Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 25.04.2003 г. N 489-II "Об отчете о деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его руководства в 2002 году"

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Л И Й  М А Ж Л И С А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.04.2003 г.

N 489-II



ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

И ЕГО РУКОВОДСТВА В 2002 ГОДУ

Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Отчет о деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его руководства в 2002 году утвердить.



Председатель Олий Мажлиса

Республики Узбекистан                                                   Э. Халилов






ОТЧЕТ

о деятельности Олий Мажлиса Республики

Узбекистан и его руководства в 2002 году



Олий Мажлис Республики Узбекистан второго созыва в 2002 году вел целенаправленную работу по правовому обеспечению политических, демократических, социально-экономических реформ и формированию основ гражданского общества в Узбекистане. Деятельность парламента велась в соответствии с приоритетами законотворческой и контрольной деятельности комитетов и комиссий Олий Мажлиса Республики Узбекистан на 2000-2002 годы, принятыми депутатами с целью реализации задач, поставленных главой нашего государства И.А. Каримовым в докладах на сессиях парламента второго созыва, а также итогами всенародного референдума, состоявшегося 27 января 2002 года, по вопросам формирования двухпалатного парламента и изменения конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан.

Помимо законотворческой и контрольно-аналитической деятельности парламентом, его комитетами и комиссиями был проведен ряд мероприятий, направленных на разъяснение сути и необходимости проводимой работы, выявление факторов, способствующих преобразованию всех сфер жизнедеятельности общества.

Законотворческая деятельность Олий Мажлиса была направлена на дальнейшее формирование правовой базы осуществляемых в стране реформ. В результате за отчетный период разработан и принят пакет правовых документов, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. На прошедших трех парламентских сессиях приняты 20 законов, 54 постановления, ратифицированы 6 международных договоров и соглашений, а также внесены 188 изменений и дополнений в 44 законодательных акта.

Парламент утвердил Государственный бюджет страны на 2003 год, а также отчеты об исполнении Госбюджета в 2001 году, первом квартале, первом полугодии и за девять месяцев 2002 года. Параметры Госбюджета в отчетный период находились в пределах, установленных Олий Мажлисом. Правительством приняты необходимые меры по укреплению макроэкономической и финансовой стабильности, усилению социальной защиты населения, привлечению новых инвестиций в экономику страны. Кабинет Министров провел также большую работу по обеспечению занятости граждан, увеличению их доходов, осуществлению технического перевооружения производства, в том числе экспортоориентированного.

Исходя из итогов референдума Республики Узбекистан от 27 января 2002 года парламент страны определил основные направления и приоритеты законодательной работы. Претворение в жизнь идеи Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова о реформировании высшего законодательного органа страны безусловно будет способствовать более четкому функционированию всех структур государственной власти на основе верховенства закона и широкого учета мнений различных слоев населения. Двухпалатный парламент укрепит законодательную власть в стране, повысит ее роль в решении важнейших государственных вопросов. В целом деятельность профессионального парламента будет направлена, прежде всего, на повышение качества законотворческой деятельности.

В целях реализации итогов референдума, сохранения баланса и эффективной координации деятельности всех ветвей власти, парламент Узбекистана принял Конституционный закон "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти". Он является нормативной основой, позволяющей взвешенно и обоснованно осуществлять дальнейшие преобразования, закрепляет в законодательной форме итоги референдума и ставит принципиально иные требования к новым, отражающим в себе процесс изменений, законам, которые необходимо принять в дальнейшем.

Принятие конституционных законов "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и "О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан" стало еще одним важным этапом на пути построения правового гражданского общества. В данных конституционных законах определены порядок формирования обеих палат будущего парламента, их структура и полномочия, механизм образования комитетов и комиссий, прохождения законопроектов, регламентируются согласительные процедуры, взаимодействие палат между собой, а также с органами других ветвей государственной власти и управления, иные вопросы парламентской деятельности.

Актуальным на сегодняшний день является Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", принятый парламентом в новой редакции. Содержание этого правового документа полностью соответствует концепции реформирования Вооруженных Сил, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым на девятой сессии Олий Мажлиса второго созыва. При разработке этого документа депутаты исходили из национальных интересов, военно-политической обстановки в регионе и мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов, необходимости формирования мобильных, самодостаточных и хорошо оснащенных Вооруженных Сил, способных эффективно и надежно защитить мир и спокойствие в нашей стране.

Принятый на восьмой сессии Олий Мажлиса Градостроительный кодекс Республики Узбекистан приводит национальное законодательство в этой сфере в соответствие с международными правовыми нормами. В Кодексе определены интересы общества, государства, юридических и физических лиц в области градостроительства, правоотношения субъектов градостроительной деятельности - подрядчиков, заказчиков и разработчиков соответствующих документов, их права и обязанности. В нем также конкретизированы полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан, Государственного комитета по архитектуре и строительству, органов государственной власти на местах и органов самоуправления граждан в области градостроительства.

В документе определены органы управления градостроительством, требования к соответствующей документации, использованию территорий, введению градостроительного кадастра, установлена ответственность за нарушения в области архитектуры и строительства, порядок финансирования градостроительной деятельности.

Принятие Закона "О государственной статистике" вызвано необходимостью приведения статистической системы страны в соответствие с принципами рыночной экономики, обеспечения единства подходов к организации государственной статистики в Республике Узбекистан с принятыми в мировой практике международными стандартами и правилами. Принятие и введение в действие данного Закона является выполнением одного из положений Меморандума по вопросам экономической и финансовой политики, подписанным в декабре 2001 года Республикой Узбекистан и Международным валютным фондом.

Закон создает правовые основы, которыми будут руководствоваться все хозяйствующие субъекты при подготовке материалов государственной статистики. Документ определяет порядок организации государственной статистики и регулирует правовые отношения связанные со сбором, обобщением, распространением и хранением статистической информации о социально-экономическом положении страны.

Поступательное движение общества и государства, глубокие преобразования в общественно-политической жизни страны, рост политико-правового сознания граждан требуют усиления роли и значения в жизни общества негосударственных и общественных институтов, реализации демократических принципов, обеспечивающих необходимые гарантии прав и свобод граждан, свободы слова и средств массовой информации.

Исходя из основных направлений дальнейшего углубления демократических реформ и формирования основ гражданского общества, Олий Мажлис принял Закон "О принципах и гарантиях свободы информации". Целью данного Закона является дальнейшая демократизация и либерализация информационных процессов, улучшение деятельности средств, распространяющих информацию, защита их прав, гарантирование прав граждан на информацию, а также создание условий для развития свободы слова и информации.

Важнейшей гарантией защиты прав и свобод граждан является совершенствование процедуры рассмотрения обращений граждан. Обеспечению гарантий прав и свобод граждан на основе общепризнанных принципов и норм международного права служит Закон "Об обращениях граждан", принятый парламентом в новой редакции. В нем усилены гарантии прав граждан на обращения, ответственность должностных лиц, рассматривающих обращения граждан.

Для поступательного развития нашего общества большое значение имеют и другие законодательные акты, принятые Олий Мажлисом. Среди них законы "О гарантиях защиты вкладов граждан в банках", "Об отходах", "О селекционных достижениях", "О кредитных союзах", "О страховой деятельности", "Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах", "О недрах", "О донорстве крови и ее компонентов", принятые парламентом в отчетный период.

Следует отметить, что содержание принятых законов полностью вписывается в приоритеты и основные направления дальнейшего углубления демократических преобразовании и формирования основ гражданского общества в Узбекистане, сформулированные Президентом страны в докладе на девятой сессии Олий Мажлиса второго созыва. В этом плане большую работу провела Комиссия парламента, созданная в целях реализации задач, поставленных главой нашего государства. В состав комиссии, образованной постановлением Олий Мажлиса, входят руководители парламентских комитетов, ряда министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, общественных объединений Республики Узбекистан. В целях оптимальной организации работы Комиссии в ее составе образованы подкомиссии, соответствующие приоритетам развития страны, по вопросам независимости и безопасности; по вопросам экономического развития; по вопросам общественных институтов, средств массовой информации, защиты прав и свобод граждан; по вопросам судебно-правовой реформы; по вопросам социальной политики; по вопросам реформ Вооруженных Сил. Подкомиссиями были разработаны концепции по углублению проводимых в стране реформ и мероприятия по их реализации.

Работа Комиссии Олий Мажлиса по вопросам дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане направлена на создание правовых условий для реализации стратегии развития страны в обозримом будущем. Члены комиссии приняли непосредственное участие в разработке ряда законов, принятых в отчетном году.

В законотворческой работе парламента в 2002 году большое внимание уделялось совершенствованию ранее принятых законов, приведению их в соответствие с реально сложившейся социально-экономической обстановкой и планами на перспективу. Часть законопроектов была разработана совместно несколькими комитетами и комиссиями. Это вызвано тем, что углубление экономических преобразований в стране и вопросы создания законодательной базы реформ вызывают насущную необходимость скоординированных действий парламентских структур.

На трех парламентских сессиях выступили 169 депутатов. Ими были внесены конкретные предложения по совершенствованию правовых норм, большая часть которых была учтена при доработке проектов законов.

Для подготовки законопроектов заблаговременно создавались депутатские рабочие группы с привлечением ведущих ученых и экспертов страны, обладающих глубокими теоретическими знаниями и большим опытом практической работы. Комитеты и комиссии парламента в процессе законотворческой работы тесно взаимодействовали с международными организациями. В этом направлении следует особо отметить сотрудничество парламента с Проектом ТАСИС "Содействие развитию процесса демократизации в Узбекистане", Международным центром некоммерческого права, фондами Сороса, К. Аденауэра и рядом других международных организаций.

Для всенародного обсуждения были опубликованы 9 особо значимых законопроектов, которые впоследствии были приняты во втором чтении.

Законопроекты заранее направлялись депутатам для детального изучения, обсуждения на встречах с избирателями в своих округах. Предложения, поступившие по совершенствованию законопроектов, учитывались при их доработке. Вносимые на рассмотрение сессий проекты законодательных актов в обязательном порядке обсуждались на заседаниях Кенгаша Олий Мажлиса.

В соответствии с планами контрольно-аналитической работы комитеты и комиссии Олий Мажлиса рассмотрели в истекшем году около 60 вопросов в порядке контроля за исполнением законодательных актов, конвенций, национальных программ. Изучением были охвачены все регионы страны, что позволило иметь широкое представление о положении дел на местах.

Результаты изучения правоприменительной практики тщательно анализировались и всесторонне обсуждались на заседаниях комитетов и комиссий с участием руководителей центральных и местных органов власти, организаций, других заинтересованных лиц. Исполнение рекомендаций по устранению выявленных недостатков бралось на контроль, итоги обсуждения широко освещались в средствах массовой информации.

В 2002 году более активно применялась и такая форма контроля, как проверка исполнения ранее принятых комитетами и комиссиями решений.

В целом, анализируя итоги контрольно-аналитической деятельности комитетов и комиссий в отчетный период, следует отметить, что в ходе проверки исполнения на местах законодательных актов депутатами и специалистами проведена большая работа по разъяснению сути законодательных актов и оказана практическая помощь в устранении выявленных недостатков и упущений. Особое внимание уделялось вопросам совершенствования законодательных актов, а также механизма их исполнения. Участие в составе рабочих групп опытных специалистов и экспертов дало возможность подготовить обоснованные предложения по внесению изменений и дополнений в действующие законы.

В отчетный период продолжали развиваться и укрепляться международные и межпарламентские связи. В течение 2002 года Олий Мажлис посетили более 50 делегаций. Так, в парламенте были приняты Генеральный секретарь ООН К. Аннан, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Карл Рольф-Экеус, Президент Республики Польша А. Квасьневский, Глава Временного правительства Афганистана X. Карзай и другие. Олий Мажлис также посетили 10 парламентских делегаций, в том числе из ФРГ, Нидерландов, Бельгии, США, Швейцарии и других государств. В свою очередь депутаты Олий Мажлиса ознакомились с деятельностью парламентов Германии, Австрии, Индии и других стран, что позволило расширить диапазон межпарламентских связей, обменяться опытом парламентской работы.

К одному из главных направлений международной деятельности Олий Мажлиса следует отнести углубление отношений с Европейским парламентом, с которым установлены тесные и деловые связи. Подтверждением этому являются ежегодные заседания Комитета парламентского сотрудничества (КПС) "Узбекистан-ЕС", последнее из которых состоялось в Страсбурге в мае 2002 года. Данное заседание было третьим с момента создания данного Комитета в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Европейским Союзом. На заседании были обсуждены дальнейшие перспективы сотрудничества парламента Узбекистана с Европейским Союзом и меры по его укреплению.

Важным событием в межпарламентских связях Олий Мажлиса за истекший период стало проведение в Ташкенте 18 ноября 2002 года встречи парламентариев стран-членов Организации "Центрально-азиатское сотрудничество", в которой приняли участие руководители парламентов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. На встрече была достигнута договоренность о создании института межпарламентского сотрудничества - Совещания парламентариев стран-членов ЦАС.

Укрепление международных связей Олий Мажлиса заметно активизировало работу специальной комиссии парламента по возвращению в Узбекистан архивных документов, оказавшихся за его пределами и являющихся достоянием народа. Члены комиссии в истекшем году выезжали в Россию, Великобританию, Турцию, Египет и ОАЭ. В результате из библиотек Великобритании и Турции в Узбекистан были доставлены копии уникальных миниатюр К. Бехзода, написанные к произведениям Навои, Низами и Дехлеви, а из Британского музея в Лондоне - копии коллекций рисунков, относящихся к эпохе Бабура и бабуридов, портретов правителей Бухары, Из музея "Виктории и Альберта" (Англия) привезены копии миниатюр уникальной рукописи "Бабурнаме", а также портрета Бабура, сделанного в 1630 году.

Во время поездки членов Комиссии в Россию в государственных архивах (фономатериалов в г. Москве и кинофотоархиве в г. Красногорске) найдены более трех тысяч документов, относящихся к истории нашей страны.

Защита конституционных прав и свобод личности постоянно находилась в поле внимания руководства парламента, его комитетов и комиссий. При этом большое внимание уделялось работе с обращениями граждан. В 2002 году в Олий Мажлис поступило 3424 письменных обращения, в том числе 334 - повторных. По сравнению с 2001 годом количество письменных обращений увеличилось на 214. В письмах граждане излагали свои взгляды на происходящие в стране и мире события, высказывали мнения об осуществляемых в стране преобразованиях в политической, социально-экономической и духовной сферах.

Во многих письмах граждане выражали несогласие с решениями судов различного уровня, жаловались на незаконные, с их точки зрения, действия работников правоохранительных и иных органов. Много жалоб поступило в связи с нарушениями законности при создании товариществ собственников жилья, невыполнением коммунальными службами своих обязательств, в результате чего не обеспечивается подача тепла и воды в квартиры граждан. Значительная часть писем поступила из города Ташкента, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Самаркандской областей.

Обращения, относящиеся к компетенции парламента, рассматривались руководством Олий Мажлиса, в комитетах и комиссиях. Прием граждан проводился депутатами как в Олий Мажлисе, так и в избирательных округах. Большинство поступивших обращений граждан направлено для рассмотрения в соответствующие хокимияты, суды, органы прокуратуры, министерства, ведомства, другие компетентные органы. Работа с этими обращениями на местах находилась под постоянным контролем депутатов.

Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека в 2002 году поступило 5130 обращений граждан. На 871 обращение даны устные разъяснения и консультации, 1450 обращений, связанных с нарушением прав и свобод граждан, взяты на контроль, из них 250 решены положительно. Остальные обращения граждан направлены для рассмотрения в соответствующие государственные органы.

Омбудсманом и его представителями проведено более 40 встреч с заявителями с выездом на места. Члены Комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод человека; члены Экспертного совет, а также региональные представители Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека наблюдали за ходом судебных процессов по 35 уголовным и гражданским делам в качестве представителей Омбудсмана.

В истекшем году активность функционирования института региональных представителей Омбудсмана еще более возросла. Это было связано с поддержкой, оказанной местными органами власти, а также с тем, что, практически завершилось структурное становление данного института.

В комитетах и комиссиях Олий Мажлиса постоянно ведется мониторинг действующего законодательства с изучением международно-правовых норм, анализируется опыт парламентаризма, других стран, создается научно-информационная база данных по всем направлениям деятельности высшего законодательного органа страны. В целях обеспечения доступности международных документов широкому кругу лиц, по рекомендации комитетов Олий Мажлиса по международным делам и межпарламентским связям и демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, а также Комиссии по нормативно-правовым терминам были переведены на узбекский язык и изданы Сборник международных договоров ООН по правам человека, Сборник документов ОВСЕ в сфере человеческих измерений и Сборник Женевских конвенций.

К мониторингу действующего законодательства привлекаются ведущие ученые и эксперты из соответствующих научно-исследовательских институтов, министерств и ведомств, а также представительств зарубежных организаций в Узбекистане. Определенную помощь в этой работе депутатам оказывают сотрудники Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе. В отчетный период они дали экспертные заключения по 10 проектам законов и приняли участие в разработке 6 законопроектов.

В истекшем году Институтом чаще привлекались к экспертизе проектов законов и разработке законодательных и иных нормативных актов ученые и высококвалифицированные специалисты из числа практиков, представители негосударственных некоммерческих организаций, эксперты международных организаций.

Одним из важнейших направлений деятельности Института является изучение и анализ практики применения действующего законодательства, выявление его эффективности и определение соответствия международно-правовым актам в области прав человека. Результаты проводимой Институтом аналитической работы и сформулированные на ее основе предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики нашли отражение в научных работах сотрудников и их выступлениях в средствах массовой информации.

В отчетном году сотрудниками Института проводилась работа но анализу норм Уголовно-процессуального кодекса на предмет их либерализации и гуманизации в отношении женщин и несовершеннолетних. Было также подготовлено одиннадцать заключений о целесообразности присоединения Республики Узбекистан к различным международным договорам, соглашениям и конвенциям.

В 2002 году в Институте активизировалась научно-исследовательская работа, были завершены около 40 научных работ, большая часть их опубликована. Сотрудники Института приняли участие в более сорока научных и научно-практических семинарах и конференциях, включая международные, проведенные как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами. Они участвовали в 35 теле- и 20 радиопередачах, подготовили более 40 статей, опубликованных в средствах массовой информации.

Оказание практической помощи органам представительной власти на местах стало в отчетный период более регулярным. Олий Мажлис оказал практическую и методическую помощь Кенгашам народных депутатов разных уровней в решении ими вопросов, входящих в компетенцию представительных органов государственной власти.

Кенгаш Олий Мажлиса в отчетный период провел 9 заседаний, комитеты и комиссии - 98. Кенгаш обеспечивал четкое взаимодействие комитетов и комиссий, координацию их деятельности по реализации приоритетных задач.

В отчетном году продолжилась деятельность депутатских фракций политических партий и блоков депутатов от представительных органов власти и инициативных групп избирателей. На их заседаниях рассматривались вопросы, связанные с внесением законопроектов и других документов на обсуждение очередных сессий, выработкой согласованной позиции по ним, организацией и проведением сессий парламента. Это позволило повысить качество законопроектной работы и эффективность депутатской деятельности.

В отчетный период комитетами и комиссиями было проведено более 100 конференций, "круглых столов", семинаров и других мероприятий. Они, как правило, проводились с участием представителей министерств и ведомств, различных неправительственных организаций, ведущих отечественных и зарубежных ученых, экспертов соответствующего профиля и получили широкий общественный резонанс.

К примеру, Комитет но законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Комитетом по печати и информации провел конференцию на тему: "Двухпалатный парламент: вопросы организации, функционирования и перспективы". Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, совместно с Комитетом по международным делам и межпарламентским связям и Комиссией по нормативно-правовым терминам провел семинары на темы: "Проблемы переводов международных договоров на узбекский язык", "Узбекский язык и проблемы законотворчества", Комитет но социальным вопросам и занятости - конференцию на тему: "Сильная социальная защита - приоритетное направление государственной политики", Комитет по вопросам науки, образования, культуры и спорта провел научную конференцию на тему: "Правовые и политические основы отношения к старшему поколению". Эти и другие мероприятия проводились с целью совершенствования законотворческой, контрольно-аналитической и других направлений деятельности Олий Мажлиса, оказания практической помощи различным органам власти и управления, общественным организациям, улучшения положения дел в соответствующих сферах жизни общества.

Деятельность парламента в отчетном году широко освещалась средствами массовой информации. Этому способствовали активная деятельность депутатских рабочих групп по подготовке и проведению сессий Олий Мажлиса, комитетов и комиссий, отдела печати и переводов Секретариата. Общее число статей, выступлений и интервью, связанных с работой Олий Мажлиса в 2002 году только в центральных СМИ превысило 600.

Анализ проделанной в 2002 году работы позволяет сделать вывод, что задачи, поставленные перед парламентом на этот период, в основном выполнены.

В 2003 году Олий Мажлис, исходя из приоритетов, определенных в программном докладе Президента страны И.А. Каримова на девятой сессии парламента, продолжит работу по правовому обеспечению реформ и формированию основ гражданского общества в Узбекистане.



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2003 г. N 3-4, ст.42