Пригодится каждому кадровику в декабре:
Как провести телефонное интервью с кандидатом
Телефонное интервью можно рассматривать как первичное собеседование после отбора резюме. HR-консультант Ирина ШАКИРОВА подробно рассматривает этот этап найма и показывает примеры эффективных стратегий общения с кандидатами.
Узнайте, как правильно вести телефонное интервью, чтобы отсеять неподходящих кандидатов и найти лучших.
Телефонное интервью можно разделить на два вида:
1. Интервью-приглашение
Вы просмотрели резюме соискателя на сайте по поиску работы и увидели, что требования к должности, на которую вы ищете сотрудника, и данные резюме во многом совпадают. Вас устраивает образование, опыт, функционал, который выполнял кандидат, и вы решили пригласить кандидата на собеседование. В интервью-приглашении в первую очередь необходимо заинтересовать кандидата вакансией и добиться того, чтобы он приехал на собеседование.
В таком разговоре нужно прежде всего уточнить, рассматривает ли еще кандидат предложения о работе, и выяснить его ожидания по месту работы и заработной плате. Если эти два момента подходят кандидату, можно продолжать разговор дальше, задать дополнительные вопросы:
- Работает ли он в данный момент? Почему планирует уходить от своего нынешнего работодателя?
- Решал ли он те или иные задачи на предыдущем месте работы?
Рассмотрим примеры телефонного разговора с кандидатом на вакансию финансового директора.
Неправильно
HR-специалист: Здравствуйте, это Нигина Рустамовна?
Кандидат: Да, это я.
HR-специалист: Вы еще рассматриваете предложения о работе?
Кандидат: Да, рассматриваю…
HR-специалист: У вас очень непонятное резюме, надо уточнить несколько моментов…
Кандидат: А что Вам непонятно?
HR-специалист: Вы с кредитами работали?
Кандидат: Да, работала…
HR-специалист: А с инвесторами, учредителями имели дело?
Кандидат: Ну, в каком смысле? Я работаю с документами… в том числе и для инвесторов и учредителей…
HR-специалист: Почему решили сменить работу?
Кандидат: На последнем месте проработала 7 лет, хочется новых задач, новой обстановки…
HR-специалист: Учтите, мы работаем в Ташобласти, будете ездить?
Кандидат: Если предоставите бесплатный проезд, буду…
HR-специалист: У нас зарплата не выше _____. Больше не можем предложить.
Кандидат: Меня устраивает.
HR-специалист: Тогда завтра в 10:00 жду вас в нашем офисе, пришлю локацию через телеграм…
Кандидат: Завтра я могу только во второй половине дня.
HR-специалист: Тогда послезавтра в 10:00.
Кандидат: Хорошо.
HR-специалист: Жду Вас послезавтра!
Правильно
HR-специалист: Здравствуйте, это Нигина Рустамовна?
Кандидат: Да, это я
HR-специалист: Меня зовут Гульнора, я рекрутер компании «Глобал Трейд», видела Ваше резюме на сайте работа.уз. Вы еще рассматриваете предложения?
Кандидат: Да, рассматриваю…
HR-специалист: Есть ли у Вас сейчас 5–10 минут, хотела бы уточнить несколько моментов…
Кандидат: Да, конечно.
HR-специалист: Готовы ли вы работать в Ташобласти при условии, что компания обеспечит вам проезд на машине на работу и с работы? Это 40 минут в один конец.
Кандидат: Да, готова.
HR-специалист: Вы указали желательную заработную плату ___________, мы предлагаем ___________, есть еще дополнительные выплаты и социальный пакет.
Кандидат: Меня устраивает.
HR-специалист: Вы указали в резюме, что имеете опыт трансформации отчетности в МСФО. Выполняли ли Вы подготовку и представление отчетов для акционеров, контактировали ли с ними непосредственно?
Кандидат: Да, неоднократно… Приходилось готовить разную отчетность, какую требовало руководства…
HR-специалист: Есть ли у Вас опыт работы с кредитами?
Кандидат: Да, есть, при личной встрече могут рассказать об этом…
HR-специалист: У меня вопрос, связанный с вашим текущим местом работы. У вас указано, что вы еще работаете в ООО «Аланга», это верно?
Кандидат: Да.
HR-специалист: С чем связано желание поменять работу?
Кандидат: Хочется работать системно, здесь такой возможности нет, трудно убедить руководство по вопросам законодательства, оптимизации финансов… В целом хочется более масштабной работы и более высокой зарплаты.
HR-специалист: Хотела пригласить вас на собеседование, когда вам удобно на этой неделе?
Кандидат: Могу завтра во второй половине дня.
HR-специалист: Тогда в 15:00 завтра. Захватите, пожалуйста, с собой оригиналы диплома и сертификатов.
Кандидат: Хорошо.
HR-специалист: После разговора отправлю вам ссылку через телеграм с геолокацией и информацию о нашей компании. Изучите, пожалуйста, наш сайт. На собеседовании мы будем говорить о требованиях к должности. Если Вас все устроит, можно будет завтра же пройти тесты и выполнить рабочие задания. Поэтому планируйте, пожалуйста, не менее 2 часов на встречу.
Кандидат: Хорошо, завтра к 15:00 буду у вас.
HR-специалист: Спасибо. Всего доброго, до встречи!
Согласовывая время встречи, предпочтительно предоставить кандидату возможность выбора. Вроде бы это мелочь, но кандидат оценивает это положительно, и вероятность того, что он приедет на собеседование, существенно возрастает.
После того как вы договорились о встрече, кандидату следует отправить подробное описание проезда на собеседование. К данному письму нужно прикрепить все свои контакты и попросить кандидата связаться с вами, если у него возникнут какие-то изменения и потребуется отложить или отменить встречу. Если кандидат не приезжает и не предупреждает об отмене встречи, перезванивать нет смысла. Если соискатель не выполняет простейшие договоренности «на входе», вряд ли он действительно тот, кто нужен работодателю.
Если в ходе разговора вы поняли, что кандидат вам не подходит, нужно корректно завершить разговор. Примеры, как это сделать, смотрите здесь.
2. Интервью-собеседование
Структура телефонного интервью-собеседования в целом выглядит так же, как интервью-приглашение, но дополняется предметными оценивающими вопросами, схожими с вопросами на личном собеседовании.
Как правило, предметные оценивающие вопросы могут касаться следующих моментов:
- причины переходов от одного работодателя к другому;
- ключевые моменты по профессиональному опыту кандидата;
- специальная подготовка и практические задачи на прежней работе;
- обсуждение условий работы (график, командировки и т. д.).
Подробные телефонные собеседования стоит проводить только в случае крайней необходимости, предпочтительней все же пригласить кандидата на личную встречу. Часто телефонное или скайп-интервью используется для общения с иногородними кандидатами. Такое интервью может занимать даже больше времени, чем очное собеседование. Кандидат хочет произвести положительное впечатление и часто берет инициативу в свои руки, подробно рассказывая о своем профессиональном опыте. И все-таки никакие технические достижения не заменят личного общения. Многие инструменты оценки можно применить только в «живом» общении. Дистанционно иногда трудно оценить реакцию кандидата, отследить особенности поведения.
Что мы можем определить в телефонном интервью
Позитивные моменты в процессе общения с кандидатом по телефону заметны сразу: заинтересованность кандидата, готовность отвечать на Ваши вопросы, готовность приехать на собеседование
Спорными моментами могут быть: сомнения кандидата, его тревожность, например, кандидат несколько раз спрашивает про соцпакет, повышение зарплаты, карьерное продвижение, при этом не выясняет свои должностные обязанности, зону ответственности, рабочие задачи. Для рабочих специальностей это адекватно, но, когда это другие категории – специалисты, линейные руководители, тогда это должно насторожить. Получается, что человеку все равно где работать, лишь бы платили и продвигали.
Или циничный тон, безапелляционные заявления, агрессивные нападки – все это следует расценивать как конфликтное поведение.
Как подготовиться к телефонному интервью
Вам понадобится резюме с вашими отметками и вопросами и бланк звонков кандидатам, чтобы сразу после разговора занести туда свои комментарии и впечатления. Если вы решили сразу обзвонить несколько кандидатов, в бланк можно занести основные вопросы:
Ф. И. О. кандидата |
Оценка резюме |
Вопросы, которые вы собираетесь задать в ходе телефонного интервью |
Комментарии, впечатления после звонка |
|
С (совпадает с требованиями) |
|
|
|
Ч (частично совпадает) |
|
|
|
|
|
|
Алгоритм телефонного звонка
- Поздоровайтесь, представьтесь (обязательно назовите свои имя, должность и компанию).
- Уточните, удобно ли сейчас говорить.
- Сошлитесь на источники, откуда вы получили его резюме.
- Задайте вопросы, которые требуют прояснений по результатам анализа резюме.
- Проверьте 2–3 значимых для вас аспекта (профессионализм, мотивацию, готовность к командировкам, удаленность места проживания)
- Спросите про навыки работы, включая специфические, требуемые в вакансии.
- Спросите, в связи с чем кандидат ищет новую работу.
- Оцените речь кандидата. Это особенно важно, если ему работать с клиентами.
- Если в ходе разговора у вас сформировалось решение пригласить кандидата на проверку профессиональных знаний и интервью, сообщите ему об этом. Назначьте дату и время. Дайте рекомендации, как лучше подготовиться к встрече (что необходимо иметь с собой, с какой информацией ознакомиться и т. д.).
- Если в ходе разговора у вас сформировалось решение отклонить кандидата, сделайте это вежливо, сославшись на требования вакансии: «Спасибо за внимание к нашей компании, к сожалению, требования вакансии и ваши данные не полностью совпадают, поэтому не можем предложить вам работу».
- Если в ходе разговора у вас не сформировалось окончательное решение, предупредите кандидата о дальнейшем порядке действий – чего ему ожидать и когда.
- Сделайте пометки в резюме или бланке по поводу приглашенных кандидатов, чтобы проверить свои впечатления на очном собеседовании.
- В случае отклонения кандидата сделайте пометку в резюме и бланке с указанием причин.
Помните о правилах хорошего тона:
- время рабочих звонков с 9:00–10:00 до 18:00–20:00, не позже;
- звонки в выходные и праздники – под запретом;
- если разговор прервался, перезванивает тот, кто позвонил первым;
- первым прощается тот, кто позвонил.
Научиться грамотно отбирать сотрудников вам поможет дистанционный курс Центра профессионального развития Norma – «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время!