Как организовать охрану труда на предприятии

preview

В рекомендации:

– аттестация рабочих мест по условиям труда;
– расходы на охрану труда;
– служба (специалист) и уполномоченный по охране труда;
– составление инструкций по охране труда;
– учет и расследование несчастных случаев на производстве.

 

Предприятия всех форм собственности, независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности, обязаны создать для работников условия, отвечающие нормам безопасности и гигиены. Организуйте работу и обеспечьте трехступенчатый контроль соблюдения правил охраны труда в соответствии с Типовым положением об организации работ по охране труда.

Для охраны труда работников:

  • направляйте их на медицинские осмотры  ;
  • проводите инструктаж, обучайте правилам охраны труда и проверяйте знания работников  ;
  • не допускайте к работе лиц, не прошедших медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний правил охраны труда  ;
  • контролируйте состояние условий труда на рабочих местах, правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты ;
  • проводите аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;
  • выдавайте персоналу, работающему в неблагоприятных условиях, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание газированную соленую воду (работающим в горячих цехах), средства индивидуальной защиты и гигиены . Перечень таких работ и нормы выдачи устанавливаются на основании аттестации рабочих мест по условиям труда  и вносятся в коллективный договор (коллективное соглашение) или иной локальный акт .

Работающим инвалидам I и II групп:

  • установите сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю без уменьшения оплаты труда 
  • предоставляйте ежегодный основной удлиненный отпуск не менее 30 календарных дней  ;
  • оформляйте по желанию работника ежегодный основной отпуск за первый рабочий год до истечения установленного 6-месячного срока отработки ;
  • предоставляйте по желанию работника отпуск без сохранения заработной платы сроком до 14 календарных дней ежегодно .

Работающим инвалидам независимо от установленной группы инвалидности:

  • снижайте нагрузку, вводите неполное рабочее время и другие облегченные условия труда по рекомендациям ВТЭК ;
  • если работник получил трудовое увечье, назначьте ежемесячную сумму возмещения вреда в размере не ниже 17,6 % МРОТ ;

При этом сумма возмещения вреда потерпевшим – инвалидам по трудовому увечью не может быть ниже 17,6 % МРОТ, установленного законодательством.

  • оформляйте работу в ночное время, в выходные дни и сверхурочно только с согласия работника и при отсутствии медицинских противопоказаний 
  • организовывайте предварительные и периодические (в процессе работы) медицинские осмотры  ;

Если сотрудник получил травму на рабочем месте, организуйте первую помощь и сопроводите пострадавшего в учреждение здравоохранения либо вызовите бригаду скорой медицинской помощи .

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Обязательной аттестации подлежат следующие рабочие места и профессии:

Аттестация рабочих мест и профессий, не вошедших в этот перечень, необязательна. Вопрос о ее проведении остается на ваше усмотрение.

Периодичность обязательной аттестации устанавливайте не реже чем через каждые 5 лет.

Для проведения аттестации привлекайте аттестующую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

По результатам аттестации внесите соответствующие изменения и дополнения в коллективный договор (коллективное соглашение), а если он не заключен – в иной локальный акт по согласованию с представительным органом работников.

Расходы на охрану труда

При необходимости создайте фонд по охране труда. Действуйте в соответствии с Положением о порядке образования на предприятиях, в организациях и учреждениях фонда по охране труда и использования его средств.

Фонд создается за счет:

  • прибыли (доходов) организации после уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
  • других поступлений в соответствии с законодательством.

Отчисляйте в фонд денежные средства для финансирования:

  • внутренних программ по улучшению условий и охраны труда;
  • оборудования рабочих мест в соответствии с правилами и нормами охраны труда и техники безопасности;
  • собственных научно-исследовательских работ в области охраны труда;
  • улучшения условий труда, обучения или повышения квалификации работников по охране труда;
  • мер по предотвращению несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
  • оснащения службы охраны труда нормативными и методическими материалами;
  • участия и организации конференций, семинаров, совещаний и выставок по охране труда;
  • международного сотрудничества по вопросам охраны труда;
  • других мер по охране труда в соответствии с локальными актами.

Не тратьте средства фонда на мероприятия, не связанные с охраной труда  .

Не взимайте с работников деньги для пополнения фонда. Они не несут эти расходы .

Мероприятия по охране труда и размер их финансирования определите в коллективном договоре, а если он не заключен – в соглашении между работодателем и профсоюзным комитетом либо иным представительным органом работников.

Служба (специалист) и уполномоченный по охране труда

Образование и функционирование на предприятии службы охраны труда регулируется Положением о порядке создания и организации деятельности службы охраны труда в организациях.

Если ваше предприятие – производственное, и на нем заняты 50 и более человек, приказом руководителя создайте службу охраны труда. Она может быть в форме службы, управления, отдела, сектора охраны труда либо состоять из одного специалиста по охране труда. Штатная численность служб охраны труда определяется согласно нормативам.

Ситуация
Директор сократил службу охраны труда из-за нерентабельности предприятия
На производственное предприятие пришел новый директор.
Желая снизить расходы предприятия, он приказом исключил службу охраны труда из организационной структуры хозсубъекта.
В штате предприятия 120 человек.
Правомерны ли действия директора?
 – Нет, неправомерны. Необходимо восстановить службу охраны труда либо вместо нее ввести должность специалиста по охране труда .

Если ваша организация содержит на балансе 50 и более транспортных средств, создайте также службу по безопасности дорожного движения или введите в штатное расписание должность специалиста по безопасности дорожного движения .

При количестве персонала (транспортных средств) менее 50, а равно для организаций, не осуществляющих производственную деятельность, указанные службы (должности) необязательны. Вводите их по своему усмотрению с учетом специфики деятельности компании .

Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения – это самостоятельные структурные подразделения организации, подчиняющиеся непосредственно ее руководителю.

На должности, связанные с контролем охраны труда и правил техники безопасности, назначайте лиц, прошедших специальную подготовку и имеющих подтверждающий документ (диплом, сертификат и т. п.).

Ситуация
На предприятии нет отдельной должности специалиста по охране труда, директор хочет назначить работника по совместительству
На предприятии работают 20 человек. В штатном расписании нет должности специалиста по охране труда и соблюдению техники безопасности на рабочих местах.
Директор хочет возложить эти обязанности на одного из работников в порядке совмещения: по предыдущему месту работы он занимался подобными вопросами и знает, как организовать процесс.
Может ли специалист по охране труда работать по совместительству?
– Нет. Если вы хотите иметь в штате специалиста по охране труда, предусмотрите отдельную должность и оформите на нее работника. Но вы можете вообще не вводить эту должность в штатное расписание, поскольку у вас трудится менее 50 человек .
Внимание

Не путайте специалиста по охране труда с уполномоченным по охране труда.

Уполномоченный по охране труда не назначается администрацией, а избирается профсоюзом и трудовым коллективом для контроля соблюдения работодателем требований по охране труда

Уполномоченный по охране труда избирается не менее чем на год из числа работников данного предприятия  .

Но это не штатная должность, приказ о его назначении не издавайте.

Принимайте сотрудников на штатные должности по охране труда, даже если на предприятии избран уполномоченный по охране труда. Последний не заменяет специалиста по охране труда и не выполняет его функций  .

Не назначайте специалистом по охране труда работника, избранного уполномоченным по охране труда, это запрещено .

При поступлении предписаний от службы или специалиста по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию, исполните их. Они обязательны к исполнению для работников и руководителей структурных подразделений – управлений, отделов, цехов и т.д. . А предложения уполномоченного по охране труда носят рекомендательный характер, – примите их в случае обоснованности .

Вместо того, чтобы создавать штатную службу или вводить должность специалиста по охране труда, можете заключить договор с профессиональной организацией на ведение данных работ .

Составление инструкций по охране труда

Разработайте и утвердите инструкции по охране труда в соответствии с перечнем должностей и профессий вашей организации. Руководствуйтесь при этом Положением о разработке инструкций по охране труда.

В инструкциях установите требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на стройплощадках и в иных местах, где сотрудники выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Невыполнение этих требований рассматривайте как нарушение производственной дисциплины.

Приказом поручите:

  • руководителям структурных подразделений – разработать инструкции;
  • службе или специалисту по охране труда – контролировать своевременную разработку, проверку, пересмотр и утверждение инструкций, оказывать методическую помощь.

Инструкции можете разработать как для отдельных профессий, например для электрогазосварщика, слесаря-сантехника, лаборанта, так и на отдельные виды работ: работа на высоте, монтаж, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и т. п.

О том, как оформлять инструкцию и какие в ней должны быть разделы, читайте в главе II Положения о разработке инструкций по охране труда.

Согласуйте проекты инструкций со службой или специалистом по охране труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами. Проставьте визы согласования, после чего представьте проекты на утверждение руководителю или главному инженеру предприятия – в 3-х экземплярах.

Отметьте даты ввода инструкций в действие.

Проверяйте действующие инструкции на соответствие нормативным требованием по охране труда не реже 1 раза в:

  • 3 года – по должностям, профессиям, связанным с повышенной опасностью;
  • 5 лет – по остальным категориям.

Если в течение этого срока условия труда работника не изменились, продлите действие инструкции на следующий срок. Сделайте запись об этом на первой странице: ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции.

Список и комплект действующих в каждом структурном подразделении инструкций храните у руководителя подразделения.

Выдавайте инструкции работникам под роспись и фиксируйте это в журнале учета выдачи. Также оформите и ведите журнал регистрации инструкций.

Учет и расследование несчастных случаев на производстве

Если работник повредил здоровье, выполняя свои трудовые обязанности, работодатель обязан провести комплекс мер согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Если произошел несчастный случай, приказом руководителя создайте комиссию из представителей работодателя и профсоюзного комитета или иного представительного органа работников.

Комиссия должна:

  • в течение 3 суток провести расследование несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил или стандартов безопасности труда, по возможности получить объяснение от пострадавшего;
  • составить акт формы Н-1 в 3-х экземплярах – с указанием мер по устранению причин несчастного случая и, подписав, передать его руководителю для утверждения.

В акте укажите обстоятельства и причины, а также очевидцев несчастного случая.

После утверждения руководителем направьте акт:

  • пострадавшему работнику или его представителю;
  • руководителю службы или специалисту по охране труда – с материалами расследования;
  • государственному техническому инспектору труда.

Копии акта направьте:

  • профсоюзному комитету или иному представительному органу работников предприятия;
  • представителю органа Государственного комитета промышленной безопасности или Узгосэнергонадзора – на соответствующих подконтрольных предприятиях или объектах;
  • министерству (органам хозяйственного управления) или вышестоящему хозяйственному органу – по их требованию.

Несчастные случаи, оформленные актом формы Н-1, учитывайте и регистрируйте в специальном журнале.

О групповом, смертельном или несчастном случае с тяжелым исходом немедленно сообщите:

  • государственному техническому инспектору труда;
  • вышестоящему хозяйственному органу;
  • Министерству занятости и трудовых отношений, его областным подразделениям;
  • в территориальный орган внутренних дел по месту, где произошел несчастный случай;
  • в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
  • местным органам Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан и территориальным органам Узгосэнергонадзора, если несчастный случай произошел на подконтрольном им предприятии (объекте);
  • страховщику по договору обязательного страхования гражданской ответственности работодателя.
Охрана труда Охрана труда Охрана труда /publish/doc/text174892_ohrana_truda112