Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Кенгаша Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26.01.2004 г. N 594-II "О работе Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в 2003 году"

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КЕНГАША ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.01.2004 г.

N 594-II



О РАБОТЕ ИНСТИТУТА

МОНИТОРИНГА ДЕЙСТВУЮЩЕГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОЛИЙ МАЖЛИСЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В 2003 ГОДУ



Заслушав и обсудив отчет о работе Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан за 2003 год, Кенгаш Олий Мажлиса Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Отчет о работе Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан за 2003 год утвердить.


2. Институту мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан (А. Турсунову):

при проведении научных исследований особое внимание обратить на зарубежный опыт осуществления мониторинга законодательства в странах с двухпалатным парламентом, в том числе на участие негосударственных некоммерческих организаций в этой работе;

принять меры по повышению эффективности оказываемой помощи комитетам и комиссиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан в осуществлении ими парламентского контроля за исполнением законов;.

пополнить библиотечный фонд Института литературой по законодательству зарубежных стран, а также литературой по проблемам совершенствования национального законодательства;

продолжить работу по дальнейшему изучению и анализу действующего законодательства на предмет его соответствия международным нормам и стандартам.



Председатель

Олий Мажлиса

Республики Узбекистан                                                       Э. Халилов





ОТЧЕТ

о работе Института мониторинга действующего

законодательства   при   Олий   Мажлисе

Республики Узбекистан за 2003 год



Деятельность института в отчетном году осуществлялась в соответствии с уставными задачами, утвержденным планом работы на 2003 год, а также с учетом предложений, содержащихся в постановлении Кенгаша Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 февраля 2003 года N 462-II "О работе Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в 2002 году".


I.


В 2003 году одним из основных направлений деятельности института являлась работа по проведению научной экспертизы законопроектов.

Были подготовлены экспертные заключения по проектам законов "О банковской тайне", "О банкротстве", "Об общественных фондах", "Об электронной цифровой подписи", "О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах", "Об информатизации", "Об использовании и защите эмблем красного полумесяца и красного креста", "Об электронном документообороте", "Об электронной коммерции", "О валютном регулировании", "Об общественных объединениях" и др.

Важное место в работе института занимала разработка проектов законов. При непосредственном участии сотрудников института разработаны проекты законов "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" (новая редакция), "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан", "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан". Кроме того, они принимали участие в подготовке законопроекта "О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников", одобренного в первом чтении на тринадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва.

Сотрудники института участвовали в работе Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям при Президенте Республики Узбекистан, Комиссии по координации деятельности по совершенствованию законодательной базы в области либерализации и дальнейшего реформирования всех сторон жизни общества, рабочей группы по совершенствованию законодательства о малом и среднем предпринимательстве, защите прав и интересов предпринимателей, Совета по вопросам совершенствования государственно-правовой, судебной системы и повышения правосознания населения, а также в реализации Комплексной программы по обеспечению основных направлений национальной безопасности Республики Узбекистан.

В осуществляемой институтом экспертизе проектов законов, разработке законодательных и иных нормативных актов заметно возросло участие известных ученых Узбекистана и зарубежных стран. Значительную помощь оказывали и высококвалифицированные специалисты из числа практиков, представители негосударственных некоммерческих организаций, эксперты ряда международных организаций.

В процессе проведения экспертизы и разработки проектов законов выявлялись степень их научной обоснованности, сфера действия, место в системе законодательства, соответствие международно-правовым актам, детально рассматривались вопросы имплементации в законодательство Республики Узбекистан международных стандартов в области прав человека. Уделялось значительное внимание проведению сравнительного анализа законодательных актов зарубежных стран и составлению различных аналитических материалов. В истекшем году был подготовлен аналитический материал по проблемам обеспечения и защиты прав человека, борьбы с терроризмом, судебно-правовой сферы, а также по вопросам согласительных процедур в парламентской деятельности. Эта работа способствовала повышению качества проектов законов и использовалась в текущей деятельности различных государственных органов.


II.


Одним из направлений деятельности института в отчетный период являлось изучение и анализ практики применения законодательства, выявление его эффективности и определение соответствия международно-правовым актам в области прав человека.

Контрольно-аналитическая работа осуществлялась как самостоятельно, так и в контакте с комитетами Олий Мажлиса. В частности, в составе рабочей группы Комитета Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности сотрудники института принимали участие в изучении хода исполнения Закона "О борьбе с терроризмом" в Наманганской области, а также Закона "Об обороне" в Самаркандской и Бухарской областях. Совместно с Комитетом по вопросам науки, образования, культуры и спорта работники института участвовали в проверке исполнения законов о государственных символах в Кашкадарьинской области.

В ходе изучения практики применения законодательства выявлялись причины его нарушения и вырабатывались предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты и совершенствованию практики их применения.

Тесные связи института с Министерством юстиции, Министерством иностранных дел, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами, судами, негосударственными некоммерческими организациями позволяют получать достоверную информацию о правоприменительной практике, которая необходима для осуществления мониторинговых исследований, выявления эффективности действия правовых норм и разработки конкретных предложений, направленных на их совершенствование.

Сотрудники института входят в состав научно-консультативных советов Конституционного и Верховного судов Республики Узбекистан, Консультативно-аналитического совета Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека, Экспертного совета при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и Апелляционного совета при Государственном патентном ведомстве Республики Узбекистан, Российской ассоциации налогового права.

Постоянные контакты института с негосударственными некоммерческими организациями и международными организациями, приглашение их представителей на организуемые институтом мероприятия, а также участие работников института в проводимых этими организациями конференциях, семинарах, заседаниях "круглых столов" позволяют определить проблемы в действующем законодательстве и наметить пути его совершенствования.

В целях повышения эффективности работы по оказанию помощи депутатам, комитетам и комиссиям Олий Мажлиса в осуществлении ими парламентского контроля за исполнением законов в индивидуальных планах работы на 2003 год, как и в предыдущем году, каждому сотруднику института были определены конкретные направления контрольно-аналитической работы по соответствующим отраслям законодательства. Как показало обсуждение на заседании Научно-консультативного совета института годовых отчетов работников, запланированная контрольно-аналитическая работа ими была, в основном, выполнена.

Следует отметить, что результаты проводимой институтом контрольно-аналитической работы и сформулированные на их основе предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики находят отражение в научных работах и выступлениях в средствах массовой информации сотрудников института, экспертных заключениях по проектам законов.

В отчетном году институтом было продолжено изучение вопросов соблюдения в Республике Узбекистан общепризнанных норм международного права, международных стандартов в области прав человека, а также продолжена работа по подготовке предложений по приведению законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами.

Проводилась работа по анализу предложений по дальнейшему обеспечению прав человека в Узбекистане. Подготовлена информация о выполнении рекомендаций краткосрочной миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке выборов 1999 года в Узбекистане, а также информация о требованиях к подготовке и проведению выборов и по экспертной оценке БДИПЧ ОБСЕ Закона "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан".

В прошедшем году институтом было подготовлено тринадцать заключений о целесообразности присоединения Республики Узбекистан к различным международным договорам, в частности, к Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительному протоколу к данной конвенции, а также к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В целом в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, работа по взаимодействию института с комитетами и комиссиями Олий Мажлиса в осуществлении контрольно-аналитической деятельности была улучшена. Необходимые контакты в этой области поддерживались с Комитетом по вопросам науки, образования, культуры и спорта, Комитетом по вопросам обороны и безопасности, Комиссией по проблемам семьи и женщин, Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие в сфере контрольно-аналитической деятельности с другими комитетами и комиссиями парламента было недостаточным.


III.


В 2003 году в институте активизировалась научно-исследовательская работа. Темы научных исследований посвящены различным отраслям права и изучению актуальных вопросов, возникающих в процессе законотворчества и исполнения законов.

Научные сотрудники института дважды в год представляли информацию о ходе выполнения плана научно-исследовательской работы. В конце года каждым научным сотрудником подготовлен отчет о работе проделанной за год, где подробно освещалась его научно-исследовательская работа. В прошедшем году в институте было завершено более 50 научных работ, большая часть из которых опубликована.

Как и в прошлые годы, институтом существенное внимание уделялось подготовке научно-популярной и учебной литературы. При участии сотрудников института в 2003 году были опубликованы учебник "Введение в правовую систему Узбекистана", "Правовая хрестоматия для женщин", брошюры "Тендер и насилие", "Армия", а также серия статей, посвященных законодательным основам борьбы с терроризмом. Опубликованы статьи, посвященные проблемам налогового консультирования, реформирования адвокатуры, развития институтов гражданского общества.

Работники института выступили в качестве официальных оппонентов на защите трех докторских и пяти кандидатских диссертаций, подготовили отзывы на пять авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, на три автореферата диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук.

Активизировалась деятельность Научно-консультативного совета института, в состав которого входят известные ученые-юристы, высококвалифицированные специалисты-практики из числа судей, работников органов прокуратуры, министерства юстиции, других министерств, государственных комитетов и ведомств, ряда негосударственных некоммерческих организаций. На заседаниях Научно-консультативного совета обсуждались актуальные вопросы, возникающие в процессе применения законодательства, а также предложения, направленные на его совершенствование. В 2003 году было проведено 7 заседаний Научно-консультативного совета института, на которых были обсуждены четыре диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук и три - на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Институтом самостоятельно либо в сотрудничестве с другими, в том числе и международными организациями, было проведено пятнадцать конференций, семинаров и заседаний "круглых столов", посвященных вопросам дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения, имплементации норм международного права в национальное законодательство, обеспечения защиты прав человека, перспективе правового регулирования деятельности отдельных видов негосударственных некоммерческих организаций, парламентской реформе, совершенствованию законодательства об информатизации и информационных технологиях, другим актуальным проблемам. Среди них следует выделить конференции, организованные совместно с проектом ЕвропаЭйд "Содействие развитию процесса демократизации в Узбекистане" в июле и ноябре 2003 года, посвященные проблемам мониторинга законодательства и осуществления согласительных процедур, а также укрепления институтов гражданского общества. В марте и ноябре совместно с ПРООН были проведены международные конференции по вопросам развития законодательства об информатизации. Кроме того, совместно с УВКБ ООН в октябре была проведена конференция на тему "Проблемы имплементации международных норм в национальное законодательство". На этих форумах принимали участие депутаты Олий Мажлиса, представители Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека. Кабинета Министров, Министерства юстиции, Прокуратуры, Верховного суда Республики Узбекистан, иных государственных органов и негосударственных организаций, а также международных организаций.

В отчетном году работники института приняли участие более чем в пятидесяти научных и научно-практических семинарах и конференциях, включая международные, проводимые как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами, проходили стажировку в ведущих научных центрах зарубежных государств.

Сотрудник института в июле 2003 года принимал участие в проходившем в Будапеште (Венгрия) учебном туре, организованном в летнем Университете на базе Центрально-Европейского Университета, посвященном проблемам глобализации. Работники института принимали участие в учебных турах в Германию, Швецию и Италию в мае-июне, а также в Россию и на Украину в сентябре-октябре, организованных проектом ЕвропаЭйд "Содействие развитию процесса демократизации в Узбекистане", посвященных изучению опыта осуществления - мониторинга законодательства, а также деятельности омбудсмана и иных парламентских институтов в этих странах.

В прошедшем году сотрудники института выезжали для участия в международных конференциях по проблемам проведения мониторинга законодательства, а также некоторым вопросам налогообложения, проходивших в г. Москве (Россия). Кроме того, они принимали участие в международной конференции, посвященной обеспечению национальной безопасности, в г.Гармиш (Германия).


IV.


Институтом, как и в прежние годы, уделялось внимание реализации Национальной программы повышения правовой культуры в обществе. В этом направлении установлена тесная связь института со средствами массовой информации.

Работниками института опубликовано в газетах "Халк сузи", "Народное слово", "Фидокор", "Ватанпарвар", журналах "Хужалик ва хукук,", "Демократизация и права человека", "Хукук - Право - LAV", "Нефть. Газ. Право" и ряде других более 30 статей, они приняли участие в 40 теле- и 25 радиопередачах.

В выступлениях затрагивались актуальные проблемы законодательства, анализировалась практика его применения, существенное внимание уделялось разъяснению законопроектов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, и содержания законодательных актов, принятых парламентом страны, а также осуществляемой в Узбекистане парламентской реформе.

Работники института, являясь членами редакционных коллегий ряда газет и журналов ("Бюллетень Конституционного суда Республики Узбекистан", "Хает ва конун", "Хукук", "Налоговые и таможенные вести", "Korean Studies" и др.), способствуют определению направления публикаций в этих изданиях.

В 2003 году сотрудники института участвовали в организации и проведении семинаров и встреч с гражданами. В различных областях Узбекистана, на предприятиях, в учреждениях, организациях, махаллях ими были прочитаны лекции, посвященные правам человека, механизмам их обеспечения и защиты, безопасности и борьбе с терроризмом, правовому регулированию создания и функционирования негосударственных некоммерческих организаций, деятельности органов самоуправления граждан и др. В общей сложности сотрудниками института проведено встреч с населением и прочитано лекций около 200.


V.


Важное значение в прошедшем году уделялось сотрудничеству института с рядом международных организаций и научными центрами зарубежных стран. Среди них проекты ЕвропаЭйд, представительства УВКБ ООН, Международного центра некоммерческого права, фондов К. Аденауэра, Евразия и ряда других международных организаций. При этом сотрудничество с этими организациями осуществлялось в таких формах, как организация совместных семинаров и конференций, содействие в привлечении зарубежных экспертов к участию в экспертизе законопроектов, помощь в пополнении библиотеки института новой литературой. В результате успешного сотрудничества института с международными организациями подготовлен ряд проектов документов, направленных на совершенствование действующего законодательства. Совместно с проектом ЕвропаЭйд разработаны концепции реформирования института мониторинга, а также проекты нормативно-правовых актов, направленных на углубление демократических реформ и укрепление основ гражданского общества.

В 2003 году продолжилось научное сотрудничество института с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Институтом законодательства Верховной Рады Украины и рядом других научных и учебных центров.



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2004 г., N 1-2, ст. 51