Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28.02.1997 г. N 62 "Об Указе Президента Республики Узбекистан "О мерах по обеспечению исполнения решений хозяйственных судов"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
28.02.1997 г.
N 62
ОБ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О МЕРАХ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ"
В Указе Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 1997 года "О мерах по обеспечению исполнения решений хозяйственных судов" определены пути повышения ответственности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также их должностных лиц за надлежащее исполнение решений хозяйственных судов.
Одним из важных средств, обеспечивающих претворение в жизнь комплекса мер, намеченных в Указе, является строгое соблюдение правовых норм, регламентирующих деятельность по исполнению решений хозяйственных судов.
В целях обеспечения единства практики при исполнении решений хозяйственных судов, руководствуясь ст. ст. 46, 54 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5.02.97 г. "О мерах по обеспечению исполнения решений хозяйственных судов" принять судьями и работниками аппаратов судов как руководство к исполнению и обеспечить все необходимые меры для его выполнения.
Одобрить План мероприятий Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по выполнению Указа Президента от 5.02.97 г.
Инструкцию "О порядке исполнения судебных актов хозяйственных судов" - утвердить.
2. Хозяйственным судам в связи с тем, что в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Узбекистан недостаточно норм, регламентирующих исполнительное производство, следует, руководствуясь ч. З ст. 1 ХПК, при исполнении решений хозяйственных судов применять соответствующие нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.
При этом судам следует иметь в виду:
- Исполнительными документами, выдаваемыми на основании решений, определений и постановлений хозяйственных судов, являются приказы.
- Приказы на взыскание денежных средств направляются в течение пяти дней взыскателю, а при взыскании сумм в доход бюджета - налоговому органу и в последующем - в установленном порядке для исполнения банку.
- Приказ о присуждении имущества в натуре, об освобождении и передаче помещений и других объектов, о принуждении к совершению действий, не связанных с передачей денег, выдается взыскателю либо по его просьбе направляется непосредственно судебному исполнителю для исполнения по правилам раздела Гражданского процессуального кодекса.
- По каждому решению выдается один приказ. Однако если исполнение должно быть произведено в различных местах либо если решение вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд может по просьбе взыскателей выдать несколько приказов с точным указанием места исполнения либо той части решения, которая по данному приказу подлежит исполнению.
- Исполнение решений производится судебным исполнителем, состоящим при суде, по месту нахождения должника либо по месту нахождения его имущества. Если должник выбыл за пределы юрисдикции данного суда, но в пределах Республики Узбекистан, и его адрес известен судебному исполнителю, судебный исполнитель направляет приказ по новому адресу должника, о чем извещает взыскателя.
В том же порядке подлежат исполнению решения, определения и постановления арбитражных, хозяйственных и экономических судов государств-участников СНГ, а также аналогичных судов других государств на основании международных договоров и соглашений, подписанных Республикой Узбекистан.
- В случае неясности решения, подлежащего исполнению, судебный исполнитель вправе просить суд, которым разрешено дело, о разъяснении решения. Разъяснение решения производится по правилам, установленным ст. 86 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.
- При наличии обстоятельств, делающих исполнение решения затруднительным или невозможным, судебный исполнитель вправе поставить перед судом, вынесшим решение по делу, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения решения. Такое заявление судебного исполнителя рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 114 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.
- Взыскание может быть обращено на любое имущество должника, если должником является юридическое лицо. Статья 5 Закона "О собственности в Республике Узбекистан" устанавливает, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Нормы Гражданского процессуального кодекса, устанавливающие перечень имущества, на которое нельзя обращать взыскание, судами не должны применяться.
- В случаях, когда должником является гражданин-предприниматель, взыскание не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (приложение N 1 к ГПК).
- При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения отказ и мировое соглашение должны быть выражены в адресованных суду письменных заявлениях. Эти заявления приобщаются к делу.
До принятия отказа взыскателя от взыскания или утверждения мирового соглашения сторон суд должен разъяснить взыскателю или сторонам последствия соответствующих процессуальных действий.
О принятии отказа взыскателя от взыскания или утверждения мирового соглашения сторон суд выносит определение о прекращении исполнительного производства, которым одновременно прекращает производство по делу.
В определении должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон.
В случае непринятия судом отказа взыскателя или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом мотивированное определение.
В случае прекращения исполнительного производства приказ с соответствующей отметкой направляется в суд, выдавший этот документ, или взыскателю.
Все принятые судебным исполнителем меры по исполнению отменяются.
Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.
- Судам надлежит в течение десяти дней реагировать на жалобы взыскателя или должника, поданные на действия судебного исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий.
Жалобы и протесты на действия судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании судом, при котором находится судебный исполнитель, с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для решения поставленного перед судом вопроса.
- В случае допущения судебным исполнителем при производстве ареста имущества нарушения закона, которое является основанием к отмене ареста, независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника и этих лиц об отмене ареста рассматривается судом в порядке, установленном ст. 404 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.
3. Обратить внимание судов на то, что каждый судебный акт должен быть исполнен в кратчайший срок. По факту умышленного неисполнения судебного решения, предъявленного к исполнению, материалы, подтверждающие факт неисполнения, направляются в установленном порядке в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении соответствующих должностных лиц к уголовной ответственности, согласно ст. 232 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
4. Суды должны в каждом случае неисполнения судебных решений банками рассматривать вопрос о возможности наложения штрафа, установленного ст. 112 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Штраф налагается на банк хозяйственным судом по правилам главы 10 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан. Вопрос о наложении штрафа разрешается в судебном заседании хозяйственного суда, принявшего судебный акт, который не исполняется. О времени и месте заседания должен быть извещен банк, в отношении которого рассматривается вопрос о наложении штрафа, а также взыскатель и должник. Они извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием к рассмотрению вопроса о наложении штрафа.
5. Председатели судов должны установить контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда.
6. При осуществлении исполнительного производства судам необходимо улучшить координацию работы с органами прокуратуры, внутренних дел, налоговыми органами и добиваться тесного взаимодействия с ними.
7. Хозяйственным судам необходимо систематически информировать через прессу, радио и телевидение о проводимой работе и недостатках по исполнению данного Указа.
8. Хозяйственным судам Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента регулярно изучать и обобщать практику исполнения судебных решений, осуществлять действенный контроль за реализацией Указа Президента Республики Узбекистан от 5.02.97 г.
Председатель
Высшего хозяйственного суда
Республики Узбекистан М. Абдусаламов
Секретарь Пленума, судья И. Собиров