Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.06.2024 г. N ПП-232 "Об образовании Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.06.2024 г.
N ПП-232
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ
ВОСПИТАНИЯ ИМЕНИ КАРЫ-НИЯЗИ
В целях научно-методического обеспечения сферы воспитания молодежи, выработки современных методик в данном направлении на основе научного изучения взглядов наших великих мыслителей и джадидов, обеспечения эффективного взаимодействия махалли и родителей в вопросах воспитания учащихся, организации на системной основе работы по созданию для родителей и учителей учебной и популярной литературы по данной тематике:
1. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования о создании Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи (далее - Институт) на базе Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Кары-Ниязи.
2. Установить, что:
Институт является государственным учреждением, осуществляющим послевузовское образование в сфере разработки и внедрения в практику новых методик воспитания и подготавливающим научно обоснованные перспективные предложения по совершенствованию сферы воспитания;
Институт осуществляет свою деятельность непосредственно в подчинении Министерства дошкольного и школьного образования;
Институтом руководит директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром дошкольного и школьного образования;
заместители директора Института, а также директор Каракалпакского Республиканского филиала Института назначаются на должность и освобождаются от должности директором Института по согласованию с Министерством дошкольного и школьного образования;
состав работников Института формируется на конкурсной основе;
на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, определенные для работников научно-исследовательских институтов системы Академии наук.
3. Утвердить:
Основные задачи Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи согласно приложению N 1*;
"Дорожную карту" по совершенствованию деятельности Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи в 2024-2027 годах согласно приложению N 2*;
Целевые показатели развития научно-исследовательских работ в сфере педагогики воспитания в 2024-2027 годах согласно приложению N 3*.
4. Министерству высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) и Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) в трехмесячный срок принять меры по созданию при Институте научных советов по специализациям "Теория педагогики. История педагогических учений", "Теория и методика обучения и воспитания" и "Социальная педагогика".
5. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования о поэтапном внедрении с 2025/2026 учебного года в общих средних образовательных учреждениях в порядке опытного эксперимента всемирно признанных методик социально-эмоционального воспитания (Social and Emotional Learning - SEL).
Определить, что в рамках внедрения методик социально-эмоционального воспитания:
учащиеся общих средних образовательных учреждений обучаются 5 социально-эмоциональным компетенциям (самопознание, самоуправление, социальная осведомленность, формирование отношений со сверстниками и принятие ответственных решений) и к данному процессу привлекаются родители и представители широкой общественности;
методики социально-эмоционального обучения включаются в программы общего среднего образования, а также повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
в целях внедрения в практику методик социально-эмоционального обучения в общих средних образовательных учреждениях, отобранных в рамках опытного эксперимента, формируются группы тренеров, состоящие из квалифицированных работников Института, зарубежных специалистов и педагогических кадров;
Институт ведет регулярный мониторинг процессов внедрения методик социально-эмоционального обучения и принимает необходимые меры по устранению выявленных недостатков.
6. Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова):
а) совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций в трехмесячный срок организовать деятельность Республиканского совета по координации научных исследований в сфере воспитания;
б) в срок до 1 мая 2025 года обеспечить:
формирование направлений научных исследований Института на основе имеющихся проблем в сфере воспитания;
установление сотрудничества и осуществление Институтом совместных исследований с ведущими зарубежными университетами и научными центрами по разработке методик воспитания;
издание цикла литературы в направлении национального воспитания для воспитанников и учащихся дошкольных и общих средних образовательных организаций;
привлечение специалистов и ученых государственных и негосударственных организаций, высших образовательных учреждений и общественных институтов, а также зарубежных экспертов к проектам в сфере воспитания, реализуемым Институтом.
7. Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) совместно с Республиканским центром духовности и просветительства (О. Хасанов), Агентством по делам молодежи (А. Саъдуллаев), Ассоциацией махаллей Узбекистана (К. Куранбаев) и Национальной гвардией (Р. Джураев):
а) начиная с 2024/2025 учебного года:
проводить в общих средних образовательных учреждениях воспитательные недели на тему "Ответственность родителей в воспитании детей";
реализовать проект "Школа образцовых родителей", направленный на повышение знаний родителей в воспитании детей;
осуществлять научные исследования по изучению, возрождению и внедрению в современную систему духовно-нравственного воспитания традиций национального воспитания регионов страны;
б) в срок до 1 декабря 2024 года:
разработать научно обоснованные учебные и популярные методические рекомендации по созданию цепочки взаимодействия "школа - родители - махалля" в целях формирования у учащихся иммунитета к правонарушениям;
организовать создание литературы, предназначенной для расширения кругозора родителей в вопросах воспитания детей, на доступном языке;
в) провести в декабре 2024 года Международный форум на тему "Воспитание как критерий культурного и духовного становления личности";
г) в срок до конца 2025 года разработать электронную платформу "milliytarbiya.uz" и ее мобильную версию в целях размещения цифровых контентов по воспитанию молодежи, предназначенную для родителей, преподавателей и учащихся, а также регулярно обновлять данную платформу современными и познавательными контентами;
д) организовать на системной основе работу по созданию и освещению в средствах массовой информации подкастов и видеоконтентов, посвященных обучению и воспитанию молодежи, на основе разработанных Институтом методических рекомендаций.
8. Определить источниками финансирования деятельности Института:
средства Государственного бюджета, выделяемые на содержание зданий и сооружений, а также оплату труда работников Института;
гранты, выделяемые по результатам конкурсов на научно-исследовательские проекты, проводимых Министерством высшего образования, науки и инноваций;
поступления от международных грантов и оказания услуг на договорной основе;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
иные источники, не запрещенные актами законодательства.
9. Разместить Институт на безвозмездной основе в здании Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся, расположенном по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица Зиё, 6 на основе права оперативного управления.
10. Установить, что финансирование расходов Института, подлежащих покрытию за счет Государственного бюджета, осуществляется в 2024 году - в рамках средств республиканского бюджета Республики Узбекистан, выделяемых Министерству дошкольного и школьного образования в качестве распорядителя бюджетных средств первого уровня, с 2025 года - предусматривается в параметрах Государственного бюджета.
11. Министерству дошкольного и школьного образования совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
12. Возложить на министра дошкольного и школьного образования Умарову Х.У. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 июня 2024 г.