Programma ekonomicheskogo sotrudnichestva mejdu Respublikoy Uzbekistan i Rossiyskoy Federatsiyey na 1998-2007 godi (Prilojeniye k Dogovoru ob uglublenii ekonomicheskogo sotrudnichestva ot 12.10.1998 g.)
К Договору между Республикой Узбекистан
и Российской Федерацией об углублении экономического
сотрудничества на 1998-2007 годы
ПРОГРАММА
экономического сотрудничества между
Республикой Узбекистан и Российской
Федерацией на 1998 - 2007 годы
I. Основные цели и задачи Программы
II. Основные направления развития экономического сотрудничества
III. Приоритетные направления сотрудничества в области
IV. Сотрудничество в социальной сфере и экологии
V. Развитие торговых отношений
VI. Механизм реализации Программы
Мероприятия к программе экономического
сотрудничества между Республикой Узбекистан
и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы
Республика Узбекистан и Российская Федерация являются традиционными экономическими партнерами. Сотрудничество двух стран - важнейшая составная часть хозяйственных связей в Содружестве Независимых Государств.
Однако процессы формирования государственности, реформирования экономики и изменение характера внешнеэкономических отношений ослабили экономическое взаимодействие двух стран. Становление рыночных механизмов сопровождалось нарушением хозяйственных и кооперационных связей, снижением товарооборота и ухудшением его структуры.
Существующие проблемы в настоящее время объективно сдерживают экономическое развитие стран и требуют разработки адекватных новым условиям направлений экономических отношений, строящихся на условиях взаимной выгоды и равноправия.
Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 30 мая 1992 г., Договор об экономической интеграции между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 2 марта 1994 г. и Совместное заявление Президентов Республики Узбекистан и Российской Федерации от 6 мая 1998 г. явились основой для разработки Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы (далее именуется - Программа).
I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с целью реализации Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на долгосрочной основе согласованного комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, по оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик, росту на этой основе взаимного товарооборота, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей и повышению уровня жизни населения двух государств.
Для выполнения указанных целей необходимо решение следующих задач:
согласование общих подходов и определение путей экономического сотрудничества двух стран, ориентированных на эффективное развитие производительных сил и рост благосостояния народов;
создание условий для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей и гарантий в производственной деятельности;
обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, активизация межрегионального сотрудничества;
формирование системы по целенаправленному привлечению национальных и иностранных инвесторов в различные сферы экономик;
согласование межгосударственных мер по ускорению интеграционных процессов на уровне хозяйствующих субъектов, созданию межгосударственных финансово-промышленных групп различных видов и форм, совместных предприятий;
формирование по приоритетным направлениям сотрудничества межгосударственных проектов и программ в целях оптимизации затрат на их осуществление;
осуществление поддержки по повышению эффективности эксплуатации и развитию связи и транспортных коммуникаций;
принятие согласованных мер по расширению сотрудничества в банковской сфере, совершенствованию платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений;
реализация мер по укреплению и развитию гуманитарного сотрудничества, взаимодействия в социальной, культурной и иных сферах;
осуществление согласованных действий по охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
координация действий по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным распространением и сбытом наркотических и психотропных веществ.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Важным условием развития интеграционных процессов между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией является сближение и повышение согласованности в проведении рыночных реформ. В этих целях Программой предусматривается координация действий по следующим основным направлениям:
сближение национальных законодательств путем создания правовой базы, обеспечивающей взаимовыгодные условия хозяйствующим субъектам рынка Сторон;
гармонизация нормативно-правовой базы и разработка эффективных механизмов ее реализации по созданию межгосударственных интегрированных структур и совместных предприятий;
координация валютной и налоговой политики, формирования ставок НДС и принципов взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций во взаимной торговле;
углубление межгосударственного разделения труда на основе сохранения специализации предприятий и создания единых правовых основ для развития производственной кооперации;
взаимный обмен национальными программами приватизации Республики Узбекистан и Российской Федерации и подготовка предложений по созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в этих программах;
организация корреспондентских отношений между Центральным банком Республики Узбекистан и Центральным банком Российской Федерации, а также межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Взаимодействие в проведении структурной политики Республики Узбекистан и Российской Федерации направлено на сохранение и развитие существующего производственного и научного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, организацию и поддержку конкурентоспособных производств в целях создания эффективных экономик с устойчивыми темпами роста.
Программой намечены пути научно-технологического сотрудничества, а также совместного создания и развития структурообразующих производств, экспериментальных баз фундаментальной и прикладной науки, их обеспечения необходимыми ресурсами, сохранения специализации предприятий, имеющих важное значение в обеспечении экономической безопасности обоих государств. Это в первую очередь приоритетные области сотрудничества: авиационная и легкая промышленность, машиностроение, металлургия, отрасли агропромышленного комплекса, атомная энергетика, отрасли топливно-энергетического комплекса.
Определяющее значение для проведения согласованной промышленной политики в структурообразующих отраслях, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, будет иметь комплекс мер по развитию научно-технического, производственного потенциала, углублению кооперации, сотрудничества в инвестиционной сфере, защите общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции и созданию благоприятных условий для товаропроизводителей.
Одним из ключевых элементов интеграции и осуществления согласованной структурной политики станет создание совместных транснациональных структур, способных содействовать ускорению научно-технического прогресса на наиболее перспективных направлениях развития промышленности и науки, увеличению экспортного потенциала.
Осуществить структурные изменения и обеспечить экономический и социальный прогресс возможно только при концентрации научно технического потенциала, совместных усилий и ресурсов на разработке технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.
В целях практической реализации структурной политики в инновационной сфере предусматривается разработка и осуществление обоими государствами как национальных целевых комплексных программ и проектов, так и совместных, учитывающих все возможные источники финансирования.
Структурная перестройка промышленности в рыночных условиях требует последовательной политики по прекращению поддержки и свертыванию неконкурентоспособных отраслей и производств, созданию оптимальных условий для перемещения капитала, переориентации кредитной политики на финансирование перспективных сфер экономики в целях активного развития наиболее приоритетных и жизненно важных систем рынка, увеличению экспортного потенциала.
Важной составной частью интеграции в рамках Программы является производственная кооперация, предусматривающая дальнейшее укрепление и развитие связей между хозяйствующими субъектами двух государств, что будет способствовать увеличению выпуска конкурентоспособной продукции.
Все большее значение для экономической интеграции приобретает создание необходимых правовых и организационных условий для беспрепятственной транспортировки грузов и перевозки пассажиров, а также развитие транспортной инфраструктуры и связи. Для более действенного использования этого комплекса необходимо обеспечить проведение взаимосогласованных подходов к установлению национальных тарифов на транспортные перевозки грузов и пассажиров по видам транспорта.
IV. СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
И ЭКОЛОГИИ
Экономические реформы, осуществляемые в Республике Узбекистан и Российской Федерации, требуют новых форм и методов сотрудничества в социальной сфере и экологии.
В период реализации Программы будет осуществляться координация деятельности по развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей и обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, в области культуры и искусства, спорта, санаторно-курортного дела и туризма.
Дальнейшее расширение получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, рационального природопользования.
V. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Основой для развития взаимовыгодных экономических отношений, углубления интеграции становится расширение торговли между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Коренных сдвигов в этой области можно достичь путем дальнейшей либерализации механизма экспортно-импортных операций на основе режима свободной торговли.
Программой предусматривается расширение сотрудничества в области взаимодействия транспортных систем Республики Узбекистан и Российской Федерации, имея в виду их более эффективное использование во взаимных перевозках грузов, снижение транспортных издержек, проведение с этой целью согласованной политики по развитию и реконструкции систем транспорта.
Совместная реализация этой задачи предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы на основе реализации существующих соглашений в области автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.
Организация и осуществление торговли между странами предполагают активный обмен необходимой статистической информацией и в первую очередь сопоставление данных по внешней торговле. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами и разработками, программами, а также опытом проведения статистических наблюдений, переписей, обследований, согласование принципов формирования статистики внешней торговли.
В рамках развития торгового сотрудничества предлагается проводить консультации по вопросам взаимодействия Сторон с международными организациями, в том числе по проблематике Всемирной торговой организации.
Программой предусматриваются гармонизация таможенного законодательства, совершенствование тарифного и нетарифного регулирования, упрощение таможенных процедур и режимов между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.
Дальнейшее развитие должно получить сотрудничество между регионами Республики Узбекистан и Российской Федерации. В этой области ставится задача создания благоприятных условий для социально-экономического развития регионов с учетом ранее сложившихся хозяйственных и культурных связей.
VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет осуществляться посредством выполнения государственными органами и хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан и Российской Федерации конкретных действий, определяемых в Программе и мероприятиях к ней.
С этой целью создается Координационный совет по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы (далее именуется - КС).
КС включает узбекистанскую и российскую национальные части, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главами Правительств Сторон.
Заседания КС проводятся на регулярной основе не реже одного раза в полугодие поочередно в Республике Узбекистан и в Российской Федерации. Председательствует на заседании КС председатель принимающей Стороны.
Основными функциями КС являются:
координация деятельности министерств и ведомств по реализации Программы в рамках национальных частей;
контроль за организацией работы по реализации Программы;
контроль за подготовкой проектов межправительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией Программы;
подготовка для рассмотрения на заседаниях Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан отдельных проблем, связанных с реализацией Программы;
иные функции, определяемые Положением о Координационном совете по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы.
Председатели узбекистанской и российской частей КС не позднее 90 дней с даты вступления в силу настоящей Программы утверждают Положение о Координационном совете по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы.
к программе экономического сотрудничества
между Республикой Узбекистан и Российской
Федерацией на 1998 - 2007 годы
N |
Содержание мероприятий |
Срок |
Исполнители |
|
п/п |
исполнения |
|||
Российской Федерации
|
Республики Узбекистан |
|||
1. |
Основные направления сближения нормативно-правовой базы и реформирования экономики
|
|||
1.1 |
Подготовка предложений по: |
|||
|
||||
1.1.1 |
оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между хозяйствующими субъектами
|
1998 - |
Минэкономики |
Минмакроэкономстат |
2007 гг. |
Миннауки |
ГКНТ |
||
заинтересованные |
МВЭС |
|||
министерства |
заинтересованные |
|||
и ведомства |
министерства |
|||
и ведомства |
||||
1.1.2 |
созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в программах приватизации
|
1998 - |
Мингосимущество |
Госкомимущество |
2000 гг. |
Минэкономики |
Минфин |
||
Минмакроэкономстат |
||||
1.1.3 |
обмену информацией по вопросам регулирования и контроля на рынке ценных бумаг
|
1999 - |
ФКЦБ |
Госкомимущество |
2000 гг. |
||||
1.1.4 |
сближению механизма взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций
|
1999 г. |
Минфин |
Минфин |
Госналогслужба |
ГНК |
|||
ГТК |
ГТК |
|||
Минэкономики |
МВЭС |
|||
Минмакроэкономстат |
||||
1.1.5 |
содействию созданию совместных предприятий, финансово-промышленных групп в различных отраслях экономики, активизации деятельности национальных инвесторов на территории обоих государств
|
1998 - |
Минэкономики |
Минюст |
2000 гг. |
заинтересованные |
МИД |
||
министерства |
Минмакроэкономстат |
|||
и ведомства |
МВЭС |
|||
заинтересованные |
||||
министерства |
||||
и ведомства |
||||
1.1.6 |
осуществлению согласованных |
1998 - |
Министерство |
МВЭС ГНК ГТК Минфин Минмакроэкономстат
|
мер по реализации режима |
2000 гг. |
торговли |
||
свободной торговли |
ГТК |
|||
Минэкономики |
||||
1.1.7 |
развитию взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей Российской Федерации и Республики Узбекистан |
1999 - |
Министерство по |
Палата ТПиП |
2001 гг. |
антимонопольной |
Госкомимущество |
||
политике и поддержке |
Минмакроэкономстат |
|||
предпринимательства |
||||
Торгово-промышленная |
||||
палата Российского |
||||
союза промышленников |
||||
и предпринимателей |
||||
|
||||
1.1.8 |
урегулированию вопросов |
1998 - |
Мингосимущество |
Госкомимущество |
имущественных претензий по |
1999 гг. |
|||
признанию прав |
||||
собственности на объекты, |
||||
расположенные на |
||||
территориях государств |
||||
|
||||
1.2 |
Подготовка проектов |
|||
соглашений: |
||||
|
||||
1.2.1 |
о производственной |
1999 - |
Минэкономики |
Минмакроэкономстат |
кооперации |
2000 гг. |