Положение о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет (Утверждено 19.04.2002 г. Постановлением МФ N 52, ГНК N 2002-21 и ГТК N 02/8-6, зарегистрированным МЮ 25.06.2002 г. N 1155)
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением от 19.04.2002 г.
МФ N 52, ГНК N 2002-21 и ГТК N 02/8-6,
зарегистрированным МЮ 25.06.2002 г. N 1155
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оформления и отражения в бухгалтерском
учете льгот, предоставленных юридическим лицам
по налогам, таможенным и обязательным
платежам в бюджет
Настоящее Положение разработано в целях установления единого порядка оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот по уплате налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет (далее - налоговых льгот) юридическими лицами.
1. Настоящее Положение распространяется на хозяйствующие субъекты, которым актами законодательства предоставлены налоговые льготы:
- по уплате налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет, с условием направления высвобождаемых в результате освобождения от налогообложения средств на выполнение целевых задач;
- по временному освобождению от вышеназванных платежей, не предусматривающему целевого использования высвобождаемых средств.
2. Настоящее Положение не распространяется на хозяйствующие субъекты, для которых льготы по освобождению от налогообложения, носят постоянный характер и (или) не предусматривают целевого использования.
Некоммерческим организациям льготы предоставляются в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан N УП-2343 от 26 июля 1999 года "Об упорядочении предоставления льгот по налогам и платежам в государственный бюджет" и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 502 от 17 ноября 1999 года "О порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленных благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам".
3. Размер налоговых льгот определяется исходя из начисленных налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет в установленном порядке.
4. Таможенное оформление ввозимых товаров, начисление налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет, осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
При этом:
- вся сумма начисленных таможенных платежей указывается в грузовой таможенной декларации в гр. 47 с соответствующей отметкой о том, что начисленные платежи не подлежат уплате в бюджет в связи с предоставлением льгот;
- по начисленным налогам и обязательным платежам в бюджет, по которым предоставляются налоговые льготы, расчеты представляются в налоговые органы по месту регистрации плательщика по установленным формам и срокам. При реализации товара (работ, услуг) выписываются счета-фактуры, в которых выделяется сумма НДС, начисленная на облагаемый оборот.
5. Начисленные таможенные платежи, налоги (кроме НДС для плательщиков данного налога**) и обязательные платежи в бюджет:
включаются в продажную (покупную) стоимость товара - при предоставлении налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения с условием направления высвобождаемых средств на выполнение целевых задач;
не включаются в продажную (покупную) стоимость товара - при временном освобождении от налогообложения, не предусматривающего целевого использования высвобожденных средств.
II. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ С УСЛОВИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ
ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ СРЕДСТВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ
ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ
6. Ведение бухгалтерского учета налоговых льгот отражается на соответствующих счетах бухгалтерского учета:
а) на счетах учета целевых поступлений открывается счет "Налоговые льготы с целевым использованием" - в случае направления высвобождаемых от налогообложения средств на выполнение целевых задач;
б) на счетах учета резервного капитала открывается счет "Резервный капитал - налоговые льготы";
в) на счетах учета задолженности по платежам в бюджет открывается счет "Налоговые льготы" - по соответствующим видам налогов и сборов.
7. Порядок бухгалтерского учета налоговых льгот:
а) на сумму начисленных в общеустановленном порядке налогов и таможенных платежей (за исключением НДС для плательщиков данного налога), которые в соответствии с законодательством включаются в покупную стоимость при приобретении товарно-материальных ценностей и оборудования, включая импортируемые:
- дебет счетов учета товарно-материальных ценностей, капитальные вложения, оборудование к установке;
- кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет.
Одновременно на сумму высвободившихся средств:
- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;
- кредит счета учета целевых поступлений;
б) на сумму уплаченного НДС для плательщиков данного налога при приобретении товарно-материальных ценностей, в том числе начисленного при таможенном оформлении:
- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;
- кредит счетов учета расчета с поставщиками и подрядчиками; разными кредиторами;
в) на сумму НДС, начисленного при реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества:
- дебет счетов учета реализации продукции (работ, услуг) (счета учета счетов к получению - согласно НСБУ N 21 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению (рег. N 930 от 1 июня 2000 года)) и иного имущества;
- кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет.
Одновременно на сумму высвободившихся средств:
- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;
- кредит счета учета целевых поступлений;
г) на сумму начисленных в общеустановленном порядке обязательных платежей и сборов в бюджет, относимых в соответствии с законодательством к расходам периода:
- дебет счета учета расходов периода;
- кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет.
Одновременно на сумму высвободившихся средств:
- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;
- кредит счета учета целевых поступлений;
д) на сумму начисленных в общеустановленном порядке обязательных платежей и сборов в бюджет, относимых за счет прибыли хозяйствующих субъектов:
- дебет счета использования прибыли для уплаты налогов и сборов;
- кредит счета учета задолженности по платежам в бюджет.
Одновременно на сумму высвободившихся средств:
- дебет счета учета задолженности по платежам в бюджет;
- кредит счета учета целевых поступлений.
8. Суммы начисленных обязательных платежей в бюджет и налогов отражаются в Отчете о финансовых результатах (форма N 2) по соответствующим строкам - 020, 030, 100 (относимые на расходы периода), 180, 190 в общеустановленном порядке.
9. Суммы высвобожденных в результате освобождения от налогообложения средств, учитываемые на счете учета целевых поступлений, в случае указания льготного периода - по истечении льготного периода, а в остальных случаях - ежегодно списываются в следующем порядке:
- дебет счета учета целевых поступлений;
- кредит счета учета резервного капитала.
III. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПРИ ВРЕМЕННОМ ОСВОБОЖДЕНИИ
ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО
ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ СРЕДСТВ
10. В целях обеспечения надлежащего бухгалтерского учета средств, высвобождаемых в результате освобождения от налогообложения при временных налоговых льготах, не предусматривающего целевого использования, открываются отдельные забалансовые счета "Временные налоговые льготы" по каждому виду платежа в бюджет.
Сумма высвободившихся средств, исчисленная по каждому виду платежа в бюджет, отражается в общеустановленном порядке по дебету данных счетов.
11. Суммы начисленных обязательных платежей в бюджет и налогов не подлежат отражению в Отчете о финансовых результатах (форма N 2) и соответственно не влияют на формирование финансовых результатов.
12. По истечении льготного периода сумма высвобожденных в результате освобождения от налогообложения средств, учитываемая по дебету забалансовых счетов "Временные налоговые льготы", списывается в кредит этих счетов.
При этом после списания информация о высвободившихся средствах должна храниться на предприятии в течение 5 лет по истечении льготного периода.
IV. СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ
13. Хозяйствующие субъекты для подтверждения целевого использования средств, высвободившихся в результате освобождения от налогообложения, ежегодно с годовой финансовой отчетностью, представляют в налоговые органы расчет об использовании средств, высвобожденных в результате освобождения от уплаты налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет по форме согласно приложению к настоящему Положению.
14. При установлении фактов нецелевого использования высвобождаемых в результате освобождения от налогообложения средств или отчуждения (реализации) импортируемых товаров до истечения льготного периода сумма средств, используемых не по целевому назначению, а также начисленная сумма таможенных платежей по отчужденному (реализованному) имуществу, ввезенному для собственных нужд, взыскивается в бюджет с применением штрафных санкций, с учетом пени, в соответствии с действующим законодательством.
15. Хозяйствующие субъекты несут ответственность за правильность и своевременность представления расчетов.
В случае непредставления расчетов либо их несвоевременного представления к хозяйствующим субъектами применяются финансовые санкции в соответствии с действующим законодательством.
V. КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАМОЖЕННОЙ И НАЛОГОВОЙ СЛУЖБ
16. Государственный таможенный и Государственный налоговый комитеты Республики Узбекистан на основании представленных отчетов ведут реестр хозяйствующих субъектов, которым предоставлены налоговые льготы по уплате налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет, как с условием направления высвобождаемых в результате освобождения от налогообложения средств на выполнение целевых задач, так и по временному освобождению от вышеназванных платежей, не предусматривающему целевого использования высвобождаемых средств.
17. Государственный таможенный и Государственный налоговый комитеты Республики Узбекистан ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан сведения о сумме начисленных налогов, по которым предоставляются льготы. При этом сведения Государственного таможенного комитета представляются также и в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан.
-----------------------------------
** Предприятия, являющиеся плательщиками НДС, сумму НДС на приобретаемые (в т. ч. импортируемые) товары не включают в покупную стоимость, а относят в зачет при определении НДС, подлежащего уплате в бюджет, в общеустановленном порядке.
Основные средства и нематериальные активы, используемые для собственных нужд, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму НДС.
к Положению
В _________________ Государственную налоговую инспекцию _________________. |
Штамп или отметка налогового органа получено "___" ____________ г. |
______________________________________ (полное наименование предприятия)
|
|
______________________________________ Фамилия ответственного лица (исполнителя)
тел.: _______________ факс: _______________ |
РАСЧЕТ
об использовании средств, высвобожденных в результате освобождения от уплаты налогов, таможенных
и обязательных платежей в бюджет
(отражаемые на счетах учета целевых поступлений)
______________________________
(отчетный период)
Наименование платежей |
Сумма |
Основание, льготный период |
|
||
|
||
|
||
Всего на сумму |
||
Средства, направленные на установленные цели - всего |
||
В том числе на цели |
||
|
||
|
"____" ___________________ _______ г.
(дата представления )
Руководитель (подпись)
Главный бухгалтер (подпись) М.П.
"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2002 г., N 11