Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 04.04.2024 г. N УП-59 "О дополнительных мерах по совершенствованию процессов трудовой миграции и поддержке лиц, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом"

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.04.2024 г.

N УП-59



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ

ТРУДОВОЙ  МИГРАЦИИ  И ПОДДЕРЖКЕ  ЛИЦ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ ТРУДОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ


В целях повышения эффективности системы управления процессами трудовой миграции, создания благоприятных условий для граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность за рубежом, реинтеграции лиц, вернувшихся из трудовой миграции, в том числе обеспечения их занятости, повышения профессиональной квалификации и стимулирования предпринимательских инициатив:


1. Согласиться с предложениями Министерства занятости и сокращения бедности:

а) об образовании:

Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности (далее - Агентство) в форме государственного учреждения на базе Государственного предприятия "Агентство внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан";

Отдела по вопросам внешней трудовой миграции в исполнительной структуре Кабинета Министров (далее - Отдел), состоящего из 4 штатных единиц, за счет сокращения 4 штатных единиц Министерства занятости и сокращения бедности;

б) о введении:

должности заместителя министра занятости и сокращения бедности - директора Агентства внешней трудовой миграции на базе должности заместителя министра занятости и сокращения бедности;

дополнительно по 1 штатной единице должности атташе по вопросам трудовой миграции (далее - атташе) в штатное расписание дипломатических и консульских учреждений Республики Узбекистан в государствах Великобритания, ОАЭ, Венгрия, Германия, Латвия, Польша и Япония.


2. Утвердить:

порядок организации деятельности Агентства, Отдела и атташе согласно приложению N 1;

источники финансирования деятельности Агентства, его территориальных управлений и представительств за рубежом согласно приложению N 2.


3. Установить, что с 1 июня 2024 года за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом при Министерстве занятости и сокращения бедности (далее - Фонд):

а) гражданам, прошедшим регистрацию в электронном программном комплексе трудовой миграции "Xorijda ish" и выезжающим в организованную трудовую миграцию, выплачивается компенсация на покрытие расходов, связанных:

со сдачей квалификационного экзамена по иностранным языкам и (или) профессиям - до трехкратного размера базовой расчетной величины, при условии успешной сдачи экзамена и получения сертификата;

с оформлением "рабочей визы" для осуществления трудовой деятельности за рубежом - до пятикратного размера базовой расчетной величины;

с приобретением проездного билета - до двукратного размера базовой расчетной величины;

в) страховым организациям выплачивается субсидия на покрытие страховой премии по страхованию жизни и здоровья, а также других рисков граждан из семей, признанных малообеспеченными посредством информационной системы "Единый реестр социальной защиты", либо включенных в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" или "Молодежную тетрадь", и выезжающих в организованную трудовую миграцию - один раз в год в размере до пятидесяти тысяч сумов за каждого застрахованного гражданина;

г) гражданам Республики Узбекистан, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, трудовые и иные права которых были нарушены, попавшим в сложное финансовое положение, оставшимся без документов, подтверждающих личность, без средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом, - в установленном порядке оплачиваются услуги адвоката, организаций, оказывающих юридические услуги, или правозащитных организаций.

Министерству занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основании настоящего пункта утвердить порядок выделения субсидии, компенсации и иных выплат.


4. Определить, что для получения компенсации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3 настоящего Указа, гражданин обращается в электронной форме посредством электронного программного комплекса трудовой миграции "Xorijda ish" либо непосредственно в Агентство с заявлением, приложив обосновывающие документы.

При этом сумма компенсации не позднее одного месяца после трудоустройства гражданина за рубежом зачисляется на указанную в его заявлении банковскую пластиковую карту.


5. Установить, что с 1 июня 2024 года размер консульского сбора за онлайн-истребование документов приравнивается к размеру государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Министерству иностранных дел (Б. Саидов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок обеспечить внесение соответствующих изменений в акты законодательства, предусматривающих отмену взноса за постановку на постоянный консульский учет, а также пересмотр процедур учета с последующим упрощением его условий.


6. Министерству занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев) и Министерству иностранных дел (Б. Саидов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в целях расширения возможностей оказания материальной помощи трудовым мигрантам, оказавшимся в тяжелом положении, провести переговоры с компетентными органами соответствующих иностранных государств по открытию в 2024-2025 годах в Великобритании (Лондоне), Германии (Берлине), Турции (Стамбуле) и ОАЭ (Эр-Рияде) представительств либо центров по оказанию правовой помощи трудовым мигрантам (далее - центры) Агентства;

исходя из результатов переговоров принять необходимые меры по покрытию за счет средств Фонда расходов, связанных с открытием представительств и (или) центров Агентства, а также их оснащением и содержанием.


7. Определить, что с 1 июля 2024 года установленный для работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом порядок расчета пенсии, покрытия платежей, связанных с обучением в общеобразовательных учреждениях (если обучение в общеобразовательных учреждениях ведется на платной основе) их несовершеннолетних детей, а также оказания им материальной помощи и поощрения распространяется также на работников представительств и представителей Агентства за рубежом.


8. Министерству занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев) совместно с Министерством внутренних дел (П. Бобожонов), Министерством цифровых технологий (Ш. Шерматов) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:

а) в срок до 1 сентября 2024 года:

организовать деятельность круглосуточного Call-центра по оказанию помощи трудовым мигрантам и обеспечить непрерывное функционирование единого номера телефона;

создать возможность осуществления бесплатных звонков на номер Call-центра для абонентов, звонящих из-за рубежа;

б) в срок до 1 июля 2025 года:

создать единую межведомственную и полностью интегрированную электронную базу данных, предоставляющую возможность вести точный учет лиц, выезжающих за пределы Узбекистана, а также прибывающих на территорию нашей страны;

создать мобильное приложение для трудовых мигрантов, предоставляющее им возможность размещать сведения о стране своего пребывания и наличии свободных рабочих мест, онлайн-общения с соотечественниками и осуществления денежных переводов, связаться с организациями, предоставляющими помощь гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.


9. Установить, что:

все расходы, связанные с осуществлением деятельности Call-центра, созданием мобильного приложения и дальнейшей его технической поддержкой, финансируются за счет средств Фонда;

расходы, связанные с созданием единой электронной базы данных и ее последующей технической поддержкой, покрываются за счет средств Фонда и Министерства внутренних дел в равных долях.

Министерству внутренних дел (П. Бобожонов) представлять Агентству до пятого числа месяца, следующего за отчетным, сведения о гражданах Республики Узбекистан, выехавших за рубеж на срок 90 дней и более.


10. Установить, что с 1 июля 2024 года частным агентствам занятости разрешается взимать плату за оказание услуг по трудоустройству за пределами Республики Узбекистан с лиц, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность за рубежом. При этом:

средства, выплачиваемые гражданами, изъявившими желание осуществлять трудовую деятельность за рубежом, хранятся на специальном счете, открытом в коммерческих банках;

перевод средств, хранящихся на специальном счете, на основной расчетный счет частного агентства занятости осуществляется после полного выполнения частным агентством занятости договорных обязательств.


11. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июня 2024 года:

а) работодателям (за исключением бюджетных организаций, государственных предприятий, юридических лиц, государственная доля в уставном капитале которых составляет 50 процентов и более), принявшим на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции, за счет средств Государственного фонда содействия занятости в течение 12 месяцев выплачивается ежемесячная субсидия в размере по 500 тысяч сумов за каждого такого трудоустроенного работника. При этом:

субсидия выплачивается в отношении лиц, принятых на работу в период с 1 июня 2024 года по 1 января 2026 года;

основанием для выплаты субсидии является трудовой договор, заключенный с лицом, вернувшимся из трудовой миграции, и зарегистрированный в Единой национальной системе труда;

лицами, вернувшимися из трудовой миграции, являются лица, занимавшиеся трудовой деятельностью за рубежом в течение трех и более месяцев и с момента возвращения на место проживания которых прошло не более одного года;

б) на электронной платформе "Онлайн махалла" Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства создается модуль "Реинтеграция";

в) в каждой махалле внедряется практика проведения "махаллинской семеркой" переписи лиц, вернувшихся из трудовой миграции, и внесения ее результатов в модуль "Реинтеграция";

г) оказание реинтеграционной помощи лицам, вернувшимся из трудовой миграции, и обеспечение их официальной занятости являются одними из основных показателей эффективности деятельности (KPI) помощников хокимов.


12. Министерству занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев):

а) в месячный срок разработать и обеспечить доведение до каждой махалли инструкции и формы типовой анкеты по проведению "махаллинской семеркой" переписи лиц, вернувшихся из трудовой миграции, и формированию данных о них;

б) до 1 июня 2024 года:

обеспечить интеграцию электронного программного комплекса трудовой миграции "Xorijda ish" и информационной системы "Служба занятости" с электронной платформой "Онлайн махалла";

создать для помощников хокимов возможность для получения в электронной форме сведений о свободных рабочих местах, имеющихся в национальной базе вакансий и у зарубежных работодателей, а также о требованиях к данным рабочим местам посредством электронной платформы "Онлайн махалла" в режиме реального времени.


13. Министерству здравоохранения (А. Худаяров) с 1 июня 2024 года наладить практику:

проведения бесплатного медицинского осмотра лиц, вернувшихся из трудовой миграции, и членов их семей;

оказания лицам, вернувшимся из трудовой миграции и страдающим социально значимым заболеванием, бесплатной медицинской помощи в соответствии с Перечнем гарантированного объема медицинской помощи, покрываемого за счет средств Государственного бюджета.


14. Центральному банку (М. Нурмуратов) и Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (А. Хаитов) в соответствии с Комплексной программой непрерывной поддержки малого бизнеса и программами развития семейного предпринимательства обеспечить выделение лицам, вернувшимся из трудовой миграции, кредитов на осуществление предпринимательской деятельности, а также выращивание сельскохозяйственной продукции на приусадебных участках, занятие животноводством, птицеводством, пчеловодством, рыбоводством и другими видами деятельности.


15. Национальному агентству социальной защиты (М. Оллоёров):

а) внедрить до 1 июля 2024 года на базе центров социальных услуг "Инсон" практику оказания социальной помощи детям, родители которых осуществляют временную трудовую деятельность за рубежом;

б) обеспечить с 1 января 2025 года проведение социальными работниками, осуществляющими деятельность в центрах социальных услуг "Инсон" в районах (городах):

изучения положения дел в семьях граждан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, выявления их потребностей в социальных услугах и помощи;

эффективной организации работы с семьями граждан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, в том числе с применением метода "кейс-менеджмент", принятия их заявок на получение социальных услуг и помощи, при необходимости, направления заявок ответственным министерствам и ведомствам;

мониторинга семей, оказавшихся в трудном положении и с высоким риском оказаться в нем, на регулярной основе, организации для них социальных услуг и помощи;

оказания детям граждан, осуществляющим временную трудовую деятельность за рубежом, помощи в пользовании услугами образования, медицины и другими социальными услугами.


16. Утвердить:

"Дорожную карту" по реализации приоритетных задач в сфере миграции в 2024-2025 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 3*;

Целевые показатели направления за рубеж в организованном порядке граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность, в 2024-2026 годах в разрезе зарубежных государств и территорий согласно приложениям NN 4* и 5*.

Возложить на руководителей министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах персональную ответственность за качественное и своевременное осуществление задач и мероприятий, предусмотренных в "Дорожной карте" и целевых показателях.


17. Рекомендовать:

областным, районным, городским Кенгашам народных депутатов проводить в рамках заслушивания отчетов хокимов о социально-экономическом развитии территорий обсуждение хода работ в сфере внешней трудовой миграции;

Сенату Олий Мажлиса оказывать областным, районным, городским Кенгашам народных депутатов содействие в осуществлении деятельности в данном направлении.

Министерству занятости и сокращения бедности ежегодно вносить в Сенат Олий Мажлиса информацию о проделанной работе в сфере внешней трудовой миграции.


18. Национальной телерадиокомпании Узбекистана (А. Джурабаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (А. Кучимов) принять меры по подготовке и освещению информационно-аналитических обзоров с изложением конкретных показателей и результатов по реализации настоящего Указа и "Дорожной карты" посредством средств массовой информации.


19. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


20. Возложить на министра занятости и сокращения бедности Мусаева Б.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 3 - 5 не приводятся.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 04.04.2024 г. N УП-59



ПОРЯДОК

организации деятельности Агентства внешней

трудовой миграции при Министерстве занятости

и сокращения бедности, Отдела по вопросам внешней

трудовой миграции  Кабинета  Министров  и атташе

по вопросам трудовой миграции в дипломатических

и консульских учреждениях Республики Узбекистан


         

N

Наименование

Основные направления деятельности

Порядок организации деятельности

1.

Агентство внешней трудовой миграции

1. Организованный набор граждан Республики Узбекистан, эффективное управление и контроль за процессами предварительной подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства за рубежом.


2. Организация обучения иностранным языкам и профессиональным навыкам граждан, выезжающих за границу для осуществления трудовой деятельности, с привлечением отечественных и иностранных квалифицированных специалистов, с последующей выдачей им сертификата международного образца.


3. Разработка и реализация обязательных предварительных программ по адаптации, а также комплекса мер по стимулированию осуществления законной трудовой миграции граждан до их выезда за границу.


4. Взаимное сотрудничество с уполномоченными органами зарубежных государств по вопросам трудоустройства и регулирования процессов обеспечения трудовых прав граждан Республики Узбекистан за рубежом.


5. Участие в осуществлении мероприятий по реинтеграции граждан, вернувшихся из трудовой миграции.


6. Выдача в установленном порядке иностранным гражданам подтверждений на право осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.


7. Контроль за соблюдением правил осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан иностранными гражданами и лицами без гражданства.


8. Комплексный анализ сферы внешней трудовой миграции и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в данном направлении.


9. Регулярное информирование населения о миграционной ситуации, положении и возможностях международного рынка труда, изменениях законодательства страны прибывания.


1. Агентство является органом государственного управления, ответственным за обеспечение реализации единой государственной политики в сфере внешней трудовой миграции.


2. Финансирование расходов по выплате заработной платы работникам Агентства, содержанию зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Агентства, его территориальных управлений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте осуществляются за счет собственных средств Агентства, а покрытие текущих расходов представительств Агентства за рубежом - за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом (далее - Фонд).


3. Агентство является правопреемником по правам и обязательствам, а также договорам реорганизуемого государственного предприятия.


4. Заместитель министра занятости и сокращения бедности - директор Агентства (далее - директор Агентства) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.


5. Директор Агентства имеет трех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


6. Утверждение структуры Агентства, его территориальных управлений и представительств за рубежом, назначение на должность и освобождение от должности работников, а также их стимулирование осуществляются директором Агентства.


7. Управление деятельностью Фонда осуществляется директором Агентства.


8. При определении должностного оклада работников Агентства согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 2 раза.


9. Директору Агентства предоставляется право:

привлекать высококвалифицированных специалистов государственных органов, научно-образовательных учреждений, в том числе иностранных специалистов и экспертов на договорной основе, в рамках выполнения задач, возложенных на Агентство;

направлять сэкономленные средства установленного фонда оплаты труда, а также средства, высвобожденные по причине неукомплектования штатных единиц, предусмотренных утвержденным штатным расписанием, на материальное стимулирование работников Агентства, его территориальных управлений и представительств за рубежом.


2.

Отдел по вопросам внешней трудовой миграции

1. Осуществление координации деятельности уполномоченных государственных органов, в том числе Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Агентства внешней трудовой миграции, Агентства по делам молодежи, Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства в сфере внешней трудовой миграции.


2. Своевременное выявление нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществление контроля за созданием условий для увеличения внутреннего миграционного потока.


3. Проведение на системной основе комплексного анализа миграционной ситуации в республике и за ее пределами, в том числе:

анализа миграционной ситуации в стране и за рубежом;

изучения зарубежного опыта по осуществлению миграционной политики, а также анализа правоприменительной практики в данном направлении;

разработки прогнозных сценариев развития миграционных процессов в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.


4. Подготовка предложений по совершенствованию сферы миграции, диверсификации внешней трудовой миграции, защите прав и законных интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.


5. Контроль за целевым и эффективным использованием средств Фонда.


1. Отдел формируется за счет сокращения 4 штатных единиц Министерства занятости и сокращения бедности.


2. Отдел является рабочим органом Республиканской комиссии по вопросам внешней трудовой миграции, созданной Указом Президента Республики Узбекистан от 20 августа 2019 года N УП-5785.


3. Отдел непосредственно подчиняется Премьер-министру Республики Узбекистан.


3.

Атташе по вопросам трудовой миграции

1. Проведение переговоров с потенциальными работодателями, расширение масштабов организованного трудоустройства граждан за рубежом, предупреждение нелегальной трудовой миграции.


2. Защита прав и законных интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.


3. Оказание помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду, получившим травму и пострадавшим в результате несчастного случая, попавшим в сложное финансовое положение и оставшимся без документов, подтверждающих личность, или без средств существования в период пребывания за границей.


4. Ведение учета граждан Республики Узбекистан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, изучение их условий труда и жизни, принятие мер по устранению выявленных проблем.


1. Атташе назначается на должность и освобождается от должности министром иностранных дел Республики Узбекистан по представлению директора Агентства.


2. Деятельность атташе организуется руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан в иностранных государствах.


3. Координация и контроль деятельности атташе осуществляются директором Агентства.


4. Расходы, связанные с материальным и финансовым обеспечением деятельности атташе, в том числе с выплатой заработной платы, компенсацией расходов на служебные командировки и проживание в зарубежных государствах, обеспечением их транспортом, средствами связи, покрываются за счет средств Фонда.


        





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 04.04.2024 г. N УП-59



ИСТОЧНИКИ

финансирования деятельности Агентства внешней

трудовой миграции при Министерстве занятости

и сокращения бедности, его территориальных

управлений и представительств за рубежом



Финансирование деятельности Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности, его территориальных управлений и представительств за рубежом осуществляется за счет следующих источников:

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом;

сборов за выдачу подтверждений на право осуществления трудовой деятельности на территории республики иностранным гражданам;

поступлений от оказания платных услуг согласно законодательству;

благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, грантов и целевых средств международных организаций;

иных источников, не запрещенных законодательством.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 8 апреля 2024 г.