Комментарий к статье 11 «Сфера действия трудового законодательства» Трудового кодекса

15.07.2023

 

        Трудовой кодекс Республики Узбекистан

        Статья 11. Сфера действия трудового законодательства

        (ч. 1) Действие трудового законодательства распространяется на:
индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем;
общественные отношения, непосредственно связанные с индивидуальными трудовыми отношениями.
        (ч. 2) Индивидуальными трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции с подчинением работника внутреннему трудовому распорядку при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, трудовым договором.
        (ч. 3) Запрещается заключение договоров гражданско-правового характера, фактически регулирующих индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем.
        (ч. 4) К общественным отношениям, непосредственно связанным с индивидуальными трудовыми отношениями, относятся:
        отношения по трудоустройству работника у работодателя;
        отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника у работодателя;
        коллективные трудовые отношения, складывающиеся в процессе социального партнерства в сфере труда;
        отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и иных правовых актов о труде;
        отношения по рассмотрению трудовых споров.
        (ч. 5) Правила, установленные на территории Республики Узбекистан трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законами или международным договором Республики Узбекистан.
        (ч. 6) Действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих, в том числе на работников Республики Узбекистан, направленных на работу в государственные учреждения Республики Узбекистан за границей (дипломатические, консульские и иные учреждения), а также на лиц, проходящих альтернативную службу, с особенностями, предусмотренными законом.
        (ч. 7) На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также военнослужащих (сотрудников), проходящих службу в органах внутренних дел и государственной таможенной службы, Службе государственной безопасности, Национальной гвардии Республики Узбекистан, и на иных приравненных к ним лиц трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей специальному законодательству.
        (ч. 8) На судей трудовое законодательство распространяется в части отношений, не урегулированной законодательством о судах.
        (ч. 9) На работников органов прокуратуры трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей законодательству, регулирующему деятельность органов прокуратуры.
        (ч. 10) Действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения спасателей спасательных служб и профессиональных спасательных формирований из числа работающих по трудовому договору в части, не урегулированной Законом Республики Узбекистан «О спасательной службе и статусе спасателя».
        (ч. 11) Действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения осужденных по приговору суда за совершение преступлений с учетом изъятий и ограничений, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан.
        (ч. 12) Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
        военнослужащих, проходящих срочную военную службу;
        членов наблюдательных советов организаций;
        членов ревизионных комиссий (ревизоров), не являющихся работниками данной организации;
         лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) на основании договоров гражданско-правового характера;
         других лиц, если это установлено законом.
        (ч. 13) Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании договора гражданско-правового характера, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом либо другими законами, были признаны индивидуальными трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных правовых актов о труде.

 

Комментарий к статье 11 Трудового кодекса

 

               

1. Комментируемая статья  посвящена сфере действия трудового законодательства. Согласно части первой этой статьи действие трудового законодательства распространяется на:

1) индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем (см. коммент. к части 2 настоящей статьи);

2) общественные отношения, непосредственно связанные с индивидуальными трудовыми отношениями (см. коммент. к части 4 настоящей статьи).

Действовавший ранее ТК (статья 1) указывал на то, что трудовое законодательство регулируют трудовые отношения. Действительно, индивидуальные трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основе трудового договора, занимают центральное место в системе общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, но не исчерпывают их. Трудовое законодательство регулирует также:

  • общественные отношения по трудоустройству работника у данного работодателя;
  • коллективные трудовые отношения, складывающиеся в процессе социального партнерства в сфере труда;
  • отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника у работодателя;
  • отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и иных правовых актов о труде; а также
  • отношения по рассмотрению трудовых споров (см. коммент. к части 4 настоящей статьи).

Все перечисленные выше отношения являются непосредственно связанными с индивидуальными трудовыми отношениями (см. коммент. к части 4 настоящей статьи).

Учитывая сказанное, часть 1 статьи 11 ТК 2022 г. предусматривает, что трудовое законодательство регулирует также общественные отношения, непосредственно связанные с индивидуальными трудовыми отношениями. В юридической литературе эти отношения нередко называют производными от индивидуальных трудовых отношений. Это объясняется тем, что они существуют лишь постольку, поскольку существуют индивидуальные трудовые отношения.

         

2. В части 2 комментируемой статьи раскрыто понятие индивидуального трудового отношения, отражающее его характерные признаки. Такой подход соответствует Рекомендации МОТ № 198 «О трудовом правоотношении» (2006 г.), в которой государствам-членам рекомендуется предусмотреть конкретные признаки трудового правоотношения в своих законодательных и нормативных правовых актах либо иными средствами.

Характерными признаками индивидуального трудового отношения являются:

1) двусторонний характер. Индивидуальное трудовое отношение возникает всегда между работником и работодателем (о субъектах индивидуального трудового отношения см. коммент. к статье 19);

2) волевой характер. Индивидуальное трудовое отношение основано на свободе труда, свободном выборе сторонами друг друга (см. коммент. к статье 5) с целью достижения соглашения и заключения трудового договора о добровольном вступлении в это отношение. Трудовой договор является основанием возникновения индивидуального трудового отношения (см. коммент. к статье 26);

3) личное выполнение работником определенной трудовой функции (см. коммент. к части 1 статьи 103), обусловленной трудовым договором.  

Работник обязан лично выполнять работу по обусловленной в трудовом договоре трудовой функции. Он не вправе поручить выполнение данной работы кому-либо другому или привлечь для ее выполнения других лиц. Из этого правила имеется исключение. Выполнение работ надомником может осуществляться при участии (помощи) членов семьи без согласия работодателя. Однако и в данном случае речь идет не о выполнении работы членами семьи надомника вместо него, а лишь об оказании ему помощи (см. коммент. к статье 447).

Иначе решается данный вопрос в отношениях, урегулированных нормами гражданского права, в случаях, когда речь идет о выполнении работ (оказании услуг) по договорам гражданско-правового характера. Так, согласно части 1 статьи 634 ГК, если из законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнять предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению части своего обязательства других лиц (субподрядчиков).

Суть договора поручения состоит в том, что от имени доверителя определенные юридические действия совершает поверенный (статья 817 ГК). Более того, в соответствии с частью 1 статьи 822 ГК поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу, если это предусмотрено договором поручения либо если поверенный вынужден к этому обстоятельствами в целях охраны интересов доверителя.

Договор возмездного оказания услуг также может предусматривать возможность оказания услуг не лично исполнителем, а другим лицом (статья 704 ГК).

Таким образом, в отличие от правоотношений, вытекающих из договоров гражданско-правового характера, работник, состоящий с работодателем в индивидуальном трудовом правоотношении, лично исполняет работу по определенной трудовой функции. Он не может перепоручить выполнение работы, обусловленной в трудовом договоре, другому лицу, а обязан за счет собственных интеллектуальных и физических усилий выполнять эту работу;

4) выполнение работы по определенной профессии, специальности, квалификации или должности (трудовой функции).

Следует обратить внимание, что гражданско-правовые отношения, возникающие на основании договоров гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг, поручения, авторского договора и др.), складываются по поводу конечного овеществленного результата индивидуально-определенного задания или услуги. Сама же работа по осуществлению этого задания (услуги) является лишь способом исполнения стороной принятых на себя обязательств. Заказчик может требовать от исполнителя предоставления результатов только той конкретной работы (оказания услуги), о которой договорились стороны. В индивидуальном трудовом правоотношении регламентируется сам процесс труда. Работник обязан выполнить любую работу в рамках той трудовой функции, которая оговорена в трудовом договоре и конкретизирована в перечне должностных обязанностей, содержащихся в должностной инструкции;

5) возмездный характер. Индивидуальное трудовое отношение, как и отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров подряда, возмездного оказания услуг, поручения, авторского договора и др., носит возмездный характер.

Особенностью индивидуального трудового отношения является то, что его возмездность осуществляется посредством оплаты труда работника, регулирование которой основывается как на частноправовых (свойственных гражданскому праву), так и на публично-правовых методах. Характерными особенностями оплаты труда, в отличие от вознаграждения в гражданско-правовых отношениях, в частности, являются:

  • установление государством минимального размера оплаты труда (см. коммент. к статье 245);
  • регламентация сроков выплаты заработной платы (см. коммент. к статье 253);
  • определение формы и места выплаты заработной платы (см. коммент. к статье 256);
  • установление повышенных размеров оплаты труда при работе в ночное время (см. коммент. к статье 264), сверхурочной работе (см. коммент. к статье 262), работе в выходные или праздничные нерабочие дни (см. коммент. к статье 263);
  • сохранение среднего заработка или определенной Трудовым кодексом части тарифной ставки (оклада) в некоторых случаях, когда работник по уважительным причинам не выполняет свою работу (при простое не по вине работника, невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работника и работодателя, при предоставлении ежегодного трудового отпуска, повышении квалификации работника, прохождении им медицинских осмотров, выполнении работником государственных или общественных обязанностей, совершении им действий в интересах общества и др.);
  • ограничение случаев, когда допускаются удержания из заработной платы (см. коммент. к статье 269) и размеров удержаний из заработной платы (см. коммент. к статье 270);

6) подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным работодателем в установленном законом порядке (см. коммент. к части 2 статьи 296). Осуществление работниками совместной трудовой деятельности объективно требует организации трудового процесса, обеспечения управления трудом.

Следовательно, вступив в индивидуальное трудовое правоотношение, работник обязуется соблюдать обязательные для всех работников правила поведения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать дисциплину труда, выполнять установленные нормы труда и т. п. (см. коммент. к статье 22). Обязанность же организовать труд работников возлагается на работодателя. В число основных его обязанностей входят обязанности предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими своих трудовых обязанностей, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие нормативным требованиям охраны труда (см. коммент. к статье 25).

Элемент подчинения, означающий подчинение одной стороны индивидуального трудового отношения (работника) другой (работодателю), отличает его от гражданско-правовых отношений, стороны которых являются равными. Это связано с тем, что в индивидуальном трудовом отношении процесс труда организует работодатель. Лицо, заключившее гражданско-правовой договор (подряда, возмездного оказания услуг, поручения и др.), самостоятельно, на свой страх и риск, организует исполнение договорных обязательств, само планирует режим и график исполнения задания с учетом срока договора, использует чаще всего собственные материалы и инструменты;

7) возложение на работодателя обязанности обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде (коллективными соглашениями, коллективным договором, другими локальными актами), а также трудовым договором.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает недопустимость заключения договоров гражданско-правового характера, фактически регулирующих индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем.

На практике встречаются случаи, когда работодатели стремятся подменить трудовой договор гражданско-правовым договором для того, чтобы снять с себя ту ответственность, которую они несут перед работником, уклониться от предоставления работнику прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными соглашениями, а также коллективным договором и другими локальными актами.

Работник, заключивший трудовой договор, приобретает права, предусмотренные трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, на:

  • оплату труда не ниже установленного законодательством минимального размера с соблюдением сроков оплаты, предусмотренных Трудовым кодексом;
  • ограничение удержаний из оплаты труда;
  • ограничение продолжительности рабочего времени;
  • предоставление еженедельных выходных и праздничных (нерабочих) дней, ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • гарантийные и компенсационные выплаты;
  • объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников;
  • отстаивание своих интересов в коллективных трудовых спорах;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности, премий, вознаграждения по итогам работы за год и иных предусмотренных локальными актами предприятия выплат и др.

Следует отметить, что по наименованию договора далеко не всегда можно определить его правовую природу. Рекомендация МОТ № 198 о трудовом правоотношении (2006 г.) предусматривает, что национальная политика защиты работников должна, в частности, предусматривать меры, направленные на ведение борьбы со скрытыми формами трудовых отношений, позволяющих скрыть реальный характер правового статуса наемного работника.

Так, на практике нередко заключаются так называемые «трудовые соглашения», хотя этот термин не применяется ни в трудовом, ни в гражданском законодательстве. При этом в одних случаях такое соглашение содержит признаки трудового договора, в других – признаки договора гражданско-правового характера. Выяснить, какой договор был заключен в данном конкретном случае, установить, нормы какой отрасли права (трудового или гражданского) должны применяться, можно только на основе анализа содержания этого договора и тех фактических отношений, которые сложились между его сторонами. Именно такой позиции придерживается и сложившаяся судебная практика.

Предусмотренные в приведенном в части 2 комментируемой статьи определении индивидуального трудового отношения признаки имеют решающее значение при решении вопроса о том, какие отношения (гражданско-правовые или индивидуальные трудовые) имеют место в данном конкретном случае. Следует отметить, что Трудовой кодекс определяет и правовые последствия признания отношений, связанных с использованием личного труда, возникших на основании договора гражданско-правового характера, индивидуальными трудовыми отношениями (см. коммент. к части 11 настоящей статьи).

          

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет круг регулируемых трудовым законодательством общественных отношений, непосредственно связанных с индивидуальными трудовыми отношениями. К ним относятся:

1) отношения по трудоустройству работника у работодателя;

2) отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника у работодателя;

3) коллективные трудовые отношения, складывающиеся в процессе социального партнерства в сфере труда;

4) отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и иных правовых актов о труде;

5) отношения по рассмотрению трудовых споров.

Эти отношения могут предшествовать индивидуальному трудовому отношению (например, отношения по трудоустройству работника у данного работодателя), сопутствовать ему (например, коллективные трудовые отношения, складывающиеся в процессе социального партнерства в сфере труда) либо следовать за ним (например, отношения по рассмотрению трудового спора о выплате компенсации за неиспользованный трудовой отпуск работнику, трудовой договор с которым был прекращен). Некоторые из отношений, непосредственно связанных с индивидуальным трудовым отношением, могут как предшествовать, так и сопутствовать или следовать за индивидуальным трудовым отношением. Например, работник вправе обжаловать, в том числе и в суд, незаконный отказ в приеме на работу (см. коммент. к части 3 статьи 119). В данном случае отношение по рассмотрению индивидуального трудового спора предшествует возникновению индивидуального трудового отношения. Трудовой спор между работником и работодателем может возникнуть в процессе работы (по поводу правомерности перевода работника на другую работу, изменения условий труда, оплаты сверхурочной работы, применения к работнику дисциплинарного взыскания, привлечения работника к материальной ответственности и др.). В такой ситуации отношение по рассмотрению индивидуального трудового спора сопутствует индивидуальному трудовому отношению. И, наконец, отношение по рассмотрению индивидуального трудового спора может следовать за индивидуальным трудовым отношением (например, в случае обращения в суд работника, с которым трудовой договор был прекращен).

Отношения, перечисленные в части 4 комментируемой статьи, Эти отношения отличаются от индивидуальных трудовых отношений по основаниям возникновения, субъектному составу и содержанию. Так, основанием для возникновения отношений по трудоустройству у данного работодателя является обращение лица, ищущего работу самостоятельно или при посредниче­стве органов службы занятости, частных агентств занятости, оказывающих ус­луги по трудоустройству, непосредственно к работодателю. Содер­жанием правоотношений по трудоустройству являются права и обязанности лица, ищущего работу, работодателя, осуще­ствляющего набор работников, а также органов государствен­ной службы занятости и частных агентств занятости, выступающих посредни­ками при трудоустройстве работника у данного работодателя. Субъектами коллективных трудовых отношений, складывающихся в процессе социального партнерства в сфере труда, явля­ются работники (их представители), с одной стороны, и рабо­тодатель (работодатели, их представители) — с другой. Субъектом рассматриваемых отношений на уровне выше органи­зации также может быть соответствующий исполнительный орган государственной власти. Эти отношения направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодате­лей в социально-трудовой сфере. Основанием для их возникновения является, например, такой юридический факт, как начало коллективных переговоров между социальными партнерами. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности социальных партнеров в процессе ведения коллективных переговоров, заключения коллективного дого­вора, коллективного соглашения, принятия иных актов социального партнерства и обеспечения их исполнения.

В комментируемой части приведен лишь перечень общественных отношений, непосредственно связанных с индивидуальными трудовыми отношениями. Правовому регулированию таких отношений посвящены отдельные разделы и главы Трудового кодекса. Так, социальному партнерству в сфере труда посвящен раздел II ТК (главы 4–9), трудоустройству – раздел III (главы 10–11), профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников – раздел V (главы 21–23), контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, иных правовых актов о труде и правил охраны труда – глава 33 раздела VII, рассмотрению трудовых споров – глава 34 раздела VII.

         

5. Согласно части 5 комментируемой статьи правила, установленные на территории Узбекистана трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законами или международным договором Республики Узбекистан.

Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно проживающие в Узбекистане, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Узбекистана.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Узбекистан, могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания. Иностранные граждане, въехавшие в установленном порядке в Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, могут работать на основании трудового договора, заключаемого после получения ими подтверждения на право трудовой деятельности на территории Узбекистана, выданного Агентством по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности, а также выполнения иных требований, предусмотренных Единым положением о процедурах выдачи отдельных документов разрешительного характера посредством специальной электронной системы (прил. № 1 к ПКМ № 86 от 22.02.2022 г.). (подробнее об особенностях правового регулирования труда иностранных граждан см. коммент. к статьям 521, 522, 523, 524, 525,526).

Иностранные граждане, в том числе и постоянно проживающие в Узбекистане, не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Республики Узбекистан (см., например, часть 1 статьи 43 Закона «О прокуратуре» (ЗРУ № 746-XII от 09.12.1992 г.), часть 1 статьи 2 Закона «О нотариате» (ЗРУ № 343-I от 26.12.1996 г.), часть 1 статьи 3 Закона «Об адвокатуре» (ЗРУ № 349-I от 27.12.1996 г.).

Организации, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, если они расположены на территории Узбекистана, должны применять правила, установленные трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде ко всем работающим у них гражданам. Это положение распространяется как на иностранных граждан, так и на граждан Узбекистана.

Исключения из общего правила, предусмотренного частью 5 комментируемой статьи, могут устанавливаться законами или международным договором Республики Узбекистан.

Так, Соглашение правительств государств СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (г. Москва.15.04.1994 г.), вступившее в силу для Республики Узбекистан с 18 сентября 1995 года, предусматривает, что его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда, если он нарушил законы страны трудоустройства и правила пребывания иностранных граждан.

             

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих, в том числе на работников Республики Узбекистан, направленных на работу в государственные учреждения Республики Узбекистан за границей (дипломатические, консульские и иные учреждения), а также на лиц, проходящих альтернативную службу с особенностями, предусмотренными законом.

Так, действие положений ТК распространяется на трудовые отношения государственных гражданских служащих, если эти отношения непосредственно не урегулированы Законом «О государственной гражданской службе» (часть 2 статьи 2 Закона № ЗРУ-788 от 08.08.2022 г.).

 В соответствии с пунктом 19 Положения о заграничных учреждениях Республики Узбекистан (прил. № 1 к № ПП- 2732 от 18.01.2017 г.) права и обязанности работников заграничных учреждений определяются законодательством Узбекистана.

Согласно статье 37 Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (ЗРУ № 436-II от 12.12.2002 г.) альтернативной службой является вид исполнения гражданами всеобщей воинской обязанности взамен военной службы по призыву, связанный с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Право на альтернативную службу имеют граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и подлежащие призыву, в случае, если они состоят в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах. Статья 40 этого Закона предусматривает, что на граждан, проходящих альтернативную службу, распространяется трудовое законодательство. Срок альтернативной службы засчитывается в трудовой стаж. Следует также отметить, что приведенные выше статьи Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» детализированы в Положении о порядке организации и прохождения альтернативной службы гражданами Республики Узбекистан» (прил. № 1 к ПКМ № 128 от 11.03.2003 г.). В частности, пункт 13 этого Положения предусматривает, что трудовая деятельность служащих альтернативной службы на предприятиях, в организациях и учреждениях без заключения трудового договора (контракта) запрещается.

Вместе с тем комментируемая статья обращает внимание на то, что законом могут предусматриваться особенности труда государственных служащих. Эти особенности проявляются, в частности, в установлении в отношении государственных служащих определенных ограничений, направленных на предотвращение конфликта интересов, т. е. возникновения ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства (см. статью 3 Закона «О противодействии коррупции» № ЗРУ-419 от 03.01.2017  г.).

Согласно статье 13 Закона «О государственной гражданской службе» (№ ЗРУ-788 от 08.08.2022 г.) государственный гражданский служащий не вправе:

  • занимать должность государственной гражданской службы в одном и том же государственном органе с лицами, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их совместная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой, за исключением случаев, предусмотренных в законах и решениях Президента РУз;
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • создавать субъекты предпринимательской деятельности, быть их учредителем (участником), выполнять организационно-управленческие, административно-хозяйственные функции в субъекте предпринимательской деятельности, за исключением случаев владения свободно обращающимися акциями акционерных обществ в пределах требований, установленных законодательством;
  • приобретать непосредственно или через представителей доли, паи, акции в организациях, находящихся под контролем государственного органа, где он проходит службу или с которыми имеет связи и интересы;
  • получать от физических и юридических лиц какие-либо вознаграждения, выгоды или подарки за выполнение или невыполнение своих служебных полномочий в их интересах;
  • приобретать гражданство иностранного государства;
  • пользоваться не предусмотренными законодательством льготами, привилегиями или преимуществами в связи со своим служебным положением;
  • открывать и иметь счета, владеть недвижимым и иным имуществом, расположенным за пределами территории Узбекистана, за исключением счетов, открытых с целью обучения, стажировки и пользования медицинскими услугами в иностранном государстве, а также имущества, которое приобретено и о нем сообщено до поступления на государственную гражданскую службу;
  • осуществлять свои полномочия в интересах политических партий, иных общественных объединений и их органов.

Несоблюдение этих ограничений является основанием для привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с законом.

Порядок приостановления предпринимательской деятельности после поступления лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, на государственную гражданскую службу определяется законодательством.

           

7. В соответствии с частью 7 комментируемой статьи на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также военнослужащих (сотрудников), проходящих службу в органах внутренних дел и государственной таможенной службы, Службе государственной безопасности, Национальной гвардии РУз, и на иных приравненных к ним лиц трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей специальному законодательству. Под специальным законодательством имеются в виду законы:

  • ЗРУ № 436-II от 12.12.2002 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» – в части, касающейся военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • ЗРУ № 472-I от 29.08.1997 г. «О государственной таможенной службе»;
  • № ЗРУ-407 от 16.09.2016 г. «Об органах внутренних дел»;
  • № ЗРУ-471 от 05.04.2018 г. «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан»;
  • № ЗРУ-647 от 18.11.2020 г. «О Национальной гвардии Республики Узбекистан» и ряд других.

Так, согласно части 1 статьи 30 Закона «Об органах внутренних дел» (№ ЗРУ-407 от 16.09.2016 г.)  действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел в части, не урегулированной законодательством, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным Законом. Предусмотренные перечисленными выше законами правила о распространении на граждан, проходящих службу в перечисленных выше органах, трудового законодательства в части, не противоречащей специальному законодательству, конкретизированы в:

  • Положении о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан (прил. № 1 к № ПП-4447 от 12.09.2019 г.);
  • Положении о порядке прохождения службы в органах внутренних дел (прил. № 1 к № ПП-3413 от 29.11.2017 г.);
  • Положении о прохождении службы в органах государственной таможенной службы Республики Узбекистан (прил. № 9 к № ПП-3665 от 12.04.2018 г.);
  • Положении о порядке прохождения службы сотрудниками Национальной гвардии Республики Узбекистан (прил. № 1 к № ПП-5089 от 22.04.2021 г.) и др.

         

8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает, что на судей трудовое законодательство распространяется в части отношений, не урегулированной законодательством о судах. Аналогичная формулировка содержится в статье 86 Закона «О судах» (№ ЗРУ-703 от 28.07.2021 г.). Этот Закон:

  • определяет требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, и требования, предъявляемые к лицам, избираемым, назначаемым на соответствующую судейскую должность;
  • регламентирует порядок избрания и назначения судей, порядок избрания и назначения на должность председателя, заместителя председателя суда, порядок перевода судьи на другую судейскую должность;
  •  устанавливает срок полномочий судьи и порядок его исчисления, а также срок полномочий председателя и заместителя председателя суда;
  • содержит нормы, посвященные материальному обеспечению судей;
  • предусматривает продолжительность предоставляемого судьям основного удлиненного трудового отпуска и дополнительного отпуска за стаж судейской работы;
  • закрепляет меры социальной защиты судей и членов их семей;
  • устанавливает гарантии, предоставляемые судьям после окончания срока их полномочий;
  • регламентирует порядок приостановления и досрочного прекращения полномочий судьи.

Следовательно, законодательство о судах предусматривает особенности правового регулирования труда судей. Все то, что выходит за рамки этих особенностей, регулируется трудовым законодательством. Например, как отмечалось выше, Закон «О судах» устанавливает продолжительность предоставляемого судьям основного удлиненного трудового отпуска и дополнительного отпуска за стаж судейской работы. Что же касается порядка:

  • суммирования основного трудового и дополнительного отпуска за стаж работы,
  • исчисления стажа работы, дающего право на трудовой отпуск,
  • порядка предоставления трудового отпуска за первый рабочий год и за последующие годы,
  • оплаты трудового отпуска,
  • разделения трудового отпуска на части,
  • отзыва из трудового отпуска,
  • продления ежегодного трудового отпуска или переноса его на другой срок,
  • замены трудового отпуска денежной компенсацией и др.,

то все эти вопросы регулируются Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства.

              

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что на работников органов прокуратуры трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей законодательству, регулирующему деятельность органов прокуратуры. Имеются в виду:

  • Закон «О прокуратуре» (ЗРУ № 746-XII от 09.12.1992 г.);
  • Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Республики Узбекистан, утвержденное постановлением № ПП-2036 от 12.09.2013 г.;
  • Положение о прохождении службы в Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (прил. № 2 к № УП-5446 от 23.05.2018 г.);
  • Положение о прохождении службы в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (прил. № 5 к № ПП-3016 от 30.05.2017 г.).

       

10. Часть 10 комментируемой статьи предусматривает, что действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения спасателей спасательных служб и профессиональных спасательных формирований из числа работающих по трудовому договору в части, не урегулированной Законом «О спасательной службе и статусе спасателя» (№ ЗРУ-195 от 26.12.2008 г.). Положения этого Закона, предусматривающие особенности правового регулирования труда спасателей спасательных служб и профессиональных спасательных формирований из числа лиц, работающих по трудовому договору, конкретизированы в ряде подзаконных нормативно-правовых актов. В их числе:

  • Правила определения режима рабочего времени (несения службы) спасателей и оплаты их труда (прил. № 2 к ПКМ № 184 от 09.07.2014 г.);
  • Положение о порядке привлечения спасательных служб и спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций (прил. № 2 к ПКМ № 2 от 05.01.2010 г.);
  • Положение о порядке аттестации спасательных служб, спасательных формирований и спасателей, учетной регистрации спасательных служб и спасательных формирований (прил. № 1 к ПКМ № 184 от 09.07.2014 г.);
  • Положение об обязательном страховании жизни и здоровья спасателей спасательных служб и спасательных формирований (прил. к ПКМ № 166 от 22.06.2015 г.).

Так, в соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил трудовые отношения спасателей спасательных служб, не урегулированные этими Правилами, регулируются Трудовым кодексом.

            

11. Часть 11 комментируемой статьи предусматривает, что действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения осужденных по приговору суда за совершение преступлений с учетом изъятий и ограничений, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан. Аналогичное правило содержится в части 2 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РУз. Согласно этому Кодексу основной целью привлечения осужденных к труду является формирование у них потребности заниматься общественно-полезной деятельностью.

Осужденные к лишению свободы привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности, как правило, на производствах учреждений по исполнению наказания и их организаций, а в отдельных случаях — на других предприятиях, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции. Не допускается использование труда осужденных в пользу частных лиц.

Мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет, лица с инвалидностью I и II групп привлекаются к труду по их желанию.

Осужденные женщины освобождаются от работы в связи с беременностью и родами на срок, установленный законодательством.

Не допускается использование труда осужденных женщин и несовершеннолетних на работах, выполнение которых запрещено законодательством о труде.

Осужденные обязаны добросовестно выполнять порученную работу, соблюдать дисциплину труда, технологическую дисциплину, требования по охране труда. Им запрещается прекращать работу в целях разрешения трудовых и иных конфликтов.

Занятость осужденных осуществляется путем организации рабочих мест в учреждениях по исполнению наказания либо вне их.

Для осужденных к лишению свободы устанавливается, как правило, 6-дневная рабочая неделя с соблюдением предельных норм рабочего времени, установленных законодательством о труде.

Привлечение осужденных к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные (нерабочие) дни допускается при наличии производственной необходимости с соблюдением предельной продолжительности сверхурочных работ, установленной законодательством о труде.

При введении суммированного учета рабочего времени, привлечении осужденных к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные (нерабочие) дни либо в ночное время должны соблюдаться ограничения, установленные законодательством о труде в отношении несовершеннолетних, а также лиц с инвалидностью I и II групп.

Осужденные беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка при учреждениях по исполнению наказания, могут привлекаться к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные (нерабочие) дни либо работать с режимом суммированного рабочего времени с их согласия. Привлечение к работе в ночное время допускается при наличии их согласия и соответствующего медицинского заключения.

Работа осужденных в сверхурочное время, в выходные и праздничные (нерабочие) дни оплачивается в двойном размере.

Осужденным к лишению свободы, привлекаемым к труду, еженедельно предоставляется не менее одного дня отдыха. Они освобождаются от работы в праздничные (нерабочие) дни.

Осужденным к лишению свободы ежегодные трудовые отпуска не предоставляются, за исключением лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, которые имеют право на ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск минимальной продолжительности. Отпуск предоставляется с правом выезда за пределы колонии-поселения в порядке, установленном статьей 82 УИК. Время содержания осужденного в помещениях дисциплинарного отделения колонии по исполнению наказания в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, не засчитывается.

Труд осужденных к лишению свободы оплачивается в соответствии с законодательством о труде.

Месячная оплата труда осужденных, выполнивших нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством МРОТ.

На лицевой счет осужденных, независимо от всех удержаний, начисляется не менее 25 %, а на лицевой счет мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, лиц с инвалидностью I и II групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при учреждениях по исполнению наказания, а также осужденных в колониях-поселениях и воспитательных колониях – не менее 50 % начисленного им заработка.

Удержания из заработной платы осужденных к лишению свободы производятся в порядке, установленном законодательством о труде, с изъятием и ограничениями, предусмотренными УИК.

Осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность за ущерб причиненный:

  • при исполнении трудовых обязанностей – в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;
  • иными действиями – в размерах и порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Неправильно удержанные суммы возвращаются осужденному с зачислением на его лицевой счет.

Следует обратить внимание, что до недавнего времени заработная плата осужденных к лишению свободы не облагалась социальным налогом и, соответственно, периоды трудовой деятельности осужденного не включались в трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение. Законом № ЗРУ-817 от 15.02.2023 г. были внесены изменения и дополнения в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и в Уголовно-исполнительный кодекс. В настоящее время в стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается любая работа, выполняемая осужденными к лишению свободы в период отбывания наказания в учреждениях по исполнению наказания, если за период выполнения этой работы учреждением по исполнению наказания уплачивался социальный налог.

         

12. Часть 12 комментируемой статьи устанавливает круг лиц, на которых не распространяется действие трудового законодательства при условии, что эти лица в установленном ТК порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. К числу таких лиц отнесены:

1) военнослужащие, проходящие срочную военную службу. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с прохождением гражданами действительной военной службы по призыву, являются:

  • Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (ЗРУ № 436-II от 12.12. 2002 г.);
  • Положение о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан (прил. № 1 к № ПП-4447 от 12.09.2019 г.);

2) члены наблюдательных советов организаций. Положения части 12 комментируемой статьи согласуются с Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (ЗРУ № 223-I от 26.04.1996 г., нов. ред.). Так, часть 4 статьи 76 этого Закона предусматривает, что членами наблюдательного совета общества не могут быть лица, работающие по трудовому договору (контракту) в этом же обществе;

3) члены ревизионных комиссий (ревизоры), не являющиеся работниками данной организации. Согласно части 6 статьи 107 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» ревизор или члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами наблюдательного совета общества, а также работать по трудовому договору (контракту) в этом же обществе;

4) лица, выполняющие работы (оказывающих услуги) на основании договоров гражданско-правового характера.

В соответствии с Рекомендациями по совершенствованию регулирования трудовых отношений в акционерных обществах (утв. Минтруда № 6/1 06.09.1997 г.) с членами наблюдательного совета в случаях выполнения ими функций, требующих постоянного контроля за деятельностью акционерного общества и соответствующих затрат времени и труда, могут заключаться договоры гражданско-правового характера (договоры поручений, возмездного оказания услуг и пр.). Отношения с заказчиками физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по договорам гражданско-правового характера, регулируются не трудовым, а гражданским законодательством;

5) другие лица, если это установлено законом. Например, в соответствии с Законом «О семейном предпринимательстве» (№ ЗРУ-327 от 26.04.2012 г.) семейным предпринимательством является инициативная деятельность, осуществляемая членами семьи, в целях получения дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Семейным предприятием является субъект малого предпринимательства, создаваемый его участниками на добровольной основе на базе общего имущества, находящегося в долевой или совместной собственности участников семейного предприятия, а также имущества каждого из участников семейного предприятия для осуществления производства и реализации товаров (работ, услуг). Деятельность семейного предприятия основывается на личном труде его участников. Семейное предприятие может осуществлять наем работников в соответствии с законодательством. Таким образом, на семейном предприятии трудятся как его участники – члены семьи, так и наемные работники. При этом согласно части 2 статьи 20 этого Закона действие трудового законодательства распространяется только на трудовые отношения между семейным предприятием (работодателем) и наемным работником. Условия осуществления личного труда участниками семейного предприятия определяются по соглашению между ними.

            

13. Часть 13 комментируемой статьи определяет правовые последствия признания отношений, связанных с использованием личного труда, возникших на основании договора гражданско-правового характера, индивидуальными трудовыми отношениями. Так, при рассмотрении трудового спора в суде может быть установлено, что связанные с использованием личного труда отношения, возникшие на основе гражданско-правового договора, имеют характерные признаки индивидуального трудового отношения: личное выполнение физическим лицом работы по определенной специальности, квалификации либо должности, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка и др. (подробнее см. коммент. к части 2 настоящей статьи). В этом случае суд признает такие отношения индивидуальными трудовыми. При рассмотрении подобных споров суды исходят не из наименования договора, а из действительного содержания отношений, связанных с использованием личного труда. Признание отношений индивидуальными трудовыми означает, что к ним должны применяться положения трудового законодательства и иных правовых актов о труде. Это, в свою очередь, порождает обязанность работодателя предоставить работнику гарантии:

  • предусмотренные трудовым законодательством (оформить трудовой договор, определив в нем дату начала работы с первого дня, когда работник был допущен к этой работе; внести соответствующую запись в трудовую книжку работника; включить период работы в стаж, дающий право на трудовой отпуск; оплатить не менее чем в двойном размере сверхурочную работу или (и) работу в выходные либо праздничные нерабочие дни; выплатить пособие по временной нетрудоспособности, если сверхурочная работа, работа в выходные или праздничные нерабочие дни или временная нетрудоспособность имели место, и др.);
  • установленные коллективными соглашениями, а также коллективным договором и иными локальными актами (выплата премии в соответствии с положением о премировании, предоставление дополнительного отпуска, предусмотренного в коллективном договоре для работников данной организации, и др.).

 

Все статьи К статье 10 К статье 12 В начало
Чтобы получать новости от Kadrovik.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал