Пригодится каждому кадровику в феврале:
«Меня возмущает молодое поколение. Приходят устраиваться на работу, еще не закончив институт, не имея опыта, но ведут себя так, будто все знают и умеют. Сразу спрашивают, какая зарплата, какие бонусы, через какое время можно ожидать повышения.
У ребят нет рекомендаций с прошлых мест работы. В лучшем случае работали на телефоне, курьерами или проходили стажировку. И как их оценивать?»
Как уже на собеседовании определить, подходит ли вашей компании кандидат без опыта работы, по просьбе kadrovik.uz подсказала HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:
– Скорее всего, речь идет о так называемом поколении Z (зумеров). Это люди, которые родились примерно с 1996–97 по 2012 годы. Важно понять особенности этого поколения, чтобы эффективно взаимодействовать и не конфликтовать, взяв их на работу.
Что нужно знать о молодых сотрудниках – зумерах
Представители поколения Z большую часть времени проводят в виртуальной среде – соцсетях, различных потребительских сервисах, информационных и образовательных каналах. Они «живут» в смартфонах. Смело и активно используют современные технологии, что дает им уверенность, что они легко могут получить любую информацию, быстро ее освоить. И так как все потребительские сервисы устроены так, что «угадывают» потребности, предлагают контент и рекламу соответственно профилю человека в сети, такие работники ожидают, что работодатель под них «подстроится», постоянно будет предлагать то, что им интересно, что работа будет яркой, разнообразной, динамичной.
У каждого зумера есть профиль в соцсети, есть свое ярко выраженное «я», которое они все время поддерживают в виртуальном пространстве. Поэтому они не считают важным отсутствие жизненного и профессионального опыта, они считают себя личностями независимо от личных достижений (которых может быть пока немного).
Молодые сотрудники этого поколения стремятся многое делать сами, ориентированы, скорее, на индивидуальный, чем на коллективный результат. Они прагматичны и практичны. Их жизненные приоритеты – хорошая квартира, путешествия, интересное времяпровождение. Они видят, как блогеры зарабатывают большие деньги, не работая в офисе с утра до вечера, и поэтому ищут работу, которая бы хорошо оплачивалась, но не требовала от них слишком многого. Ценят свое время, хотят больше свободы. Многие из них не задерживаются в компании, если нет возможности ротации, смены деятельности, карьерного продвижения, интересных проектов с обязательным повышением заработной платы.
Все это надо иметь в виду, когда к вам приходят кандидаты-зумеры.
Как оценить личные качества и потенциал кандидата без опыта работы
Для оценки молодых кандидатов, зумеров можно использовать интервью на тему «Выбор профессии». Предполагается, что, когда кандидат будет рассказывать о своем выборе, он расскажет о своих установках, ценностях, мотивации и других важных моментах, по которым можно будет сделать вывод, впишется он в требования вакансии или нет. Тема выбора профессии дополняется в ходе интервью серией дополнительных вопросов, дающих много полезной информации о соискателе.
Рассмотрим некоторые вопросы такого интервью:
Как мы видим, в таком интервью даже человек, не имеющий опыта работы, даст о себе много информации, чтобы решить, подойдет ли он вам.
Что касается характерных особенностей поколения зумеров, то их нужно учитывать, понимать и не встречать таких кандидатов в штыки только потому, что они другие. Нам надо жить и работать вместе, а значит, искать эффективные формы работы, которые будут приняты новым поколением работников. Такое движение навстречу друг к другу вполне возможно и очень интересно.
Вы можете повысить свои навыки по управлению персоналом на нашем дистанционном курсе «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте модуль «Интервью с кандидатом», который подробно рассматривает оценку кандидата в ходе интервью.