Пригодится каждому кадровику в ноябре:
Можно ли добавить работнику обязанностей без доплаты
«В бухгалтерии частной фирмы работают главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, расчетный бухгалтер и кассир. Ведущий бухгалтер уходит в отпуск. Его обязанности руководство планирует возложить на расчетного бухгалтера. Но, учитывая небольшой объем дополнительных работ и то, что они будут выполняться в основное рабочее время, – не хочет доплачивать за них».
Правомерны ли действия руководства, с учетом положений нового ТК, вступающего в силу с 30 апреля 2023 года, разъяснила эксперт «Нормы», юрист Ленара ХИКМАТОВА:
– Нет, неправомерны.
Работодатель не вправе требовать от работника выполнять дополнительные обязанности, не связанные с его основной работой в рамках рабочего дня и не оговоренные в трудовом договоре или должностной инструкции.
Если обязанности ведущего бухгалтера не входят в перечень обязанностей расчетного бухгалтера, возложить их на него можно только с его согласия. Оформляется это как «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором». В этом случае работник будет выполнять дополнительную работу по той же профессии (должности), что и основная работа, или – по другой профессии (должности) .
Возложить на работника обязанности временно отсутствующего коллеги можно только на срок замещения .
Такая временная дополнительная работа:
- не влечет изменений в трудовом договоре;
- оформляется приказом работодателя. Основание для приказа – согласие работника.
Ознакомьте работника с текстом приказа. Если он согласен, пусть подпишет его, собственноручно сделав такую запись: «согласен исполнять обязанности временно отсутствующего (Ф.И.О.) до его выхода на работу».
Оплата
Дополнительная работа, выполняемая за временно отсутствующего коллегу, должны быть оплачена. Об этом прямо говорится в ч. 5 ст. 252 нового ТК. Доплата к зарплате – это денежная выплата, начисляемая, в том числе для компенсации выполнения работником дополнительных функций, не входящих в его прямые обязанности.
В ст. 259 нового ТК конкретизированы размеры такой доплаты за совмещение профессий (должностей), увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания. Так, доплата выплачивается для:
- работников организаций, финансируемых не из бюджета, – в размере зарплаты по фактически выполненной работе по совмещаемым профессиям (должностям);
- работников бюджетных организаций – в размере не более 50% тарифной ставки (оклада) по совмещаемой должности.
При этом размер доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника не установлен. Надеемся, этот пробел в статье будет устранен. А до этого времени рекомендуем придерживаться вышеуказанного порядка доплаты, предусмотренного ст. 259 нового ТК.
Размер доплаты укажите в приказе о возложении исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Доплачивать не нужно, если исполнение обязанностей временно отсутствующего работника возложено на его штатного заместителя без освобождения от основной работы. Подробнее об этом можно почитать в публикации: