Положение об Управлении охраны и экспертизы условий труда Министерства труда Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 19.02.2010 г. N 29)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 19.02.2010 г. N 29
о Государственной инспекции по охране
и экспертизе условий труда Министерства
занятости и трудовых отношений
1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и ответственность Государственной инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений (далее - Инспекция).
2. Инспекция является структурным подразделением Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - Министерство).
3. Задачи в области охраны труда, возложенные на Министерство, осуществляются Инспекцией или через нижестоящие государственные инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, главными управлениями занятости областей и города Ташкента (далее - территориальные инспекции).
4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также приказами и распоряжениями Министерства.
5. Решения Инспекции, принятые в пределах его компетенции по вопросам охраны труда и социальной защиты инвалидов, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями, независимо от форм их собственности и организационно-правовой формы, а также физическими лицами, являющимися работодателями.
И ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ
6. Основными задачами Инспекции являются:
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в целях обеспечения безопасности условий труда;
разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по охране труда и единых требований в области охраны труда для всех организаций;
профилактика и содействие в обеспечении безопасных условий труда работников и их правовой защите по вопросам охраны труда;
осуществление анализа состояния охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка путей их устранения, а также подготовка регулярного доклада Министерства об осуществляемой работе в указанных направлениях Кабинету Министров;
разработка и пересмотр совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами нормативно-правовых актов и документов по охране труда;
осуществление государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации.
7. В соответствии с возложенными задачами Инспекция осуществляет следующие функции:
7.1. В области осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в целях обеспечения безопасности условий труда:
осуществляет в установленном законодательством порядке проверку соблюдения работодателями требований законодательства об охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты работников и приборами контроля производственной среды;
принимает необходимые меры по предотвращению и устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда.
7.2. В области разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по охране труда и единых требований в области охраны труда для всех организаций:
анализирует и обобщает материалы проверок соблюдения законодательства об охране труда;
подготавливает предложения по совершенствованию законодательства об охране труда;
разрабатывает целевые и отраслевые программы по охране труда.
7.3. В области профилактики и содействия в обеспечении безопасных условий труда работников и их правовой защите по вопросам охраны труда:
контролирует в установленном законодательством порядке осуществление работодателями выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников;
осуществляет и проводит во взаимодействии с заинтересованными органами сертификацию работ по охране труда в организациях на предмет их соответствия требованиям охраны труда;
проводит научно-практические конференции, семинары по охране труда с привлечением специалистов;
осуществляет информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам охраны труда.
7.4. В области осуществления анализа состояния и причин производственного травматизма:
осуществляет анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и разработку путей их устранения;
расследует в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве;
анализирует причины несчастных случаев на производстве и разрабатывает предложения по их предупреждению.
7.5. В области разработки и пересмотра совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами нормативно-правовых актов и документов по охране труда:
осуществляет на постоянной основе анализ действующих нормативно-правовых актов и документов по охране труда и, при необходимости, вносит предложения по изменениям и дополнениям к ним;
участвует в разработке, согласовании и утверждении в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов и документов по охране труда.
7.6. В области осуществления государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:
контролирует проведение экспертизы по условиям труда и выдает заключения по ее результатам;
проводит аккредитацию юридических лиц, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, а также обучение и аттестацию их специалистов по вопросам охраны труда.
7.7. В области осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации:
в установленном законодательством порядке, в пределах компетенции, осуществляет проверку соблюдения организациями требований законодательства о социальной защите инвалидов;
принимает необходимые меры по обеспечению организациями условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;
осуществляет информационно-разъяснительную работу в средствах массовой информации по вопросам обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для пользования всеми видами транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;
участвует в разработке, согласовании и утверждении в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов о социальной защите инвалидов.
ИНСПЕКЦИИ
8. Для выполнения возложенных задач и функций Инспекция имеет право:
осуществлять в установленном законодательством порядке изучение состояния и проверки в организациях соблюдения законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов;
запрашивать и получать от организаций и работников информацию, справки и объяснения в целях обеспечения осуществления своих полномочий;
изучать в установленном законодательством порядке документы и другие материалы, относящиеся к вопросам соблюдения законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов;
требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений законодательства об охране труда, принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, если они угрожают здоровью или безопасности работников;
требовать от должностных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим организациям), а также для пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации;
приостанавливать в установленном порядке работу отдельных производств и эксплуатацию средств производства при выявлении нарушений требований безопасности труда, создающих угрозу здоровью или жизни работников;
выдавать предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов, которые подлежат обязательному исполнению организациями и их должностными лицами, правомочными устранять допущенные нарушения (приложение N 1 к настоящему Положению);
привлекать виновных должностных лиц в установленном законодательством порядке к административной ответственности, с оформлением протокола о нарушении законодательства об охране труда и постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства об охране труда по установленной форме (приложения NN 2 и 3 к настоящему Положению);
вносить представления в вышестоящие организации об устранении нарушений законодательства об охране труда и социальной защите инвалидов, а также условий, способствующих их возникновению, с предложениями о принятии в установленном законодательством порядке мер в отношении организаций и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
осуществлять контроль за исполнением организациями установленного законодательством требования по обязательному страхованию гражданской ответственности работодателя;
производить экспертизу условий труда в организациях и выдавать заключение по установленной форме (приложение N 4 к настоящему Положению);
разрабатывать и вносить в Министерство предложения по совершенствованию законодательства об охране труда;
согласовывать и вносить предложения в установленном порядке по утверждению проектов нормативно-технических документов об охране труда;
участвовать в работе государственных комиссий по приемке новых и реконструируемых объектов в установленном законодательством порядке;
в установленном законодательством порядке проводить специальные расследования или участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве;
принимать участие в работе республиканских экзаменационных комиссий и органов государственного и хозяйственного управления по проведению аттестации по вопросам охраны труда руководящих работников и специалистов организации;
вносить предложения об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
проводить аккредитацию юридических лиц в области осуществления аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;
рассматривать обращения работников и других субъектов трудовых отношений по вопросам обеспечения работников здоровыми и безопасными условиями труда, запрашивать и получать необходимые материалы по рассмотрению обращений работников (граждан).
Инспекция имеет и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
9. Должностные лица Инспекции несут ответственность за эффективное выполнение возложенных на них задач и функций.
ИНСПЕКЦИИ
10. Структура и штаты Инспекции утверждаются Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
11. Инспекцию возглавляет начальник, являющийся одновременно главным государственным техническим инспектором по охране труда Республики Узбекистан, назначаемый и освобождаемый от должности Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
12. Начальник Инспекции имеет одного заместителя. Заместитель начальника является одновременно главным государственным экспертом по условиям труда и назначается и освобождается от должности Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
13. Главные специалисты Инспекции являются соответственно государственными техническими инспекторами по охране труда и государственными экспертами по условиям труда Министерства
14. На должность начальника, заместителя начальника и специалиста Инспекции назначается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.
15. Инспекция принимает, анализирует и обобщает ежеквартальные отчеты территориальных инспекций и готовит соответствующую информацию руководству Министерства.
16. Начальник Инспекции в пределах своей компетенции:
осуществляет руководство, координирует деятельность Инспекции и территориальных инспекций;
рассматривает, изменяет и отменяет ранее изданные предписания, представления, постановления и другие акты государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда Министерства и инспекций;
дает указания, обязательные для исполнения работниками Инспекции и территориальных инспекций;
принимает меры по постоянному повышению уровня знаний и квалификации государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда;
несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Инспекциию задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных обязанностей.
17. Заместитель начальника Инспекции в пределах своей компетенции:
дает указания, обязательные для исполнения экспертами по условиям труда территориальных инспекций;
производит экспертизу рабочих мест по условиям труда согласно заявкам организации, на основании материалов аттестации рабочих мест;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач в области экспертизы условий труда;
принимает меры по постоянному повышению уровня знаний и квалификации государственных технических инспекторов труда и экспертов по условиям труда;
несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных обязанностей.
18. Инспекция имеет свой фирменный бланк.
к Положению
Государственная инспекция по охране и экспертизе условий
труда Министерства занятости и трудовых отношений
Кому |
|
(наименование организации, Ф.И.О. руководителя)
|
ПРЕДПИСАНИЕ N _______
от "____"____________ 20___ г.
В соответствии со ст. 22 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" (ст. 10 Закона Республики Узбекистан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан) требую выполнения следующих мероприятий в установленные сроки:
N п/п |
Наименование мероприятий
|
Срок исполнения |
|
||
|
Прошу направить письменную информацию о выполнении предписания после окончания срока, указанного в предписании, по адресу:
|
(главный) государственный технический инспектор по охране труда/эксперт по условиям труда |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
|
||||
Предписание получил: "____" ____________ 20___ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Результаты исполнения предписания: |
||
|
|
|
(главный) государственный технический инспектор по охране труда/эксперт по условиям труда |
_____ _____________ ____ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Примечание. Неисполнение в срок предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
к Положению
Государственная инспекция по охране и экспертизе условий
труда Министерства занятости и трудовых отношений
ПРОТОКОЛ N _______
о нарушении законодательства об охране труда
от "___" __________ 20__ г. |
_______________________ |
|||
(место составления протокола) |
Составлен настоящий протокол |
|
(Ф.И.О. инспектора) |
(главным) государственным техническим инспектором по охране труда (или экспертом по условиям труда) о том, что
|
(название организации) |
|
(должность, Ф.И.О. должностного лица) |
|
(место, время совершения и содержание нарушения со ссылкой на статьи и пункты законодательства об охране труда) |
|
(фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, сумма материального ущерба (если имеются)) |
Пояснения, данные должностным лицом, по существу допущенных нарушений:
|
"____" ____________ 20___ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Решение (главного) государственного технического инспектора по охране труда (или эксперта по условиям труда):
|
"____" ____________ 20___ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
"____" ____________ 20___ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О., свидетелей и потерпевших (если имеются)) |
Примечание. Протокол составляется в трех экз., один передается руководителю организации, другой - должностному лицу, совершившему нарушение, третий остается у (главного) государственного технического инспектора по охране труда (или эксперта по условиям труда).
к Положению
Государственная инспекция по охране и экспертизе условий
труда Министерства занятости и трудовых отношений
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N _____
от "_____"______________ 20____ г.
о наложении штрафа за нарушение
законодательства об охране труда
На основании статьи 255 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и Положения о Государственной инспекции по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на
|
|
(Ф.И.О., домашний адрес должностного лица) |
|
|
|
(должность, наименование организации) |
|
|
|
(краткое содержание нарушения) |
|
|
|
наложить штраф в размере |
Сумму штрафа перечислить на расчетный счет |
|
||||
(должность лица, составившего постановление) |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
||
|
||||
Постановление получил: "____" ____________ 20___ г. |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Примечания:
Постановление о наложении штрафа составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр передается лицу, на которое наложен штраф, второй экземпляр - организации, а в случае, если штраф налагается на руководителя организации - в вышестоящую организацию по его подчиненности. Третий экземпляр остается у должностного лица, составившего постановление.
Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить представление и (или) предписание или совершить иные действия, предусмотренные законодательством.
Об исполнении постановления сообщается в Государственную инспекцию по охране и экспертизе условий труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
Возникающие в ходе наложения штрафа правоотношения, в том числе порядок обжалования (опротестования) постановления о наложении штрафа, рассмотрения жалобы (протеста), приостановления исполнения постановления, производство по исполнению постановления и др., регулируются в порядке, установленном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
к Положению
Государственная инспекция по охране и экспертизе условий
труда Министерства занятости и трудовых отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ________
(указывается вид проведенной экспертизы)
от ___ _________ 20___ г.
на __________________________________________________________
(указывается наименование рабочего места либо вид работы, профессия, должность,
__________________________________________________________
а также точное название участка, цеха, производства и организации)
На основании экспертизы условий труда, проведенной с ____________ по ___________, и представленных (перечень прилагается) документов установлено:
1. |
||
(предоставленные льготы и компенсации и их соответствие условиям труда, |
||
|
||
включая все виды льгот и компенсаций, предоставляемых работникам на данном рабочем месте |
||
|
||
или по данной профессии, виду работы, должности и основания их представления). |
||
2. |
|
|
(выявленные отклонения от действующих норм и нормативов |
||
|
||
либо нарушения действующего законодательства по данному виду экспертизы |
||
|
||
с указанием нарушенных законодательных и нормативных актов). |
||
3. Выводы и решения: |
|
|
(излагаются принятые на основе соответствующих документов выводы и |
||
|
||
принимаемые государственным экспертом условий труда решения по итогам проведенной экспертизы) |
|
||||
(должность лица, составившего заключение) |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2010 г., N 8, ст. 61