Как научить сотрудников самостоятельности

preview

«Я руководитель отдела. Бывает, работники обращаются ко мне с простейшими вопросами. Хочу, чтобы ко мне обращались только с действительно сложными вопросами, требующими моего вмешательства. Как побудить работников к самостоятельному решению вопросов, не вызывая у них негатива?»

Своим взглядом на то, как можно развить самостоятельность работников, по просьбе kadrovik.uz поделилась HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:

 

Внимание

Приглашаем на курс «Поиск и отбор персонала»!

Установочное занятие пройдет 13 февраля, первое занятие курса – 20 февраля.

Вы можете получить доступ к одной из тем курса на учебной платформе абсолютно бесплатноУзнать подробности

 

– Если работник постоянно обращается за помощью, это свидетельствует о его неуверенности в себе, своих знаниях, навыках. Неуверенность имеет тенденцию возрастать и превращаться в полный отказ от ответственности в рамках своих должностных обязанностей. И вы, в конце концов, либо уволите сотрудника, либо он сам «внутренне уволится», то есть его работа сведется к формальному отсиживанию и «лавированию» на рабочем месте.

Чтобы развивать самостоятельность работников, нужно сначала оценить их потенциал. По итогам этой оценки и в соответствии с задачами должности сформулировать реалистичные требования к работнику.

Из теории управления известно, что:

  • чрезмерные требования ведут к сомнению в собственных силах и страхам;
  • заниженные требования ведут к снижению самооценки и внутренней подавленности;
  • адекватные требования способствуют росту и повышению мотивации.

Мы сможем подобрать правильные управленческие действия к своим сотрудникам, если поймем, в каком соотношении у них находятся компетентность и мотивация.

Исходя из этого вы можете отнести работника к одной из четырех групп.

 

Хочет, но не может. У такого сотрудника высокая мотивация, он с энтузиазмом работает, но ему не хватает знаний и навыков.

Определите пробелы в знаниях и навыках работника, и составьте программу обучения или самообучения на рабочем месте.

Обязательно обеспечьте работнику поддержку на первых порах. Здесь важны и подробное обсуждение рабочей задачи, и возможность обратиться за помощью, и промежуточный контроль в процессе выполнения задач. Благодаря этому с каждой успешно выполненной задачей уверенность будет возрастать. Тогда можно будет постепенно снимать контроль, передавать ответственность за выполнение более сложных задач.

Важно

Потенциал работников может полностью реализоваться, только если к их ошибкам относиться терпимо, рассматривать ошибки как возможность чему-то научиться. Помогайте определить причины ошибок, и совместно выработайте алгоритмы и шаблоны на будущее.

 

Может, но не хочет. У такого работника все в порядке с квалификацией, есть хороший потенциал, но нет мотивации.

Руководителю придется выяснить, почему сотрудник саботирует работу. Причин может быть несколько – плохо поставленные цели, плохо налаженные процессы, системные повторяющиеся проблемы, которые работник воспринимает как «напрасный труд», трудности во взаимоотношениях с коллегами. Возможно, сотрудник перерос свою должность и настало время его продвинуть или предложить новую зону ответственности.

Регулярные встречи с такими сотрудниками для обсуждения проблем, их карьерных планов, могут помочь восстановить мотивацию.

Важно
Игнорирование системных проблем, о которых вам сигнализируют работники, приводит к увольнению квалифицированного персонала, демотивирует весь коллектив.

 

Хотите первыми узнавать о новых материалах – подписывайтесь на наш телеграм-канал.

 

Не может и не хочет. Это категория работников с недостаточной квалификацией и мотивацией (отсутствием желания учиться и развиваться).

Можно или перевести их на простейший функционал, или предложить им программу обучения и посмотреть, изменится ли что-нибудь. Если нет, возможно, надо рассмотреть вопрос о прекращении трудового договора.

Само наличие таких работников в коллективе может говорить либо об ошибках при наборе персонала, либо о ситуации отчасти вынужденного приема (например, по обращению служб занятости или учебных заведений). В первом случае стоит пересмотреть методы и процедуры отбора, во втором – искать место по возможностям сотрудника.

Важно
В управлении этой категорией работников хорошо работают понятные и простые инструкции (запретительные-разрешительные), адаптация и прикрепленный наставник из числа опытных коллег. При этом обязательно выдвигать требования к качеству работы и ставить сроки.

 

Может и хочет. Это наиболее активные и квалифицированные работники, готовые брать на себя ответственность.

Для таких сотрудников нужно создать определенные условия: 

  • предоставить сотрудникам свободу действий (в рамках поставленных целей);
  • дать возможность принимать решения;
  • документально закрепить реальные полномочия и информировать об этом рабочую группу;
  • передать ответственность за результат.
Важно
Передав ответственность, нельзя ее «забирать», то есть нарушать установленные правила. Часто бывает так, что на словах ответственность передана, а на деле руководитель начинает вмешиваться в процесс работы, принимать решения, взаимодействовать с включенными в процесс сотрудниками, помимо того, кому даны полномочия. Это демотивирует и сводит на нет энтузиазм, с которым активный сотрудник взялся за задачу.

 

Как видим, руководитель может поддержать и развивать самостоятельность сотрудников на основе индивидуального подхода с помощью грамотных управленческих действий.

Внимание

Освойте новую специализацию на курсе «Поиск и отбор персонала». Он стартует 20 февраля 2024 года. Установочное занятие – 13 февраля.

Этот курс подходит для:

  • начинающих HR-специалистов;
  • HR-специалистов, которые хотят освоить функции поиска, отбора, адаптации персонала;
  • менеджеров среднего звена, участвующих в отборе и адаптации персонала;
  • руководителей, желающих грамотно строить систему управления персоналом, развивать компетенции своих сотрудников.

Вы приобретете навыки разработки профилей должностей, эффективного написания объявлений, анализа резюме, проведения интервью и успешной адаптации новых работников. Больше подробностей.

Станьте профессионалом в управлении персоналом – пройдите курс и получите свидетельство. 

Хочу на курс!

 

 

 

HR-менеджмент в Узбекистане – функции HR-менеджера, процесс управления персоналом hr-менеджмент, hr-менеджмент в узбекистане, процесс управления персонала, документация персонала HR-менеджмент в Узбекистане. На данной странице представлены функции HR-менеджмента в Узбекистане. Вы сможете ознакомиться с процессом работы HR-менеджера. Подробная информация про процесс управлением персоналом /ru/publish/doc/text196041_kak_nauchit_sotrudnikov_samostoyatelnosti