Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД) N 25 "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки" (Утвержден Приказом министра финансов от 27.01.2003 г. N 14, зарегистрированным МЮ 28.02.2003 г. N 1223)
УТВЕРЖДЕН
Приказом министра финансов
от 27.01.2003 г. N 14,
зарегистрированным МЮ
28.02.2003 г. N 1223
аудиторской деятельности Республики Узбекистан
НСАД N 25
Проверка соблюдения нормативно-правовых актов
при проведении аудиторской проверки
Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 5-6, ст. 149), пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года N 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., N 9, ст. 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
1. Целью настоящего стандарта является установление норм и правил, которыми аудиторская организация должна руководствоваться в ходе проведения аудиторской проверки при изучении вопросов соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственных операций (далее нормативно-правовые акты).
2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.
§ 2. НЕСОБЛЮДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ
СУБЪЕКТОМ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
3. Несоблюдение нормативно-правовых актов может повлиять на достоверность финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
4. Термин - несоблюдение нормативно правовых актов, используемый в данном стандарте, относится к действиям руководства и персонала хозяйствующего субъекта, которые не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности.
5. Аудиторская организация выявляет те случаи несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты деятельности и привели к существенным искажениям финансовой отчетности.
§ 3. ПРОВЕРКА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ
6. Аудиторская организация при проведении аудиторской проверки должна изучить, соблюдаются ли хозяйствующим субъектом при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности нормативно-правовые акты.
7. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности и иной финансовой документации, будет достоверной только тогда, когда финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.
8. Аудиторская организация при составлении аудиторского заключения должна быть уверена, что все факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые привели к искажению финансовой отчетности и иной финансовой информации, обнаружены.
9. При проведении аудиторских проверок всегда существует риск необнаружения фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов. Риск возникает вследствие влияния следующих факторов:
наличие нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, которые не оказывают непосредственного влияния на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
ограничения, присущие системам внутреннего учета и контроля, которые не могут отразить всю фактическую деятельность хозяйствующего субъекта;
многие доказательства, получаемые аудитором, носят не доказательный, а информативный характер;
возможное наличие разного разного толкования норм нормативно правовых актов;
возможное наличие противоречивости в нормативно-правовых актах.
10. В случаях необходимости аудиторская организация вправе в установленном порядке привлечь к проверке юристов.
11. Аудиторская организация после ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта составляет перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта и в ходе аудиторской проверки руководствуется нормами этих актов.
12. Аудитору при изучении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующего субъекта, необходимо:
узнать у руководства хозяйствующего субъекта, существуют ли нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта и отрасли, к которой он относится, а также оценить информированность руководства;
получить у руководства хозяйствующего субъекта сведения о процедурах, применяемых хозяйствующим субъектом для обеспечения соблюдения нормативно-правовых актов, и оценить эти процедуры;
получить письменную информацию у руководства хозяйствующего субъекта о том, соблюдает ли хозяйствующий субъект требования нормативно-правовых актов, проверить достоверность этой информации.
§ 4. ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ
ФАКТОВ НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
13. При обнаружении фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов аудиторская организация в письменной форме уведомляет руководство хозяйствующего субъекта о:
влиянии выявленных фактов несоблюдения нормативно-правовых актов на достоверность финансовой отчетности;
возможных последствиях в случае, если хозяйствующий субъект не предпримет меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов.
Уведомление составляется в двух экземплярах, и на остающемся у аудиторской организации экземпляре должно расписаться руководство хозяйствующего субъекта в подтверждение получения одного экземпляра уведомления.
14. Аудиторская организация после выдачи уведомления также должна все выявленные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, существенно влияющие на достоверность финансовой отчетности, обсудить с руководством хозяйствующего субъекта и составить протоколы этих обсуждений для включения в рабочую документацию.
15. В случае непредставления руководством хозяйствующего субъекта удовлетворительной информации по выявленным фактам несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо узнать мнение юридической службы или юриста хозяйствующего субъекта (при их наличии) по этому поводу.
При этом аудитор должен оценить осведомленность юридической службы или юриста о выявленных фактах несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов и сделать соответствующую запись в аудиторском отчете.
16. Все выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитор должен обсудить также с юридической службой или юристом своей организации (при их наличии). Юридическая служба или юрист аудиторской организации обязаны соблюдать конфиденциальность информации.
17. В случае если нарушение нормативно-правовых актов, выявленное аудитором, не было обнаружено системой внутреннего контроля хозяйствующего субъекта или не было включено в сведения, представленные руководством, аудитор повторно проверяет систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, оценивает ее эффективность, а также степень достоверности представляемых руководством сведений и делает соответствующую запись в аудиторском отчете.
18. При проверке соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо руководствоваться также Национальным стандартом аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД N 24) "Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности", утвержденным приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 31.05.2001 г., N 49 (peг. N 1045 от 30.06.2001 г., Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2001 г., N 12).
§ 5. СООБЩЕНИЕ АУДИТОРОМ О ФАКТАХ
НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
19. Аудиторская организация должна немедленно сообщить в письменной форме руководству или высшему органу управления хозяйствующего субъекта, когда обнаружены такие факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые могут повлечь взыскание штрафных санкций, угрозу обращения взыскания на имущество, прекращения либо приостановления деятельности хозяйствующего субъекта.
20. Выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые влияют на достоверность финансовой отчетности, должны быть отражены в аудиторском отчете.
21. Аудиторская организация, выражая в аудиторском отчете мнение о несоблюдении хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, должна использовать следующую формулировку: "по нашему мнению, в данной ситуации руководство (персонал) хозяйствующего субъекта не соблюдало статью (пункт, часть и т.д.) "___" Закона (Положения, Инструкции и т.д.) "__________".
22. Если руководство хозяйствующего субъекта не принимает меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов, которые аудиторская организация считает необходимым устранить, аудиторская организация составляет отрицательное аудиторское заключение.
23. Если аудиторская организация приходит к мнению, что имеются факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, влияющие на финансовую отчетность, но хозяйствующий субъект препятствует в получении соответствующих аудиторских доказательств, она отказывается от составления аудиторского заключения.