Как оформлять пенсии работающим пенсионерам

22.11.2021

Ежегодно в декабре составляйте список работников, приобретающих право на пенсию по возрасту в следующем году .

По общему правилу право на пенсию по возрасту имеют:

  • мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
  • женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет .

По каждому работнику укажите:

  • Ф. И. О.;
  • дату рождения;
  • место проживания;
  • наименование структурного подразделения, в котором числится работник;
  • должность (профессию);
  • основания для обращения за назначением пенсии;
  • документально подтвержденный стаж работы;
  • специальный стаж работы для пенсии на льготных условиях (при наличии) .

При составлении списка используйте данные личных карточек и трудовых книжек.

Проведите беседу с работниками из списка. Разъясните порядок оформления пенсии через организацию. Выясните, имелись ли периоды трудовой деятельности, которые необходимо подтверждать дополнительными документами. Если да, попросите работников принести подтверждающие документы. При необходимости оформите письменные запросы в соответствующие организации о выдаче недостающих документов .

Не позднее дня достижения работником пенсионного возраста письменно известите его о праве на пенсию . Уведомление вручите под роспись с указанием даты ознакомления.

Если работник желает оформить пенсию через работодателя, пусть подаст об этом заявление . Зарегистрируйте его.

В течение последующих 10 дней оформите необходимые документы и представление для назначения пенсии. Ознакомьте с ними работника под роспись на экземпляре представления, а затем направьте документы вместе с заявлением работника в отдел Пенсионного фонда (далее – ПФ) по месту жительства сотрудника.

Если из ПФ придет извещение с указанием перечня недостающих документов, необходимо будет собрать и направить их не позднее 3 месяцев со дня получения сообщения . Если пропустите этот срок, придется подавать заявление и документы снова.

Обязательно ли истребовать от работника заявление о назначении пенсии перед представлением документов в отдел ПФ? Обращение для оформления пенсии – это не обязанность, а право работника. Поэтому требовать заявление нельзя. Нужно известить работника о возникновении у него права на пенсию по возрасту. Если он желает ее оформить, пусть напишет заявление и передаст его в отдел кадров организации-работодателя для дальнейшего оформления и направления документов в отдел ПФ  .

Может ли организация-работодатель самостоятельно оформить заявление о назначении работнику пенсии и подать документы в отдел ПФ? Нет, заявление пишет только сам работник. А организация на его основании оформляет и направляет в ПФ представление о назначении пенсии  .

Когда нет оснований для назначения пенсии, оформите письменный отказ с указанием причин и ознакомьте с ним работника под роспись .

Заявление о назначении пенсии подается по последнему месту работы. Поэтому, если ко дню достижения пенсионного возраста ваш бывший работник уже трудоустроен в другой организации, заявление от него не принимайте . В этом случае также вручите бывшему работнику под роспись отказ с указанием причин отказа .

Ситуация
Работник получил от организации извещение о праве на пенсию, но уволился до наступления пенсионного возраста. Должна ли организация готовить документы на пенсию?

– Нет, не должна. Если работник никуда не трудоустроился, он должен самостоятельно подготовить документы и обратиться с заявлением в отдел ПФ по месту жительства  .

Ситуация
В организации нет кадровика. Может ли организация отказать работнику в оформлении документов на пенсию?

В организации нет кадровика, все приказы и трудовые книжки оформляет бухгалтер. У бухгалтера большая нагрузка, из-за которой она не успевает отслеживать работников предпенсионного возраста и оформлять им документы в райсобес.

Один из работников обратился с заявлением о назначении пенсии, бухгалтер сказала ему самому подавать все документы в ПФ. Отказ мотивировала тем, что кадровая работа для нее неосновная, и у нее нет времени на пенсионные дела.

Законно ли это?

– Незаконно. При обращении работника с заявлением о назначении пенсии через работодателя работник, ведущий кадровое дело, должен подготовить документы и оформить представление . Отказать в подаче документов в ПФ можно при отсутствии оснований для назначения пенсии. Но нельзя отказать по причине чрезмерной занятости ответственного работника.

В отдел ПФ направьте основные документы:

В дополнение к вышеуказанным документам в необходимых случаях прилагаются:

а) справка, подтверждающая военную службу, пребывание в партизанских отрядах и соединениях, службу в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел, выданная соответствующим органом;

б) справка, подтверждающая службу в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности, выданная соответствующим органом;

в) справка на основании сведений, предоставленных государственными налоговыми органами Республики Узбекистан, подтверждающая уплату:

за период до 1 января 2019 года – страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

за период после 1 января 2019 года – единого социального платежа;

г) медицинское заключение, подтверждающее, что ребенок заявителя признавался ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, выданное врачебно-консультативной комиссией лечебно-профилактического учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее – ВКК), или соответствующая часть справки об инвалидности, подтверждающей признание инвалидом I группы лица, за которым осуществлялся уход, выданная врачебно-трудовой экспертной комиссией (далее – ВТЭК);

е) диплом или справка, подтверждающая очное обучение в высших образовательных учреждениях (в том числе в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе, а также в партийных школах), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре, базовой докторантуре и докторантуре (институте послевузовского образования), в том числе за границей;

ж) справка, подтверждающая время ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет, выданная организацией (организациями), с которой женщина находилась в трудовых отношениях в период с рождения ребенка и до достижения им возраста 3 лет, с приложением копии приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и возвращении из него;

з) справка, подтверждающая период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

з-1) справка, подтверждающая период проживания супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации за границей, выданная Министерством иностранных дел Республики Узбекистан;

и) документ, удостоверяющий, что заявитель является участником войны или приравненным к нему лицом;

к) справка лечебно-профилактического учреждения о том, что заявитель является больным гипофизарным нанизмом (лилипутом) либо диспропорциональным карликом;

л) документ о перемене фамилии, имени, отчества;

м) соответствующая часть справки об инвалидности ВТЭК – в тех случаях, когда в стаж засчитывается время нахождения на инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

н) медицинское заключение, выданное ВКК, подтверждающее, что ребенок признавался ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, или справка о нахождении на учете в лечебно-профилактическом учреждении по заболеванию, являющемуся основанием для установления инвалидности, выданная ВКК;

о) оправдательный приговор или определение (постановление) суда о прекращении дела или постановление прокурора (следователя) о прекращении дела, а также справка следственных органов или органов внутренних дел о периоде заключения лица под стражей в качестве меры пресечения в следственном изоляторе (тюрьме), отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы, а также документы о реабилитации (справки судебных органов, органов прокуратуры, дознания и следствия о вынесении оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям);

п) представление районного (городского) Центра содействия занятости населения Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан о признании лица безработным;

р) подлинник или дубликат временного трудового удостоверения для самозанятых граждан.

Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются полностью в размере 100 % напрямую Пенсионным фондом, за исключением лиц, получающих пенсию за счет средств госбюджета .

Чтобы получать новости от Kadrovik.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал