Положение о порядке осуществления мониторинга недр Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.05.2014 г. N 119)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 12.05.2014 г. N 119
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления мониторинга недр
Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О недрах" и другими нормативно-правовыми актами и определяет порядок осуществления мониторинга недр на территории Республики Узбекистан.
2. Мониторинг недр (далее - мониторинг) включает в себя регулярные наблюдения, сбор, накопление и обработку информации, проведение анализа и оценку состояния геологической среды, прогноз изменений недр под влиянием естественных природных и техногенных факторов, недропользования и других видов деятельности.
3. Мониторинг является составной частью комплексной системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Данные мониторинга используются для государственных докладов и официальных публикаций, а также для информационного обмена на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.
4. Основной целью мониторинга является оценка состояния недр, выявление, предупреждение и предотвращение ситуаций, связанных с изменениями в недрах под воздействием природных и техногенных факторов, создающих угрозу хозяйственной деятельности, жизни и здоровью населения.
5. Основными задачами мониторинга являются:
организация регулярных наблюдений за состоянием недр в естественных условиях и в районах развития техногенного воздействия на геологическую среду;
сбор, обработка, хранение и анализ данных о состоянии недр;
прогнозирование изменения состояния недр;
выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов, происходящих при недропользовании;
создание информационно-аналитической системы мониторинга недр;
обеспечение органов государственной власти, государственных и иных организаций информацией об изменениях в состоянии недр и других компонентов окружающей природной среды;
контроль за рациональным использованием недр;
взаимодействие с другими системами мониторинга.
6. Объектами мониторинга являются экзогенные и эндогенные процессы, подземные воды (включая термальные и минеральные), перспективные участки и месторождения всех видов полезных ископаемых, сейсмически активные районы и районы развития экзогенных геологических процессов.
7. Практическое осуществление мониторинга предусматривает специально организованные систематические наблюдения (наблюдательные пункты, съемки, обследования, изыскания и дистанционные наблюдения) за состоянием недр, выявление изменений, их оценку и прогноз:
состояния изменения недр;
источников воздействия на недра;
природных и техногенных процессов и факторов воздействия на недра;
состояния уровня загрязнения геологической среды.
8. Структура система мониторинга состоит из следующих подсистем:
подземные воды;
опасные экзогенные геологические процессы;
эндогенные геологические процессы;
перспективные участки и месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья;
участки недр, используемые для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
9. Мониторинг подземных вод предназначен для оценки их состояния по качественным и количественным показателям и прогноза изменения, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод, учета прогнозных ресурсов и запасов подземных вод и их использования, подготовки информации для включения в государственные кадастры подземных вод.
10. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов предназначен для наблюдения за экзогенными геологическими процессами, выявления их территориального распространения с учетом природных и техногенных факторов, в том числе для своевременного предупреждения возникновения и развития опасных экзогенных геологических процессов.
11. Мониторинг эндогенных геологических процессов предназначен для оперативной оценки изменений напряженно деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон.
12. Мониторинг перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых предназначен для оценки текущего состояния содержащихся в них полезных ископаемых и прогнозирования изменений, включая наблюдения за состоянием массива горных пород, подземных вод, геологических процессов и других компонентов окружающей природной среды на участке недр.
13. Мониторинг месторождений углеводородного сырья предназначен для оценки текущего состояния разрабатываемых месторождений нефти и газа и прогнозирования изменений этого состояния, включая загрязнение недр нефтепродуктами, влияние на динамические, гидрогеологические и другие условия окружающей природной среды, учета состояния участков недр по объектам недропользования, связанным с добычей углеводородов.
14. Мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предназначен для оценки состояния недр и прогноза изменения при строительстве и эксплуатации нефте- и газохранилищ в пластах горных пород, при захоронении в подземных горизонтах радиоактивных и опасных веществ, а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
IV. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
15. Мониторинг осуществляют по схеме согласно приложению к настоящему Положению.
16. Мониторинг осуществляется на следующих уровнях:
республиканский (охватывает всю территорию республики);
региональный (охватывает территорию, ограниченную физико-географическими, административными и иными границами);
локальный (производственный) мониторинг (охватывает территорию определенных природно-техногенных и ландшафтно-экологических комплексов).
17. Республиканский и региональный мониторинг осуществляется:
подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам - в части подземных вод, экзогенных геологических процессов, перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья;
региональными станциями Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан - в части эндогенных геологических процессов;
подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды - в части участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых.
18. Республиканский и региональный мониторинг осуществляются на основе данных:
опорной наблюдательной сети, включая пункты наблюдений (скважины, участки, полигоны), которые размещаются на природно-естественных и техногенно нарушенных площадях;
формируемых в подразделениях территориальных уровней банков данных по количественным и качественным показателям на основе информационно-аналитических материалов.
19. Методика ведения мониторинга, предусматривающая в том числе сроки и формы представляемой информации, утверждается решениями Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан.
20. Работы, связанные с мониторингом на республиканском и региональном уровнях, финансируются за счет средств Государственного бюджета в рамках программ, проектов и других документов, согласованных с Министерством финансов Республики Узбекистан в установленном порядке.
21. Производственный мониторинг ведется недропользователями в соответствии с условиями пользования участками недр, планами разработки месторождений и других документов, регламентирующих деятельность на соответствующем участке недр.
22. Производственный мониторинг осуществляется на основе данных наблюдений геологической среды на участках недр, в пределах контуров, представленных для пользования в установленном порядке.
23. Работы, связанные с производственным мониторингом, финансируются за счет средств недропользователей.
24. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна содержать данные о состоянии недр на соответствующих участках с учетом изменений в геологической среде, выводы и рекомендации для учета, обобщения, хранения и принятия соответствующих мер в установленном порядке.
25. Информация, полученная в ходе мониторинга, обобщается в части:
подземных вод - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном водном кадастре;
экзогенных геологических процессов - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственном кадастре зон повышенной природной опасности;
эндогенных геологических процессов - в Институте сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан;
перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья - в Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и учитывается в Государственных балансах запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых - в Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
26. Информация, полученная в ходе мониторинга, представляется в части:
подземных вод - в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и органы государственной власти на местах;
экзогенных геологических процессов - в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и органы государственной власти на местах;
эндогенных геологических процессов - в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах;
перспективных участков и месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья - в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
участков недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, - в Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах.
27. Информация, полученная в ходе мониторинга, соответствующими органами не реже одного раза в год представляется в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды для подготовки национального доклада о состоянии окружающей природной среды и использования природных ресурсов в Республике Узбекистан.
В случае получения информации о выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов изменения состояния геологической среды она оперативно представляется в государственные органы, указанные в пункте 26 настоящего Положения.
28. Порядок и условия обобщения и передачи конфиденциальной и закрытой информации, содержащей государственную тайну, определяются соответствующим законодательством.
29. Запрещается разглашение либо передача сторонним лицам информации о состоянии мониторинга, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
30. Руководители государственных органов и юридических лиц, а также физические лица, получившие право пользования участками недр, несут в соответствии с законодательством ответственность за достоверность представляемой информации по результатам мониторинга.
к Положению
СХЕМА
осуществления мониторинга недр
в Республике Узбекистан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты мониторинга |
|
Подземные воды (включая минеральные и термальные воды) |
Экзогенные геологические процессы |
Перспективные участки и месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья |
Эндогенные геологические процессы |
Участки недр, не связанные с добычей полезных ископаемых |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
V |
V |
V |
V |
||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные органы, осуществляющие мониторинг |
|
Госкомгеологии (соответствующие подразделения) |
Институт сейсмологии АН (региональные станции) |
Госкомэкологии (соответствующие подразделения) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
V |
V |
V |
V |
||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты мониторинга |
|
Выявление, предупреждение и предотвращение ситуаций, связанных с изменением состояния недр, которые могут создать угрозу хозяйственной деятельности, жизни и здоровью населения. Информационное обеспечение управления государственным фондом недр и рационального недропользования. Оценка и учет состояния недр, ресурсов по объектам недропользования и водопользования. Своевременное выявление и прогнозирование изменения состояния недр под воздействием природных и техногенных факторов. Оценка состояния недр и прогнозирование их изменения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
V |
V |
V |
V |
||||||||||||||||||||||||||||||
Передача информации |
|
Госкомгеологии, Госкомэкологии |
МЧС, Госкомгеологии, органы государственной власти на местах |
Госкомгеологии |
МЧС, органы государственной власти на местах |
МЧС, Госкомгеологии, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах, Госкомприроды |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
V |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщенная информация |
|
Госкомэкологии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
19 мая 2014 г., N 20, ст. 225
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2014 г., N 5, ст. 45