Положение об Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (Приложение к Постановлению КМ РУз от 11.06.2018 г. N 436)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 11.06.2018 г. N 436
ПОЛОЖЕНИЕ
об Инспекции по контролю за горно-геологической
деятельностью при Государственном комитете
Республики Узбекистан по геологии
и минеральным ресурсам
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права, ответственность и организационные основы деятельности Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью (далее - Инспекция) при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеологии).
2. Инспекция является структурным подразделением Госкомгеологии.
3. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами Госкомгеологии и настоящим Положением, а также иными актами законодательства.
4. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными организациями.
5. Инспекция несет ответственность перед Госкомгеологии за обеспечение соблюдения всеми пользователями недр требований законодательства, установленных норм и правил ведения работ по геологическому изучению недр, добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, водопользования и водопотребления из подземных источников, а также условий пользования участками недр, установленных в разрешениях на право пользования участками недр.
6. Предписания, выдаваемые Инспекцией и ее региональными инспекциями в пределах своих компетенций, обязательны для исполнения всеми органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, юридическими и физическими лицами. За невыполнение предписаний Инспекции и ее региональных инспекций должностные лица вышеуказанных органов и юридические лица, а также физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
7. Инспекция является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственною герба Республики Узбекистан со своим наименованием на государственном языке, казначейские лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ
8. Основными задачами Инспекции являются:
осуществление государственного надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных документов в сфере использования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды), переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ;
контроль за выполнением пользователями недр решений и заключений, принятых при утверждении запасов полезных ископаемых Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Госкомгеологии;
определение наличия допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья с принятием мер ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан;
внедрение передовой методологии профилактики правонарушений, дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, широкое внедрение в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий;
в случаях выявления незаконной добычи полезных ископаемых оформление соответствующих документов, определение размера нанесенного ущерба путем проведения маркшейдерских работ;
информирование широкой общественности о выявленных правонарушениях и их последствиях, разработка предложений по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства в данной сфере.
9. Для выполнения возложенных задач Инспекция осуществляет следующие функции:
а) в области государственного надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства и нормативных документов в сфере использования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды), переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ:
обеспечивает подготовку, рассмотрение и согласование в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов по вопросам геологического изучения, использования и охраны недр, а также подготавливает к утверждению правила, инструкции и нормы по данным вопросам;
проводит контроль горно-геологической деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих геологическое изучение и добычу полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды);
обеспечивает рациональное использование и охрану недр при геологическом изучении, добыче и переработке минерального сырья, маркшейдерском и геологическом обеспечении горных работ на месторождениях, переданных в промышленную и опытно-промышленную добычу;
контролирует соблюдение пользователями недр установленного порядка ликвидации и консервации организаций и объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
осуществляет контроль за недопущением необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
обеспечивает своевременное и качественное выполнение условий, содержащихся в разрешениях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
обеспечивает сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечивает соблюдение требований нормативных документов при бурении и эксплуатации гидрогеологических скважин, осуществляет работы по охране уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод;
ежегодно проводит анализ и оценку практической значимости реализованных рекомендаций и предписаний;
б) в области контроля за выполнением пользователями недр решений и заключений, принятых при утверждении запасов полезных ископаемых Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Госкомгеологии:
проводит предварительное обследование участков недр, на пользование которыми выдаются разрешения, а также последующий надзор за соблюдением согласованных объемов добычи полезных ископаемых и порядка эксплуатации месторождений в соответствии с решениями и заключениями, принятыми при утверждении запасов полезных ископаемых Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Госкомгеологии;
предоставляет горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также согласовывает в установленном порядке предоставляемые пользователями недр планы развития горных работ;
обеспечивает полноту геологического изучения недр, соблюдение горнотехнических, гидрогеологических, геолого-экономических и других условий разработки разведуемых месторождений полезных ископаемых, участков недр, предоставляемых в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для хранения и захоронения отходов;
обеспечивает полноту и достоверность исходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них основных и попутных полезных компонентах, а также о природных особенностях участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
в) в области определения наличия допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья с принятием мер ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан:
осуществляет прием ежегодных отчетов об объемах добычи полезных ископаемых по установленным формам и обеспечивает их перенаправление в Государственный геологический фонд Госкомгеологии в установленном порядке;
ведет учет работ по изучению недр, связанных с добычей полезных ископаемых, на балансах годовой отчетности по горным добычам, а также обеспечивает достоверность результатов работ по геологическому изучению, списание с учета добывающих предприятий добытых и потерянных полезных ископаемых;
согласовывает технические проекты горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья, а также ведет надлежащий контроль за рациональным использованием полезных ископаемых;
обеспечивает полное и комплексное изучение недр, наиболее полную добычу из них полезных ископаемых, их рациональное использование и извлечение всех компонентов;
осуществляет контроль за разработкой месторождений методами и способами, исключающими неоправданно высокие потери полезных ископаемых и снижение их качества, а также реализацией планов развития горных работ, соблюдением установленных нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче и переработке;
определяет наличие допущенных сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья, с принятием мер ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
10. Инспекция в пределах своей компетенции участвует в:
работе Научно-технического совета Госкомгеологии по рассмотрению проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, отчетов по их результатам, а также иных вопросов, рассматриваемых на заседаниях Научно-технического совета;
подготовке материалов по вопросам, выносимым на рассмотрение коллегии Госкомгеологии;
подготовке проектов приказов и распоряжений Госкомгеологии по вопросам деятельности Инспекции;
разработке проектов нормативно-правовых актов в области геологического изучения недр и регулирования вопросов пользования участками недр.
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНСПЕКЦИИ
11. Для выполнения возложенных на нее задач и функций Инспекция имеет право:
проводить обследования предприятий и объектов по вопросам рационального использования и охраны недр при геологическом изучении, добыче полезных ископаемых (включая пресные, минеральные, термальные и промышленные подземные воды), переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ;
выдавать организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пользования и охраны недр при геологическом изучении, добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья;
посещать территории органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, объекты режима секретности в установленном порядке, а также юридических и физических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы с целью обследования горно-геологической деятельности;
привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение требований геологического изучения, использования и охраны недр в пределах своей компетенции;
заслушивать отчеты руководителей организаций, эксплуатирующих объекты водопользования за счет подземных источников, ведущих работы по геологическому изучению недр, добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, геолого-маркшейдерскому обеспечению горных работ;
передавать в установленном порядке в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной и/или уголовной ответственности;
получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций необходимую информацию по вопросам водопользования и водопотребления за счет подземных источников, рационального использования и охраны недр при геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ;
привлекать при необходимости для реализации возложенных задач и функций квалифицированных специалистов Госкомгеологии и других государственных органов, а также специализированных организаций.
Инспекция может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
12. Инспекция и ее региональные инспекции обязаны:
оказывать пользователям недр консультации и необходимую методическую помощь по вопросам контроля за горно-геологической деятельностью;
ежегодно формировать и обновлять базу данных пользователей недр, получивших в установленном порядке горный отвод для разработки месторождений полезных ископаемых;
бесплатно по запросам пользователей недр информировать их о действующем порядке, требованиях, правилах и иных вопросах в области контроля за горно-геологической деятельностью;
обеспечивать соблюдение требований Правил этического поведения работниками Инспекции, утвержденных на основании Типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 2 марта 2016 г. N 62.
Инспекция и ее региональные инспекции могут нести и другие обязанности в области контроля за горно-геологической деятельностью в соответствии с законодательством.
13. Инспекция несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на нее задач и функций, а также обеспечение соблюдения, защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства.
14. Должностные лица Инспекции несут ответственность в установленном порядке за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Степень ответственности инспекторов Инспекции устанавливается должностными инструкциями.
Должностные инструкции инспекторов в установленном порядке утверждаются начальником Инспекции по согласованию с председателем Госкомгеологии.
15. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности Инспекции по горно-геологическому контролю, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам, осуществляющим данный контроль, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ
16. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности председателем Госкомгеологии по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Начальник Инспекции является главным инспектором по контролю за горно-геологической деятельностью (далее - главный инспектор).
Начальник Инспекции имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по согласованию с председателем Госкомгеологии.
Заместители начальника Инспекции являются заместителями главного инспектора:
по контролю за горной деятельностью;
по контролю за геологической деятельностью.
17. Инспекция состоит из аппарата управления, региональных инспекторов, вспомогательных подразделений, а также региональных инспекций.
18. Начальник Инспекции:
осуществляет общее руководство деятельностью Инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и функций;
вносит при необходимости обоснованные предложения по изменению структуры Инспекции, утверждает штатное расписание и смету расходов Инспекции в пределах установленной общей численности;
утверждает в установленном порядке положения о региональных инспекциях;
издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками Инспекции и ее региональных инспекций;
в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Инспекции;
решает вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников Инспекции и представляет кандидатуры особо отличившихся работников к награждению в установленном порядке;
осуществляет координацию работы по укреплению исполнительской дисциплины в Инспекции и региональных инспекциях;
осуществляет координацию работы по рассмотрению обращений физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции.
Начальник Инспекции осуществляет и иные полномочия в соответствии с законодательством.
19. Региональные инспекции осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми начальником Инспекции.
20. Инспекторскому составу Инспекции выдаются удостоверения единого образца.
21. При выполнении инспекторами Инспекции своих обязанностей пользователи недр обеспечивают их служебными помещениями, средствами связи, специальной одеждой и защитными средствами, автомобильным транспортом, телефонной связью.
ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ
22. Инспекция является бюджетной организацией и ее содержание осуществляется за счет средств:
Государственного бюджета Республики Узбекистан;
отчислений в размере 80 процентов от сумм штрафов, взыскиваемых в установленном порядке за нарушение установленных требований в сфере недропользования;
20 процентов отчислений от суммы ущерба, выявленного по фактам незаконной добычи полезных ископаемых;
других источников, не запрещенных законодательством.
23. Заработная плата работников Инспекции устанавливается с применением тарифного коэффициента по единой тарифной сетке оплаты труда в двукратном размере и включает надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы (выслугу лет) в размерах, установленных для работников Госкомгеологии, районные (территориальные) коэффициенты к заработной плате в установленных размерах и другие дополнительные выплаты, установленные законодательством, и выплачивается за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан.
Решением коллегии Госкомгеологии могут быть установлены и другие стимулирующие меры работников Инспекции.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
24. Реорганизация и ликвидация Инспекции осуществляются в порядке, установленном законодательством.
25. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июня 2018 г.
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2018 г., N 6, ст. 145