Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 23.06.2017 г. N 419)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 23.06.2017 г. N 419
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики Узбекистан
по содействию приватизированным предприятиям
и развитию конкуренции
1. Настоящее Положение определяет статус, основные задачи, направления деятельности, функции и права Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее - Госкомконкуренции).
2. Госкомконкуренции является органом государственного управления в области содействия приватизированным предприятиям, управления государственной собственностью, рынка ценных бумаг, приватизации, антимонопольной политики, развития конкуренции, защиты прав потребителей, биржевой, оценочной, риэлторской и рекламной деятельности.
3. Госкомконкуренции руководствуется в своей деятельности Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящим Положением.
4. Госкомконкуренции в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими и иными организациями.
5. Решения Госкомконкуренции, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.
6. Содержание, материально-техническое обеспечение Госкомконкуренции и его территориальных органов осуществляются за счет:
средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средств внебюджетного фонда Госкомконкуренции;
других источников, не запрещенных законодательством.
7. Госкомконкуренции и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСКОМКОНКУРЕНЦИИ
8. Важнейшей задачей Госкомконкуренции является всемерная поддержка восстановления и повышения эффективности производственной деятельности приватизированных предприятий, создание на этой основе новых рабочих мест, обеспечивающих устойчивый рост доходов населения, осуществление координации для этих целей деятельности уполномоченных государственных органов, финансовых и других рыночных структур в тесном взаимодействии с Торгово-промышленной палатой и органами государственной власти и управления на местах.
9. Приоритетными направлениями деятельности Госкомконкуренции являются:
формирование постоянно обновляемой базы данных и реестра приватизированных объектов в разрезе отраслей, регионов и различных форм приватизации, а также реестра государственных активов;
проведение на постоянной основе совместно с налоговыми, экономическими и статистическими органами анализа финансово-экономических и производственных показателей деятельности приватизированных предприятий, определение на этой основе бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий, пустующих и неэффективно используемых объектов и земельных участков;
выявление причин и факторов низкой эффективности и бездействия ранее приватизированных предприятий, наличия неиспользуемых производственных мощностей, пустующих и незавершенных строительством объектов;
разработка и обеспечение реализации "дорожных карт" развития конкретных приватизированных предприятий в целях создания новых рабочих мест, повышения эффективности деятельности, модернизации производства и налаживания выпуска конкурентоспособной продукции (далее - "дорожные карты"), с оказанием им содействия в получении разрешительных документов, подключении к коммуникациям и выделении кредитов коммерческих банков;
организация совместно с Торгово-промышленной палатой обучения предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты на базе приватизированных объектов, основам ведения бизнеса и разработки бизнес-планов, законодательства в области предпринимательской деятельности, менеджмента, финансового управления и других дисциплин на курсах, проводимых на базе профессиональных колледжей, с привлечением успешных предпринимателей и иностранных специалистов, работающих в республике;
реализация государственной политики по делам о банкротстве, разработка и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий, повышения эффективности их деятельности и привлечения новых инвесторов;
управление государственными активами, мониторинг и анализ деятельности хозяйственных обществ с государственной долей, внедрение в них современных международных стандартов и методов корпоративного управления, а также обеспечение открытой и прозрачной реализации государственных активов частным собственникам, в том числе по "нулевой" выкупной стоимости, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств;
осуществление антимонопольной политики, развитие конкуренции и рынка ценных бумаг, защита прав потребителей, лицензирование оценочной, риэлтерской и биржевой деятельности, регулирование рынка рекламы;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, совершенствование форм и методов работы руководителей и специалистов, в том числе подведомственных структур, повышение их ответственности за своевременное и качественное исполнение возложенных задач.
ГОСКОМКОНКУРЕНЦИИ
10. В соответствии с основной задачей и приоритетными направлениями деятельности Госкомконкуренции выполняет следующие функции:
а) в сфере содействия приватизированным предприятиям:
обеспечивает создание и функционирование постоянно обновляемой базы данных и ведение реестра приватизированных объектов в разрезе отраслей, регионов и различных форм приватизации, а также реестра государственных активов, организует их техническую и иную поддержку с привлечением специализованных организаций и профильных специалистов;
налаживает электронное взаимодействие с базами данных налоговых, статистических, кадастровых и иных государственных органов;
организует работу по проведению на местах инвентаризации приватизированных объектов и предприятий межведомственными комиссиями по инвентаризации и выявлению незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей (далее - межведомственные комиссии), созданными в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2017 года N ПП-2796 "О мерах по дальнейшему стимулированию использования предпринимателями производственных площадей";
проводит на постоянной основе совместно с налоговыми, экономическими и статистическими органами анализ финансово-экономических и производственных показателей деятельности приватизированных предприятий, определяет на этой основе бездействующие, низкорентабельные и убыточные предприятия, пустующие и неэффективно используемые объекты и земельные участки;
выявляет причины и факторы низкой эффективности и бездействия ранее приватизированных предприятий, наличия неиспользуемых производственных мощностей, пустующих и незавершенных строительством объектов;
организует, с привлечением заинтересованных государственных органов и организаций, коммерческих банков и собственников бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий, пустующих и неэффективно используемых объектов и земельных участков разработку "дорожных карт";
обеспечивает совместно с межведомственными комиссиями реализацию "дорожных карт";
координирует деятельность государственных органов по вопросам содействия приватизированным предприятиям путем направления ходатайств и обязательных к исполнению требований по решению в пределах их компетенции вопросов, возникающих при разработке и реализации "дорожных карт";
оказывает субъектам предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты на базе приватизированных объектов, содействие в получении разрешительных документов, подключении к коммуникациям и выделении кредитов коммерческих банков;
организует совместно с Торгово-промышленной Республики Узбекистан палатой обучение субъектов предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на базе приватизированных объектов, основам ведения бизнеса и разработки бизнес-планов, законодательства в области предпринимательской деятельности, менеджмента, финансового управления и других дисциплин на курсах, проводимых на базе профессиональных колледжей, с привлечением успешных субъектов предпринимательства и иностранных специалистов, работающих в республике;
оказывает содействие межведомственным комиссиям в реализации возложенных на них задач;
организует учет доходов и расходов Фонда содействия приватизированным предприятиям;
обеспечивает направление средств Фонда содействия приватизированным предприятиям на практическую поддержку приватизированных предприятий, реализацию инвестиционных проектов, в том числе посредством выделения кредитных линий коммерческим банкам, а также на организацию обучения субъектов предпринимательства;
обеспечивает эффективную организацию деятельности Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности и его территориальных филиалов, направленную на организацию постоянно действующих учебных курсов для руководителей и производственно-технического персонала приватизированных предприятий по вопросам разработки бизнес-планов, законодательства в области предпринимательской деятельности, менеджмента, финансового управления и другим дисциплинам;
принимает совместно с Торгово-промышленной палатой, Национальным банком внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и иными заинтересованными организациями меры по созданию и организации деятельности бизнес-инкубаторов для оказания вновь начинающим субъектам предпринимательства экспертной, правовой и консультативной поддержки в подготовке бизнес-планов, получении необходимой информации и решении практических вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
анализирует процессы в сфере развития предпринимательства на базе ранее приватизированных пустующих, неэффективно используемых объектов и производственных площадей и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по их развитию;
б) в сфере осуществления государственного регулирования в области банкротства, реструктуризации экономически несостоятельных предприятий и контроля за деятельностью судебных управляющих:
реализует государственную политику по делам о банкротстве, осуществляет разработку и участвует в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий, повышения эффективности их деятельности и привлечения новых инвесторов;
проводит мониторинг и анализ финансового состояния предприятий с государственной долей в уставном фонде, в том числе путем ведения базы данных, с целью выявления неплатежеспособных, убыточных и экономически несостоятельных предприятий, а также разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными государственными органами комплекс мер по их финансовому оздоровлению;
принимает решение об инициировании процедур банкротства, реструктуризации и разукрупнении экономически несостоятельных предприятий с государственной долей в уставном фонде на основе предложений органов государственного и хозяйственного управления;
организует контроль за ходом процедур банкротства на предприятиях, а также согласовывает планы досудебной санации, судебной санации и внешнего управления на предприятиях с государственной долей в уставном фонде;
проводит в разрезе предприятий-банкротов, переданных (реализованных) коммерческим банкам, мониторинг выполнения инвестиционных обязательств по восстановлению производственной деятельности, модернизации, техническому и технологическому переоснащению производства;
обеспечивает защиту интересов кредиторов и имущественных прав акционеров (участников) при осуществлении процедур банкротства или досудебной санации экономически несостоятельных предприятий;
принимает решения о проведении, продлении или досрочном прекращении досудебной санации предприятий с государственной долей в уставном фонде и (или) имеющих задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также решения о досудебной санации;
рассматривает вопросы и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по консервации и продаже объектов незавершенного строительства и основных фондов экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, подлежащих реструктуризации, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства;
организует систему подготовки судебных управляющих, осуществляет контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством, проводит их аттестацию и ведет единый реестр судебных управляющих, принимает решения о выдаче, приостановлении и прекращении действия аттестата судебных управляющих;
осуществляет мониторинг за ходом досудебной санации при предоставлении государственной поддержки, а также контроль за ходом процедур банкротства предприятий с государственной долей в уставном фонде;
принимает решения о продлении и досрочном прекращении досудебной санации предприятий, получивших государственную поддержку;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о предоставлении государственной поддержки в предусмотренных законодательством формах в период осуществления реструктуризации, разукрупнения, финансового оздоровления и проведения досудебной санации убыточным, неплатежеспособным и экономически несостоятельным предприятиям;
заслушивает отчеты органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах о реализации программ реструктуризации, финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий;
заслушивает отчеты внешних управляющих, а также руководителей санируемых предприятий, получивших государственную поддержку либо имеющих государственную долю собственности;
в) в сфере развития рынка ценных бумаг и корпоративного управления:
принимает меры по развитию рынка ценных бумаг, а также обеспечению соблюдения принципов биржевой торговли ценными бумагами;
способствует внедрению новых видов финансовых инструментов, включая производные ценных бумаг, позволяющих привлекать необходимые ресурсы для финансирования инвестиционных проектов;
осуществляет совместно с заинтересованными органами государственного управления меры государственной поддержки процессов формирования и функционирования рынка ценных бумаг, а также необходимой среды и инфраструктуры для развития данного рынка;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению активности граждан и иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе путем стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности, совершенствования условий коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг;
анализирует процессы, связанные с совершенствованием системы корпоративного управления, и формулирует предложения по совершенствованию норм, регулирующих корпоративные отношения;
разрабатывает на основе международных принципов и правил рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в хозяйственных обществах, в том числе совершенствованию их организационной структуры;
организует периодическое заслушивание в Кабинете Министров Республики Узбекистан отчетов по внедрению качественной системы корпоративного управления руководителей исполнительных органов и наблюдательных советов хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, имеющих стратегическое значение для экономики республики;
координирует и проводит мониторинг деятельности ГУП "Центр по управлению государственными активами" по эффективному управлению государственными активами и Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг - по развитию корпоративного управления и рынка ценных бумаг, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие;
организует издание пособий по корпоративному управлению, отражающих практические вопросы деятельности органов управления и контроля в акционерных обществах, а также содействует формированию образовательной поддержки инвесторов и участников рынка ценных бумаг;
содействует развитию международных отношений в сфере корпоративного управления и регулирования рынка ценных бумаг;
г) в сфере предпродажной подготовки и реализации объектов приватизации, мониторинга за выполнением обязательств инвесторами:
разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан с привлечением заинтересованных государственных органов и хозяйственных объединений проекты государственных программ по приватизации, утверждаемых решениями Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, и обеспечивает их реализацию;
осуществляет предпродажную подготовку объектов приватизации и определяет договорные условия приватизации, в том числе предприятий ведущих отраслей экономики, объектов, реализуемых по "нулевой" выкупной стоимости, под конкретные инвестиционные обязательства;
обеспечивает гласность и прозрачность принимаемых решений по объектам, условиям и формам приватизации, распространяет информацию о приватизируемых предприятиях-эмитентах и выпускаемых ими ценных бумагах, а также осуществляет рекламно-информационную работу в целях привлечения отечественных и иностранных инвесторов;
осуществляет функции продавца объектов приватизации, за исключением объектов государственной собственности, реализуемых по решению Административного совета свободных экономических зон, определяет их начальную цену продажи, объемы инвестиций, вид и условия торгов, в том числе реализует принадлежащие государству ценные бумаги на внутреннем и международном рынках, на биржевых и внебиржевых торгах, самостоятельно или через привлекаемых на договорной основе отечественных и иностранных инвестиционных посредников;
осуществляет мониторинг за своевременностью и полнотой исполнения заключаемых Госкомконкуренции сделок по купле-продаже объектов приватизации, включая исполнение инвестиционных обязательств инвесторами;
выдает новому собственнику ордер (сертификат), удостоверяющий право собственности на приватизированный объект, за исключением объектов, переданных в уставный капитал, а также представляет обслуживающему покупателя инвестиционному посреднику поручение депо на перевод (разблокирование) приобретенных им акций;
анализирует процессы, связанные с приватизацией, и формирует предложения по внедрению новых форм и способов приватизации, обеспечивающих открытость и прозрачность реализации объектов приватизации частным собственникам, в том числе по совершенствованию норм, регулирующих имущественные отношения;
д) в сфере распоряжения объектами государственной собственности, в том числе их инвентаризации, учета и эффективного управления:
выступает от имени Республики Узбекистан учредителем государственных предприятий и государственных учреждений, а также хозяйственных обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных предприятий и государственных учреждений;
осуществляет в соответствии с законодательством от имени Республики Узбекистан права акционера (участника) хозяйственных обществ по государственному пакету акций (доле), а также передает эти права доверительным управляющим;
передает государственные пакеты акций (доли) хозяйственных обществ в управление ГУП "Центр по управлению государственными активами";
осуществляет инвентаризацию государственных активов для передачи их в частную собственность, включая по "нулевой" выкупной стоимости;
осуществляет учет государственного недвижимого имущества, государственных предприятий и государственных учреждений, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, в том числе находящихся за рубежом, и тех, в которых от имени государства выступают Кабинет Министров Республики Узбекистан и иные государственные органы (кроме имущества, инвентаризация и учет которых ведется соответствующими уполномоченными государственными организациями в порядке, предусмотренном законодательством);
вносит государственные пакеты акций (доли) и иное имущество в уставные фонды создаваемых и действующих хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном законодательством;
выступает арендодателем имущества, находящегося в государственной собственности, кроме случаев, когда право осуществления этих полномочий делегировано иным государственным органам и организациям;
осуществляет согласование создания государственных предприятий в части передачи государственным предприятиям государственного имущества;
координирует взаимодействие государственных органов по вопросам управления государственной собственностью в соответствии с порядком, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
вносит на рассмотрение и утверждение Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления предложения по перечню хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики республики;
вносит на рассмотрение Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 марта 2015 года N ПП-2327, предложения по назначению и освобождению государственных поверенных и доверительных управляющих инвестиционными активами, по управлению государственными долями в хозяйственных обществах, а также представителей государства, использующих специальное право участия государства в управлении акционерными обществами ("золотую акцию");
обеспечивает заключение договоров доверительного управления государственными долями в хозяйственных обществах с государственными поверенными и доверительными управляющими;
обеспечивает осуществление мониторинга деятельности государственных поверенных, доверительных управляющих государственными активами, дает им указания по порядку голосования на общих собраниях акционеров (участников) и заседаниях наблюдательных советов, а также устанавливает порядок их вознаграждения;
осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде, а в случае систематического невыполнения параметров бизнес-плана общества инициирует смену состава исполнительного органа общества;
е) в сфере антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий:
разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию антимонопольного регулирования, развитию конкуренции, направляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан, иные государственные органы и органы хозяйственного управления;
устанавливает и пресекает антиконкурентные действия и необоснованный рост регулируемых цен (тарифов), а также цен на финансовые услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами или группой лиц, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
проводит изучение состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках и выявляет доминирующее положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, определяет состав участников группы лиц;
формирует и ведет государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, и субъектов естественных монополий;
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства о конкуренции при создании, слиянии и присоединении хозяйствующих субъектов, при приобретении акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;
осуществляет анализ цен и тарифов на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и защищает права потребителей от необоснованного завышения цен и снижения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых субъектами естественных монополий;
осуществляет контроль за соблюдением регулируемых цен (тарифов) и наценок на товары (работы, услуги);
осуществляет в установленном законодательством порядке проверки деятельности субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на предмет обоснованности представленных расчетов при формировании декларируемых (утверждаемых) цен;
ведет и публикует реестр хозяйствующих субъектов и государственных органов, нарушивших законодательство о конкуренции;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту хозяйствующих субъектов от недобросовестных конкурентов и незаконных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих законодательство о конкуренции;
контролирует в пределах своей компетенции исполнение государственными органами и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, нормативно-правовых и иных актов по обеспечению доступа хозяйствующих субъектов на товарные или финансовые рынки;
принимает в установленном порядке решения о выставлении монопольных видов продукции на биржевые торги;
осуществляет в установленном порядке контроль за выставлением на биржевые торги высоколиквидных и монопольных видов продукции;
осуществляет контроль в установленном законодательством порядке за соблюдением законодательства о конкуренции при проведении конкурсных (тендерных) и биржевых торгов;
осуществляет контроль за соблюдением порядка реализации субъектами естественных монополий товаров (услуг) и вносит предложения по определению перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
разрабатывает предложения по снижению затрат на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, и естественных монополий;
устанавливает факты недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица и средства индивидуализации товара;
осуществляет мониторинг за ценами финансовых услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами или группой лиц по оказанию финансовых услуг, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке;
ж) в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламной деятельности:
осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
проводит мониторинг цен на потребительские товары и тарифов на услуги;
осуществляет совместно с общественными структурами государственную защиту прав и интересов потребителей, а также просветительскую работу по повышению потребительской культуры населения;
принимает меры по регулированию рекламного рынка с целью недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и пресечению недостоверной рекламы;
совместно с государственными органами координирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере рекламы;
з) в сфере лицензирования биржевой, оценочной и риэлторской деятельности:
осуществляет лицензирование биржевой, оценочной и риэлторской деятельности;
устанавливает квалификационные требования к оценщикам и риэлторам, осуществляет выдачу им квалификационных сертификатов;
осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
ведет реестр лицензий бирж, оценочных, риэлторских организаций и риэлторов и квалификационных сертификатов оценщиков и риэлторов;
разрабатывает и утверждает совместно со специально уполномоченным государственным органом правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для членов бирж и риэлторских организаций, а также в установленном законодательством порядке осуществляет мониторинг и контроль за их соблюдением;
и) в иных сферах деятельности:
рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую и методологическую базу по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
выявляет и обеспечивает устранение фактов волокиты, бюрократизма, затягивания сроков решения вопросов, входящих в компетенцию Госкомконкуренции;
организует системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, совершенствование форм и методов работы руководителей и специалистов, в том числе подведомственных структур, повышение их ответственности за своевременное и качественное исполнение возложенных задач;
осуществляет международное сотрудничество и другие возложенные на Госкомконкуренции функции.
11. Госкомконкуренции осуществляет возложенные на Госкомконкуренции задачи и функции непосредственно, а также через территориальные органы и подведомственные ему структуры.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСКОМКОНКУРЕНЦИИ
12. Для выполнения возложенных на него задачи и функций Госкомконкуренции имеет право:
подавать в суды иски и заявления, участвовать в процессах рассмотрения в суде дел, связанных с применением и нарушением нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, хозяйствующих субъектов, в том числе коммерческих банков и других организаций, информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Госкомконкуренции задач и функций;
направлять в соответствующие органы материалы для рассмотрения вопросов о возбуждении уголовных дел, по признакам преступлений, связанных с нарушением нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
заключать в установленном порядке договоры с международными организациями, государственными органами и другими организациями зарубежных стран по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции;
привлекать совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан преподавателей высших образовательных учреждений, профессиональных колледжей, специалистов министерств и ведомств, успешных субъектов предпринимательства и иностранных специалистов, работающих в республике для организации обучения субъектов предпринимательства в Республиканском центре обучения основам предпринимательской деятельности при Госкомконкуренции;
аккумулировать средства Фонда содействия приватизированным предприятиям, распределять их в установленном законодательством порядке, в том числе выделять средства на кредитные линии коммерческих банков, оказывающих содействие приватизированным предприятиям;
вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по единому перечню стратегических объектов государственной собственности и критериям определения объектов государственной собственности, решения о приватизации которых принимаются Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента;
осуществлять операции по продаже принадлежащих государству акций (долей) и имущества, а также по их обмену на акции (доли) хозяйственных обществ и имущества, в том числе на внешних рынках;
осуществлять изучение выполнения инвесторами инвестиционных и (или) иных обязательств, в том числе с выездом на объект инвестирования;
заключать соглашения о взаимных обязательствах и условиях деятельности приватизируемого объекта на определенный период;
проводить с выездом на места инвентаризацию и проверку эффективности использования государственного имущества;
инициировать вопросы замены руководителей государственных предприятий, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде путем внесения обоснованного представления в наблюдательные советы или собрания хозяйственных обществ, соответствующие комплексы Кабинета Министров Республики Узбекистан, органы государственного управления, органы государственной власти на местах, исходя из ведомственной, а при ее отсутствии, территориальной подчиненности;
определять на конкурсной основе аудиторские организации для проведения инициативных аудиторских проверок в государственных унитарных предприятиях, хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде;
приобретать акции (доли, паи) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ;
привлекать на договорной основе научно-исследовательские, аудиторские, адвокатские, консалтинговые и другие организации, независимых экспертов для выполнения прикладных исследований, проведения экспертизы, разработки проектов нормативно-правовых актов и методологических документов, повышения эффективности модернизации и развития маркетинга на предприятиях с государственной долей в уставном фонде;
привлекать специалистов с опытом работы в сфере корпоративного управления, менеджмента, финансов и ценных бумаг для включения их в составы наблюдательных советов хозяйственных обществ с государственной долей в уставном фонде;
осуществлять в установленном порядке проверки соблюдения и выявлять нарушения законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе, возбуждать и (или) рассматривать по ним дела;
привлекать к соответствующей ответственности за нарушение законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе хозяйствующих субъектов государственные органы, их должностных лиц и иных физических лиц;
выдавать в установленном законодательством порядке хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным лицам, судебным управляющим обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей, о рекламе и (или) устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, а также контролировать исполнение выданных предписаний;
рассматривать в установленном порядке в пределах своих полномочий дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на должностных лиц и граждан;
принимать решения по делам о нарушении законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, в том числе о взыскании у хозяйствующих субъектов и (или) о возврате потребителям в установленном законодательством порядке необоснованно полученного дохода (прибыли) в результате нарушения законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
предоставлять по заявлению хозяйствующего субъекта, на основании решения коллегии возможность уплаты в рассрочку сумм, подлежащих взысканию, если исполнение решения об изъятии средств в сроки, установленные законодательством, может повлечь банкротство хозяйствующего субъекта;
осуществлять в установленном порядке анализ (изучение, обследование) соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей и о рекламе;
вносить в соответствующие государственные органы предложения о введении или отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или отмене квот, а также о предоставлении либо отмене льгот по уплате налогов и других обязательных платежей, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
принимать участие в формировании программ реструктуризации, разукрупнения и финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий, а также осуществлять мониторинг за ходом их реализации;
выдавать предписания по разработке и реализации комплекса мероприятий по нормализации финансово-хозяйственной деятельности предприятий с государственной долей в уставном фонде, находящихся в группе экономического риска;
вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах предложения о передаче объектов социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры общего пользования предприятий, на которых осуществляются реструктуризация и санация, органам государственной власти на местах и соответствующих органам хозяйственного управления по их функциональной принадлежности в порядке, установленном законодательством;
обращаться с заявлениями в суды об освобождении судебных управляющих от исполнения обязанностей при выявлении в их деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства, приостанавливать и прекращать в установленном порядке действие аттестатов, выданных судебным управляющим;
принимать участие в осуществлении ликвидационного производства по хозяйственным обществам с государственной долей в уставном фонде и признанными судом банкротами;
привлекать специалистов других органов для получения заключений;
создавать комиссии, советы и иные совещательные органы для решения вопросов, входящих в компетенцию Госкомконкуренции, а также утверждать их положения и составы, с привлечением в них, при необходимости, специалистов и экспертов других министерств, ведомств и иных организаций;
распоряжаться в установленном порядке средствами внебюджетного фонда Госкомконкуренции;
проводить совместно со специально уполномоченным государственным органом проверки соблюдения правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма членами бирж и риэлторскими организациями, при выявлении нарушений применять меры в установленном законодательством порядке.
Госкомконкуренции может иметь иные права в соответствии с законодательством.
13. Госкомконкуренции в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию комитета, а также контролировать выполнение указанных актов и давать разъяснения по вопросам их применения.
Госкомконкуренции вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
14. Госкомконкуренции несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций в соответствии с законодательством.
15. Предоставленные Госкомконкуренции полномочия по изъятию у хозяйствующих субъектов и (или) о возврате потребителям в установленном законодательством порядке необоснованно полученного дохода (прибыли) в результате нарушения законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе осуществляются исключительно на основании решений специальных комиссий, создаваемых в установленном законодательством порядке в центральном аппарате и территориальных органах Госкомконкуренции.
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСКОМКОНКУРЕНЦИИ
16. Госкомконкуренции возглавляет председатель, утверждаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Председатель Госкомконкуренции имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.
Председатель Госкомконкуренции:
руководит деятельностью Госкомконкуренции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомконкуренции задач и функций;
вносит изменения в структуру центрального аппарата Госкомконкуренции и его территориальных органов в пределах установленной общей численности и фонда оплаты труда, а также утверждает штатное расписание и смету расходов центрального аппарата Госкомконкуренции и его территориальных органов;
утверждает Положения о структурных подразделениях центрального аппарата Госкомконкуренции и его территориальных органах;
отменяет решения (предписания) территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
В случае временного отсутствия председателя его обязанности исполняет первый заместитель.
17. В Госкомконкуренции образуется коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений Госкомконкуренции, координирующих основные направления его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Госкомконкуренции.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Госкомконкуренции;
назначением и освобождением руководителей подразделений центрального аппарата Госкомконкуренции, а также подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Госкомконкуренции;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Госкомконкуренции за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия также вправе рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Госкомконкуренции.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов исполнительной власти на местах и иных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Госкомконкуренции.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются постановлениями Госкомконкуренции и приказами председателя. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан в установленном порядке.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
18. Руководители подразделений центрального аппарата Госкомконкуренции Республики Узбекистан назначаются и освобождаются решением коллегии Госкомконкуренции.
Назначение и освобождение на должность председателя Комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, руководителей территориальных управлений Госкомконкуренции осуществляется решением коллегии Госкомконкуренции по согласованию соответственно с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
19. Территориальными органами Госкомконкуренции являются:
в Республике Каракалпакстан - Комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан;
в областях и городе Ташкенте - территориальные управления по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.
Комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, территориальные управления областей и города Ташкента подотчетны Госкомконкуренции и соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.
20. Территориальные органы Госкомконкуренции осуществляют свою деятельность на основе Положений, утверждаемых председателем Госкомконкуренции.
21. Должностные лица Госкомконкуренции и его территориальных органов не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью и использовать служебное положение в личных целях.
ГЛАВА 6. МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
РАБОТНИКОВ ГОСКОМКОНКУРЕНЦИИ
22. Заработная плата работников Госкомконкуренции состоит из должностного оклада, премий, надбавок и поощрительных выплат, предусмотренных законодательством.
Работникам центрального аппарата и территориальных органов Госкомконкуренции выплачивается единовременное ежегодное вознаграждение за непрерывную выслугу лет в государственных органах и (или) в системе Госкомконкуренции в следующих размерах (коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):
от 3 до 5 лет - 0,6;
от 5 до 10 лет - 0,8;
от 10 до 15 лет - 1,0;
свыше 15 лет - 1,5.
Стаж работы, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет, исчисляется в соответствии с Положением, утверждаемым председателем Госкомконкуренции по согласованию с профсоюзным органом или иным представительным органом работников.
Источниками выплаты заработной платы и других вознаграждений являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также внебюджетные средства Госкомконкуренции, предусмотренные законодательством.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
23. Реорганизация и ликвидация Госкомконкуренции осуществляются в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
3 июля 2017 г., N 26, ст. 588
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 6, ст. 118