Пригодится каждому кадровику в феврале:
Утверждено Примерное положение о проведении конкурса при приеме на работу: мнение экспертов

Примерное положение разработано Министерством занятости и сокращения бедности (рег. МЮ № 3451 от 14.08.2023 г.). Отдельные его пункты вызвали вопросы.
Сначала коротко о содержании документа.
Примерное положение определяет порядок проведения конкурсного отбора при приеме на работу в организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Чтобы обеспечить своевременное и качественное проведение конкурса, руководитель организации приказом создает постоянно действующую комиссию. В нее входят не менее 5 человек из числа работников организации и квалифицированных специалистов соответствующей области. Формируется комиссия всегда в нечетном количестве.
Конкурс проводится не реже 1 раза в квартал по имеющимся вакансиям. Состоит из следующих этапов:
- объявление о проведении конкурса;
- прием документов кандидата и их рассмотрение;
- прохождение кандидатом теста, собеседований и (или) практических испытаний;
- объявление результатов конкурса.
Для обеспечения открытого и беспристрастного проведения конкурса комиссия обязана транслировать мероприятия в режиме онлайн.
Документ вступил в силу 14 августа 2023 г.
Своим мнением по поводу принятого документа поделились руководитель экспертной группы по разработке нового Трудового кодекса, кандидат юридических наук Михаил ГАСАНОВ и эксперт «Нормы», юрист Ленара ХИКМАТОВА:
– Проанализируем нормы статей Трудового кодекса.
Согласно части 2 статьи 27 ТК индивидуальные трудовые отношения на основании трудового договора в результате прохождения по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством или иными правовыми актами о труде либо уставом (положением) организации определены перечень таких должностей и порядок проведения конкурса на эти должности.
В статье 123 ТК указано, что работодатель вправе предусматривать конкурсный порядок приема на работу на основе положения, утверждаемого работодателем по согласованию с представительным органом работников, либо если конкурсный отбор и его порядок определены законодательством. К примеру, законодательство обязывает проводить конкурс:
- при приеме педагогических работников в высшие учебные заведения
;
- при назначении на должность государственной гражданской службы
и так далее.
Таким образом, если конкурсный отбор не является обязательным согласно законодательству, работодатель вправе как проводить его, так и нет. Если решено такую практику в организации внедрить – нужно разработать внутреннее положение, определив в нем перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и сам порядок проведения конкурса на эти должности.
Для оказания работодателям практической помощи в этом вопросе Министерство занятости и сокращения бедности разработало Примерное положение о проведении конкурса при приеме на работу.
Однако некоторые моменты этого документа не соответствуют статьям 27 и 123 Трудового кодекса, в частности тому, о чем мы писали выше.
В пункте 2 Примерного положения указано, что оно определяет порядок проведения конкурса при приеме на работу во все организации независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности. В такой формулировке прослеживается императивный характер, что может привести к неправильному толкованию нормы, а именно:
- что все организации независимо от форм собственности обязаны проводить при приеме на работу конкурсный отбор;
- что проводить конкурсный отбор надлежит строго в соответствии с данным Положением.
Однако этот порядок не может быть универсальным для всех, как и нельзя обязать всех работодателей проводить конкурс при приеме на работу, если это не предусмотрено законодательством. В каждой организации своя специфика деятельности, особенности кадровой политики. Локальный (внутренний) акт организации, определяющий правила конкурсного отбора, должен это учитывать.
К тому же, как говорилось выше, работодатель должен определить в положении перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу. А в каждой организации такой список будет индивидуальным. Ведь сферы деятельности у всех разные, и, соответственно, разными будут профессии и должности.
С учетом того, что в статье 123 ТК говорится о примерном положении, нормы утвержденного Министерством документа также должны носить примерный, а не обязательный характер. Поэтому считаем было бы целесообразно сделать в Примерном положении оговорку приблизительно такого содержания: «Указанные в Положении нормы носят примерный характер. Каждый работодатель по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников на основании настоящего Положения и с учетом требований трудового законодательства, иных правовых актов о труде разрабатывает и утверждает собственное Положение о проведении конкурса при приеме на работу».
Надеемся, Министерство занятости и сокращения бедности обратит на это внимание и внесет в акт соответствующие коррективы.
Подсказки по теме приема на работу вы найдете также в рекомендациях Buxgalter Pro:
- Когда можно и когда нельзя отказать в приеме на работу;
- Какие документы нужно требовать при приеме на работу.