Почему могут устареть должностные инструкции

preview

«Аудиторская проверка выявила, что должностные инструкции работников устарели. Есть ли НПА, определяющие срок действия должностных инструкций?».

Вопрос разъяснила эксперт и руководитель кадровой службы «Нормы» Валерия ЛЯНДРЕС:

 

– Строго говоря, законодательство не обязывает организации иметь должностные инструкции для работников. Они могут быть разработаны и утверждены по усмотрению работодателя или на основании требований вышестоящей организации.

Поэтому и сроки действия должностных инструкций не устанавливаются, если это не определено в локальных актах самой организации (или вышестоящей). Например, – в межотраслевых положениях.  

Отсутствие должностной инструкции не расценивается как нарушение трудового законодательства и не влечет ответственность. Но это все-таки может привести к негативным последствиям для работодателя, который может принимать незаконные решения в этом случае. 

Разработать и утвердить должностные инструкции – в интересах как работодателя, так и работника.

 

Если инструкции – нет

Это может помешать работодателю:

  • дать обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в должностной инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с выполняемой работой);
  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • распределять трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценивать качество и полноту исполнения трудовых функций и т.д.

 

Как может «устареть» инструкция

То, что аудиторы признали должностные инструкции устаревшими, не говорит о том, что именно срок их действия истек. Возможно, проверяющие заметили:

    1) неактуальность содержания должностных инструкций на момент проверки;

    2) несоответствие должностей штатному расписанию и Классификатору основных должностей служащих и профессий рабочих (КОДП-2021);

    3) формальный подход к составлению инструкции (общие слова, нет конкретизации с учетом особенностей деятельности организации).

 

Если сроки должностных инструкций, установленные локальным порядком, – истекли или инструкции действительно оказались формальными или неактуальными, рекомендуем пересмотреть их и утвердить заново.

Как это сделать, вы узнаете из рекомендации: