Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Программа экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998-2007 годы (Приложение к Договору об углублении экономического сотрудничества от 12.10.1998 г.)

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Текст документа с комментариями экспертов доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz

К Договору между Республикой Узбекистан

и Российской Федерацией об углублении экономического

сотрудничества на 1998-2007 годы



ПРОГРАММА

экономического сотрудничества между

Республикой Узбекистан и Российской

Федерацией на 1998 - 2007 годы



I. Основные цели и задачи Программы

II. Основные направления развития экономического сотрудничества

III. Приоритетные направления сотрудничества в области

структурной политики

IV. Сотрудничество в социальной сфере и экологии

V. Развитие торговых отношений

VI. Механизм реализации Программы

Мероприятия к программе экономического

сотрудничества между Республикой Узбекистан

и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы


Республика Узбекистан и Российская Федерация являются традиционными экономическими партнерами. Сотрудничество двух стран - важнейшая составная часть хозяйственных связей в Содружестве Независимых Государств.

Однако процессы формирования государственности, реформирования экономики и изменение характера внешнеэкономических отношений ослабили экономическое взаимодействие двух стран. Становление рыночных механизмов сопровождалось нарушением хозяйственных и кооперационных связей, снижением товарооборота и ухудшением его структуры.

Существующие проблемы в настоящее время объективно сдерживают экономическое развитие стран и требуют разработки адекватных новым условиям направлений экономических отношений, строящихся на условиях взаимной выгоды и равноправия.

Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 30 мая 1992 г., Договор об экономической интеграции между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 2 марта 1994 г. и Совместное заявление Президентов Республики Узбекистан и Российской Федерации от 6 мая 1998 г. явились основой для разработки Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы (далее именуется - Программа).



I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Программа разработана с целью реализации Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на долгосрочной основе согласованного комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, по оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик, росту на этой основе взаимного товарооборота, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей и повышению уровня жизни населения двух государств.

Для выполнения указанных целей необходимо решение следующих задач:

согласование общих подходов и определение путей экономического сотрудничества двух стран, ориентированных на эффективное развитие производительных сил и рост благосостояния народов;

создание условий для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей и гарантий в производственной деятельности;

обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, активизация межрегионального сотрудничества;

формирование системы по целенаправленному привлечению национальных и иностранных инвесторов в различные сферы экономик;

согласование межгосударственных мер по ускорению интеграционных процессов на уровне хозяйствующих субъектов, созданию межгосударственных финансово-промышленных групп различных видов и форм, совместных предприятий;

формирование по приоритетным направлениям сотрудничества межгосударственных проектов и программ в целях оптимизации затрат на их осуществление;

осуществление поддержки по повышению эффективности эксплуатации и развитию связи и транспортных коммуникаций;

принятие согласованных мер по расширению сотрудничества в банковской сфере, совершенствованию платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений;

реализация мер по укреплению и развитию гуманитарного сотрудничества, взаимодействия в социальной, культурной и иных сферах;

осуществление согласованных действий по охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;

координация действий по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным распространением и сбытом наркотических и психотропных веществ.



II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


Важным условием развития интеграционных процессов между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией является сближение и повышение согласованности в проведении рыночных реформ. В этих целях Программой предусматривается координация действий по следующим основным направлениям:

сближение национальных законодательств путем создания правовой базы, обеспечивающей взаимовыгодные условия хозяйствующим субъектам рынка Сторон;

гармонизация нормативно-правовой базы и разработка эффективных механизмов ее реализации по созданию межгосударственных интегрированных структур и совместных предприятий;

координация валютной и налоговой политики, формирования ставок НДС и принципов взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций во взаимной торговле;

углубление межгосударственного разделения труда на основе сохранения специализации предприятий и создания единых правовых основ для развития производственной кооперации;

взаимный обмен национальными программами приватизации Республики Узбекистан и Российской Федерации и подготовка предложений по созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в этих программах;

организация корреспондентских отношений между Центральным банком Республики Узбекистан и Центральным банком Российской Федерации, а также межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем.



III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

В ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ


Взаимодействие в проведении структурной политики Республики Узбекистан и Российской Федерации направлено на сохранение и развитие существующего производственного и научного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, организацию и поддержку конкурентоспособных производств в целях создания эффективных экономик с устойчивыми темпами роста.

Программой намечены пути научно-технологического сотрудничества, а также совместного создания и развития структурообразующих производств, экспериментальных баз фундаментальной и прикладной науки, их обеспечения необходимыми ресурсами, сохранения специализации предприятий, имеющих важное значение в обеспечении экономической безопасности обоих государств. Это в первую очередь приоритетные области сотрудничества: авиационная и легкая промышленность, машиностроение, металлургия, отрасли агропромышленного комплекса, атомная энергетика, отрасли топливно-энергетического комплекса.

Определяющее значение для проведения согласованной промышленной политики в структурообразующих отраслях, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, будет иметь комплекс мер по развитию научно-технического, производственного потенциала, углублению кооперации, сотрудничества в инвестиционной сфере, защите общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции и созданию благоприятных условий для товаропроизводителей.

Одним из ключевых элементов интеграции и осуществления согласованной структурной политики станет создание совместных транснациональных структур, способных содействовать ускорению научно-технического прогресса на наиболее перспективных направлениях развития промышленности и науки, увеличению экспортного потенциала.

Осуществить структурные изменения и обеспечить экономический и социальный прогресс возможно только при концентрации научно технического потенциала, совместных усилий и ресурсов на разработке технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.

В целях практической реализации структурной политики в инновационной сфере предусматривается разработка и осуществление обоими государствами как национальных целевых комплексных программ и проектов, так и совместных, учитывающих все возможные источники финансирования.

Структурная перестройка промышленности в рыночных условиях требует последовательной политики по прекращению поддержки и свертыванию неконкурентоспособных отраслей и производств, созданию оптимальных условий для перемещения капитала, переориентации кредитной политики на финансирование перспективных сфер экономики в целях активного развития наиболее приоритетных и жизненно важных систем рынка, увеличению экспортного потенциала.

Важной составной частью интеграции в рамках Программы является производственная кооперация, предусматривающая дальнейшее укрепление и развитие связей между хозяйствующими субъектами двух государств, что будет способствовать увеличению выпуска конкурентоспособной продукции.

Все большее значение для экономической интеграции приобретает создание необходимых правовых и организационных условий для беспрепятственной транспортировки грузов и перевозки пассажиров, а также развитие транспортной инфраструктуры и связи. Для более действенного использования этого комплекса необходимо обеспечить проведение взаимосогласованных подходов к установлению национальных тарифов на транспортные перевозки грузов и пассажиров по видам транспорта.



IV. СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

И ЭКОЛОГИИ


Экономические реформы, осуществляемые в Республике Узбекистан и Российской Федерации, требуют новых форм и методов сотрудничества в социальной сфере и экологии.

В период реализации Программы будет осуществляться координация деятельности по развитию взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей и обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, в области культуры и искусства, спорта, санаторно-курортного дела и туризма.

Дальнейшее расширение получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, рационального природопользования.



V. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Основой для развития взаимовыгодных экономических отношений, углубления интеграции становится расширение торговли между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Коренных сдвигов в этой области можно достичь путем дальнейшей либерализации механизма экспортно-импортных операций на основе режима свободной торговли.

Программой предусматривается расширение сотрудничества в области взаимодействия транспортных систем Республики Узбекистан и Российской Федерации, имея в виду их более эффективное использование во взаимных перевозках грузов, снижение транспортных издержек, проведение с этой целью согласованной политики по развитию и реконструкции систем транспорта.

Совместная реализация этой задачи предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы на основе реализации существующих соглашений в области автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта.

Организация и осуществление торговли между странами предполагают активный обмен необходимой статистической информацией и в первую очередь сопоставление данных по внешней торговле. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами и разработками, программами, а также опытом проведения статистических наблюдений, переписей, обследований, согласование принципов формирования статистики внешней торговли.

В рамках развития торгового сотрудничества предлагается проводить консультации по вопросам взаимодействия Сторон с международными организациями, в том числе по проблематике Всемирной торговой организации.

Программой предусматриваются гармонизация таможенного законодательства, совершенствование тарифного и нетарифного регулирования, упрощение таможенных процедур и режимов между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.

Дальнейшее развитие должно получить сотрудничество между регионами Республики Узбекистан и Российской Федерации. В этой области ставится задача создания благоприятных условий для социально-экономического развития регионов с учетом ранее сложившихся хозяйственных и культурных связей.



VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация Программы будет осуществляться посредством выполнения государственными органами и хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан и Российской Федерации конкретных действий, определяемых в Программе и мероприятиях к ней.

С этой целью создается Координационный совет по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы (далее именуется - КС).

КС включает узбекистанскую и российскую национальные части, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главами Правительств Сторон.

Заседания КС проводятся на регулярной основе не реже одного раза в полугодие поочередно в Республике Узбекистан и в Российской Федерации. Председательствует на заседании КС председатель принимающей Стороны.

Основными функциями КС являются:

координация деятельности министерств и ведомств по реализации Программы в рамках национальных частей;

контроль за организацией работы по реализации Программы;

контроль за подготовкой проектов межправительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией Программы;

подготовка для рассмотрения на заседаниях Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан отдельных проблем, связанных с реализацией Программы;

иные функции, определяемые Положением о Координационном совете по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы.

Председатели узбекистанской и российской частей КС не позднее 90 дней с даты вступления в силу настоящей Программы утверждают Положение о Координационном совете по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией на 1998 - 2007 годы.







МЕРОПРИЯТИЯ

к программе экономического сотрудничества

между Республикой Узбекистан и Российской

Федерацией на 1998 - 2007 годы


N

Содержание мероприятий

Срок

Исполнители

п/п


исполнения




Российской Федерации

Республики Узбекистан

1.

Основные направления сближения нормативно-правовой базы и реформирования экономики
















1.1

Подготовка предложений по:








1.1.1

оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между хозяйствующими субъектами

1998 -

Минэкономики

Минмакроэкономстат


2007 гг.

Миннауки

ГКНТ



заинтересованные

МВЭС



министерства

заинтересованные



и ведомства

министерства




и ведомства

1.1.2

созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в программах приватизации

1998 -

Мингосимущество

Госкомимущество


2000 гг.

Минэкономики

Минфин




Минмакроэкономстат













1.1.3

обмену информацией по вопросам регулирования и контроля на рынке ценных бумаг

1999 -

ФКЦБ

Госкомимущество


2000 гг.











1.1.4

сближению механизма взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций

1999 г.

Минфин

Минфин



Госналогслужба

ГНК



ГТК

ГТК



Минэкономики

МВЭС




Минмакроэкономстат

1.1.5

содействию созданию совместных предприятий, финансово-промышленных групп в различных отраслях экономики, активизации деятельности национальных инвесторов на территории обоих государств

1998 -

Минэкономики

Минюст


2000 гг.

заинтересованные

МИД



министерства

Минмакроэкономстат



и ведомства

МВЭС




заинтересованные




министерства




и ведомства





1.1.6

осуществлению согласованных

1998 -

Министерство

МВЭС

ГНК

ГТК

Минфин

Минмакроэкономстат


мер по реализации режима

2000 гг.

торговли


свободной торговли


ГТК




Минэкономики





1.1.7

развитию взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей Российской Федерации и Республики Узбекистан

1999 -

Министерство по

Палата ТПиП


2001 гг.

антимонопольной

Госкомимущество



политике и поддержке

Минмакроэкономстат



предпринимательства




Торгово-промышленная





палата Российского





союза промышленников





и предпринимателей






1.1.8

урегулированию вопросов

1998 -

Мингосимущество

Госкомимущество


имущественных претензий по

1999 гг.




признанию прав





собственности на объекты,





расположенные на





территориях государств








1.2

Подготовка проектов





соглашений:








1.2.1

о производственной

1999 -

Минэкономики

Минмакроэкономстат


кооперации

2000 гг.

МИД

ГНК


...