Положение о порядке организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведения их единого реестра (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 27.04.2017 г. N 246)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 27.04.2017 г. N 246
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации деятельности профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда
и ведения их единого реестра
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда" определяет порядок организации деятельности профессиональных участников рынка, требования к организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, а также порядок ведения их единого реестра.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;
профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда - юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе;
служба охраны труда - самостоятельное структурное подразделение организации, образованное в установленном порядке в целях обеспечения соблюдения в организации требований об охране труда, осуществления контроля за их выполнением;
аттестация рабочих мест по условиям труда - комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки соответствия условий труда (тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и их травмоопасности) требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, выявления вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора;
повышение квалификации в сфере охраны труда - систематическое обновление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков в сфере охраны труда;
переподготовка в сфере охраны труда - освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков в объеме, необходимом и достаточном для работы в сфере охраны труда;
аудит системы управления охраной труда в организации (далее - аудит охраны труда):
определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;
оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
производственная среда - совокупность химических, биологических, физических и социальных факторов, воздействующих на работника в процессе его трудовой деятельности.
3. Порядок организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведение их единого реестра осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Не допускается оказание услуг в области охраны труда организациями, осуществляющими функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.
4. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда могут:
осуществлять функции службы охраны труда в организациях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда;
осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;
проводить аудит охраны труда в организации.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
УЧАСТНИКАМ РЫНКА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ТРУДА И ОКАЗАНИЮ ИМИ УСЛУГ
5. Установление требований к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда осуществляется в целях:
подтверждения компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда;
подтверждения полномочий организаций по оказанию услуг в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;
обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.
6. Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда для осуществления деятельности по оказанию услуг в области охраны труда должен отвечать следующим общим требованиям:
работники организации, непосредственно участвующие в процессе оказания услуг, предоставляемых профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, должны иметь квалификационный сертификат специалиста по охране труда, выдаваемый в порядке установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Руководителю профессионального участника рынка услуг в области охраны труда квалификационный сертификат не требуется;
в штате организации должно быть не менее трех специалистов, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда;
организация должна иметь в наличии справочную базу нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, необходимых для оказания услуг в области охраны труда, перечень которых определяется Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее - уполномоченный орган) и размещается на его официальном веб-сайте.
7. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительно к общим требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Положения, должны иметь в собственности, на правах хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании, лабораторию, предназначенную для измерения факторов производственной среды и трудового процесса, одобренную на техническую компетентность в установленном законодательством порядке (далее - одобренная на техническую компетентность испытательная лаборатория).
Руководителем одобренной на техническую компетентность испытательной лаборатории, используемой профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, должно быть только лицо, имеющее квалификационный сертификат специалиста по охране труда.
8. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны труда, дополнительно к общим требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Положения, должны:
обеспечить укомплектование преподавателями, имеющими квалификационный сертификат специалиста по охране труда, работающих в организации на штатной основе, количество которых должно составлять не менее 30 процентов от общего числа преподавателей;
иметь право на осуществление соответствующей образовательной деятельности - для государственных образовательных учреждений;
иметь лицензию на право осуществления соответствующей деятельности негосударственных образовательных учреждений - для негосударственных образовательных учреждений;
осуществлять образовательный процесс по программам обучения, разработанным на основе учебно-тематических планов и учебных программ по охране труда, утвержденным уполномоченным органом.
9. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а также по аудиту охраны труда по отношению к организации-заказчику, должны обладать отраслевой, ведомственной и финансовой независимостью.
10. Аттестация рабочих мест по условиям труда и аудит охраны труда не могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда:
должностные лица которых являются учредителями (участниками) или руководителем заказчика, а также состоят в родственных отношениях с учредителями (участниками) заказчика или руководителем;
оказывающими услуги по осуществлению функций службы охраны труда в данных организациях;
имеющими общих учредителей с заказчиком.
Не допускается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аудита охраны труда в страховых организациях, если профессиональному участнику рынка услуг в области охраны труда оказывают услуги данные страховые организации.
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
11. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда должны быть включены в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда (далее - Единый реестр).
12. Единый реестр является информационным банком данных, содержащим данные о юридических лицах, оказывающих услуги в области охраны труда.
13. Ведение Единого реестра обеспечивается Уполномоченным органом.
14. Ведение Единого реестра предусматривает:
внесение в базу данных сведений о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда, предусмотренных в приложении N 2 к настоящему Положению, с присвоением реестрового номера;
периодическое обновление данных об организациях или исключение их из Единого реестра.
15. Единый реестр ведется на бумажном и электронном носителях.
16. Единый реестр формируется по видам оказываемых услуг в области охраны труда, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
17. Сведения, содержащиеся в Едином реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению на официальном веб-сайте уполномоченного органа.
18. Организация, отвечающая требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, и намеревающаяся оказывать услуги в области охраны труда (далее - заявитель) представляет в уполномоченный орган заявление на включение в Единый реестр по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
Заявление заполняется на бланке организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью организации (не требуется заверение печатью от субъектов предпринимательства).
19. К заявлению прилагаются копии:
свидетельства о государственной регистрации заявителя, за исключением свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства;
квалификационных сертификатов работников заявителя;
копию свидетельства об одобрении технической компетентности лаборатории (при наличии лаборатории);
сведения о наличии справочной базы данных нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда и безопасности труда.
За представление недостоверных или искаженных сведений руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством.
20. Заявители, намеревающиеся оказывать услуги по переподготовке и повышению квалификации в сфере охраны труда (далее - обучающая организация), помимо документов, указанных в пункте 19, к заявлению прилагают:
копии документов, подтверждающих право на осуществления образовательной деятельности;
копии образовательных программ;
сведения о кадровом составе обучающей организации, включая сведения о наличии в штате обучающей организации преподавателей не менее 30 процентов от их общего числа, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда работающих в организации на штатной основе;
сведения о технических средствах обучения.
21. Заявители, намеревающиеся оказывать услуги по проведению аттестации по условиям труда, помимо документов, указанных в пункте 19, к заявлению прилагают сведения об используемой одобренной на техническую компетентность испытательной лаборатории и о ее руководителе.
22. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных пунктами 19 - 21 настоящего Положения, не допускается.
23. Заявление вместе с копиями документов, предусмотренных настоящим Положением, представляются заявителем в уполномоченный орган непосредственно или почтовым отправлением с описью вложения уведомлением о вручении.
Документы также могут быть направлены в электронной форме. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью заявителя.
24. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления рассматривает поступившие документы.
В случае соответствия заявителя требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, уполномоченный орган вносит сведения в Единый реестр, им присваивается реестровый номер и обеспечивается выдача свидетельства о внесении в Единый реестр (далее - свидетельство) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
25. В случае несоответствия заявителя требованиям к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, предусмотренным настоящим Положением, уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней со дня приема заявления направляется уведомление о невозможности включения заявителя в Единый реестр в письменной форме, с конкретным указанием требований, которым заявитель не соответствует, и срока, в течение которого заявитель, устранив несоответствия, может представить документы для повторного рассмотрения.
26. Срок, в течение которого заявитель вправе устранить причины отказа и представить документы для повторного рассмотрения, не может быть менее десяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления о невозможности включения в Единый реестр.
При повторном рассмотрении документов не допускается приведение со стороны уполномоченного органа причин отказа, ранее не изложенных в письменной форме заявителю, за исключением приведения причин отказа, связанных с документами, удостоверяющими устранение ранее указанных причин.
27. Заявление, поданное заявителем по истечении срока, указанного в письменном уведомлении о невозможности включения в Единый реестр, считается вновь поданным и рассматривается уполномоченным органом на общих основаниях.
28. Плата за рассмотрение заявлений на включение в Единый реестр и выдачу свидетельства не взимается.
29. При изменении сведений, внесенных в Единый реестр, профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда обязаны сообщить в уполномоченный орган информацию об изменениях в течение 7 рабочих дней, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
Документы представляются профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда в уполномоченный орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства.
Переоформление и выдача свидетельства осуществляются в срок не более пяти рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о переоформлении документа с приложением соответствующих документов.
Уполномоченный орган вносит дополнения и изменения в Единый реестр, в течение трех рабочих дней со дня выдачи свидетельства.
30. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда исключаются из Единого реестра в случаях:
подачи ими заявления о добровольном исключении из Единого реестра по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению;
ликвидации организации - профессионального участника рынка услуг в области охраны труда;
выявления уполномоченным органом в ходе проведения мониторинга фактов систематического нарушения требований, предусмотренных настоящим Положением.
При исключении организации из Единого реестра уполномоченный орган вносит запись в Единый реестр и размещает данную информацию на своем официальном сайте.
При устранении профессиональным участником рынка услуг в области охраны труда нарушений, выявленных при мониторинге, он может подать повторное заявление на включение в Единый реестр.
31. В случае утраты или порчи свидетельства по заявлению заявителя выдается его дубликат.
32. Уполномоченный орган обязан выдать (направить) дубликат свидетельства в срок не более пяти рабочих дней со дня получения заявления, а также оригинала свидетельства в случае его порчи.
33. За рассмотрение заявления по переоформлению свидетельства, выдачу его дубликата плата не взимается.
ГЛАВА 4. МОНИТОРИНГ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА УСЛУГ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
34. Мониторинг за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и выполнения ими требований, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется уполномоченным органом.
35. Мониторинг осуществляется с целью:
выявления и предупреждения фактов нарушения профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по охране и безопасности труда, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг в области охраны труда;
выявления и предупреждения случаев недобросовестного поведения и действий профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда (их специалистов), которые могут повлиять на качество оказываемых услуг;
принятия мер, обеспечивающих выполнение должностными лицами и специалистами профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда требований и правил, предусмотренных должностными инструкциями и другими внутренними документами;
обеспечения достоверности данных о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда, включенных в Единый реестр.
36. Мониторинг осуществляется путем:
анкетирования заказчиков услуг в области охраны труда на предмет качества выполняемых услуг в области охраны труда;
выборочного изучения с выездом на места достоверности сведений и отчетов, представляемых профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда;
регулярного обновления сведений о профессиональных участниках рынка услуг в области охраны труда.
При выявлении фактов нарушения требований, предусмотренных настоящим Положением, уполномоченным органом направляется в адрес профессионального участника рынка услуг в области охраны труда предписание о выявленных недостатках в работе и сроках их устранения.
37. По результатам мониторинга уполномоченным органом ежегодно на официальном веб-сайте публикуются рейтинги профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда по видам услуг. Для составления рейтингов могут привлекаться независимые аудиторские организации.
38. Уполномоченный орган в целях осуществления мониторинга за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и выполнения ими требований, предусмотренных настоящим Положением, имеет право:
запрашивать и получать от профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, в пределах компетенции, необходимые сведения в целях осуществления своих полномочий;
изучать в установленном законодательством порядке документы и другие материалы, представленные профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда;
на выборочной основе сверять с фактическими условиями труда представляемые профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда результаты проведенной аттестации рабочих мест в рамках осуществления их государственной экспертизы;
разрабатывать предложения, направленные на совершенствование законодательства по регулированию деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.
Уполномоченный орган может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 5. ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА УСЛУГ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
39. Уполномоченный орган обязан:
организовывать проведение профилактических и разъяснительных работ, мастер-классов, тренингов и других мероприятий, способствующих повышению знаний и квалификации работников профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда;
информировать профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда об изменениях нормативно-правовых актов и в нормативных документах в области технического регулирования по вопросам охраны труда;
внедрять современные информационно-коммуникационные технологии по взаимодействию с профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда.
Уполномоченный орган имеет и иные обязанности в соответствии с законодательством.
40. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда обязаны:
осуществлять деятельность в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране труда", требованиями настоящего Положения и иных актов законодательства;
обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при выполнении услуг в области охраны труда;
своевременно и качественно выполнять договорные обязательства по оказанию услуг в области охраны труда;
обеспечивать независимость при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а также аудите охраны труда;
предоставлять организации достоверные сведения по итогам оказанных услуг.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
41. Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда осуществляется в порядке, установленном законодательством.
42. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
к Положению
СХЕМА
по организации деятельности профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда
и ведения их единого реестра
Этапы
|
Субъекты |
|
Мероприятия |
|
Сроки выполнения |
|
|
|
|
||||
1-й этап |
Заявитель |
|
Обращение в Министерство труда Республики Узбекистан с предоставлением следующих документов: 1. Копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, за исключением свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства; 2. Копии квалификационных сертификатов работников заявителя; 3. Копия документа об аккредитации лаборатории (при наличии лаборатории); 4. Сведения о наличии справочной базы данных нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда. |
по желанию заявителя |
||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
2-й этап |
Министерство труда Республики Узбекистан |
|
По результатам рассмотрения представленных документов: 1) вносит сведения в Единый реестр - в случае соответствия заявителя установленным требованиям Положения; 2) направляет уведомление заявителю о невозможности включения заявителя в Единый реестр - в случае несоответствия заявителя установленным требованиям Положения. |
|
в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
3-й этап |
Министерство труда Республики Узбекистан |
|
Направляет заявителю Свидетельство о внесении в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда.
|
в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления |
||
|
Проводит мониторинг деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда. |
|
постоянно |
|||
|
|
|
|
|
|
|
4-й этап |
Профессиональный участник рынка услуг в области охраны труда |
|
Оказывает услуги в области охраны труда, предусмотренные статьей 13 Закона Республики Узбекистан "Об охране труда" (в соответствии с полученным Свидетельством о включении в Единый реестр). |
По мере поступления заявок |
||
|
|
к Положению
СВЕДЕНИЯ,
включаемые в Единый реестр профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда
1. Полное и сокращенное наименование профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, его организационно-правовая форма.
2. Почтовый адрес (место нахождение) профессионального участника рынка услуг в области охраны труда.
3. Идентификационный номер налогоплательщика.
4. Информация о работниках заявителя, имеющих квалификационный сертификат специалиста по охране труда.
5. Информация о наличии одобренной на техническую компетентность лаборатории (при наличии лаборатории).
6. Вид(ы) оказываемой (ых) услуги (услуг) в области охраны труда.
7. Присвоенный реестровый номер.
к Положению
ЗАЯВЛЕНИЕ
на включение в Единый реестр профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда
от "___" ________________ 20___ года
Прошу внести в Единый реестр профессиональных участников рынка
услуг в области охраны труда |
|
|
(полное наименование организации, с указанием организационно-правовой формы) |
в качестве организации, оказывающей услуги в области охраны труда
по виду (видам) |
|
|
(указать вид/виды услуг в области охраны труда) |
Подтверждаем соответствие организации требованиям, установленным для профессиональных участников рынка услуг в области охраны.
Почтовый адрес (местонахождение) организации:
|
(указывается полный адрес и почтовый индекс) |
Идентификационный номер налогоплательщика: |
|
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Руководитель |
|
|
|
(Ф.И.О., подпись) |
|
"____" __________ 20___ г.
к Положению
МИНИСТЕРСТВО ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о внесении в Единый реестр профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда
Серия ______ N _________________
Выдано |
|
|
(полное наименование заявителя) |
|
(местонахождение (почтовый адрес) заявителя) |
о том, что на основании его заявления от "____" _____________ 20___ г. N _______ организация включена в Единый реестр профессиональных
участников рынка услуг в области охраны труда, как оказывающая услуги в
области охраны труда по виду (видам) |
|
|
(указывается вид/виды услуг в области охраны труда) |
Организации присвоен реестровый номер: |
|
Дата выдачи "___" ______________ 20___ г.
Первый заместитель министра |
|
М.П. |
|
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
к Положению
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу исключить из Единого реестра профессиональных участников
рынка услуг в области охраны труда |
|
|
(полное наименование организации-заявителя) |
|
, |
(местонахождение (почтовый адрес) |
включенного в Единый реестр под реестровым номером ______________ на основании следующего:
|
|
(все обстоятельства, обосновывающие исключение из Единого реестра должны быть документально подтверждены) |
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Руководитель |
|
|
|
(Ф.И.О., подпись) |
|
"____" ____________ 20___ г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
1 мая 2017 г., N 17, ст. 305
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 4, ст. 55