Сигналы для аэродромного движения (Приложение N 3 к Основным правилам полетов авиации в воздушном пространстве Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением КМ РУз от 18.10.2016 г. N 349)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Основным правилам полетов авиации
в воздушном пространстве Республики Узбекистан,
утвержденным Постановлением КМ РУз
от 18.10.2016 г. N 349
СИГНАЛЫ
для аэродромного движения
1. СВЕТОВЫЕ СИГНАЛЫ И СИГНАЛЫ,
ПОДАВАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ РАКЕТ
Огонь |
Аэродромная диспетчерская служба для:
|
||
воздушных судов в полете
|
воздушных судов на земле |
||
Направлено в сторону соответствующего воздушного судна |
Зеленый постоянного свечения
|
Посадка разрешена |
Взлет разрешен |
Красный постоянного свечения
|
Уступите путь другим воздушным судам и продолжайте полет по кругу |
Стоп |
|
Серия зеленых вспышек
|
Вернитесь для посадки |
Руление разрешено |
|
Серия красных вспышек |
Аэродром непригоден, посадка не разрешается |
Руление в обход используемой посадочной площади
|
|
Серия белых вспышек |
Выполняйте посадку на этом аэродроме и следуйте к перрону
|
Возвращайтесь к месту старта на аэродроме |
|
Красная ракета |
Независимо от любых предыдущих указаний, посадка в настоящее время не разрешается
|
2. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЯТИЯ СИГНАЛОВ
ЭКИПАЖЕМ ВОЗДУШНОГО СУДНА
В полете:
днем - покачиванием крыльев (этот сигнал не подается на участке между третьим и четвертым разворотами и на посадочной прямой);
ночью - двукратным миганием посадочных фар или, если они не установлены, двукратным включением и выключением аэронавигационных огней.
На земле:
днем - движением элеронов или руля направления;
ночью - двукратным миганием посадочных фар или, если они не установлены, двукратным включением и выключением аэронавигационных огней.
3. НАЗЕМНЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
Запрещение посадки
|
||
Горизонтальное квадратное сигнальное полотнище красного цвета с желтыми диагоналями означает, что посадка запрещена и что это запрещение может быть продлено. |
||
Необходимость соблюдения особой осторожности при заходе на посадку или посадке |
||
Горизонтальное квадратное сигнальное полотнище красного цвета с одной желтой диагональю означает, что в связи с неудовлетворительным состоянием площади маневрирования, или по какой-либо другой причине необходимо соблюдать особую осторожность при заходе на посадку или посадке. |
||
Использование ВПП и РД |
||
Горизонтальный знак в виде гантели белого цвета выкладываемый на сигнальной площадке означает, что воздушным судам следует производить посадку, взлет и руление только на ВПП и РД. |
||
Горизонтальный знак в виде гантели белого цвета с вертикальной полосой, проведенной в каждой круглой части знака означает, что воздушным судам следует выполнять посадку и взлет только на ВПП, а выполнение других маневров не ограничивается только пределами ВПП и РД. |
||
Движение воздушных судов по ВПП и РД закрыто
|
||
Горизонтальные знаки в виде крестов одного контрастного цвета, желтого или белого, выкладываемые на ВПП и РД или их частях, обозначают зону, запрещенную для движения воздушных судов. |
||
Направление посадки или взлета |
||
Горизонтальное белое или оранжевое посадочное "Т" указывает направление посадки и взлета воздушных судов, которые выполняются параллельно продольной части буквы "Т" и в сторону ее поперечной части. При использовании посадочного "Т" в ночное время оно освещается или окаймляется белыми огнями. |
||
09 |
Сочетание из двух цифр, выкладываемых вертикально на КДП или около него, указывает воздушному судну, находящемуся на площади маневрирования, направление взлета, выражаемое в десятках градусов, округленных до ближайших 10° магнитного компаса. |
|
Правый круг полетов
|
||
Знак яркого цвета в форме стрелы, изогнутой вправо, означает, что перед посадкой и после взлета воздушное судно должно выполнять развороты вправо. |
||
Орган ОВД
|
||
Вертикально расположенная на желтом фоне органа ОВД. |
||
Выполняются полеты планеров
|
||
Знак в виде двойного креста белого цвета означает, что аэродром используется для полетов планеров, и что такие полеты выполняются в настоящее время. |
Наземные визуальные сигналы выкладываются на сигнальной площадке, которая представляет собой ровную горизонтальную поверхность в форме квадрата со стороной не менее 9 м. Сигнальную площадку следует располагать таким образом, чтобы с высоты 300 м (1000 ft) она была видна со всех направлений под углом более 10° над горизонтом. Цвет сигнальной площадки должен контрастировать с цветом используемых сигнальных знаков и она должна быть обведена белой полосой шириной не менее 0,3 м.
4. СИГНАЛЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЕ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ЗЕМЛЕ
Сигналы, подаваемые сигнальщиком
командиру воздушного судна
Боковой сопровождающий/направляющий. Поднять правую руку с жезлом над головой вертикально, левой рукой с жезлом производить движения вниз в направлении к телу. Этот сигнал, подаваемый лицом, находящимся у законцовки крыла воздушного судна, указывает пилоту/диспетчеру перрона/руководителю буксировки воздушного судна хвостом вперед на возможность беспрепятственного движения воздушного судна на место стоянки/с места стоянки. |
|
Указание посадочной галереи. Вытянутые вперед руки поднять над головой, держа жезлы вертикально. |
|
Следовать к следующему сигнальщику или в соответствии с указанием диспетчера КДП/ наземного движения. Обозначить обеими руками направление вверх, сместить вытянутые руки в сторону относительно туловища и указать жезлами направление, где находится следующий сигнальщик или зона руления. |
|
Двигаться вперед. Согнуть в локте вытянутые в стороны руки и производить движение жезлами вверх-вниз в направлении от уровня груди к голове. |
|
Разворот влево (со стороны пилота). При вытянутой правой руке с жезлом в сторону под углом 90° к туловищу левой рукой подать сигнал "Двигаться вперед". Интенсивность движения сигнализирующей руки указывает пилоту скорость разворота воздушного судна. |
|
Разворот вправо (со стороны пилота). При вытянутой левой руке с жезлом в сторону под углом 90° к туловищу правой рукой подать сигнал "Двигаться вперед". Интенсивность движения сигнализирующей руки указывает пилоту скорость разворота воздушного судна. |
|
Обычная остановка. Вытянуть руки с жезлами в стороны под углом 90° к туловищу и медленно поднять их над головой до пересечения жезлов. |
|
Срочная остановка. Резко поднять руки над головой и скрестить жезлы. |
|
Включить тормоза. Поднять раскрытую ладонь немного выше уровня плеча. Убедившись в визуальном контакте с летным экипажем, сжать пальцы в кулак. Не двигаться до получения от летного экипажа подтверждения посредством поднятия больших пальцев рук. |
|
Отпустить тормоза. Поднять кисть руки со сжатыми в кулак пальцами немного выше уровня плеча. Убедившись в зрительном контакте с летным экипажем, разжать кулак. Не двигаться до получения подтверждения от летного экипажа посредством поднятия больших пальцев рук. |
|
Колодки установлены. Подняв над головой вытянутые руки с жезлами, направленными вовнутрь, резко сдвинуть жезлы до их касания. Убедиться в получении подтверждения летного экипажа. |
|
Колодки убраны. Подняв над головой вытянутые руки с жезлами, направленными наружу, резко раздвиньте жезлы. Не убирать колодки до получения разрешения летного экипажа. |
|
Запустить двигатель (двигатели). Поднять правую руку с направленным вверх жезлом до уровня головы и выполнить круговое движение этой рукой, при этом одновременно левой рукой, поднятой над головой, указать на подлежащий запуску двигатель. |
|
Выключить двигатели. Вытянуть руку с жезлом вперед на уровне плеча, выполнить движение кистью с жезлом до левого плеча, а затем до правого плеча поперек горла. |
|
Уменьшить скорость. Опустить вытянутые руки вниз жестом "похлопывания", производя движение жезлами вверх-вниз от пояса к коленям. |
|
Уменьшить обороты двигателя (двигателей) на указанной стороне. Руки опущены вниз, ладони обращены к земле, затем либо правой, либо левой производятся движения вверх и вниз, обозначающие, что следует уменьшить обороты двигателя (двигателей) соответственно на левой или правой стороне. |
|
Двигаться назад. Держа руки перед туловищем на уровне пояса, вращать руками вперед. Для остановки движения назад используется сигнал "7" или "8". |
|
Развороты при движении назад (хвостом вправо). Левая рука с жезлом направлена вниз; поднятой над головой правой рукой производят повторяющиеся движения вперед - в горизонтальное положение и назад - в вертикальное. |
|
Развороты при движении назад (хвостом влево). Правая рука с жезлом направлена вниз; поднятой над головой левой рукой производят повторяющиеся движения вперед - в горизонтальное положение и назад - в вертикальное. |
|
|
Утвердительный ответ/путь свободен. Поднять правую руку с направленным вверх жезлом до уровня головы или выставить кисть руки с поднятым вверх большим пальцем, при этом левая рука опущена и прижата к колену. Этот сигнал также используется в качестве технико-эксплуатационного коммуникативного сигнала. |
Висение. Вытянуть руки с жезлами в стороны под углом 90° относительно туловища. |
|
Подняться выше. Вытянуть руки с жезлами в стороны под углом 90° относительно туловища ладонями вверх и производить ими движение вверх (покачивание руками вверх-вниз). Интенсивность движения рук указывает на скорость набора высоты. |
|
|
Опуститься ниже. Вытянуть руки с жезлами в стороны под углом 90° относительно туловища ладонями вниз и производить ими движение вниз (покачивание руками вниз-вверх). Интенсивность движения рук указывает на скорость снижения. |
Двигаться горизонтально влево (со стороны пилотов). Вытянуть правую руку горизонтально под углом 90° относительно туловища. Другой рукой производить повторяющиеся движения в том же направлении. |
|
Двигаться горизонтально вправо (со стороны пилотов). Вытянуть левую руку горизонтально под углом 90° относительно туловища. Другой рукой производить повторяющиеся движения в том же направлении. |
|
Приземлиться. Скрестить опущенные руки с жезлами спереди. |
|
Место ожидания/ждать сигнала. Вытянуть руки с жезлами вниз под углом 45° к туловищу. Сохранять такое положение до получения воздушным судном разрешения на выполнение следующего маневра. |
|
Отправление воздушного судна. Выполнить стандартное приветствие правой рукой и/или жезлом для отправления воздушного судна. Сохранять зрительный контакт с летным экипажем до начала руления воздушного судна. |
Технико-эксплуатационные коммуникативные сигналы
Не трогать рычаги управления. Поднять правую руку над головой, сжать пальцы в кулак или держать жезл в горизонтальном положении, при этом левая рука опущена и прижата к колену. |
|
Включить аэродромное питание. Поднять вытянутые руки над головой, держать ладонь левой руки горизонтально и выполнить движение пальцами кисти правой руки до касания открытой ладони левой руки (образуя букву "Т"). В ночное время светящиеся жезлы также могут использоваться для образования буквы "Т" над головой. |
|
Отключить аэродромное питание. Держать вытянутые руки над головой, касаясь пальцами кисти правой руки горизонтально расположенной открытой ладони левой руки (образуя букву "Т"), и выполнить движение правой кистью вниз от левой кисти. Не отключать аэродромное питание, пока не будет получено разрешение летного экипажа. В ночное время светящиеся жезлы также могут использоваться для разведения составляющих буквы "Т" над головой. |
|
Отрицательный ответ. Держать правую руку, вытянутую в сторону на уровне плеча под углом 90° относительно туловища, указывая направление вниз жезлом или большим пальцем кисти, при этом левая рука опущена вниз и прижата к колену. |
|
Установить связь с использованием системы внутренней связи. Вытянуть обе руки в стороны под углом 90° относительно туловища и прижать ладони к ушам. |
|
Открыть/закрыть трап. При правой руке, опущенной вниз, и левой руке, поднятой над головой под углом 45° относительно туловища, выполнить движение правой рукой в направление левого плеча. Этот сигнал предназначен главным образом для воздушных судов, оборудованных встроенными трапами в передней части. |
Стандартные сигналы, подаваемые руками
в чрезвычайных ситуациях
Команда "эвакуация": на основе оценки внешней обстановки руководителем инженерно-авиационной или пожарной бригады (расчета) рекомендуется эвакуация. Согнутая в локте рука вытянута вперед, кисть находится на уровне глаз. Согнутой рукой производится движение назад. Другая рука вытянута вдоль туловища. Ночное время: то же самое с жезлами. |
|
Команда "стоп": рекомендуется прекратить эвакуацию. Прекратить движение воздушного судна или любые другие осуществляемые мероприятия. Руки подняты и перед головой скрещены в запястьях. Ночное время: то же самое с жезлами. |
|
|
Чрезвычайная ситуация локализована: отсутствуют внешние признаки опасных условий или "отбой". Руки вытянуты в стороны и опущены под углом 45°. Руки одновременно сводятся до скрещивания в запястьях на уровне ниже пояса, а затем разводятся в стороны в начальное положение. Ночное время: то же самое с жезлами. |
Пожар. Сделать правой рукой веерообразное движение от плеча к колену, одновременно указав левой рукой место пожара. Ночное время: то же самое с жезлами. |
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
24 октября 2016 г., N 42, ст. 487