Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 13.04.2018 г. N ПП-3666)

Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 13.04.2018 г. N ПП-3666



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве юстиции Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, функции, права, ответственность, порядок организации деятельности и отчетности Министерства юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство).


2. Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим общее руководство и координацию деятельности органов и учреждений юстиции.

Министерство подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров), а по отдельным вопросам деятельности - непосредственно Президенту Республики Узбекистан.

Центральный аппарат Министерства, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, территориальные управления юстиции, отделы юстиции районов (городов) являются правоохранительными органами.


3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также настоящим Положением и иными актами законодательства.


4. Решения Министерства, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения республиканскими органами исполнительной власти, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также юридическими и физическими лицами.

5. Министерство, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента являются юридическими лицами, имеют печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета, банковские счета, в том числе банковские счета в иностранной валюте.

Отделы юстиции районов (городов), центры по оказанию юридических услуг, центры государственных услуг и органы записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС) не являются юридическими лицами, не имеют в собственности‚ хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Органы ЗАГС имеют печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.


6. Официальное наименование Министерства:

а) на государственном языке:

полное - Ўзбекистон Республикаси Адлия вазирлиги, сокращенное - Адлия вазирлиги;

б) на русском языке:

полное - Министерство юстиции Республики Узбекистан, сокращенное - Министерство юстиции или Минюст;

в) на английском языке:

полное - Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan, сокращенное - Ministry of Justice или Minjust.


7. Местонахождение (почтовый адрес) Министерства: город Ташкент, улица Сайилгох, 5.



ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА


8. В систему Министерства входят:

центральный аппарат Министерства;

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, отделы юстиции районов (городов), центры по оказанию юридических услуг, центры государственных услуг и органы ЗАГС;

Агентство "Узархив", территориальные управления по архивному делу Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, Национальный архив Узбекистана, Национальный архив кинофотофонодокументов Узбекистана, Национальный архив научно-технической и медицинской документации Узбекистана, Центральный государственный архив Республики Каракалпакстан, Центральный государственный архив города Ташкента, государственные архивы областей, городов и районов и их филиалы;

Агентство персонализации;

Республиканский центр судебной экспертизы имени X. Сулаймановой;

государственное учреждение "Национальный правовой информационный центр "Адолат";

государственное учреждение "Центр развития информационно-коммуникационных технологий в органах и учреждениях юстиции";

государственное учреждение "Центр интеллектуальной собственности";

государственные нотариальные конторы и архивы;

Институт переподготовки и повышения квалификации юридических кадров;

Институт анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия;

Ташкентский государственный юридический университет и академические лицеи при нем;

юридические техникумы.

Органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.


ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА


9. Основными задачами Министерства являются:

проведение единой государственной политики в сфере правотворчества;

координация деятельности по оценке регуляторного воздействия и проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;

осуществление правовой пропаганды, а также координация работы государственных органов и организаций в сфере правовой пропаганды;

реализация мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики в деятельности республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, органов государственной власти на местах, а также оказание методической помощи данным государственным органам и органам самоуправления граждан в формировании единой правоприменительной практики;

реализация мер по правовой защите прав, свобод и законных интересов граждан;

проведение изучений в разрезе отраслей, регионов и ведомств и ведение мониторинга состояния дел на местах по обеспечению своевременного, полного и качественного исполнения актов законодательства и поручений;

осуществление анализа и мониторинга эффективности системы государственного управления на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

координация, контроль и методическое содействие деятельности юридических служб государственных органов и организаций, а также обеспечение оказания юридических услуг государственным органам и организациям, определенным в актах законодательства;

обеспечение эффективного функционирования системы нотариата, адвокатуры и других структур, осуществляющих правовое обслуживание физических и юридических лиц;

участие в разработке и реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

реализация государственной политики в сфере развития деятельности негосударственных некоммерческих организаций, содействие в организации их взаимодействия с государственными органами и организациями;

реализация единой государственной политики в сфере административных процедур;

реализация единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

совершенствование порядка оказания государственных услуг за счет устранения избыточных административных процедур, а также развитие межведомственного электронного взаимодействия;

контроль и оценка эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

выработка единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, а также защита прав на изобретения, товарные знаки, авторского права и прав на иные объекты интеллектуальной собственности;

правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, обеспечение проведения фундаментальных и прикладных исследований в области юриспруденции;

выработка приоритетных направлений развития судебно-экспертной деятельности, координация работы по подготовке и повышению квалификации судебных экспертов;

проведение анализа показателей Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в политико-правовой сфере;

налаживание и укрепление международно-правового сотрудничества, проведение правовой экспертизы международных договоров;

обеспечение правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и иностранных организациях;

координация деятельности государственных органов и организаций, связанной с ведением Единого электронного реестра обязательных требований в сфере предпринимательства;

реализация единой государственной политики в области архивного дела и делопроизводства, а также координация деятельности государственных органов и организаций в данной сфере;

реализация единой государственной политики в области персональных данных а также контроль и координация деятельности государственных органов и организаций в области персональных данных".

10. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:


1) в области проведения единой государственной политики в сфере правотворчества:

вырабатывает приоритетные направления правовой политики с целью реализации конституционных норм, обеспечения прав и свобод человека, утверждения в обществе духа соблюдения закона и уважения к нему;

координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью государственных органов и организаций в вопросах правотворчества;

осуществляет мониторинг и анализ правотворческой деятельности государственных органов и организаций;

проводит правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов на предмет определения их соответствия законодательству, нормам международных договоров, целям и задачам проводимых в стране реформ, правилам законодательной техники, выявления наличия в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для физических и юридических лиц;

выявляет в актах законодательства правовые пробелы, положения и нормы, создающие условия для совершения правонарушений, вводящие избыточные административные и иные ограничения для физических и юридических лиц, подготавливает предложения по их устранению;

готовит проекты официальных комментариев подзаконных актов и вносит их на рассмотрение Президенту Республики Узбекистан и Кабинету Министров;

дает заключения по проектам официальных комментариев нормативно- правовых актов в соответствии с поручениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;

проводит государственную регистрацию ведомственных нормативно- правовых актов;

ведет Государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов;

принимает решения об отнесении правовых актов министерств и ведомств к категориям актов, не подлежащих государственной регистрации;

осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка принятия, государственной регистрации и доведения до сведения заинтересованных лиц ведомственных нормативно-правовых актов;

проводит правовую экспертизу и ведет учет градостроительных норм и правил, фитосанитарных требований, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, экологических норм и правил, ветеринарных а также ветеринарно-санитарных правил и норм;

осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка проведения правовой экспертизы, принятия, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов органами государственной власти на местах;

утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно- правовых актов государственными органами и организациями, осуществляет контроль за его соблюдением;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации актов законодательства;

ведет контрольные экземпляры нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, формирует их банк (фонд);

утверждает методические указания по подготовке, юридико-техническому оформлению и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов государственными органами и организациями;

утверждает методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

утверждает правила подготовки и принятия ведомственных нормативно- правовых актов;

утверждает порядок подготовки, проведения правовой экспертизы и ведения учета градостроительных норм и правил, фитосанитарных требований, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, экологических норм и правил, ветеринарных а также ветеринарно-санитарных правил и норм;

утверждает Общеправовой классификатор отраслей законодательства, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;

проводит правовую экспертизу решений нормативно-правового характера органов государственной власти на местах на предмет определения их соответствия актам законодательства, целям и задачам проводимых в нашей стране реформ;


2) в области координации деятельности по оценке регуляторного воздействия и проведению антикоррупционной экспертизы нормативно- правовых актов и их проектов:

координирует, анализирует и осуществляет мониторинг деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах и других организаций по проведению оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также оказывает им методическое содействие;

оценивает регуляторное воздействие и проводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов;

формирует список работников республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах и других организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия;

ведет Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

подготавливает предложения по повышению квалификации работников республиканских органов исполнительной власти, органов исполнительной власти на местах и других организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия и проведение антикоррупционной экспертизы;

оценивает деятельность работников юридических служб государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

принимает действенные меры по устранению правонарушений в сфере оценки регуляторного воздействия и проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

публикует информацию о состоянии системы оценки регуляторного воздействия и проведения антикоррупционной экспертизы в средствах массовой информации, а также вносит ее в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;


3) в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней:

осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

обеспечивает своевременное доведение до всех государственных органов и организаций нормативно-правовых актов и соответствующих информационно- аналитических материалов;

доводит на простом и доступном языке суть и значение актов законодательства до председателей махаллей, помощников хокимов, лидеров молодежи, женских активистов, инспекторов по профилактике, социальных работников и налоговых инспекторов исходя из направлений их деятельности;

организует своевременное размещение нормативно-правовых актов и иных актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и хранение информации в ней, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;

организует официальное издание нормативно-правовых актов, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов- "Собрание законодательства Республики Узбекистан", а также совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан - "Сборник международных договоров Республики Узбекистан";

информирует молодежь, женщин, лиц, нуждающихся в социальной защите, а также субъектов предпринимательства об установленных актами законодательства льготах, преференциях, субсидиях, грантах и других видах государственной поддержки и о порядке их применения;


4) в области осуществления правовой пропаганды, а также координации работы государственных органов и организаций в сфере правовой пропаганды:

осуществляет правовую пропаганду и организует доведение до населения сути и значения актов законодательства;

оценивает работу государственных органов и организаций в сфере правовой пропаганды;

изучает проделанную государственными органами и организациями работу по правовой пропаганде;

обеспечивает широкое использование государственными органами и организациями правовой информации, координирует их деятельность по эффективному сотрудничеству с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;

осуществляет комплексные меры по коренному повышению качества информирования о сути и значении законодательства, разработке принципиально новых подходов к организации данной деятельности;

изучает и анализирует мнение широкой общественности в целях коренного повышения качества информирования о сути и значении законодательства;

готовит видеоролики, инфографики и другие наглядные материалы по разъяснению сути и значения актов законодательства и поручений под рубрикой "Решения Президента - исполнение и контроль" на простом и общедоступном языке, а также освещает их на телевидении и в социальных сетях;


5) в области реализации мер по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики в деятельности республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, органов государственной власти на местах, а также оказание методической помощи данным государственным органам и органам самоуправления граждан в формировании единой правоприменительной практики:

изучает, анализирует, обобщает практику применения актов законодательства в деятельности республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, а также органов государственной власти на местах (в том числе по их запросу) и разрабатывает меры по совершенствованию правоприменительной деятельности;

разрабатывает указания по устранению системных проблем в деятельности республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, а также органов государственной власти на местах в сфере правоприменительной практики;

на постоянной основе осуществляет мониторинг разработки, согласования, принятия, регистрации и опубликования в электронной системе "Е-qaror" приказов, постановлений и распоряжений республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, а также органов государственной власти на местах;

принимает меры по устранению выявленных правонарушений по результатам мониторинга электронной системы "Е-qaror";

оказывает методическую помощь республиканским органам исполнительной власти и их территориальным подразделениям, органам государственной власти на местах и органам самоуправления граждан по формированию у них единой правоприменительной практики;

организует изучение общественного мнения по вопросам эффективности актов законодательства и правоприменительной деятельности;

координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти в сфере проведения правового мониторинга;

проводит анализ проведения правового мониторинга республиканскими органами исполнительной власти и подготавливает рекомендации для принятия ими мер по повышению качества проведения правового мониторинга;

осуществляет координацию деятельности ответственных ведомств и организаций, принимающих участие в определении Индекса верховенства права регионов, и выполняет функции оператора автоматизированной информационной системы определения Индекса верховенства права регионов "Huquq ustuvorligi", анализирует показатели индикаторов и изучает их причины;

рассматривает и выдает заключение по проектам органов государственной власти на местах, касающимся земельных отношений, а также сноса объекта недвижимости;

осуществляет системный контроль и мониторинг за неукоснительным соблюдением республиканскими органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, а также органами исполнительной власти на местах требований Положения о порядке предоставления земельных участков на основе права собственности и аренды для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности через электронный онлайн-аукцион;


6) в области реализации мер по правовой защите прав, свобод и законных интересов граждан:

осуществляет контроль за соблюдением государственными органами и организациями с участием государства актов законодательства в сфере прав человека;

осуществляет сбор информации о возможных нарушениях прав и свобод человека и ее оценку с учетом принципов универсальных стандартов прав и свобод человека, отраженных в международных договорах;

принимает меры по восстановлению нарушенных прав граждан в государственных органах и организациях с участием государства;

разрешает проблемы населения, связанные с правовыми вопросами в его повседневной жизни, выявляемые посредством платформы "Online-mahalla";

обеспечивает оказание бесплатной первичной юридической помощи населению, в первую очередь гражданам, включенным в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь", "Молодежную тетрадь" и информационную систему "Единый реестр социальной защиты";


7) в области проведения изучений в разрезе отраслей, регионов, ведомств и ведения мониторинга состояния дел на местах по обеспечению своевременного, полного и качественного исполнения актов законодательства и поручений:

осуществляет ведение системы "ljro.gov.uz" и контроль за своевременным исполнением актов законодательства и поручений через систему "ljro.gov.uz";

вводит в систему "ljro.gov.uz" поручения, принимаемые на контроль, исходя из данных поручений определяет ответственных исполнителей и сроки исполнения поручений, проверяет полноту и достоверность введенных ими данных а также изучает обоснованность предложений о продлении сроков исполнения, установленных в актах законодательства и поручениях;

ежемесячно вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о состоянии исполнения актов законодательства и поручений;

разрабатывает и вносит на утверждение в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект программы проведения ежегодных адресных и тематических аналитических изучений исполнения актов законодательства и поручений;

осуществляет системный мониторинг состояния исполнения актов законодательства и поручений на местах посредством информационно- коммуникационных технологий;

организует общественный мониторинг и слушания с привлечением институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан;

проводит адресные и тематические изучения состояния исполнения актов законодательства и поручений и по их результатам вносит предложения в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;

проводит анализ состояния открытости государственных органов и организаций с использованием адресных и тематических изучений, общественного мониторинга и общественных слушаний, а также других средств в рамках своей компетенции;

разрабатывает методические пособия по правовому и методическому содействию государственным органам и организациям по исполнению актов законодательства и поручений, а также оказывает им правовое и методическое содействие в данной сфере;


8) в области осуществления анализа и мониторинга эффективности системы государственного управления на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития:

проводит комплексный и системный мониторинг и анализ деятельности государственных органов и организаций в целях определения эффективности и результативности системы государственного управления;

ведет открытый реестр функций республиканских органов исполнительной власти;

проводит функциональный анализ полной и качественной реализации полномочий и функций государственных органов и организаций, а также достижения установленных целей;

подготавливает по результатам анализа и мониторинга предложения по совершенствованию системы государственного управления, организационно- штатных структур и механизмов работы государственных органов и организаций, по оптимизации и децентрализации их дублирующих функций за счет исключения излишних и несвойственных задач, функций и полномочий;

ежегодно совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводит анализ и оценку эффективности деятельности межведомственных коллегиальных органов и по результатам вносит предложения по их сокращению и оптимизации в будущем;

ведет реестр межведомственных коллегиальных органов, на основании его проводит анализ эффективности деятельности этих органов, разрабатывает предложения по их сокращению и оптимизации;


9) в области координации, контроля и методического содействия деятельности юридических служб государственных органов и организаций, а также обеспечения оказания юридических услуг государственным органам и организациям, определенным в актах законодательства:

осуществляет изучение, координацию и контроль за деятельностью юридических служб государственных органов и организаций;

принимает участие в назначении на должность и освобождении от должности работников юридических служб государственных органов и организаций, организует их стажировку и повышение квалификации, а также проводит аттестацию;

определяет порядок формирования и ведения базы данных юридических служб государственных органов и организаций, а также сроки представления сведений для включения в базу данных;

определяет порядок согласования с органами юстиции вопроса назначения и освобождения от должности работников юридических служб государственных органов и организаций;

определяет порядок прохождения работниками юридических служб государственных органов и организаций стажировки в органах юстиции;

разрабатывает и утверждает минимальные требования к материально- техническому оснащению рабочего места работников юридических служб государственных органов и организаций;

в случаях, предусмотренных актами законодательства, организует оказание в централизованном порядке качественных юридических услуг государственным органам и организациям районного (городского) уровня, финансируемым из Государственного бюджета, посредством современных информационных технологий;

организует оказание на платной основе юридических услуг другим организациям в порядке, установленном актами законодательства;


10) в области обеспечения эффективного функционирования системы нотариата, адвокатуры и других структур, осуществляющих правовое обслуживание физических и юридических лиц:

реализует государственную политику в области нотариата и принимает меры по обеспечению единой нотариальной практики;

осуществляет контроль за соблюдением нотариусами законодательства о нотариате, лицензионных требований и условий, анализирует и обобщает их работу;

определяет порядок проведения конкурса по назначению на должность нотариуса государственной нотариальной конторы и квалификационного экзамена на право занятия частной нотариальной деятельностью;

обеспечивает формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Нотариус" и ее интеграцию с базами данных и информационными системами министерств и ведомств;

утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкций о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, порядок организации деятельности стажера нотариуса;

по согласованию с Нотариальной палатой Республики Узбекистан (далее - Нотариальная палата) утверждает формы и устанавливает сроки представления статистических данных нотариусами;

создает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса, ведет реестр нотариусов;

лицензирует деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, а также осуществляет контроль за соблюдением порядка постановки их на учет и снятия с учета;

утверждает минимальное количество должностей нотариусов и определяет минимальное количество должностей нотариусов на определенной территории (в нотариальном округе);

определяет порядок повышения квалификации нотариусов, их аттестации и перемещения (ротации);

утверждает положения о Высшей квалификационной комиссии при Министерстве и квалификационных комиссиях при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента;

организует деятельность Высшей квалификационной комиссии при Министерстве;

оказывает содействие деятельности Нотариальной палаты;

проставляет апостиль на соответствующих официальных документах в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттиски их печатей на документах, предназначенных для использования за границей;

устанавливает порядок учета, хранения, расходования и отчетности гербовых (специальных) бланков строгой отчетности, выдаваемых нотариальным конторам, а также обеспечивает нотариальные конторы, консульские учреждения Республики Узбекистан в зарубежных государствах гербовыми (специальными) бланками;

утверждает перечень платных услуг и дополнительных действий правового и технического характера, совершаемых нотариусами, размеры платы за совершение этих действий и оказание услуг, а также за выдачу ведомственными нотариальными архивами дубликатов нотариально удостоверенных документов юридическим и физическим лицам, выписок из реестров, предоставление справок и копий архивных документов;

оказывает содействие в обеспечении гарантий деятельности адвокатских формирований и Палаты адвокатов Республики Узбекистан;

определяет совместно с Палатой адвокатов Республики Узбекистан полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;

утверждает совместно с Палатой адвокатов Республики Узбекистан состав Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан;

осуществляет выдачу лицензий и удостоверений адвокатам, а также ведет их реестр и оказывает содействие в повышении квалификации;

определяет порядок представления статистических данных адвокатских формирований и осуществляет анализ статистических данных;

утверждает форму ордера на ведение дела адвокатом; осуществляет контроль за соблюдением адвокатами лицензионных требований и условий, соблюдением адвокатскими формированиями учредительных документов, установленной в уставе деятельности, а также порядка перерегистрации и ликвидации;

ведет Реестр профессиональных медиаторов и утверждает программу подготовки медиаторов;

утверждает порядок ведения Реестра коммерческих организаций, оказывающих юридические консультационные услуги, ведет их реестр, а также осуществляет контроль за их деятельностью на предмет соответствия законодательству;

осуществляет полномочия, возложенные на специально уполномоченный государственный орган в сфере оказания юридической помощи за счет государства;


11) в области участия в разработке и реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения:

разрабатывает и утверждает в установленном порядке правила внутреннего контроля для адвокатских формирований и нотариальных контор, а также осуществляет мониторинг и контроль за их соблюдением;

изучает, анализирует и оценивает возможные риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в сфере оказания адвокатских и нотариальных услуг, а также в деятельности негосударственных некоммерческих организаций и принимает меры по снижению выявленных рисков;

при проведении государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц-субъектов предпринимательства, на основании представленных ими сведений о своих бенефициарах, формирует и ведет реестр бенефициарных собственников юридических лиц;

применяет меры в соответствии с актами законодательства в случае выявления нарушений актов законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;


12) в области проведения государственной политики в сфере развития деятельности негосударственных некоммерческих организаций, содействия в организации их взаимодействия с государственными органами и организациями:

осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций и их символик;

ведет государственный реестр зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций;

осуществляет контроль за соблюдением негосударственными некоммерческими, в том числе религиозными организациями актов законодательства, уставной деятельности, учредительных документов, порядка перерегистрации и ликвидации;

принимает меры, направленные на предупреждение и предотвращение нарушения негосударственными некоммерческими, в том числе религиозными организациями актов законодательства, уставной деятельности и учредительных документов;

осуществляет аккредитацию работников негосударственных некоммерческих в том числе религиозных организаций, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении;

анализирует поступающую информацию о мероприятиях, организуемых негосударственными некоммерческими, в том числе религиозными организациями;

согласовывает получение негосударственными некоммерческими, в том числе религиозными, организациями денежных средств и имущества от зарубежных государств, международных и иностранных организаций, граждан зарубежных государств либо по их поручению от других лиц;

принимает и анализирует отчеты о деятельности негосударственных некоммерческих в том числе религиозных организаций;

подготавливает и вносит на рассмотрение суда предложения о приостановлении деятельности либо ликвидации негосударственных некоммерческих организаций в случае нарушения ими актов законодательства;

распределяет между политическими партиями государственные средства, выделенные для финансирования их уставной деятельности;

осуществляет мониторинг деятельности негосударственных некоммерческих в том числе религиозных организаций;

определяет порядок получения от зарубежных государств, международных и иностранных организаций, граждан зарубежных государств либо по их поручению от других лиц денежных средств и имущества, а также утверждает формы отчетов о деятельности, аккредитационной карточки негосударственных некоммерческих в том числе религиозных организаций;

осуществляет учетную регистрацию постоянно действующих третейских судов и учет временных третейских судов;


13) в области проведения единой государственной политики в сфере административных процедур:

изучает, контролирует и анализирует соблюдение всеми административными органами, осуществляющими административные процедуры, Закона Республики Узбекистан "Об административных процедурах" и других актов законодательства, регулирующих административные отношения;

проводит инвентаризацию функций органов, осуществляющих административные процедуры, по регулированию административно-правовой деятельности и мониторинг выполнения ими своих функций в соответствии с законодательством;

осуществляет системную работу по оптимизации, унификации, максимальному сокращению процедур, сроков и необходимых документов всех административных процедур, в том числе государственных услуг, с использованием методов реинжиниринга бизнес-процессов;

осуществляет меры по устранению правовых пробелов при осуществлении административных процедур, а также внедрению инновационных и информационно-коммуникационных технологий в данной сфере и развитию межведомственного электронного взаимодействия;

принимает системные меры по устранению правонарушений, выявленных в сфере административных процедур, причин и условий, им способствующих;


14) в области проведения единой государственной политики в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам:

координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью республиканских органов исполнительной власти и других организаций по вопросам оказания государственных услуг;

осуществляет общее руководство деятельностью центров государственных услуг, их филиалов и органов ЗАГС;

организует осуществление государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве субъектов предпринимательства;

обеспечивает соблюдение законодательства при ликвидации организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, осуществляет контроль за деятельностью уполномоченных органов и организаций при ликвидации организаций;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства при оказании со стороны субъектов предпринимательства отдельных видов государственных услуг в качестве агента, анализирует и обобщает их работу;


15) в области совершенствования порядка оказания государственных услуг за счет устранения избыточных административных процедур, а также развития межведомственного электронного взаимодействия:

содействует организации, координирует и совершенствует деятельность по электронному документообороту между государственными органами и иными организациями с использованием инфраструктуры межведомственного информационного обмена, а также на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

проводит систематические опросы среди населения и субъектов предпринимательства в целях повышения качества оказываемых государственных услуг;

формирует Единый реестр государственных услуг, а также обеспечивает его надлежащее (актуальное) состояние;


16) в области контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций по оказанию государственных услуг, в том числе внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных:

осуществляет мониторинг, контроль и анализ деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

осуществляет проверки деятельности государственных органов и иных организаций, оказывающих государственные услуги, на предмет соблюдения требований актов законодательства и административных регламентов;

применяет в отношении должностных лиц государственных органов и иных организаций, в том числе хозяйственных объединений, организаций жилищно-коммунального и эксплуатационного обслуживания административные взыскания за нарушения актов законодательства в сфере оказания государственных услуг;

два раза в год подготавливает для представления в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров детальную информацию о состоянии деятельности государственных органов и иных организаций по оказанию государственных услуг, содержащую сведения о нарушениях законодательства в данной сфере, виновных лицах и возникающих проблемах, а также предложения по устранению указанных недостатков;

оказывает физическим и юридическим лицам информационную и консультативную поддержку по вопросам оказания государственных услуг;


17) в области ведения единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, а также защиты прав на изобретения, товарные знаки, авторского права и прав на иные объекты интеллектуальной собственности:

определяет перспективы развития сферы интеллектуальной собственности и осуществляет выработку приоритетных направлений в данной области;

принимает действенные меры по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе непосредственно или путем содействия уполномоченным государственным органам в противодействии производству и реализации контрафактных товаров;

реализует меры по обеспечению последовательной и единообразной правоприменительной практики в сфере интеллектуальной собственности;

проводит изучение и анализ соблюдения нормативно-правовых актов и практики их применения в сфере интеллектуальной собственности в деятельности государственных органов и иных организаций;

выдает в установленном порядке заключение о нарушениях законодательства в области интеллектуальной собственности;

изучает неправильную или противоречивую практику применения нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, принимает практические меры по устранению правонарушений в этой сфере, а также рассматривает обращения физических и юридических лиц по данным вопросам;

осуществляет международный обмен патентной документацией и патентно-правовой литературой с зарубежными патентными ведомствами, международными, региональными и зарубежными организациями;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения физических и юридических лиц по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

оказывает методическую помощь заинтересованным лицам в сфере правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности;

проводит всесторонний анализ, обобщает, разрабатывает предложения и другие необходимые меры, в том числе с учетом состояния развития сферы интеллектуальной собственности, включая методологию и критерии международных рейтингов и индексов в этой сфере;

проводит мониторинг выполнения принятых Республикой Узбекистан международных обязательств в сфере обеспечения надежной правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности;

проводит в сотрудничестве со специально уполномоченными органами мероприятия по выявлению фактов производства контрафактной продукции и принимает меры по изъятию и уничтожению выявленной контрафактной продукции;

проводит проверки деятельности субъектов предпринимательства по фактам нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности в порядке уведомления уполномоченного органа;


18) в области правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности:

организует работу по государственной экспертизе изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров и топологий интегральных микросхем, установлению приоритета заявленных объектов, проведению официальной экспертизы селекционных достижений и проверке программ для ЭВМ, баз данных;

осуществляет государственную регистрацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию селекционных достижений, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров, официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и регистрацию топологий интегральных микросхем, выдает охранные документы, ведет Перечень общеизвестных в Республике Узбекистан товарных знаков и соответствующие реестры;

устанавливает единые формы охранных и иных необходимых документов;

обеспечивает хранение электронных контрольных копий объектов авторского права, хранящихся в депозитариях, в Единой базе данных объектов авторского права;

регистрирует лицензионные договоры о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности, а также договоры об их полной или частичной уступке и ведет соответствующие реестры;

формирует базу данных об официально зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, обеспечивает условия для их сохранности и использования;

обеспечивает организацию и проведение работы по комплектованию Государственного патентного фонда, а также его сохранность и доступность для эффективного использования хозяйствующими субъектами, научными организациями, учеными и специалистами;

организует и осуществляет публикацию бюллетеней и других официальных изданий в сфере интеллектуальной собственности, а также иных сведений и материалов по вопросам правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности;

проводит аттестацию и регистрацию патентных поверенных ведет Государственный реестр патентных поверенных;

принимает меры по укреплению международного имиджа Республики Узбекистан, в том числе путем доведения до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах в сфере интеллектуальной собственности, подготовки обзорных справочных и иных материалов;


19) в области организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, обеспечения проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере юриспруденции:

анализирует состояние правового образования, разрабатывает предложения по его улучшению;

разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для учащихся и студентов профессиональных и высших образовательных организаций, а также другой юридической литературы;

определяет потребность государственных органов и иных организаций в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в образовательных учреждениях системы Министерства;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации юридических кадров;

создает резерв кадров, организует их подготовку, переподготовку и стажировку, осуществляет подбор и участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции;

принимает меры по развитию правовой науки, координирует проведение фундаментальных и прикладных исследований в области государственного и общественного строительства, судебно-правовой системы, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности в стране;

организует методическое обеспечение образовательной работы в области права;


20) в области выработки приоритетных направлений развития судебно-экспертной деятельности, координации работы по подготовке и повышению квалификации судебных экспертов:

организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области судебной экспертизы;

осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью государственных судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан;

вырабатывает приоритетные направления дальнейшего развития судебно-экспертной деятельности, координирует работу в области подготовки и повышения квалификации судебных экспертов;

принимает меры по внедрению в судебно-экспертную деятельность современных достижений науки и техники;

определяет порядок установления уровня сложности судебных экспертиз, проводимых судебными экспертами негосударственных судебно-экспертных организаций, исчисления сроков проведения судебных экспертиз в зависимости от их уровня сложности, а также нормативы нагрузки судебных экспертов с осуществлением контроля за их соблюдением;

ведет государственные реестры негосударственных судебно-экспертных организаций, их судебных экспертов и методов судебно-экспертных исследований;

утверждает минимальные требования, предъявляемые к оснащению материально-технической базы по каждому виду судебной экспертизы, проводимой негосударственными судебно-экспертными организациями;

проводит аттестацию негосударственных судебных экспертов, определяет правила профессиональной этики судебного эксперта и осуществляет контроль за их соблюдением;


21) в области проведения анализа показателей Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в политико-правовой сфере:

во взаимодействии с государственными органами и организациями, а также научно-исследовательскими институтами изучает факторы, проблемы и положения нормативно-правовых актов, негативно влияющие на место Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в политико-правовой сфере, а также разрабатывает предложения по их устранению;

осуществляет мониторинг, методическое руководство и координирует деятельность государственных органов и организаций, а также исследовательских институтов в сфере информирования международных и зарубежных организаций, составляющих международные рейтинги и индексы в политико-правовой сфере, об осуществленных в Узбекистане реформах и их результатах;


22) в области налаживания и укрепления международно-правового сотрудничества, проведения правовой экспертизы международных договоров:

участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан в установленном порядке в пределах своих полномочий;

проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;

представляет предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан об оказании правовой помощи;

дает юридические заключения по долговым договорам, заключенным под государственную гарантию в установленном порядке;


23) в области обеспечения правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях:

обеспечивает правовую защиту интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях;

осуществляет межведомственное взаимодействие с Министерством иностранных дел, а также другими государственными органами и организациями в обеспечении правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях по вопросам судебных разбирательств в международных арбитражах и зарубежных государствах;

защищает интересы Республики Узбекистан в судах зарубежных государств и международных арбитражах при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;

осуществляет сбор и организацию системного анализа соответствующих материалов, связанных с судами зарубежных государств и международными арбитражными разбирательствами с участием Республики Узбекистан;

привлекает и координирует деятельность зарубежных и национальных адвокатских (юридических) фирм, консультантов и экспертов в целях правового представления интересов Республики Узбекистан в судах зарубежных государств и международных арбитражах;

выполняет функции рабочего органа рабочих групп, создаваемых в рамках конкретных международных арбитражных и судебных разбирательств в судах зарубежных государств с участием Республики Узбекистан;

формирует и ведет базу данных по вопросам разбирательств в судах зарубежных государств и международных арбитражах с участием Республики Узбекистан;

осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан;


24) в области координации деятельности государственных органов и организаций, связанной с ведением Единого электронного реестра обязательных требований в сфере предпринимательства:

в качестве оператора Единого электронного реестра обязательных требований в сфере предпринимательства организует его постоянное ведение, совершенствование и техническую поддержку;

осуществляет контроль за правильным внесением соответствующей информации в Единый электронный реестр обязательных требований в сфере предпринимательства со стороны уполномоченных государственных органов и организаций;

оказывает методическую помощь уполномоченным государственным органам и организациям в формировании Единого электронного реестра обязательных требований в сфере предпринимательства;


25) в области проведения единой государственной политики в области архивного дела и делопроизводства, а также координации деятельности государственных органов и организаций в данной сфере:

координирует работу государственных органов и организаций в сфере архивного дела и делопроизводства, а также обеспечивает эффективное государственное управление;

организует внедрение современных механизмов по комплектованию, государственному учету, хранению и использованию архивных документов, улучшение материально-технической базы государственных архивов, цифровизацию и упрощение процессов предоставления услуг архивами, внедрение в сферу передовой зарубежной практики, результатов научных исследований и научно-технических достижений, современных информационно-коммуникационных технологий;

принимает меры по хранению архивных документов, включенных в Национальный архивный фонд, дальнейшему развитию негосударственного сектора в сфере оказания архивных услуг, а также создает благоприятные условия для государственно-частного партнерства в области архивного дела;

определяет порядок включения архивных документов в перечень особо ценных и уникальных документов, а также порядок создания и хранения страховых копий, порядок и условия доступа к архивным документам;

организует повышение квалификации работников, осуществляющих деятельность в области архивного дела и делопроизводства;

организует и координирует научную и методическую работу в сфере архивоведения, археографии, делопроизводства и электронного документооборота;


26) в области проведения единой государственной политики в сфере персональных данных а также координации и контроля деятельности государственных органов и организаций в сфере персональных данных:

осуществляет контроль и координацию деятельности государственных органов и организаций в сфере персональных данных;

разрабатывает предложения по совершенствованию государственных программ и нормативно-правовой базы в сфере персональных данных;

обеспечивает повышение уровня защиты персональных данных и эффективное ведение государственного реестра баз персональных данных;

определяет типовой порядок обработки персональных данных типовой порядок обработки персональных данных собственником базы персональных данных и (или) оператором базы персональных данных а также организации деятельности структурного подразделения или уполномоченного лица, обеспечивающего их защиту, необходимый уровень защиты персональных данных.

Министерство может осуществлять и иные функции, предусмотренные актами законодательства.


ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МИНИСТЕРСТВА


11. Министерство для осуществления возложенных на него задач и функций имеет следующие полномочия:

1) принятие в пределах своей компетенции нормативно-правовых актов, являющихся обязательными для государственных органов и организаций, физических и юридических лиц, в том числе совместно с другими государственными органами;

2) внесение на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров и других государственных органов предложений по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики, а также по возложенным на него задачам и функциям;

3) в случае неисполнения государственными органами и другими организациями задач в сфере нормотворчества, в рамках Концепции административных реформ, а также связанных с правоприменительной практикой и административными процедурами, внесение предложений в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров по привлечению их должностных лиц к ответственности;

4) проведение в государственных органах и иных организациях проверки состояния:

нормотворческой деятельности, правовой работы, деятельности юридических служб, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов;

правоприменительной практики, исполнения законодательства по обеспечению прав граждан, соблюдения установленного порядка оказания государственных услуг, в том числе с посещением мест;

5) проведение проверки соблюдения негосударственными некоммерческими организациями законодательства и учредительных документов, а также целевого использования выделенных им средств;

6) внесение в министерства, ведомства, правоохранительные и контролирующие органы, органы государственной власти на местах и другие организации обязательных для исполнения представлений:

об устранении правонарушений, системных проблем и недостатков, выявленных в процессе мониторинга за нормотворческой деятельностью данных органов;

об отмене и отзыве с исполнения актов нормативно-правового характера, не прошедших государственную регистрацию;

об отмене, приостановлении (полностью или частично) нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с актами законодательства;

о необходимости принятия нормативно-правовых актов, официального толкования принятых ими нормативно-правовых актов с указанием срока их подготовки;

о выявленной практике неправильного или противоречивого применения нормативно-правовых актов, нарушениях требований актов законодательства, устранении причин и условий, способствующих им, в том числе о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

об устранении выявленных правонарушений в сфере оценки регуляторного воздействия и проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, причин и условий, им способствующих, а также коррупциогенных факторов и норм;

об устранении правонарушений, выявленных при вводе данных в Единый электронный реестр обязательных требований в сфере предпринимательства, а также о представлении сведений для своевременного включения в реестр в установленном порядке;

об обеспечении исполнения законов Республики Узбекистан, указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан, а также о своевременном и правильном внесении в систему "Ijro.gov.uz" необходимых данных;

7) внесение в негосударственные некоммерческие, в том числе религиозные, организации, адвокатские формирования обязательных для исполнения представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, учредительных документов в деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

8) письменное предупреждение должностных лиц о недопустимости нарушения актов законодательства;

9) внесение в соответствующие государственные органы и иные организации предложений о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими законных прав и свобод граждан, законодательства в сфере деятельности юридических служб, а также при неисполнении законных требований органов юстиции;

10) внесение в суды заявлений и исков в интересах государства, юридических и физических лиц, а также органов и учреждений юстиции без уплаты государственной пошлины;

11) запрашивание и получение от государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе документов и сведений, необходимых для выполнения возложенных на Министерство задач и функций, в том числе необходимых статистических данных, аналитических материалов, документов, иной информации, решений и других актов, информации о практике применения нормативно-правовых актов;

12) истребование и получение информации, документов и сведений от негосударственных некоммерческих, в том числе религиозных, организаций, а также объяснений от их руководителей и ответственных лиц;

13) вызов и привлечение представителей министерств, ведомств, научных и образовательных учреждений и иных организаций для проведения проверок, изучения обращений физических и юридических лиц, а также подготовки информационно-аналитических материалов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства;

14) вызов должностных лиц и работников государственных органов и иных организаций, а также физических лиц по вопросам интеллектуальной собственности в целях уточнения обстоятельств, выявленных в ходе проверки и анализа, истребование устных и письменных объяснений по фактам нарушения актов законодательства;

15) передача государственного имущества Министерства и его подведомственных структур из одного структурного подразделения в другое на праве безвозмездного пользования в пределах своей организационной структуры;

16) определение порядка, размеров и условий материального стимулирования работников Министерства и его подведомственных организаций с учетом выполнения ими параметров по основным показателям их деятельности в соответствующей сфере;

17) размещение внебюджетных средств, а также средств, находящихся на депозитных счетах органов и учреждений юстиции, на депозиты в коммерческие банки Республики Узбекистан в национальной и иностранной валюте. При этом полученные от размещения средств доходы зачисляются на внебюджетные счета органов и учреждений юстиции с направлением данных доходов на укрепление материально-технической базы, материальное стимулирование их работников, а также на другие цели, предусмотренные актами законодательства;

18) заключение международных договоров межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке;

19) представление интересов Республики Узбекистан на международном уровне по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в установленном порядке;

20) выведение из государственного реестра ведомственных нормативно-правовых актов, противоречащих законам Республики Узбекистан, актам Президента Республики Узбекистан и решениям Кабинета Министров, в установленном порядке;

21) рассмотрение обращений физических и юридических лиц о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

22) принятие участия в заседаниях коллегий государственных органов и организаций при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Министерства;

23) выступление в судах зарубежных государств и международных арбитражах в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;

24) внесение в квалификационные комиссии адвокатов вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;

25) приостановление и прекращение действия лицензий, выданных адвокатам и нотариусам, занимающимся частной практикой;

26) прекращение действия свидетельства о прохождении аттестации работника юридической службы;

27) принятие участия в мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах, собраниях, акциях и т.п.), проводимых негосударственными некоммерческими организациями;

28) принятие решения о запрете проведения мероприятий, запланированных негосударственными некоммерческими, в том числе религиозными организациями;

29) принятие решения о приостановлении или прекращении государственного финансирования уставной деятельности политических партий;

30) лишение аккредитации сотрудников негосударственных некоммерческих организаций, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении, в случае нарушения ими законодательства Республики Узбекистан;

31) осуществление в пределах своих задач и функций международного сотрудничества, установление прямых связей и сотрудничества с органами зарубежных государств, международными и иностранными организациями, а также внесение предложений по заключению международных договоров;

32) создание, реорганизация и ликвидация соответствующих подразделений, а также утверждение их уставов (положений), необходимых для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции;

33) по предъявлению служебного удостоверения наличие доступа на территорию государственных органов и иных организаций для ознакомления с документами и материалами, пользования электронными базами (банками) данных, необходимыми для проведения анализа и проверки при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;

34) составление в пределах своей компетенции протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушений законодательства, влекущих административную ответственность;

35) участие в правовом мониторинге актов законодательства, осуществляемом республиканскими органами исполнительной власти;

36) разработка по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров и по собственной инициативе проектов нормативно-правовых актов и внесение их на рассмотрение в установленном порядке;

37) представление своего заключения по вопросам применения нормативно-правовых актов;

38) предоставление рекомендаций и разъяснений, а также внесение предписаний государственным органам и организациям по вопросам применения нормативно-правовых актов;

39) направление обобщенных материалов в государственные органы и организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений требований нормативно-правовых актов, причин и условий, им способствующих;

40) сотрудничество с государственными органами и другими организациями в пределах своих задач и функций;

41) осуществление через центры государственных услуг рекламной деятельности в их помещениях и на прилегающих территориях, а также деятельности по изготовлению печатей и штампов субъектов предпринимательства без статуса юридического лица;

42) пользование соответствующими базами данных, государственными информационными системами и ресурсами компетентных органов в установленном порядке;

43) предоставление платных услуг в соответствии с перечнем и тарифами платных услуг, согласованными с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан;

44) приглашение высококвалифицированных зарубежных и отечественных специалистов на работу в качестве консультантов и экспертов на контрактной основе;

создание рабочих групп, в том числе с привлечением зарубежных экспертов, в целях выработки решений актуальных и будущих проблем, связанных с развитием направлений деятельности;

45) привлечение по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан в качестве сотрудников и консультантов квалифицированных зарубежных специалистов с установлением им, в порядке исключения, размеров заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за счет внебюджетных средств Министерства;

46) наложение штрафа на юридических лиц за нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

47) запрашивание в установленном порядке у заявителей дополнительных материалов к заявкам на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, необходимые для рассмотрения заявок и проведения государственной экспертизы;

48) обращение в суд с заявлением о рассмотрении трудовых споров в государственных органах и организациях с государственным участием;

49) внесение в органы хозяйственного управления, организации жилищно-коммунального и эксплуатационного обслуживания представлений об устранении выявленных правонарушений и недостатков в сфере оказания государственных услуг, причин и условий, им способствующих;

50) внесение в государственные органы и другие организации обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных недостатков в работе с документами в рамках ведомственного архивного дела и делопроизводства;

51) внесение обязательных к исполнению со стороны юридических и физических лиц предписаний по устранению нарушений законодательства о персональных данных.

Министерство может иметь иные полномочия и права в соответствии с актами законодательства.


12. Задачи, функции, полномочия, права и ответственность центрального аппарата, территориальных и структурных подразделений Министерства устанавливаются положениями и уставами, утверждаемыми Министром, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров.


13. Министерство несет ответственность за качественное выполнение возложенных на него задач и функций, а также за эффективную реализацию государственной политики в соответствующей сфере.



ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА


§ 1. Руководство Министерства


14. Министр юстиции Республики Узбекистан:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Министерства, организует выполнение задач и функций, возложенных на Министерство соответствующими актами Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;

2) несет персональную ответственность за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Министерство;

3) издает приказы, дает поручения и предписания, обязательные для исполнения органами и учреждениями юстиции, и их работниками;

4) в установленном порядке назначает и освобождает от должности работников, включенных в перечень должностей организаций в системе Министерства;

5) определяет полномочия и обязанности своих заместителей и других должностных лиц в системе Министерства, распределяет обязанности между ними;

6) утверждает периодические планы работ Министерства и обеспечивает контроль за их выполнением;

7) организует системную переподготовку и повышение квалификации работников Министерства;

8) осуществляет подбор и расстановку кадров в системе Министерства, определяет требования к их специальности (юриспруденция, экономика, финансы, психология, международные отношения, филология и др.), создает необходимые условия для их эффективной деятельности, формирует кадровый резерв Министерства;

9) реализует меры, направленные на обеспечение профессионализма и компетентности, высокого уровня деловых и морально-нравственных качеств кадров, предложенных на вакантные должности, входящие в номенклатуру Президента Республики Узбекистан, Администрации Президента Республики Узбекистан, а также других кадров, принимаемых на работу в Министерство;

10) принимает нормативно-правовые акты в пределах своих полномочий, при необходимости, принимает решения и другие документы совместно с иными органами государственного управления;

11) координирует и осуществляет контроль за деятельностью руководителей территориальных и структурных подразделений Министерства;

12) решает вопросы поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников Министерства, вносит предложения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей, в том числе по рассмотрению вопросов о целесообразности дальнейшего пребывания их на занимаемой должности, принимает системные меры по повышению их персональной ответственности;

13) присваивает в установленном порядке классные чины и представляет Президенту Республики Узбекистан работников органов и учреждений юстиции, а также в соответствии с законодательством работников других государственных органов к присвоению высших классных чинов;

14) перераспределяет внебюджетные средства органов и учреждений юстиции для обеспечения финансовой сбалансированности в системе Министерства юстиции Республики Узбекистан;

15) утверждает структуру и штатные единицы центрального аппарата, территориальных подразделений в пределах выделенных средств, а также исходя из определенных задач;

16) организует определенные областные или районные (городские) подразделения или формирует их в межрайонной (межобластной) форме исходя из потребностей и условий местности.

15. Министерство возглавляет Министр, утверждаемый на должность Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра, внесенному после одобрения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Министр по своему статусу является членом Кабинета Министров.


16. Министр имеет четыре заместителя, в том числе одного первого заместителя.

17. Первый заместитель и другие заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.


18. В период отсутствия Министра исполнение его полномочий осуществляется первым заместителем Министра, а при его отсутствии другим заместителем в соответствии с приказом министра.


19. Руководители территориальных подразделений и подведомственных организаций Министерства назначаются на должность и освобождаются от должности Министром, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства.


20. Положения о территориальных подразделениях и подведомственных организациях Министерства утверждаются Министром, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров.



§ 2. Выполнение возложенных задач и функций, а также порядок

взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата

Министерства с его территориальными подразделениями


21. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через органы и учреждения юстиции.


22. Разногласия, возникающие в процессе взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных подразделений и подведомственных организаций, рассматриваются по поручению Министра его соответствующим заместителем. В случае невозможности урегулирования разногласий заместителем Министра, окончательное решение принимается непосредственно Министром.



§ 3. Порядок взаимодействия Министерства с другими

республиканскими органами исполнительной власти,

хозяйственными объединениями, органами государственной

власти на местах и иными организациями

23. Министерство при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с другими республиканскими органами исполнительной власти, хозяйственными объединениями, органами государственной власти на местах и иными организациями.

24. Территориальные подразделения Министерства взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами иных республиканских органов исполнительной власти, хозяйственных объединений, органами государственной власти на местах и иными организациями.

Территориальные подразделения Министерства тесно взаимодействуют с секторами по комплексному социально-экономическому развитию при разработке и реализации "дорожных карт" по социально-экономическому развитию соответствующих территорий.

Территориальные подразделения Министерства взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами правоохранительных, налоговых и иных государственных органов в выявлении и пресечении правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.


25. Деятельность Министерства курируется соответствующими структурными подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан.



§ 4. Коллегия, другие совещательные, консультативные,

экспертные органы Министерства


26. В Министерстве образуется коллегия в составе руководителя (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений, координирующих основные направления его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров по представлению Министра.


27. На коллегию возлагаются следующие задачи:

заслушивание отчетов руководителей структурных подразделений Министерства о деятельности соответствующих подразделений, а также об исполнении актов законодательства, актов Президента Республики Узбекистан и решений Правительства Республики Узбекистан;

рассмотрение основных вопросов деятельности Министерства, обсуждение вопросов проверки исполнения принятых решений, проектов приказов и других документов, имеющих важное значение в деятельности Министерства, а также результатов проверок.

Коллегия также вправе рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.


28. На заседание коллегии могут быть приглашены руководители республиканских органов исполнительной власти, хозяйственных объединений, других организаций по вопросам, входящим в их компетенцию.

29. Коллегия правомочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.


30. Решения коллегии подписываются председателем коллегии.

31. В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии Министр самостоятельно принимает решение, докладывая в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан.


32. Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.


33. При Министерстве образуется Апелляционный совет для досудебного рассмотрения апелляций, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности, председателем которого является министр юстиции Республики Узбекистан.

В состав Апелляционного совета входят независимые ученые и специалисты в области интеллектуальной собственности. Число сотрудников органов и учреждений юстиции в составе Апелляционного совета не должно превышать тридцати процентов от общего числа членов Апелляционного совета.

В Министерстве могут образовываться и иные совещательные, консультативные и экспертные органы.


34. Составы совещательных, консультативных и экспертных органов, образуемых при Министерстве, и положения о них утверждаются Министром, за исключением случаев, когда их составы и положения утверждаются актами Президента Республики Узбекистан и решениями Кабинета Министров.



ГЛАВА 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И РАБОЧИЕ

ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА


35. Эффективность деятельности Министерства подлежит регулярной оценке.


36. Оценка эффективности и результативности деятельности Министерства основывается на критериях и рабочих индикаторах по оценке эффективности и результативности деятельности Министерства, утверждаемых Президентом Республики Узбекистан.

В начале каждого года Министр разрабатывает и представляет общественности программу действий по достижению целевых показателей (индикаторов), установленных в разрезе заместителей.

На основе программы действий руководители территориальных подразделений Министерства разрабатывают территориальную программу развития по достижению целевых показателей (индикаторов) и представляют ее общественности.

37. По итогам оценки эффективности и результативности деятельности Министерства принимаются меры:

поощрения (вознаграждения) или привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и работников Министерства;

устранения выявленных недостатков в деятельности Министерства и дальнейшего совершенствования его деятельности.



ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА, ОПЛАТА ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЕГО РАБОТНИКОВ


38. Источниками финансирования деятельности Министерства являются:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

внебюджетные средства органов и учреждений юстиции;

средства, поступающие от оказания платных услуг в соответствии с актами законодательства;

доходы от размещения временно свободных средств на депозиты в коммерческих банках;

иные источники, не запрещенные актами законодательства.


39. Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение органов и учреждений юстиции, а также оплата труда, материальное стимулирование и социальная защита их работников осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, источников внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных актами законодательства.

При этом, средства внебюджетных фондов в первую очередь направляются на финансирование расходов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, и иных целей, предусмотренных в положениях данных фондов, а оставшаяся часть по итогам каждого месяца до 5-го числа следующего месяца в размерах, предусмотренных постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2022 года N ПП-471, направляется в республиканский бюджет Республики Узбекистан.

40. Заработная плата работников Министерства состоит из должностного оклада, премий, доплат, надбавок и других выплат, предусмотренных актами законодательства.

Высококвалифицированным, инициативным работникам Министерства, добросовестно и эффективно выполняющим служебные обязанности, Министром могут устанавливаться персональные надбавки за высокую квалификацию в размере не более 200 процентов должностного оклада за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции.

Ежемесячные надбавки и доплаты стимулирующего характера к должностным окладам работников Министерства выплачиваются в соответствии с положениями, утверждаемыми Министром.


41. За работниками Министерства, назначенными на другую должность решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан или избранными (назначенными) в Законодательную палату, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, сохраняются надбавки и доплаты за выслугу лет и классный чин, присвоенные в Министерстве.



ГЛАВА 8. ОТЧЕТНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА


42. Руководители Министерства систематически отчитываются о своей деятельности перед Президентом Республики Узбекистан, соответствующими структурными подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинетом Министров, а также общественностью.

43. Руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Узбекистан осуществляют постоянный мониторинг деятельности руководителей Министерства по эффективному выполнению ими возложенных на них задач, дают объективную оценку эффективности деятельности Министерства.


44. По итогам мониторинга и оценки особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Министерства поощряются либо привлекаются к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемой должности.



ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


45. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в порядке, установленном актами законодательства.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 апреля 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

23 апреля 2018 г., N 16, ст. 330