Кадровик и специалист по охране труда в одном лице – возможно или нет

preview

«На производственном предприятии с численностью работников 60 человек в штатном расписании нет должности специалиста по охране труда. Директор хочет возложить эти обязанности на менеджера по кадрам, не создавая отдельной должности. Правомерно ли это?».

Вопрос разъяснила эксперт «Нормы» по кадровым вопросам Ленара ХИКМАТОВА:

Внимание
Разъяснение подготовлено по новому ТК, вступающему в силу 30 апреля 2023 года.

 

– «Действительно, производственные организации независимо от формы собственности с численностью 50 и более работников обязаны создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда . За нарушение этого требования предусмотрен штраф в размере 5–10 БРВ .

Если работодатель не хочет создавать отдельную штатную единицу,  можно привлечь профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда на договорной основе .

Организации, в которых занято менее 50 работников, решают вопрос создания службы ОТ или введения должности специалиста по ОТ по своему усмотрению с учетом специфики своей деятельности .

Таким образом, если работодатель принял решение возложить функции по охране труда на одного из работников организации – для этого в любом случае сначала нужно приказом ввести в штатное расписание новую штатную единицу специалиста по ОТ.  И только после этого – с согласия работника оформить ему совмещение должностей или совместительство.

Ведь и совместительство, и совмещение возможны только при условии, что в организации есть соответствующая вакансия.

Внимание
Специалист по охране труда должен иметь специальную подготовку .

Если работник, на которого возложены функции службы ОТ, не имеет высшего или среднего специального профессионального образования технического направления, он должен пройти переподготовку по охране труда в объеме не менее 288 академических часов в течение 6 месяцев после того, как на него возложат функции ОТ . Это можно сделать как с полным, так и с частичным отрывом от работы .

Переподготовкой и повышением квалификации в сфере ОТ занимаются :

  • профессиональные участники рынка услуг в области ОТ, включенные в Единый реестр по виду услуги «переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда»;
  • Республиканский научный центр занятости и охраны труда Министерства занятости и сокращения бедности.

По итогам обучения работник получит диплом установленного образца.

Внимание

Работодатель обязан обеспечить прохождение курсов переподготовки и выделить на это средства в размере, определенном коллективным соглашением, коллективным договором и иным локальным актом организации .

Работники такую учебу не оплачивают. Кроме того, на период обучения за ними сохраняется средний заработок.

 

Как оформить совмещение

Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ наряду со своей основной работой в течение рабочего времени по основной профессии (должности) .

Поручение дополнительной работы возможно только с согласия работника. Если работник не согласен совмещать работу кадровика и специалиста по ОТ, работодатель не вправе по своей инициативе оформлять эту процедуру.

Если работник согласен на совмещение, он и работодатель приходят ко взаимному соглашению о сроке, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержании и объеме .

Дополнительная работа может быть поручена на определенный или неопределенный срок. Если стороны договорились о временном совмещении:

  • работодатель оформляет только приказ и не вносит изменения в трудовой договор;
  • работник должен быть ознакомлен с текстом приказа. Если он согласен, – подписывает его .

Если же стороны договорились о том, что работник будет выполнять дополнительную работу на постоянной основе:

  • работодатель и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. Подписание работником допсоглашения означает его согласие на совмещение;
  • на основании допсоглашения работодатель издает приказ, с которым знакомит работника под роспись.

В допсоглашении пропишите:

1) объем и содержание дополнительной работы;

2) срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять (постоянно или временно, на конкретный период);

3) размер доплаты. Он устанавливается по соглашению сторон, но в бюджетных организациях не может превышать 50% тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии (должности).

 

Как оформить совместительство

Если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ в свободное от основной работы время, с его согласия оформляйте совместительство. Для этого заключите трудовой договор о работе по внутреннему совместительству . Укажите в нем:

  • условие о том, что работа выполняется по внутреннему совместительству.
  • должность по штатному расписанию, на которую принимается работник;
  • конкретные должностные обязанности сотрудника (или отсылку на должностную инструкцию специалиста по ОТ);
  • продолжительность рабочего времени и режим работы по совместительству;
  • условия оплаты труда и другие.
Внимание
С совместителями можно заключать срочный трудовой договор .
Внимание
Работа по совместительству не может превышать половину нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников на работе по совместительству .

В свободные от основной работы дни сотрудник может работать по совместительству полный рабочий день. Учет рабочего времени сотрудника ведите раздельно по основной работе и работе по совместительству.

Труд совместителей оплачивается пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Устанавливая оплату труда, руководствуйтесь ст. 438 нового ТК.

На основании трудового договора оформите приказ о приеме на работу по внутреннему совместительству и ознакомьте с ним сотрудника под роспись. Внесите запись в бумажную трудовую книжку, если работник подаст об этом письменное заявление . На my.mehnat.uz внутреннее совместительство не отражается.

Внимание
Внутреннее совместительство, так же как и совмещение, допускается только с согласия работника.