Пригодится каждому кадровику в декабре:
Почему могут устареть должностные инструкции
«Аудиторская проверка выявила, что должностные инструкции работников устарели. Есть ли НПА, определяющие срок действия должностных инструкций?».
Вопрос разъяснила эксперт и руководитель кадровой службы «Нормы» Валерия ЛЯНДРЕС:
– Строго говоря, законодательство не обязывает организации иметь должностные инструкции для работников. Они могут быть разработаны и утверждены по усмотрению работодателя или на основании требований вышестоящей организации.
Поэтому и сроки действия должностных инструкций не устанавливаются, если это не определено в локальных актах самой организации (или вышестоящей). Например, – в межотраслевых положениях.
Отсутствие должностной инструкции не расценивается как нарушение трудового законодательства и не влечет ответственность. Но это все-таки может привести к негативным последствиям для работодателя, который может принимать незаконные решения в этом случае.
Разработать и утвердить должностные инструкции – в интересах как работодателя, так и работника.
Если инструкции – нет
Это может помешать работодателю:
- дать обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в должностной инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с выполняемой работой);
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
- распределять трудовые функции между работниками;
- временно перевести работника на другую работу;
- оценивать качество и полноту исполнения трудовых функций и т.д.
Как может «устареть» инструкция
То, что аудиторы признали должностные инструкции устаревшими, не говорит о том, что именно срок их действия истек. Возможно, проверяющие заметили:
1) неактуальность содержания должностных инструкций на момент проверки;
2) несоответствие должностей штатному расписанию и Классификатору основных должностей служащих и профессий рабочих (КОДП-2021);
3) формальный подход к составлению инструкции (общие слова, нет конкретизации с учетом особенностей деятельности организации).
Если сроки должностных инструкций, установленные локальным порядком, – истекли или инструкции действительно оказались формальными или неактуальными, рекомендуем пересмотреть их и утвердить заново.
Как это сделать, вы узнаете из рекомендации: