Комментарий к статье 5 «Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда» Трудового кодекса

06.07.2023

 

          Трудовой кодекс Республики Узбекистан

         Статья 5. Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда

        (ч. 1) Свобода труда означает право каждого распоряжаться своими способностями к труду, реализовывать их в любой не запрещенной законом форме, свободно выбирать род занятий, профессию и специальность, место работы и условия труда.
        (ч. 2) Применительно к индивидуальным трудовым отношениям свобода труда проявляется в свободе трудового договора, означающей:
          свободу работников и работодателей в заключении трудового договора. Понуждение работника и работодателя к заключению трудового договора не допускается. В случаях, когда обязанность работодателя заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, работодатель обязан заключить трудовой договор с работником;
          определение договорных (основных и дополнительных) условий трудового договора по соглашению его сторон;
          возможность изменения трудового договора по соглашению между работником и работодателем;
          возможность прекращения любого трудового договора в любое время по соглашению его сторон;
          право работника прекратить трудовой договор по собственной инициативе в порядке, установленном настоящим Кодексом;
          право работодателя по собственной инициативе прекратить трудовой договор с работником при наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований прекращения трудового договора и с соблюдением установленного порядка;
          возможность в случаях, установленных настоящим Кодексом или иным законом, предусматривать в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения.
        (ч. 3) Принудительный труд запрещен.
        (ч. 4) Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо физического лица под угрозой применения наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Под наказанием понимается применение или угроза применения к физическому лицу любых мер материального, физического или психического воздействия, вынуждающих данное лицо осуществлять трудовую деятельность при отсутствии его добровольного согласия.
        (ч. 5) Принудительный труд не включает в себя:
          выполнение работ военного характера или работ, связанных с прохождением альтернативной службы на основании Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»;
          работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения;
          работу, выполняемую в качестве наказания по вступившему в законную силу решению приговору суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных решений. 

 

Комментарий к статье 5 Трудового кодекса

 

                    

1. Напомним, что Конституция Узбекистана 1978 г. закрепляла всеобщую обязанность трудиться. Только за то, что человек не работал, его можно было привлечь к административной и даже уголовной ответственности. Конституция РУз 1992 г. не устанавливала обязанность трудиться. Статья 37 этой Конституции предусматривала, в частности, право каждого на труд, свободный выбор работы, запрещение принудительного труда. Новая редакция Конституции РУз, утвержденная Конституционным законом № ЗРУ-837 от 01.05.2023 г., принятым на референдуме РУз 30.04.2023 г.,  2023  г. значительно расширила содержание права на труд, предусмотрев, что каждый имеет право на достойный труд, свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Эти положения Конституции и конкретизированы в ряде других законодательных актов. Так, согласно части 2 статьи 4 Закона «О занятости населения» (№ ЗРУ-642 от 20.10.2020 г.)  гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы. Статья 5 этого Закона в числе основных принципов в области занятости населения называет принцип добровольности и свободы выбора вида занятости.

Свобода труда для физического лица означает, что каждый самостоятельно решает, будет или нет он трудиться, определяет, где ему проявить свои знания и навыки: заключить трудовой договор с работодателем, заняться предпринимательской деятельностью, выполнять работы или оказывать услуги по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, авторский договор и т. п.), в том числе осуществлять деятельность в качестве самозанятого лица либо иную осуществлять другую деятельность, не запрещенную законодательством.

Приведенные выше положения законодательства Узбекистана соответствуют статье 23 Всеобщей Декларации прав человека, которая, провозглашая право на труд, прежде всего, связывает его с правом на свободный выбор работы и предоставлением реальной возможности выбирать вид занятий, род деятельности и профессию.

Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), к которому Узбекистан присоединился 31 августа 1995 г., предусматривает, что право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

 

2. В сфере индивидуальных трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Не допускается существование недоговорных трудовых отношений.

Свобода трудового договора характерна для всех стадий индивидуального трудового отношения. Так, в процессе поиска работы гражданин осуществляет выбор работодателя. Он поступает в ту организацию или к тому работодателю – физическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, характер работы и условия труда у которого его устраивают. Понуждение работника и работодателя к заключению трудового договора не допускается.

При заключении трудового договора место работы, трудовая функция работника, дата начала работы, оплата труда и другие договорные условия определяются по соглашению между работником и работодателем. Условия труда, установленные законодательством и локальными актами предприятия, распространяются на работника и работодателя также в силу заключения ими трудового договора.

Изменение трудовой функции работника и условий труда, определенных в трудовом договоре, возможно по соглашению его сторон.

Работник обладает и свободой прекращения трудового договора. Он вправе в любое время в установленном порядке прекратить по собственной инициативе трудовой договор.

Свобода трудового договора, поскольку этот договор носит двусторонний характер, имеет отношение не только к работнику, но и к работодателю. Часть 1 статьи 65 Конституции РУз предусматривает, что государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителей.

Так, работодатель имеет право на выбор из числа претендующих на данную работу лучшего работника с учетом имеющегося образования, квалификации, опыта работы, других деловых качеств. Необходимые и дополнительные условия трудового договора определяются по соглашению его сторон.  Изменение трудового договора по общему правилу также осуществляется в договорном порядке.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор может быть прекращен в любое время по соглашению сторон.

Работник вправе прекратить трудовой договор по собственному желанию.

Работодатель также вправе в установленном порядке и при наличии соответствующих оснований прекратить по собственной инициативе трудовой договор с  работником.

В то же время следует отметить, что свобода трудового договора не является безграничной, поскольку она осуществляется в определенных правовых рамках, установленных законодательством. 

Подтвердим сказанное выше конкретными примерами. Так, свобода физического лица на выбор работы ограничена тем, что и работодатель имеет право на выбор того работника, который в большей степени соответствует квалификационным требованиям. Соответственно, отказ в приеме на работу по той причине, что другой претендент на данную работу (должность) обладает, например, более высокой квалификацией или большим опытом работы, будет правомерным.

Однако и свобода работодателя в выборе работника также ограниченна законодательством. Так, отказ работодателя в приеме работника на работу будет правомерным только в том случае, если он обоснован и опирается на положения законодательства. Кроме того, работодатель не вправе отказать в приеме на работу, в частности, работников, направленных на данную работу местными органами по труду в счет минимального количества рабочих мест, установленных для организации. Незаконным признается и отказ в приеме на работу по дискриминационным основаниям либо если такой отказ был в отношении лица, приглашенного работодателем на данную работу.

Работник вправе прекратить трудовой договор по собственному желанию в любое время, когда он этого захочет, независимо от причин, побудивших его принять соответствующее решение. В то же время свобода работника в прекращении трудового договора по его инициативе в определенной степени ограничена необходимостью соблюдения, установленного статьей 160 ТК порядка прекращения трудового договора. Работник не может заявить работодателю, что он больше не хочет продолжать работу и перестать выходить на работу. Если работник принял решение о прекращении трудового договора по собственной инициативе, то он должен предупредить об этом работодателя по общему правилу за 14 календарных дней (см. коммент. к статье 160). В течение этого срока работник продолжает исполнять свои трудовые обязанности. Установленный законом срок предупреждения работодателя о прекращении трудового договора по инициативе работника может быть сокращен только по договоренности между работником и работодателем.

Свобода работодателя в прекращении по его инициативе трудового договора ограничена тем, что такое прекращение возможно не тогда, когда работодателю это заблагорассудится, а только при наличии предусмотренных частью 2 статьи 161 ТК причин (оснований) прекращения трудового договора и с соблюдением установленного порядка прекращения индивидуального трудового правоотношения по инициативе работодателя.  Следовательно, свобода трудового договора не имеет ничего общего с анархией, отсутствием какой-либо организованности. Такая свобода означает предоставление как работнику, так и работодателю реальной возможности совершать определенные действия (заключать, изменять, прекращать трудовой договор) с соблюдением тех требований, которые установлены законодательством.

 

3. Важнейшим проявлением принципа свободы труда является запрещение принудительного труда.

Статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), к которому Узбекистан присоединился 31 августа 1995 г., предусматривает, что никто не должен принуждаться к труду.

Положения о запрещении принудительного труда нашли свое отражение в конвенциях МОТ. В первую очередь, в конвенциях № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) и  105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), а также в Протоколе к Конвенции № 29 (2014 г.). Обе эти конвенции были ратифицированы Республикой Узбекистан 30 августа 1997 г., а Протокол – 25 июня 2019 г.

Кроме того, запрещению принудительного труда посвящены рекомендации МОТ  35 «О косвенном принуждении к труду» и  36 «О регламентации принудительного или обязательного труда».

Конвенция № 105 предусматривает недопустимость использования принудительного труда в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания, меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Существенное внимание запрещению принудительного труда уделено в законодательстве Узбекистана. Следует обратить внимание, что в новой редакции Конституции РУз отдельная статья посвящена запрещению принудительного труда. В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Часть 2 этой статьи предусматривает запрещение любых форм детского труда, представляющих угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование.

Принцип запрещения принудительного труда получил отражение в статье 5 Закона «О занятости населения» (ЗРУ-642 от 20.10.2020 г.) и ряде других законодательных актов. Однако наиболее подробно запрещение принудительного труда регламентировано в частях 3, 4 и 5 комментируемой статьи, которая специально посвящена данному вопросу. В части 3 этой статьи содержится общее требование о запрещении принудительного труда, часть 4 раскрывает понятие «принудительный труд», в части 5 определено, что не может быть отнесено к принудительному труду.

  

4. Содержащееся в части 4 комментируемой статьи определение принудительного труда существенно отличается от определения, предусмотренного в ранее действовавшем ТК.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ранее действовавшего ТК принудительный труд, т. е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается. Это определение не соответствовало в полной мере определению принудительного труда, содержащемуся в Конвенции № 29 «О принудительном или обязательном труде». Согласно статье 2 этой Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. В определении принудительного труда, содержащимся в ранее действовавшем ТК, был упущен такой важный его признак, как отсутствие осознанного, добровольного предложения человеком своих услуг. В результате термин «принудительный труд» трактовался очень узко – как угроза применения к работнику соответствующих взысканий. Между тем, механизмы принуждения к труду могут быть самыми разными –  обман, мошенничество, психическое воздействие, долговая кабала, удержание документов и др. В Протоколе к Конвенции № 29 обращено внимание на то, что определение принудительного или обязательного труда, использованное в статье 2 этой Конвенции, охватывает принудительный или обязательный труд во всех его формах и проявлениях. Определение принудительного труда, содержащееся в комментируемой статье, было приведено в соответствие с международными стандартами труда. Принудительный труд согласно статье 5 ТК 2022 г. означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо физического лица под угрозой применения наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Под наказанием понимается применение или угроза применения к физическому лицу любых мер материального, физического или психического воздействия, вынуждающих данное лицо осуществлять трудовую деятельность при отсутствии его добровольного согласия.

Следует отметить, что приведению понятия «принудительный труд» в соответствие с международными стандартами труда предшествовала большая работа. За прошедшие годы в Узбекистане был принят целый комплекс экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на запрещение принудительного труда. Эти меры получили свое закрепление, в частности, в таких нормативно-правовых актах, как:

  • постановление «Об усилении мер по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными стандартами труда» (№ ПС-231-III от 04.10.2017 г.);
  • постановление «О мерах по совершенствованию структуры органов по труду и укреплению системы защиты трудовых прав и охраны труда граждан» (№ ПП-3913 от 20.08.2018 г.);
  • Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» (№ УП-5775 от 30.07.2019 г.);
  • постановление «О мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (ПКМ № 207 от 12.09.2008 г.);
  • постановление «О дополнительных мерах по реализации в 2012–2013 годах ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о принудительном или обязательном труде и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (ПКМ № 82 от 26.03.2012 г.);
  • постановление «О дополнительных мерах по реализации в 2014–2016 годах ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда (МОТ)» (ПКМ № 132 от 27.05.2014 г.)
  • постановление «О дополнительных мерах по искоренению принудительного труда в Республике Узбекистан» (ПКМ № 349  от 10.05.2018 г.);

Указом Президента № УП-5775 (от 30.07.2019 г.)  в целях создания действенной системы координации деятельности государственных органов в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду был учрежден институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду (далее – Национальный докладчик), возложив его функции на председателя Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду (далее – Национальная комиссия). В состав Национальной комиссии входят:

  • Подкомиссия по вопросам противодействия торговле людьми, возглавляемая министром внутренних дел РУз, являющимся заместителем председателя Национальной комиссии;
  • Подкомиссия по вопросам противодействия принудительному труду, возглавляемая министром занятости и сокращения бедности РУз, являющимся заместителем председателя Национальной комиссии.

Основными задачами Национального докладчика являются:

  • ежегодное представление Президенту Узбекистана информации о складывающейся ситуации в стране и в мире в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, предпринимаемых мерах по преследованию и наказанию лиц, причастных к данному виду преступлений, и поддержке жертв торговли людьми;
  • организация на регулярной основе брифингов для СМИ с привлечением дипломатического корпуса иностранных государств и представительств международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, с целью доведения до широкой общественности и международного сообщества достоверной информации о предпринимаемых в республике мерах в данной области;
  • обеспечение эффективного сотрудничества и взаимодействия в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с международным сообществом, организациями и правозащитниками, специализирующимися на данной тематике, оперативного реагирования на выпады в отношении государства, а также отстаивание национальных интересов республики на международной арене в данной сфере.

Законом № ЗРУ-633 от 17.08.2020 г. была утверждена новая редакция Закона «О противодействии торговли людьми» (№ ЗРУ-154 от 17.04.2008 г.).

Закон № ЗРУ-603 от 22.01.2020 г. ужесточил административную ответственность за принуждение к труду, а Уголовный кодекс был дополнен статьей, предусматривающей уголовную ответственность за принуждение к труду.

Следует обратить внимание, что действенные меры по упразднению принудительного труда и реализации принципов достойного труда предусмотрены Указом «О дополнительных мерах по противодействию торговле людьми и широкому внедрению принципов достойного труда» (№ УП-210 от 21.12.2023 г.). В соответствии с этим Указом Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду была преобразована в Национальную комиссию по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда, определены основные ее задачи.

  

5. Международно-правовые акты, предусматривая запрещение принудительного труда, устанавливают и определенные изъятия из понятия «принудительный труд». Так, согласно статье 2 Конвенции № 29 «О принудительном или обязательном труде» термин «принудительный труд» не включает в себя:

  • любую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной воинской службе и применяемую для работ чисто военного характера;
  • любую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;
  • любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;
  • любую работу или службу, требуемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях войны или бедствия, или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия животных, насекомых или паразитов-растений) и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
  • мелкие работы общинного характера, т. е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Аналогичные положения закреплены в статье 8 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Следует обратить внимание, что Международный пакт о гражданских и политических правах, и Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» закрепляют исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда возложение на человека обязанности выполнить определенную работу, не считается принудительным трудом. Однако в статье 7 ранее действовавшего ТК этот перечень не являлся закрытым. Эта статья содержала отсылку, согласно которой не считалась принудительным трудом работа, выполнение которой требуется в других предусмотренных законом случаях. Такой подход не соответствовал названным выше международно-правовым актам. Действующий ТК устранил это несоответствие, закрепив исчерпывающий перечень случаев, когда возложение на человека обязанности выполнить определенную работу не считается принудительным трудом.

Первым из таких случаев согласно комментируемой части является выполнение работ военного характера или работ, связанных с прохождением альтернативной службы на основании Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение военной службы в Узбекистане, являются:

  • Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (ЗРУ № 436-II от 12.12.2002 г.);
  • Закон «О службе в резерве Вооруженных Сил Республики Узбекистан» (ЗРУ № 478-II от 25.04.2003 г.);
  • Положение о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан (прил. № 1 к № ПП-4447 от 12.09.2019 г.);
  • Положение о порядке прохождения службы гражданами Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве (прил. № 1 к ПКМ № 99 от 22.02.2003 г.).

В соответствии со статьей 4 Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» военная служба представляет собой особый вид государственной службы по выполнению гражданами Узбекистана всеобщей воинской обязанности в Вооруженных Силах. В Узбекистане установлены следующие виды военной службы:

  • срочная военная служба;
  • военная служба в мобилизационном призывном резерве;
  • военная служба по контракту;
  • служба резервистов, отслуживших военную службу в Вооруженных Силах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Узбекистана. Срочной военной службой является обязательная служба в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского составов граждан призывного возраста, а также офицеров, ранее не проходивших военную службу. Срок срочной военной службы в календарном исчислении составляет 12 месяцев.

Согласно статье 2 Конвенции № 29 термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя любую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной воинской службе и применяемую для работ чисто военного характера. В отличие от ранее действовавшего ТК в комментируемой статье учтено требование названной Конвенции и обращено внимание на то, что речь идет только о выполнении работ именно военного характера.

Согласно статье 64 Конституции РУз  защита Республики Узбекистан – долг каждого гражданина Узбекистана. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение гражданами Узбекистана альтернативной службы, являются:

  • глава VI Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (ЗРУ № 436-II от 12.12.2002 г.);
  • Положение о порядке организации и прохождения альтернативной службы гражданами Республики Узбекистан» (прил № 1 к ПКМ № 128 от 11.03.2003 г.).

Альтернативная служба – вид исполнения гражданами всеобщей воинской обязанности взамен военной службы по призыву, связанный с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Право на альтернативную службу имеют граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и подлежащие призыву в случае, если они состоят в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах. Срок альтернативной службы – 24 месяца, для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев.

Согласно комментируемой части Принудительный труд также не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 109 Конституции РУз в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан Президент Узбекистана вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Узбекистана и в течение 3 суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса РУз. Условия и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются законом (см. Конституционный Закон «О чрезвычайном положении») (№ ЗРУ-737 от 15.12.2021 г.).

Не охватывается понятием «принудительный труд» работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу решения суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных решений. В числе наказаний Уголовный кодекс предусматривает такие, суть которых состоит в привлечении к труду лиц, совершивших преступления на основе решения приговора суда (обязательные общественные работы, исправительные работы, лишение свободы). Так, согласно статье 45-1 УК обязательные общественные работы заключаются в принудительном привлечении осужденного к выполнению бесплатных общественно полезных работ. При наличии у осужденного работы или учебы обязательные общественные работы отбываются в свободное от работы или учебы время. Места (объекты), на которых осужденные могут отбывать обязательные общественные работы, и вид этих работ определяются органами, ведающими исполнением данного наказания. Обязательные общественные работы устанавливаются на срок от 120 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день в течение 6 месяцев, а при возникновении обстоятельств, не зависящих от осужденного, – до одного года.

Обязательные общественные работы не применяются к лицам, достигшим пенсионного возраста, не достигшим 16 лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II группы, военнослужащим, иностранным гражданам и лицам, не проживающим постоянно в Узбекистане. В случае уклонения осужденного от отбывания наказания суд заменяет неотбытый срок обязательных общественных работ наказанием в виде ограничения или лишения свободы из расчета один день ограничения или лишения свободы за 4 часа обязательных общественных работ. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.

В соответствии со статьей 46 УК исправительные работы состоят в обязательном привлечении лица к труду с удержанием от 10 до 30 % заработной платы в доход государства и отбываются в соответствии с приговором суда по месту работы осужденного либо в иных местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого наказания. Исправительные работы устанавливаются на срок от 6 месяцев до 3 лет. Исправительные работы не применяются к лицам, достигшим пенсионного возраста, нетрудоспособным, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим. В случае уклонения в общей сложности свыше одной десятой от назначенного срока отбывания исправительных работ суд заменяет неотбытый срок исправительных работ наказанием в виде ограничения или лишения свободы на тот же срок. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.

Статья 88 УИК предусматривает привлечение к труду лиц, лишенных свободы по приговору суда. Основной целью привлечения осужденных к труду является формирование у них потребности заниматься общественно полезной деятельностью. Осужденные к лишению свободы привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности. Трудовые отношения осужденных регулируются законодательством о труде  с изъятиями и ограничениями, предусмотренными Уголовно-исполнительным кодексом. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на производствах учреждений по исполнению наказания и их организаций, а в отдельных случаях – на других предприятиях при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. Не допускается использование труда осужденных в пользу частных лиц. Мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию. Осужденные женщины освобождаются от работы в связи с беременностью и родами на срок, установленный законодательством. Не допускается использование труда осужденных женщин и несовершеннолетних на работах, выполнение которых запрещено законодательством о труде. Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, устанавливается законодательством. Осужденные обязаны добросовестно выполнять порученную работу, соблюдать дисциплину труда, технологическую дисциплину, требования по охране труда. Им запрещается прекращать работу в целях разрешения трудовых и иных конфликтов. Для осужденных к лишению свободы устанавливается, как правило, 6-дневная рабочая неделя с соблюдением предельных норм рабочего времени, установленных законодательством о труде. Привлечение осужденных к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные (нерабочие) дни допускается при наличии производственной необходимости с соблюдением предельной продолжительности сверхурочных работ, установленной законодательством о труде. При введении суммированного учета рабочего времени, привлечении осужденных к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные (нерабочие) дни либо в ночное время должны соблюдаться ограничения, установленные законодательством о труде в отношении несовершеннолетних, а также инвалидов I и II групп. Осужденные беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка при учреждениях по исполнению наказания, могут привлекаться к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные (нерабочие) дни либо работать с режимом суммированного рабочего времени с их согласия. Привлечение указанных лиц к работе в ночное время допускается при наличии их согласия и соответствующего медицинского заключения. Работа осужденных в сверхурочное время, в выходные и праздничные (нерабочие) дни оплачивается в двойном размере. Осужденным к лишению свободы, привлекаемым к труду, еженедельно предоставляется не менее одного дня отдыха. Они освобождаются от работы в праздничные (нерабочие) дни. Осужденным к лишению свободы ежегодные трудовые отпуска не предоставляются, за исключением лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Осужденные в колониях-поселениях имеют право на ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск с правом выезда за пределы колонии-поселения в порядке, установленном статьей 82 УИК. Время содержания осужденного в помещениях дисциплинарного отделения колонии по исполнению наказания в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, не засчитывается. Труд осужденных к лишению свободы оплачивается в соответствии с законодательством о труде. Месячная оплата труда осужденных, выполнивших нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда. На лицевой счет осужденных, независимо от всех удержаний, начисляется не менее 25 %, а на лицевой счет мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при учреждениях по исполнению наказания, а также осужденных в колониях-поселениях и воспитательных колониях – не менее 50 % начисленного им заработка.

В отличие от ранее действовавшего ТК, также предусматривавшего, что принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу решений суда, комментируемая статья дополнена положением о том, что такая работа должна осуществляться под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных решений. Такой подход полностью согласуется с требованиями статьи 2 Конвенции № 29. Вопросам контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, посвящена глава 4 УИК – статьи 16–18.

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, в случаях и порядке, установленных законодательством, осуществляют органы государственной власти и управления.

Надзор за соблюдением законов при исполнении наказания и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется Генеральным прокурором РУз и подчиненными ему прокурорами в пределах и порядке, установленных законом.

Должностные лица органов государственной власти и управления, представители СМИ и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) и Уполномоченный при Президенте РУз по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства имеют право беспрепятственно посещать учреждения по исполнению наказания.

Порядок посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, определяется законодательством. Кино-, фото-, видеосъемка и интервьюирование осужденных допускается с их письменного согласия. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, допускается с разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.

Кодекс РУз об административной ответственности предусматривает возможность применения такого вида административного взыскания, как административный арест. В соответствии со статьей 29 этого Кодекса административный арест применяется на срок от 3 до 15 суток, а в условиях режима чрезвычайного положения за посягательства на общественный порядок – до 30 суток.

Административный арест назначается районным (городским) административным судом, а в условиях режима чрезвычайного положения – также и военным комендантом или начальником органа внутренних дел.

Порядок отбывания административного ареста урегулирован Законом № ЗРУ-420 от 09.01.2017 г. Согласно статье 25 этого Закона лица, подвергнутые административному аресту, за исключением нетрудоспособных лиц, привлекаются к оплачиваемому труду по их письменному согласию. Следовательно, лица, к которым применен административный арест, не могут привлекаться к труду без их согласия. При этом Закон предусматривает обязательную письменную форму такого согласия.

 

Все статьи К статье 4 К статье 6  В начало
Чтобы получать новости от Kadrovik.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал