Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.04.2021 г. N ПП-5048 "О дополнительных мерах по реализации программ "Обод кишлок" и "Обод махалла"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.04.2021 г.
N ПП-5048
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ "ОБОД
КИШЛОК" И "ОБОД МАХАЛЛА"
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года N УП-6155 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения", а также развития дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей и объектов социальной сферы регионов путем последовательного продолжения реализации программ "Обод кишлок" и "Обод махалла", дальнейшего повышения на этой основе уровня жизни и благосостояния населения:
1. Определить, что в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" (далее - Программы):
а) перечень сел (махаллей) формируется на основе следующих критериев:
расположенность в отдаленных и со сложными природно-климатическими условиями регионах;
количество обращений по дорожно-транспортной инфраструктуре, инженерно-коммуникационным сетям и объектам социальной сферы, поступивших от населения в Народные приемные Президента Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах;
наличие инициатив населения и предпринимателей по совместному благоустройству территории села (махалли), в котором они проживают (расположены);
наличие статуса "Махалля туризма", "Село туризма" или "Аул туризма";
б) хокимияты районов (городов) совместно с председателями сходов граждан махаллей представляют на Кенгашах народных депутатов соответствующих районов (городов) работу по строительству, ремонту и благоустройству, планируемую к реализации в селах (махаллях), с расчетами необходимых для ее финансирования средств;
в) приоритетные направления развития каждого села (махалли) определяются с учетом имеющихся возможностей в соответствующем селе (махалле), сформировавшегося за долгие годы потенциала населения, предпринимательской среды и "точек роста";
г) органами государственной власти на местах осуществляются мероприятия по:
обеспечению населения чистой питьевой водой, возведению на местах резервуаров сточных вод и санитарных сооружений;
улучшению электроснабжения, в том числе состояния трансформаторов и подстанций, модернизации системы связи и информатизации, организации бесперебойной поставки населению газового топлива;
строительству, реконструкции и ремонту внутренних автомобильных дорог, пешеходных дорожек, транспортных остановок и другой дорожной инфраструктуры, благоустройству и озеленению обочин дорог;
развитию инфраструктуры сельского и водного хозяйства, строительству ирригационных систем, снижению уровня сизотных вод, очистке арыков и вводу в эксплуатацию выбывших из оборота земель;
строительству, реконструкции и ремонту объектов социальной сферы, в том числе дошкольных образовательных организаций, средних общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения, а также объектов туризма.
2. Принять к сведению, что в рамках мер по реализации Программ в 2021 году Кенгашами народных депутатов районов (городов):
на основе критериев, определенных в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления, из каждого района и города отобрано всего 397 сел и махаллей, в которых будет осуществлена работа по строительству, ремонту и благоустройству;
утверждены адресные программы строительно-ремонтных работ дорожно-транспортных и инженерно-коммуникационных сетей, объектов социальной сферы и другой инфраструктуры.
3. Утвердить предусматривающие осуществление работ по строительству, ремонту и благоустройству общей стоимостью 20,8 триллиона сумов в 7 794 селах и махаллях всех районов и городов:
источники финансирования мер по реализации программ "Обод кишлок" и "Обод махалла", развитию социальной и производственной инфраструктуры, обеспечению населения жильем согласно приложению N 1*;
параметры строительства и ремонта внутренних дорог, объектов питьевого водоснабжения и системы канализации, электро- и газоснабжения в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" согласно приложениям N 2, 2а - 2н*;
параметры улучшения систем ирригации, связи и информатизации, возведения спортивных и детских площадок, благоустройства улиц сел и махаллей в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" согласно приложениям N 3, 3а - 3н*;
параметры строительства и ремонта объектов социальной сферы, комплексов органов самоуправления граждан, махаллинских гузаров и улучшения жилищного фонда в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" согласно приложениям N 4, 4а - 4н*;
параметры развития общественного транспорта, системы работы с бытовыми отходами и рыночной инфраструктуры в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла" согласно приложениям N 5, 5а - 5н*;
параметры строительства и ремонта объектов питьевого водоснабжения и системы канализации согласно приложениям N 6, 6а - 6н*;
параметры строительства и ремонта внутренних дорог согласно приложениям N 7, 7а - 7н*;
параметры обновления и модернизации низковольтных электрических сетей согласно приложениям N 8, 8а - 8н*;
параметры развития туристской инфраструктуры согласно приложениям N 9, 9а - 9н*;
параметры развития деятельности малых промышленных зон согласно приложению N 10*;
параметры модернизации архитектурного облика и благоустройства районных центров и городов согласно приложениям N 11, 11а - 11н*;
параметры строительства и ремонта объектов ирригации согласно приложениям N 12, 12а - 12н*;
параметры улучшения системы газоснабжения согласно приложениям N 13, 13а - 13н*;
параметры развития системы связи и информатизации согласно приложениям N 14, 14а - 14н*;
параметры строительства и ремонта объектов социальной сферы согласно приложениям N 15, 15а - 15н*;
параметры строительства и ремонта комплексов органов самоуправления граждан, махаллинских гузаров и центров культуры согласно приложениям N 16, 16а - 16н*;
параметры развития общественного транспорта и инфраструктуры по работе с бытовыми отходами согласно приложениям N 17, 17а - 17м*;
параметры благоустройства улиц сел и махаллей согласно приложениям N 18, 18а - 18м*;
параметры возведения спортивных и детских площадок согласно приложениям N 19, 19а - 19м*;
параметры улучшения жилищного фонда согласно приложениям N 20, 20а - 20н*.
Предоставить Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. право внесения, при необходимости, изменений и дополнений в параметры Программ на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.
4. Определить, что:
а) в рамках Программ:
средства, выделяемые для объектов социальной сферы, питьевого водоснабжения, канализации и дорожно-транспортной инфраструктуры, финансируются соответственно через фонды "Обод кишлок" и "Обод махалла" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента;
финансирование работ по строительству и ремонту сетей электроэнергии, природного газа и телекоммуникаций осуществляется соответственно за счет собственных средств АО "Региональные электрические сети", АО "Худудгазтаъминот", операторов и провайдеров телекоммуникации;
б) Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, города Ташкента и районов (городов) на основе решений соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента и районов (городов) в Программы могут быть внесены дополнительные проекты при наличии их утвержденной предпроектной и проектной документации и источников финансирования или исключены бесперспективные проекты;
в) при недостатке средств, выделенных в рамках Программ, согласно проектно-сметной документации объектов, дополнительные расходы, связанные со строительством и ремонтом данных объектов, покрываются за счет средств дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента соответственно.
5. Заказчиками по строительно-ремонтным работам, осуществляемым в рамках Программ, определить:
по объектам питьевого водоснабжения (за исключением проектов социального партнерства) - Унитарное предприятие "Сув таъминоти ва окова сув объектлари курилиши буйича инжиниринг компанияси", по проектам социального партнерства в данной сфере - Министерство жилищно-коммунального обслуживания;
по внутренним автомобильным дорогам (за исключением улиц города Ташкента) - Государственное унитарное предприятие "Минтакавий йулларга буюртмачи хизмати" при Комитете по автомобильным дорогам, по улицам города Ташкента - Инжиниринговую компанию "Ягона буюртмачи хизмати" хокимията города Ташкента;
по сетям электроэнергии, природного газа и связи - АО "Региональные электрические сети", АО "Худудгазтаъминот", территориальные филиалы операторов и провайдеров телекоммуникации соответственно;
по объектам социальной сферы и другим объектам, реализуемым за счет централизованных средств, - инжиниринговые компании "Ягона буюртмачи хизмати" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, а также организации-заказчики при министерствах и ведомствах.
Установить порядок, в соответствии с которым:
в заключаемых в рамках Программ договорах о выполнении работы, связанной с укладкой на внутренних дорогах песчано-гравийной смеси, предусматривается осуществление предоплаты в размере 30 процентов;
установка электронных приборов учета природного газа потребителям на охваченных Программами территориях и подключение данных потребителей к автоматизированной системе контроля и учета природного газа осуществляются вне очереди.
6. Министерству финансов (Ишметов Т.А.):
а) по требованиям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента обеспечить выделение:
средств в рамках Программ в размере до 1 триллиона сумов из республиканского бюджета Республики Узбекистан фондам "Обод кишлок" и "Обод махалла" через республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и города Ташкента;
средств бюджетной ссуды для своевременного финансирования мероприятий, предусмотренных в Программах, в размере до 1 триллиона сумов поэтапно из республиканского бюджета Республики Узбекистан республиканскому бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и города Ташкента с условием возврата до конца текущего года;
б) финансировать расходы, связанные с содержанием объектов социальной сферы, построенных за счет средств местных бюджетов, а также других источников и переданных в распоряжение государства, в 2021 году - в рамках выделенных на соответствующую сферу средств, с 2022 года - предусмотреть необходимые средства в параметрах Государственного бюджета.
7. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента:
до 15 апреля 2021 года обеспечить разработку проектно-сметной документации объектов в соответствии с адресной программой работ по строительству и ремонту дорожно-транспортных и инженерно-коммуникационных сетей, объектов социальной сферы и другой инфраструктуры в селах и махаллях. При этом разрешить заказчикам определять проектные организации по результатам отбора наилучших предложений;
установить контроль за необоснованным завышением расценок сметы и объема работ, осуществляемых в рамках Программ;
обеспечить заблаговременную разработку региональными проектными организациями схем генеральных планов и проектов детальной планировки сел и городских махаллей, включенных в Программы, и финансирование связанных с ними мероприятий за счет средств соответствующих местных бюджетов;
принять меры по привлечению средств населения и инициативных предпринимателей, спонсорских и благотворительных средств, кредитов коммерческих банков и средств из других источников, не запрещенных законодательством, на финансирование работ по благоустройству и озеленению, ремонту индивидуальных и многоквартирных домов, махаллинских зданий и гузаров, прокладке пешеходных дорожек, установлению приборов ночного освещения, а также строительству и ремонту других объектов инфраструктуры на местах;
по итогам каждого месяца вносить в Республиканскую комиссию по координации реализации программы "Обод кишлок" (Раматов А.Ж.), Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство финансов и Министерство строительства информацию о выполненных работах и профинансированных средствах в рамках Программ.
8. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.М.) и Министерству финансов (Тапаров К.Х.):
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить тесную взаимоувязку проектов в рамках Программ с проектами, реализуемыми по развитию социальной и производственной инфраструктуры и туризма, а также финансируемыми за счет зарубежных кредитов в регионах. При этом средства в размере до 3 триллионов сумов, предусмотренные в параметрах Государственного бюджета, направлять на совместное финансирование инфраструктурных проектов в регионах исходя из направлений и "точек роста" сел и махаллей;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами формировать программы "Обод кишлок" и "Обод махалла" на 2022 год и последующие годы параллельно и в созвучии с Программой развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на соответствующий год и предусмотреть в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для их финансирования.
При этом Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента ежегодно до 20 апреля принять меры по внесению в Министерство экономического развития и сокращения бедности перечня сел и махаллей, включаемых в программы "Обод кишлок" и "Обод махалла" на последующий год, а также адресных программ осуществляемых в них строительно-ремонтных работ на основе решений Кенгашей народных депутатов соответствующих районов (городов).
9. Министерству энергетики (Султонов А.С.) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.А.) в трехмесячный срок принять меры по привлечению средств иностранных кредитов для реализации Программы по обновлению и модернизации низковольтных и средневольтных электрических сетей.
10. Министерству транспорта (Махкамов И.Р.), Комитету по автомобильным дорогам (Абдувалиев А.А.) совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям (Кулдошев А.Х.), Госкомгеологии (Исламов Б.Ф.), Госкомэкологии (Максудов А.И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в недельный срок внести в Кабинет Министров предложение об оптимизации расходов, связанных с дорожным строительством, в том числе обеспечении доступным песчано-гравийным сырьем предприятий системы Комитета по автомобильным дорогам.
11. Министерству юстиции (Давлетов Р.К.) в двухнедельный срок утвердить адресную программу по созданию филиалов центров государственных услуг в селах и махаллях, отобранных в рамках Программ.
12. Министерству строительства (Закиров Б.И.) обеспечить проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектно-сметной документации по строительству и ремонту объектов в рамках Программ и осуществление системного государственного контроля за качественным выполнением строительно-монтажных работ.
13. Республиканской комиссии по координации реализации Программы "Обод кишлок" (Раматов А.Ж.) проводить анализ исполнения Программ с выездом на регулярной основе в регионы и ежемесячно вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
14. Генеральной прокуратуре (Мавлонов А.Ю.), Счетной палате (Турабов Б.Т.) установить постоянный контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых для финансирования работ по строительству и ремонту дорожно-транспортных и инженерно-коммуникационных сетей, объектов социальной сферы и другой инфраструктуры, и по итогам каждого месяца вносить информацию в Законодательную палату Олий Мажлиса и Администрацию Президента Республики Узбекистан.
15. Возложить на заместителей Премьер-министра Раматова А.Ж., Кучкарова Д.А., Генерального прокурора Йулдошева Н.Т., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления.
Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого месяца.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2021 г.
"Народное слово", 3 апреля 2021 г.