан от _____ N __ "__________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ____, N ___ст. ___) дополнить предложением следующего содержания: "__________".


59. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.


Пример:


статью 1 после слов "________" дополнить словами "_________"


60. В случае если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:


Пример:


пункт 1 статьи 1 дополнить словами "__________"


При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.


61. Внесение нескольких изменений и дополнений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:


Пример:


Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от____ N ___"_________" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,___, N____, ст.___) следующие изменения и дополнения:


1) в статье 2:

в части первой слова "________" заменить словами "_________";

часть вторую после слов "________" дополнить словами "________";

часть третью дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) _________________";

часть четвертую дополнить предложением следующего содержания:

"_________________";

2) второе предложение пункта 2 части второй статьи 3 исключить;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4._____________

______________________________".


62. Дополнение статьи законодательного акта частями или абзацами оформляется следующим образом:


Примеры:


статью 2 дополнить частью третьей следующего содержания:

"______________",

в статье 33:

часть первую дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:

"______________",


абзацы четырнадцатый - двадцать четвертый считать соответственно абзацами пятнадцатым - двадцать пятым.


или


часть вторую статьи 7 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"______________".


или


часть третью статьи 15 дополнить абзацами четвертым - девятым

следующего содержания:

"___________________;

____________________;

____________________;

____________________;

____________________;

____________________".


Если статья законодательного акта дополняется не более тремя частями или часть (пункт) статьи законодательного акта дополняется не более тремя абзацами, то порядковые номера дополняемых частей или абзацев пишутся через запятую.


Примеры:


статью 7 дополнить частями второй, третьей, четвертой следующего содержания:

"____________.

_____________.

_____________ ".


или


пункт 5 статьи 4 дополнить абзацами четвертым, пятым, шестым следующего содержания:

"____________.

_____________.

_____________ " .

абзац четвертый считать абзацем седьмым.


63. При дополнении статьи законодательного акта пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.


Примеры:


часть пятую статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) _________________".


или


пункт 3 части третьей статьи 7 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) _________________".


Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).


64. Принятие законодательного акта в новой редакции, как правило, нежелательно. Вместо новой редакции законодательного акта желательно принимать новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:

- необходимо внести в законодательный акт изменения и дополнения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

- необходимо внести в законодательный акт изменения и дополнения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

- сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично.


65. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если:

- необходимо внести существенные изменения и дополнения в данную структурную единицу;

- неоднократно вносились изменения и дополнения в текст структурной единицы законодательного акта.


66. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.


67. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:


Пример:


Статью 16 Закона Республики Узбекистан от _____ N____" _____" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст. ___) изложить в следующей редакции:

"Статья 16. ___________

________________________".


В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:

О внесении изменения в статью 16  Закона Республики Узбекистан

" ______________"


68. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".


Примеры:


цифры "15, 18, 124" заменить цифрами "16, 19, 125"

цифры "45" заменить цифрами "55"


69. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".


Пример:


слова "в 10 раз" заменить словами "в 20 раз"


70. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений и дополнений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.


Пример:


О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан


Глава 8. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию

утратившими силу


71. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым Законом Республики Узбекистан, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.


72. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:


1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения и дополнения.


Пример:


Закон Республики Узбекистан от____ N __"______________" (Ведомости

палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст.___)


2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы).


Пример:


главу 5 Закона Республики Узбекистан от ____ N___" _____" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ___, N __, ст. ___)


3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).


Пример:


Абзац третий части первой статьи 4 и абзац второй части первой статьи 5 Положения об ордене "Соглом авлод учун" ("За здоровое поколение"), утвержденного Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 6, ст. 257; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 141; 2003 г., N 9-10, ст. 149) в части бесплатного пользования городским пассажирским транспортом.


73. Признаваться утратившими силу могут следующие виды законодательных актов:

- законы Республики Узбекистан;

- постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- постановления Верховного Совета Республики Узбекистан;

- указы Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан;

- постановления Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.


74. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов или может быть самостоятельным законопроектом.

Оформление одновременного внесения изменений и дополнений в законодательный акт, а также признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 48 настоящих Методических рекомендаций.


75. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.


76. Если утрачивает силу указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, который был утвержден законом, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются указ и утверждающий его закон (либо его часть). При этом отдельными позициями в данный перечень включаются законодательные акты, вносившие в указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан изменения и дополнения.


77. Если утрачивает силу закон, который вводился в действие постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются закон и постановление о введении его в действие. При этом отдельными позициями в перечень включаются законодательные акты, вносившие в закон изменения и дополнения.


78. Признание утратившим силу нормативно-правового акта органа государственной власти, в настоящее время не существующего (например, постановления ЦИК Советов и СНК), осуществляется тем органом государственной власти, к компетенции которого на день возникновения такой необходимости относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу нормативно-правовом акте.


79. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания и номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.


80. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).


81. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.


82. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.


83. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.


84. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт, он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.


85. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.


86. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.


87. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.


88. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.


89. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.


Пример:


Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от_____ N_____"____________" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г.,N ____, ст.___).


90. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".



*) До 2005 года - дата принятия.



Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2005 г., N 6, ст.222