Комментарий к статье 6 «Принцип социального партнерства в сфере труда»

06.07.2023

 

         Трудовой кодекс Республики Узбекистан

        Статья 6. Принцип социального партнерства в сфере труда

        (ч. 1) Принцип социального партнерства в сфере труда заключается во взаимодействии работников, их представителей, работодателей, их представителей, а также государственных органов, направленном на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
        (ч. 2) Основываясь на принципе социального партнерства в сфере труда, трудовое законодательство:
          создает необходимые условия для осуществления двустороннего (между работниками, их представителями и работодателями, их представителями) и трехстороннего (между представителями работников, работодателей и органами исполнительной власти) сотрудничества в сфере труда в целях согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования индивидуальных трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений;
          гарантирует право работников и работодателей на объединение для обеспечения представительства и защиты их интересов;
          закрепляет право представителей работников и работодателей на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных соглашений и коллективного договора;
          определяет, какие локальные акты могут быть приняты работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзный комитет, организатор профсоюза или организатор группы профсоюза) или иным представительным органом работников (далее – профсоюзный комитет);
          предусматривает участие представителей работников и работодателей в разрешении (урегулировании) трудовых споров;
закрепляет иные меры, направленные на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в сфере труда.

 

Комментарий к статье 6 Трудового кодекса

 

1. Принцип социального партнерства в сфере труда принцип получил свое отражение в целом ряде международно-правовых актов, которые закрепляют право человека на объединение в целях защиты своих экономических и социальных интересов, право работников и работодателей на коллективные переговоры и заключение коллективных договоров, право работников на защиту своих интересов в социально-трудовой сфере.

Статья 20 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая свободу объединения (ассоциаций), предусматривает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. В соответствии со статьей 23 этой Декларации каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профсоюзы для защиты своих интересов.

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах также предусматривает право каждого человека на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Статья 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обращает внимание на то, что право на объединение в профсоюзы предполагает:

  • право каждого человека в целях защиты своих экономических и социальных интересов создавать профессиональные союзы и вступать в них по своему выбору при единственном условии – соблюдении правил соответствующей профсоюзной организации;
  • право профсоюзов образовывать национальные федерации и конфедерации, основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таким организациям;
  • право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые установлены законом.

Наиболее детально международные стандарты, касающиеся права работников и работодателей на объединение, профсоюзных прав, регламентированы в актах МОТ. Согласно Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.) к числу основополагающих конвенций, соблюдение которых должно обеспечиваться всеми государствами – членами МОТ в силу Устава этой организации, относится Конвенция № 87 «О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы» (1948 г.). Данная Конвенция предусматривает, что свобода объединения представляет собой право трудящихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору, без предварительного разрешения, а также право вступать в эти организации на единственном условии – подчинении их уставам. Организации трудящихся, а также предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат, свою деятельность и формулировать программу действий, создавать федерации и конфедерации, а также присоединяться к ним.

Федерации и конфедерации имеют право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей. Созданные трудящимися и предпринимателями организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

Конвенция № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) устанавливает защиту трудящихся от любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения, предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться надлежащей защитой против любого вмешательства со стороны друг друга, в частности, не допускать создания организаций работников, находящихся под контролем работодателей. Кроме того, данная Конвенция исходит из необходимости принятия мер, направленных на поощрение и способствование полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

В соответствии с Конвенцией № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 г.) представители трудящихся должны пользоваться эффективной защитой от любого действия, которое наносит им ущерб, включая увольнение в связи с выполнением ими законной деятельности по представлению и защите интересов трудящихся. Представителям трудящихся предоставляются возможности быстро и эффективно выполнять свои функции.

Вопросам коллективно-договорного регулирования труда посвящена Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и одноименная Рекомендация № 163 (1981 г.). Согласно Конвенции № 154 коллективные переговоры – это переговоры, которые проводятся между предпринимателем (группой предпринимателей) или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях определения условий труда и занятости.

Конвенция № 154 урегулировала вопрос о коллективных переговорах, субъектом которых являются не профессиональные союзы, а другие выборные организации работников. Согласно этой Конвенции национальное законодательство призвано определять, в какой степени термин «коллективные переговоры» распространяется на переговоры с этими представителями. Эта Конвенция предусматривает, что должны предприниматься действенные меры, направленные на то, чтобы коллективные переговоры были бы возможны для всех предпринимателей и категорий трудящихся и постепенно распространялись на все вопросы, отнесенные Конвенцией к сфере коллективно-договорного регулирования. Данная Конвенция исходит из того, что государство должно содействовать коллективным переговорам, в частности, предусматривает, что коллективные переговоры должны быть предметом предварительных консультаций и, когда это возможно, соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся.

Приведенные положения международно-правовых актов, посвященные праву на объединение и вопросам социального партнерства в сфере труда, нашли свое отражение в законодательстве Республики Узбекистан.

Так, статья 39 Конституции РУз провозглашает право граждан Республики Узбекистан объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях. Согласно статье 73 Конституции РУз профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников. Членство в профессиональных организациях – добровольное.

Закрепленные в Конституции РУз положения получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в законах № 223-XI от 15.02.1991 г. «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», № 763-I от 14.04.1999 г. «О негосударственных некоммерческих организациях», № ЗРУ-76 от 03.01.2007 г. «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» и др.

Общественные отношения в области социального партнерства государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества урегулированы Законом «О социальном партнерстве» (№ ЗРУ-376 от 25.09.2014 г.). 

Социальное партнерство в сфере труда является особым видом социального партнерства, имеет свой субъектный состав, свою цель и представляет собой систему взаимоотношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), а по предложению сторон – также с  соответствующим государственным органом исполнительной власти через систему институтов и механизмов согласования интересов работников и работодателей. Целью социального партнерства в сфере труда является согласование интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений, достижение ими возможных компромиссов при равном сотрудничестве.

Основными законодательными актами, регулирующими социальное партнерство в сфере труда, являются Трудовой кодекс и Закон «О профессиональных союзах» (№ ЗРУ-588 от 06.12.2019 г.). Так, непосредственно вопросам социального партнерства в сфере труда посвящен раздел II Трудового кодекса, состоящий из шести глав, регламентирующих общие вопросы социального партнерства (см. коммент. к статьям 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41), представительство работников и работодателей в социальном партнерстве (см. коммент. к статьям 42, 43, 44, 45, 46, 47), создание и функционирование органов социального партнерства (см. коммент. к статьям 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59), ведение коллективных переговоров (см. коммент. к статьям  60, 61, 62, 63, 64). Отдельные главы этого раздела посвящены коллективному договору (см. коммент. к статьям 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79) и коллективным соглашениям (см. коммент. к статьям 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93). Однако нормы, посвященные социальному партнерству в сфере труда, содержатся не только в названных главах ТК РУз. Следует обратить внимание, что буквально все главы Трудового кодекса содержат нормы, предусматривающие отнесение тех либо иных вопросов к сфере коллективно-договорного регулирования индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений. Кроме того, содержащиеся в различных главах Трудового кодекса статьи, предусматривают, что некоторые вопросы применения работодателем трудового законодательства решается по согласованию с профсоюзным комитетом (см., например, коммент. к статье 164) либо закрепляют обязанность работодателя до принятия решения провести предварительные консультации с профкомом (см., например, коммент. к части  2 статьи 166) и т. п. Таким образом, принцип социального партнерства в сфере труда охватывает все аспекты индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений.

          

2. В современных условиях социальное партнерство объективно становится одним из важных компонентов социальной политики государства в сфере труда, направленной на взаимодействие работников и работодателей, что отвечает целям стабильности и поступательного развития общества. Государство инициирует и стимулирует процессы развития соци­ального партнерства посредством взаимосвязанных правовых, органи­зационных и экономических мер.

Часть 2 комментируемой статьи определяет роль законодательства в развитии социального партнерства в сфере труда, содержит перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на создание условий, необходимых для осуществления социального партнерства. Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим. Именно поэтому данная статья предусматривает, что трудовое законодательство закрепляет наряду с названными в этой статье также иные меры, направленные на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в сфере труда. В частности, трудовое законодательство определяет, что социальное партнерство осуществляется на различных уровнях –  первичном, территориальном, отраслевом, республиканском (см. коммент. к статье 35), закрепляет основные принципы (см. коммент. к статье 34) и формы социального партнерства, а также предусматривает, что социальное партнерство может осуществляться и в иных формах, не запрещенных законодательством (см. коммент. к статье 41) и др.

Следует также обратить внимание, что из содержания комментируемой статьи следует, что представительство и защиту интересов работников может осуществлять не только профсоюз (на первичном уровне – профсоюзный комитет, организатор профсоюза или организатор группы профсоюза), но и иной представительный орган работников, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которого на первичном уровне определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов. Так, согласно части 6 статьи 36 ТК общее собрание (конференция) трудового коллектива определяет представительный орган работников, уполномоченный представлять интересы трудового коллектива. В части второй комментируемой статьи после слов «первичная профсоюзная организация (профсоюзный комитет, организатор профсоюза или организатор группы профсоюза) или иной представительный орган работников» сделано сокращение «далее –  профсоюзный комитет». Следовательно, во всех статьях ТК, где говорится о профсоюзном комитете, имеется в виду данный комитет либо иной представительный орган работников.

 

Все статьи К статье 5 К статье 7 В начало
Чтобы получать новости от Kadrovik.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал