Пригодится каждому кадровику в марте:
Что такое проактивное поведение и как оно поможет конструктивному общению в коллективе

HR-специалистам, кадровикам полезно знать правила и подходы, хорошо работающие в деловом общении, ведь мы имеем дело не только с документами, но и с людьми. Именно человеческий фактор часто становится барьером для эффективной работы.
В продолжение темы, начатой в статье «Самооценка: как она влияет на рабочие отношения», HR-консультант Ирина ШАКИРОВА рассказывает о модели проактивного поведения Стивена Кови и почему она помогает конструктивному общению в коллективе:
– Адекватная самооценка предполагает (как мы и обсудили в предыдущей статье) сказать «нет» непродуктивным мыслям и действиям, преодолеть негативные установки и действовать, исходя из своих ценностей и целей.
Если человек действует автоматически, исходя из привычных или негативных установок, такое поведение называется реактивным.
Как проявляется реактивное поведение? Мы реагируем на события, которые с нами происходят, сразу, автоматически, неосознанно. В такие моменты мы действуем в системе координат того человека или той ситуации, с которой столкнулись. Автоматическая реакция забирает у вас возможность подумать и осуществить свободу выбора – слов, действий, линии поведения в целом.
Проактивное поведение – противоположность этому. Мы делаем паузу между событием, которое происходит, и нашей реакцией. Мы выбираем свою реакцию, поведение, эмоциональное состояние, отношение. Для этого надо остановиться, подумать, урегулировать свой эмоциональный шторм и только после говорить или действовать.
Выбор правильной реакции может быть осуществлен, когда вы все обдумали, рассмотрели варианты развития событий и поняли, как повернуть ситуацию в конструктивное русло.
Вывод: между стимулом и вашей реакцией необходимо хотя бы короткое время на размышление. Свобода выбора либо побудит вас делать что-то, либо от чего-то отказаться. Это будет осознанным проактивным действием.
Коллега 1: «Почему отчет такой неполный! В нем нет нужных данных! Очень много ошибок!»
Коллега 2 (варианты реактивного поведения):
(встречное нападение) «Я сейчас расскажу, как я выбивал эти данные, радуйся, что у нас хотя бы что-то есть!»;
(резкое чувство вины) «Да, вот всегда я что-то пропущу, я такой невнимательный»;
(грубость, агрессия) «Почему ты мне делаешь замечание, ты мне не начальник!»
Коллега 1: «Почему отчет такой неполный! В нем нет нужных данных! Очень много ошибок!»
Коллега 2 (размышляет):
– Даже, если он говорит это, чтобы самоутвердиться, я могу использовать эту ситуацию, чтобы улучшить свой отчет… Надо понять, что я упустил, в чем ошибки…
(говорит):
– Данные действительно неполные. Они придут завтра-послезавтра. Мог бы ты мне пока показать ошибки, чтобы я исправил… Как видим в примере, мы не можем изменить слова и настрой коллеги, но выбрать свой вариант ответа и реализовать свой настрой можем вполне.
Главное различие проактивного и реактивного мышления и поведения в том, что в реактивной модели человек считает себя заложником ситуации, жертвой обстоятельств. В проактивной модели он четко понимает, чего хочет, каковы его цели и предпринимает возможные шаги для достижения цели.
Реактивные люди растрачивают свои усилия и время в Круге Забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Это проявляется в постоянных жалобах и обвинениях, в реактивной речи и в ощущении себя жертвой. Копится негативная энергия. То, что вполне можно изменить в каких-либо жизненных сферах, человек не меняет. Это «сжимает» его Круг Влияния.
Проактивные люди фокусируют свои усилия на Круге Влияния. Они направляют свою энергию и время на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет возможности, увеличивает Круг Влияния.
Определяя, на каком из этих двух кругов человек фокусирует большую часть своего времени и энергии, можно судить о степени его проактивности.
Для достижения максимальной проактивности все цели, задачи, ситуации необходимо делить на три группы:
1. Прямой контроль: все, что происходит, полностью зависит от вас;
2. Косвенный контроль: то, что происходит, зависит и от вас, и от других, и наше влияние на ситуацию частично;
3. Вне контроля: то, что происходит, от нас не зависит, и мы никак не можем повлиять на ситуацию.
Из этого описания ясно, что основное время и усилия необходимо тратить на то, что находится под нашим прямым контролем. Это главный приоритет.
Задачи второй группы нужно обдумывать и определять участие в их решении договариваясь и обсуждая.
Задачи третьей группы надо оставить тем, кто за них отвечает.
Итак, модель проактивного поведения Стивена Кови позволяет делать осознанный выбор линии поведения в различных ситуациях, действовать проактивно, в своем Круге влияния.
курс «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.
Бесплатный доступ к одной из видеолекций курса – «Мотиваторы и ценности».
Хочу узнать больше о курсе! (Rec: курс в записи)