Комментарий к статье 19 «Работник и работодатель как субъекты индивидуальных трудовых отношений» Трудового кодекса

12.02.2024

 

     Трудовой кодекс Республики Узбекистан

        Статья 19. Работник и работодатель как субъекты индивидуальных трудовых отношений

         (ч. 1) Субъектами индивидуальных трудовых отношений являются работник и работодатель.

        (ч. 2) Работниками могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие трудовой правоспособностью и дееспособностью, достигшие установленного настоящим Кодексом возраста и заключившие трудовой договор с работодателем.

        (ч. 3) Работодателями могут выступать:
организации, вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности;
филиалы, представительства или иные обособленные подразделения организаций (далее - обособленные подразделения организаций);
физические лица.

        (ч. 4) Физические лица могут быть работодателями:
если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
если они осуществляют наем домашних работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
если их профессиональная деятельность подлежит регистрации и (или) лицензированию и они вступили в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Комментарий к статье 19 Трудового кодекса

       

1. Индивидуальное трудовое отношение носит двусторонний характер. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что субъектами этого отношения являются работник и работодатель.

          

2. Согласно части 2 комментируемой статьи работниками могут быть граждане Узбекистана, а также иностранные граждане и лица без гражданства (об особенностях регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства см. коммент. к статьям 521, 522, 523, 524, 525, 526). Работниками являются физические лица, обладающие трудовой правоспособностью и дееспособностью (см. коммент. к статье 20), наступление которых связано с достижением минимального возраста, установленного для приема на работу (см. коммент. к части 3 статьи 20, к статье 118, части 1 статьи 433, к статье 522), и заключившие трудовой договор с работодателем.

            

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет круг лиц, которые могут быть работодателями. В качестве работодателей могут выступать обладающие трудовой правоспособностью и дееспособностью:

  • организации, вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности;
  • обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства или иные обособленные подразделения);
  • физические лица.

В статье обращено внимание на то, что для признания работодателем не имеет значения форма собственности организации (частная или публичная), а также организационно-правовая форма. Это означает, что в качестве работодателя может выступать:

  • коммерческая организация в форме общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерного общества, хозяйственного товарищества, унитарного предприятия, частного, семейного предприятия, фермерского, дехканского хозяйства, производственного кооператива и др.;
  • некоммерческая организация в форме общественного объединения, органа самоуправления граждан, потребительского кооператива, товарищества частных собственников жилья, общественного фонда, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциация, союз) и др.

Государственные организации могут выступать в качестве работодателей независимо от их ведомственной принадлежности.

Работодателями могут быть также обособленные подразделения организаций. Такими подразделениями являются представительства и филиалы юридического лица. В соответствии со статьей 47 ГК представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, если иное не предусмотрено законом. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных о них положений. Юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, назначает руководителя соответствующего обособленного подразделения, который действует на основании доверенности, выданной данным юридическим лицом.

Следует знать, что положение об обособленном подразделении, а также доверенность, выданная его руководителю, могут предусматривать определенные ограничения прав обособленного подразделения как работодателя, устанавливать, что некоторые вопросы вправе решать только то юридическое лицо, которое создало эти подразделения.

На практике нередко предусматривается, что прием на работу и прекращение трудовых договоров с ключевыми работниками обособленного подразделения (заместители руководителя, главный бухгалтер и т. п.) осуществляется организацией, создавшей эти подразделения, в лице ее руководителя (его заместителя) либо иного органа управления этой организации. Однако работодателем по отношению к руководителю филиала или представительства и названным выше ключевым работникам является не организация, образовавшая соответствующее обособленное подразделение, а тот филиал или представительство, где они работают. Все эти лица являются работниками филиала или представительства, а не головной организации. Просто в силу положения о филиале или представительстве правом совершать определенные юридически значимые действия от имени обособленного подразделения организации наделены соответствующие должностные лица или органы управления головной организации.

         

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет, что в качестве работодателей могут выступать не только организации и их обособленные подразделения, но и физические лица, если:

1) они зарегистрированы в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Об особенностях правового регулирования труда лиц, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей, см. коммент. к статьям 507, 508, 509, 510, 511, 512, 513.

2) они осуществляют наем домашних работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Термин «домашние работники» применяется в международно-правовых актах и законодательстве зарубежных стран. Так, труду этих работников посвящена Конвенция МОТ № 189 «О достойном труде домашних работников». Однако до принятия Трудового кодекса в новой редакции законодательство Узбекистана даже не упоминало о домашних работниках, несмотря на то, что количество работающих у физических лиц для их личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (в качестве няни, гувернантки, секретаря, садовника, сторожа, водителя и т. п.) год от года увеличивалось. В действующем Трудовом кодексе особенностям труда этой категории работников посвящен § 3 главы 29 (см. коммент. к статьям 514, 515, 516, 517, 518, 519, 520);

3) их профессиональная деятельность подлежит регистрации и (или) лицензированию и они вступили в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством. Например, согласно статье 8-1 Закона «О нотариате» (ЗРУ № 343-I от 26.12.1996 г.) нотариус, занимающийся частной практикой, вправе без образования юридического лица иметь свой собственный офис, открывать банковский счет и другие лицевые счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, заключать и прекращать трудовые договоры с работниками, участвовать в суде от своего имени и совершать иные действия, предусмотренные законодательством.

Следует обратить внимание, что применяемый во многих статьях ТК термин «работодатель» охватывает всех работодателей: организации, их обособленные подразделения и физических лиц, обозначенных в комментируемой части. В то же время ТК предусматривает особенности правового регулирования труда лиц, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей (см. коммент. к статьям 507, 508, 509, 510, 511, 512, 513), а также домашних работников (см. коммент. к статьям 514, 515, 516, 517, 518, 519, 520).

Особенности регулирования труда лиц, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей, распространяются также на тех, кто работает у физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

На практике может возникнуть вопрос: какие правовые последствия наступят для работника, если он трудится по найму у физического лица, фактически занимающегося предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. При решении этого вопроса следует исходить из того, что отсутствие регистрации не освобождает физическое лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность, от исполнения обязанностей, возложенных трудовым законодательством на работодателя. Работнику в такой ситуации должна быть произведена выплата заработной платы, предоставлены другие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. В то же время, если работник был принят на работу физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации, то трудовой договор с работником подлежит прекращению в связи с нарушением установленных правил приема на работу (см. коммент. к пункту 4 части 1 статьи 168). Если же деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя была в установленном порядке прекращена, но фактически эта деятельность продолжалась и работники, ранее принятые индивидуальным предпринимателем, продолжали работать, то трудовой договор с ними подлежит прекращению в связи с наступлением обстоятельств, которые в соответствии с законодательством препятствуют продолжению трудовых отношений (см. коммент. к пункту 5 части 1 статьи 168).

Аналогично должен решаться рассматриваемый вопрос, когда физическое лицо, профессиональная деятельность которого в соответствии с законами подлежит лицензированию, осуществляет такую деятельность с использованием труда работников без лицензии.

 

Все статьи К статье 18 К статье 20 В начало
Чтобы получать новости от Kadrovik.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал