Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.12.2003 г. N 547 "Об основных параметрах макроэкономических показателей на 2004 год и мерах по усилению контроля за их выполнением"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.12.2003 г.
N 547
ОБ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРАХ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
НА 2004 ГОД И МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ
КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ
В целях создания благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития экономики республики, достижения прогнозных целевых макроэкономических параметров, сокращения уровня инфляции и обеспечения стабильности курса национальной валюты Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить разработанный Министерством экономики, Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан прогноз основных макроэкономических показателей на 2004 год согласно приложению N 1.
2. Определить приоритетными направлениями достижения целевых макроэкономических показателей, дальнейшей либерализации экономики и углубления экономических реформ в 2004 году:
продолжение осуществления жесткой денежно-кредитной политики, направленной на дальнейшее снижение уровня инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты и формирование полноценного, сбалансированного рынка денежных ресурсов;
проведение жесткой налогово-бюджетной политики, предусматривающей постепенное снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, оптимизацию расходов бюджета, в том числе за счет сокращения бюджетного финансирования централизованных инвестиций и соответственного увеличения доли частных инвестиций в экономику;
дальнейшее резкое ограничение регулирующей роли государства в экономике, снятие остающихся административных и других видов ограничений, предоставление предпринимателям дополнительных стимулов и преференций;
реализацию утвержденных программ структурных реформ в сфере приватизации, агропромышленном комплексе, капитальном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
совершенствование системы взаиморасчетов хозяйствующих субъектов и кардинальное укрепление платежной дисциплины в экономике, а также принятие действенных мер по укреплению налично-денежного обращения, преимущественно через экономические механизмы.
3. Утвердить разработанную Общеэкономическим комплексом Кабинета Министров Программу основных мер по реализации макроэкономической политики на 2004 год согласно приложению N 2.
4. Общеэкономическому комплексу Кабинета Министров совместно с Центральным банком Республики Узбекистан:
проводить постоянный мониторинг за соблюдением одобренных предельных параметров макроэкономических показателей и реализацией Программы основных мер по реализации макроэкономической политики на 2004 год;
по результатам мониторинга ежеквартально представлять в Кабинет Министров отчет о реализации утвержденной Программы с предложениями по принятию дополнительных мер, направленных на снижение инфляции, стабилизацию денежного обращения, стимулирование экономического роста, оптимизацию платежного и торгового баланса, с уточнением, при необходимости, утвержденного прогноза макроэкономических параметров.
5. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками:
осуществлять постоянный мониторинг за уровнем процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, анализ спроса и предложения на деньги (кредитные ресурсы) и проводить операции по привлечению и размещению кредитных ресурсов на межбанковском рынке;
применять гибкую систему установления ставки рефинансирования Центрального банка в тесной увязке со складывающимся уровнем инфляции, уровнем процентных ставок на межбанковском рынке, с учетом целей и задач денежно-кредитной политики и для обеспечения доступности кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, прежде всего малого бизнеса и частного предпринимательства.
Центральному банку совместно с Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о мерах по стимулированию расширения системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек, активизации кредитования коммерческими банками отечественных предприятий.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан на постоянной основе:
совместно Государственным налоговым комитетом и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан установить жесткий контроль за поступлением доходов бюджета в разрезе источников и территорий, целевым и рациональным использованием бюджетных средств и соблюдением предельного уровня дефицита Государственного бюджета;
совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан анализировать влияние мер по снижению налоговой нагрузки, предоставленных льгот и преференций на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, особенно субъектов малого предпринимательства, а также на состояние исполнения доходов Государственного бюджета и по результатам вносить соответствующие предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
принимать меры по совершенствованию межбюджетных отношений, предусматривающие повышение роли, самостоятельности и ответственности местных бюджетов и укрепление роли органов самоуправления граждан в исполнении бюджетов местного уровня;
осуществлять жесткий контроль за законностью и целевым использованием бюджетных ассигнований, средств государственных целевых фондов и внебюджетных доходов бюджетных учреждений и по результатам вносить в Кабинет Министров предложения по оптимизации государственных расходов.
7. Министерству экономики и Госкомстату Республики Узбекистан:
совместно с Центральным банком установить постоянный контроль за динамикой ценовых индексов, выявлять факторы, влияющие на рост потребительских цен, и принимать упреждающие меры по его недопущению;
на ежеквартальной основе осуществлять анализ уровня использования производственных мощностей и, при необходимости, вносить предложения, способствующие повышению их загрузки по конкретным отраслям, в том числе по производству потребительских товаров.
8. Госкомстату совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
усовершенствовать методику расчета валового внутреннего продукта в соответствии со стандартами системы национальных счетов ООН и обеспечением полноты охвата всех видов экономической деятельности;
расширить сеть выборочных исследований по различным направлениям экономической активности с целью создания необходимой информационной и методологической базы для наиболее полной оценки компонентов ВВП.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С. и Председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.
Председатель
Кабинета Министров И. Каримов
к Постановлению КМ РУз
от 15.12.2003 г. N 547
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ НА 2004 ГОД
(в % к предыдущему году)
Показатели |
Прогноз на 2004 г. |
|
|
|
|
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
106,0 |
|
|
Уровень инфляции, в % к декабрю 2003 г. |
6,0 - 8,0 |
|
|
Дефицит консолидированного бюджета, в % к ВВП |
1,0 |
|
|
Объем промышленной продукции |
108,2 |
|
|
Объем продукции сельского хозяйства |
104,2 |
|
|
Объем капитальных вложений
|
106,5 |
к Постановлению КМ РУз
от 15.12.2003 г. N 547
ПРОГРАММА
основных мер по реализации
макроэкономической политики на 2004 год
N |
Мероприятия |
Форма реализации |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
I. Оздоровление денежно-кредитного оборота и обеспечение жесткого контроля над монетарными агрегатами
|
||||
1. |
Постоянный мониторинг за денежными агрегатами и их соответствием принятым целевым параметрам |
Изучение состояния спроса на денежном рынке, контроль параметров денежной массы и обменного курса
|
2004 г. |
Центральный банк |
2. |
Регулирование денежной массы в целях сглаживания колебаний спроса на нее на основе использования рыночных инструментов денежно-кредитной политики |
Расширение объемов депозитов и депозитных сертификатов Центрального банка Внедрение "валютных свопов" и операций "репо"
|
IV квартал 2003 г. - 2004 г. |
Центральный банк |
3. |
Регулирование ставки рефинансирования с учетом фактического и ожидаемого уровней инфляции потребительских и оптовых цен, уровня процентных ставок на межбанковском рынке, целей денежно-кредитной политики и обеспечения потребности реального сектора экономики в кредитных ресурсах
|
Постоянный мониторинг Решение Правления Центрального банка |
По мере необходимости |
Центральный банк |
4. |
Разработка и введение механизма гибкого формирования и использования коммерческими банками Фонда обязательных резервов, а также регулирования Центральным банком нормативов отчислений в Фонд обязательных резервов с учетом целей денежно-кредитной политики
|
Внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу |
В течение 2004 г. |
Центральный банк |
5. |
Расширение объемов выпуска облигаций Центрального банка для юридических и физических лиц
|
Осуществление новых выпусков |
2004 г. |
Центральный банк |
6. |
Принятие мер по выпуску государственных среднесрочных облигаций
|
Проект решения Правительства |
IV квартал 2003 г. |
Министерство финансов |
7. |
Реализация мер по повышению эффективности управления активами, пассивами и ликвидностью коммерческих банков, совершенствованию платежной системы: завершение перехода коммерческих банков на систему единого корреспондентского счета; развитие электронного межбанковского рынка краткосрочных денежных средств; формирование системы платежей в режиме реального времени
|
Комплекс мер внесение дополнений в нормативные акты |
IV квартал 2003 г. II полугодие 2004 г. III квартал 2004 г. |
Центральный банк, коммерческие банки |
II. Мероприятия по связыванию денежной массы и сокращению неконтролируемого налично-денежного оборота
|
||||
8. |
Расширение видов банковских продуктов для физических лиц, повышение привлекательности сбережений в банках (расширение выигрышных вкладов, целевых депозитов)
|
Создание условий роста депозитов населения в банках |
постоянно |
Коммерческие банки, Центральный банк |
9. |
Организация широкомасштабного выпуска денежно-вещевых тиражных лотерей: - определение механизма реализации и проведения тиражей; - выбор для выигрышей потребительских товаров, преимущественно отечественного производства;
|
Совершенствование нормативной базы; Заключение договоров с производителями; Проведение широкой рекламной кампании, мероприятия |
Начиная с I квартала 2004 г. |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента Министерство финансов, Центральный банк, Народный банк, Узтелерадиокомпания
|
10. |
Создание дополнительных возможностей по расширению привлечения денежных средств юридических и физических лиц в акции коммерческих банков
|
Повышение максимально допустимой доли одного акционера в капитале банка с 7 до 25 процентов |
I квартал 2004 г. |
Центральный банк, Госкомимущество |
11. |
Реализация коммерческими банками юридическим и физическим лицам пакетов акций в счет государственной доли: I этап - реализация пакетов акций банков, с государственной долей менее 25%; I этап - реализация пакетов акций крупных банков, с государственной долей более 25% (кроме Народного банка)
|
Проведение оценки государственной доли Выставление на продажу и реализация |
I квартал 2004 г. по графику |
Госкомимущество, Центральный банк, коммерческие банки |
12. |
Создание правовой базы системы накопительных пенсионных счетов, открываемых в Народном банке |
Проекты законодательных и нормативных документов |
II полугодие 2004 г. |
Министерство финансов, Минтруда и социальной защиты населения
|
13. |
Расширение выпуска в обращение депозитных и сберегательных сертификатов для юридических и физических лиц, других ценных бумаг коммерческих банков, активизация андеррайтинга корпоративных облигаций
|
Комплекс мер |
IV квартал 2003 г. |
Коммерческие банки |
14. |
Разработка специальной программы по дальнейшему расширению безналичных расчетов на основе пластиковых карточек
|
Проект решения Правительства |
I квартал 2004 г. |
Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки
|
15. |
Предоставление коммерческим банкам возможности получения наличных денег в пределах имеющихся средств на корреспондентском счете
|
Изменения в нормативной базе |
IV квартал 2003 г. |
Центральный банк |
16. |
Разработка мероприятий, предусматривающих поэтапную унификацию наличной и безналичной форм расчетов
|
Внесение изменений в решения Правительства |
в течение 2004 г. |
Центральный банк |
17. |
Осуществление широкой публикации банками на льготной основе информации, связанной с привлечением вкладов, использованием пластиковых карточек и другими видами банковских услуг населению
|
Комплекс мер |
IV квартал 2003 г. - 2004 г. |
Узтелерадиокомпания, Агентство по печати и информации, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки
|
III. Повышение инвестиционной активности и содействие эффективному функционированию реального сектора экономики
|
||||
18. |
Анализ состояния реализации инвестиционных проектов, в том числе по локализации производства, эффективности использования производственных мощностей в основных отраслях экономики. Контроль за строгим соблюдением установленных параметров финансирования капитальных вложений за счет централизованных источников в соответствии с утвержденной Инвестиционной программой на 2004 год
|
Ежеквартальный анализ исполнения Инвестиционной программы, программ локализации, загрузки производственных мощностей по основным отраслям, в том числе по производству потребительских товаров Внесение предложений по созданию благоприятных условий для развития отечественного производства и экспорта
|
2004 г. |
Министерство экономики, Департамент внешнеэкономических связей и иностранных инвестиций, Министерство финансов, отраслевые ассоциации, корпорации, холдинговые компании, концерны |
19. |
Разработка нового порядка уплаты налогов коммерческими банками, предусматривающего налогообложение с прибыли на консолидированной основе. Подготовка предложений по предоставлению коммерческим банкам дополнительных налоговых стимулов для расширения их ресурсной базы кредитования отечественных товаропроизводителей
|
Внесение изменений и дополнений в нормативные акты Внесение предложений по стимулированию расширения кредитования банками реального сектора
|
III квартал 2004 г. |
Министерство финансов, ГНК, Центральный банк |
20. |
Расширение потребительского кредитования по товарам длительного пользования |
Совершенствование нормативно-правовой базы потребительских кредитов Разработка стандартизованных банковских продуктов Заключение банками факторинговых договоров с отечественными производителями
|
IV квартал 2003 г. I полугодие 2004 г. |
Центральный банк, коммерческие банки, ХК "Файз", ассоциации Узавтопром, Узэлтехпром |
21. |
Совершенствование механизма финансирования сельского хозяйства путем замены существующего механизма авансирования сельскохозяйственных производителей на механизм прямого кредитования
|
Совершенствование нормативно-правовой базы прямого кредитования сельскохозяйственных производителей |
I квартал 2004 г. |
Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономики, Минсельводхоз
|
22. |
Создание правовой базы ипотечного финансирования: I этап - кредитование на первичном и вторичном рынке недвижимости; I этап - подготовка выпусков ипотечных облигаций
|
Внесение дополнений в законодательные акты, разработка нормативных документов |
I полугодие 2004 г. II полугодие 2004 г.
|
Центральный банк, Министерство юстиции, Госкомимущество |
23. |
Создание системы определения рейтинга предприятий реального сектора экономики независимыми рейтинговыми агентствами |
Мероприятия |
I полугодие 2004 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, Центр по координации и контролю за деятельностью рынка ценных бумаг
|
24. |
Постоянный мониторинг уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, анализ спроса на деньги в банковской системе и активное регулирование Центральным банком предложения кредитных ресурсов
|
Проведение Центральным банком операций по привлечению и размещению кредитных ресурсов на межбанковском рынке Публикация данных об уровне процентных ставок в печати
|
По мере необходимости Регулярно |
Центральный банк, коммерческие банки |
25. |
Создание межбанковского кредитно-информационного бюро, содержащего информацию о кредитной истории заемщиков
|
Проект решения Правительства |
I квартал 2004 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
26. |
Совершенствование механизма кредитного страхования с целью снижения рисков коммерческих банков при осуществлении кредитных операций
|
Комплекс мер по обеспечению большей эффективности деятельности коммерческих банков и страховых компаний
|
II полугодие 2004 г. |
Ассоциация банков Узбекистана, Госстрахнадзор |
27. |
Усовершенствование методики расчета валового внутреннего продукта в соответствии со стандартами системы национальных счетов ООН с целью более полного охвата всех видов экономической деятельности, включая сферу услуг
|
Разработка и утверждение новой методики оценки ВВП |
I квартал 2004 г. |
Госкомстат, Министерство экономики |
IV. Обеспечение своевременного и полного поступления доходов в государственный бюджет
|
||||
28. |
Установление постоянного жесткого контроля за своевременным поступлением налоговых, таможенных и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды
|
Повышение собираемости налогов за счет улучшения налогового администрирования, сокращения недоимки и укрепления платежной дисциплины
|
2004 г. |
ГНК, ГТК, Департамент по БНиВП при Генеральной прокуратуре |
29. |
Постоянный мониторинг, позволяющий оперативно и точно оценивать исполнение основных параметров проводимой налоговой и таможенной политики, своевременное выявление и реагирование на потенциальные риски снижения налоговых поступлений и таможенных платежей
|
Разработка системы количественных и индикативных показателей с целью оперативного прогнозирования бюджетных поступлений и подготовки предложений по корректировке проводимой налоговой политики
|
I квартал 2004 г. |
Министерство финансов, ГНК, ГТК, Департамент по БНиВП при Генеральной прокуратуре |
30. |
Разработка мер по поэтапному переходу на представление хозяйствующими субъектами финансовой отчетности в налоговые органы в электронной форме
|
Реализация пилотного проекта
|
I полугодие 2004 г. |
ГНК, ГТК, Госкомстат, Министерство финансов |
31. |
Подготовка предложений о внесении в Налоговый кодекс изменений, обеспечивающих прямое действие положений Кодекса, с соответствующей отменой подзаконных нормативных актов
|
Подготовка и внесение в Кабинет Министров изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан |
III квартал 2004 г. |
Министерство финансов, ГНК, Министерство юстиции, Министерство экономики
|
V. Повышение эффективности и оптимизация расходов государственного бюджета
|
||||
32. |
Проведение инвентаризации строящихся по решениям Правительства объектов, включая объекты незавершенного строительства, и подготовка предложений по концентрации средств на пусковых объектах и продлению сроков строительства отдельных объектов в увязке с имеющимися источниками финансирования
|
Проект решения Правительства |
I полугодие 2004 г. |
Министерство экономики, Министерство финансов, Госархитектстрой, Министерство юстиции |
33. |
Повышение эффективного управления государственными активами: проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений; установление жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием государственных активов - объектов недвижимости (в том числе, за сдачей в аренду и поступлением арендной платы)
|
Проект решения Правительства |
II квартал 2004 г. |
Госкомимущество, Министерство финансов, Министерство экономики |
34. |
Разработка и реализация поэтапных мер по переходу на казначейскую систему исполнения Государственного бюджета в целях повышения эффективности и оптимизации управления бюджетными расходами
|
Подготовка и внесение в Кабинет Министров проектов: Закона "О Казначействе"; основных направлений реформирования управления государственными финансами
|
I полугодие 2004 г. |
Министерство финансов |
35. |
Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений, разграничению налоговых и расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами путем: закрепления доходных источников местных бюджетов и отчислений от общегосударственных налогов на 3 года; определения ответственности и пределов обязательств местных органов государственной власти по расходам; пересмотра роли и полномочий бюджетов районов (городов) по исполнению доходов и обязательств по расходам
|
Проект решения Правительства об утверждении основных параметров государственного бюджета на 2005 г. |
II полугодие 2004 г. |
Министерство финансов, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
VI. Совершенствование системы регулирования внешнеторговых операций
|
||||
36. |
Проведение постоянного мониторинга состояния торгового и платежного баланса республики, динамики потоков экспорта и импорта, изменения условий торговли на внешних рынках |
Мониторинг сбалансированности внешнеторговых потоков Подготовка предложений по оптимизации импорта и стимулированию роста экспорта
|
2004 г. |
Департамент внешнеэкономических связей и иностранных инвестиций, Министерство экономики, Агентство по ВЭС, ГТК
|
37. |
Пересмотр ставок таможенных платежей на основе дифференцированного подхода по товарам: производимым в республике в объеме, достаточном для удовлетворения внутреннего потребительского спроса; не производимым или производимым в недостаточных объемах, рост выпуска которых планируется наращивать в предстоящие годы; организация производства которых в республике нецелесообразна; отдельным подакцизным товарам
|
Подготовка Межведомственным таможенно-тарифным советом предложений исходя из структуры потребительского спроса, объемов отечественного производства и обеспечения эффективного таможенного контроля |
IV квартал 2003 г. |
Межведомственный таможенно-тарифный совет, Агентство по ВЭС, Министерство экономики, ГТК, Министерство финансов |
38. |
Инвентаризация льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных по категориям товаров и хозяйствующим субъектам |
Проведение инвентаризации и подготовка соответствующих предложений по их сокращению
|
I квартал 2004 г. |
Министерство финансов, Агентство по ВЭС, ГТК, Министерство экономики |
39. |
Разработка методических указаний на базе унифицированных правил проведения международных документарных операций по международным платежам
|
Методические указания |
I квартал 2004 г. |
Центральный банк |
40. |
Разработка правовой базы и внедрение системы посттаможенного контроля
|
Проект решения Правительства |
IV квартал 2003 г. |
ГТК, Министерство финансов |
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2003 г., N 23, ст. 235