Пригодится каждому кадровику в ноябре:
«Компания занимается междугородними и международными перевозками. ПВТР установлена 5-дневная рабочая неделя. Какая система оплаты труда должна быть принята в автохозяйстве? Будет ли воскресенье рабочим днем для водителя фуры, если перевозка груза пришлась на выходной день? Как отразить в табеле воскресный день, если водитель в этот день работал?».
– Формы и системы оплаты труда устанавливаются в коллективных договорах и иных локальных актах работодателя, принимаемых по согласованию с представительным органом работников. Они должны основываться на гарантиях, предусмотренных трудовым законодательством.
На практике систему оплаты труда обычно устанавливают локальными актами, а размер оплаты труда оговаривают в штатном расписании или в трудовом договоре.
Оплата повременная или сдельная
Для водителей автопредприятий целесообразно установить повременную оплату труда. При повременной оплате труда заработок водителя устанавливается исходя из фактически отработанного времени и тарифной ставки. Зарплата будет зависеть от числа рабочих часов или дней, отработанных в учетном периоде.
Сдельная оплата труда для водителей неприемлема, так как такая форма оплаты предусматривает начисление заработной платы исходя из фактически выполненных работ или изготовленной продукции, т.е. – от выработки. Выработка может измеряться количеством продукции, произведенной работником за единицу времени, или количеством времени, затрачиваемым на производство единицы продукции.
Для водителя-экспедитора трудно будет установить определенную норму выработки, так как при грузоперевозках наличие перевозимого груза, его количество и расстояние перевозки зависят в основном от заказчика.
График общий или индивидуальный
Режим рабочего времени предприятия также устанавливают самостоятельно в ПВТР, иных локальных актах или по соглашению между работником и работодателем.
Для работников, чей режим работы отличается от общих правил, его можно установить по соглашению сторон.
В рассматриваемом случае для водителей, чей график работы объективно не может соответствовать 5-дневной рабочей неделе, можно организовать рабочую неделю с выходными днями по скользящему графику с учетом суммированного рабочего времени.
Суммированный учет рабочего времени допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутках и в течение недели. Переработка работником в одни дни недели может компенсироваться недоработкой в другие дни. При этом продолжительность рабочего времени каждого работника в учетном периоде не должна превышать 40 часов в неделю 
, а продолжительность ежедневной работы (смены) – 12 часов 
.
За переработанные в учетный период часы (свыше 40 часов в неделю) работа оплачивается не ниже чем в двойном размере 
.
При такой системе учета рабочего времени для водителей, привлекаемых к работе в субботние и воскресные дни, выходной день может быть предоставлен в любой другой день недели.
Как учитывать время
Рабочее время водителя учитывайте по табелю. Укажите в нем фактически отработанные часы в течение рабочего дня.
На автопредприятии принята 5-дневная рабочая неделя. Для водителей установлен суммированный учет рабочего времени. Водитель привлечен к перевозкам груза в субботу и воскресенье и отработал в эти дни по 10 часов.
В этом случае работодатель должен предоставить водителю выходные в другие дни недели. Например, – в понедельник и вторник.
Кроме того, за переработанные водителем часы (свыше 8 часов) в субботу и воскресенье, ему также необходимо предоставить сокращенные рабочие дни, чтобы продолжительность рабочей недели не превысила в итоге 40 часов. Например, – в среду и четверг по 6 часов.
Табель учета времени:
| 
 Номер по порядку  | 
 Ф.И.О., профессия (должность)  | 
 Табельный номер  | 
 Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца  | 
||||||||||
| 
 1 Сб.  | 
 2 Вс.  | 
 3 Пн.  | 
 4 Вт.  | 
 5 Ср.  | 
 6 Чт.  | 
 7 Пт.  | 
 8 Сб.  | 
 9 Вс.  | 
 …  | 
||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 
  | 
||||||||||
| 
 1  | 
 Ахмедов М.М. (водитель)  | 
 …  | 
 10  | 
 10  | 
 в  | 
 в  | 
 6  | 
 6  | 
 8  | 
 в  | 
 в  | 
 …  | 
|
Валерия ЛЯНДРЕС,
эксперт «Нормы»