Пригодится каждому кадровику в ноябре:
Приглашаем консультанта – как не ошибиться в выборе
«Директор поручил найти консультанта для разработки регламентов по управлению персоналом. С чего начать? Как понять, насколько консультант квалифицированный?»
Для читателей kadrovik.uz отвечает HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:
– Сегодня многие компании привлекают внешних консультантов – финансистов, юристов, IT и HR-консультантов. Работа с внешними консультантами таит немало рисков. Ошибка в выборе стоит дорого – это и финансовые результаты, и потери времени, и неполучение желательного результата.
Прежде чем приступить к поиску, важно точно определить цель привлечения консультанта и уровень, на котором он будет работать.
Обычно консультантов приглашают на следующие виды услуг:
- Предоставить информацию;
- Оценить ситуацию (сделать аудит, поставить диагноз, разработать рекомендации);
- Предоставить решение проблемы;
- Содействовать выработке решений, стратегии, правил взаимодействия;
- Сопровождать изменения;
- Обучить решению проблем.
Определите, что из данного списка вам необходимо, какие задачи вы поставите перед консультантом, то есть насколько глубокое «погружение» консультанта в среду компании требуется.
Эти ожидания и задачи оформите в виде технического задания – документа, в котором (в произвольном виде) опишите ситуацию, причины обращения к консультанту, задачи, которые нужно решить. Чем тщательнее и подробнее будет составлен такой документ, тем лучше. Он станет основой вашего дальнейшего общения с теми, кто откликнется на запрос.
❖
Читайте также, каждой ли компании нужен HR-специалист.
Поиск консультантов лучше всего проводить по рекомендациям партнеров, коллег, в профессиональных сообществах (ассоциациях). Консультанты имеют свои группы и каналы в телеграме. Можно обратиться и в профильные консалтинговые компании: составить список таких компаний по каталогу, созвониться, отправить техническое задание.
Рекомендуется иметь не менее 3 альтернативных кандидатов (компаний), чтобы было с кем сравнивать и из кого выбирать. Обычно грамотные консультанты на основе вашего технического задания готовят свое предложение-ответ, указывая, что оно носит предварительный характер и будет уточняться в ходе предпродажного консалтинга.
Критерии-вопросы для выбора квалифицированного консультанта
Во время знакомства:
- представляет ли консультант документы о своей компетенции, рекомендации и отзывы о своем опыте работы? Есть ли у него опыт решения аналогичных задач?
- кого он консультировал?
- насколько развиты у консультанта навыки презентации, переговоров, слушания, задавания вопросов? Насколько он убедителен? Насколько грамотно работает с документами?
Во время диагностики:
- прорабатывает ли консультант совместно с клиентом техзадание? Проверяет ли гипотезы клиента о методах решения проблем?
- собирает ли консультант информацию о бизнесе клиента (контент-анализ документов, интервью с ключевыми сотрудниками, анкетирование и т. д.)?
- знает и применяет ли консультант методы постановки, анализа и решения проблем (SWOT, «Дерево проблем», «Диаграмма Ишикавы» и др.)?
- определяет ли консультант ожидания клиента? Сумел ли он скорректировать ожидания клиента и точно определить рамку проекта (те задачи, которые будет решать проект)? Насколько точно он сформулировал результаты проекта?
Во время реализации консалтингового проекта:
- консультант умеет устанавливать хорошие отношения с ключевыми лицами и персоналом? Насколько он доброжелателен и корректен в общении?
- умеет ли консультант разрешать возникающие конфликты? Насколько толерантно и выдержанно он относится к изменениям в ситуации, непредвиденным событиям?
- обладает ли навыками обучения/коучинга, проведения и модерирования рабочих встреч?
- объясняет ли особенности процесса изменений и помогает ли клиенту наладить этот процесс?
- проводит ли он регулярные встречи по обзору и оценке мероприятий проекта?
По окончании проекта:
- изучает ли обратную связь от клиента по итогам проекта?
- предлагает ли постпроектную поддержку клиенту?
Успех проекта зависит не только от консультанта
Успех или неуспех консалтингового проекта зависит не только от квалификации консультанта, но и от квалификации компании. Один, даже очень грамотный, консультант ничего не сделает. Ответственность за результаты проекта всегда разделяются между заказчиком и исполнителем.
Чтобы ваш проект прошел гладко, нужно сформировать рабочую группу из числа ключевых сотрудников компании, разработать план-график выполнения задач, постоянно взаимодействовать, вносить соответствующие корректировки, работать вместе. На участие в проекте уходит много времени и сил, поэтому для работников рабочей группы нужно перераспределить нагрузку на время проекта и дополнительно их мотивировать.
курс «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.
Бесплатный доступ к одной из видеолекций курса – «Мотиваторы и ценности».
Хочу узнать больше о курсе! (Rec: курс в записи)