Как узнать, что кандидат обманывает

preview

Иногда во время разговора с соискателем чувствуется, что он говорит неправду, стараясь произвести положительное впечатление, не говорит то, что думает.

Как, проводя собеседование, понять, что человек правдив в своих ответах, разъясняет HR-консультант Ирина ШАКИРОВА.

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы читать разъяснения экспертов.

 

Собеседование – это не просто беседа, в нем есть оценочная составляющая, которая сильно влияет на поведение обеих сторон. Роли в таком общении жестко распределены: тот, кто оценивает, – тот, кого оценивают. Это ситуация, к которой готовятся оба участника собеседования. Вы изучаете резюме, информацию о кандидате (иногда и по соцсетям, рекомендациям), а кандидат волнуется, репетирует ответы на гипотетические вопросы, формулирует свои преимущества. Поэтому неудивительно, что в начале собеседования он чаще всего насторожен, контролирует свое поведение, слова, чтобы выглядеть лучше.

Ваша задача сделать так, чтобы во время этого диалога общались не только роли (директор, HR-cпециалист – соискатель), но и люди (человек – человек). Ведь в ходе общения нужно понять, впишется ли человек в компанию не только как профессионал, носитель каких-то специальных знаний, навыков, но и какой он человек, какие его внутренние убеждения, ценности, мотивы, характер, эмоциональный склад ума.

Надо понимать, соискатель может не лгать, но умалчивать о важном, не говорить о том, что, по его мнению, несущественно или произведет негативное впечатление. Особенно это относится к семейным тайнам, серьезным жизненным  проблемам, психологическим травмам. Здесь важны такт и осторожность, потому что человек не обязан рассказывать обо всем. Он пришел устраиваться на работу, а не на психологический сеанс. Он только претендует занять место в компании, и главное – соответствует ли он должности.

На что обращать внимание в разговоре с соискателем:

  • меняется темп речи соискателя: он либо сильно замедляет речь, либо ускоряет ее. Замедление означает контроль над словами, он раздумывает, что и как следует сказать. Ускорение – о важности того, что говорится, о том, что этот вопрос волнует;
  • резко увеличиваются слова-паразиты – это говорит о волнении;
  • соискатель использует слова-проговорки: «в принципе», «в основном», «довольно». Они говорят о неуверенности в высказанной мысли, желании перестраховаться;
  • соискатель уходит от вопроса – это говорит о сложности вопроса для него, нежелании отвечать. В этом случае можно временно переключиться на другую тему и позже попытаться задать вопрос еще раз;
  • рационализирует, излишне детализирует (усложняет ответ на вопрос, не дает реальной информации). Например:

– Были ли у вас профессиональные неудачи?
– Некоторые неудачи были.
– С чем они были связаны?
– Ну знаете, неудачи в нашей сфере связаны со множеством факторов… Или…  Или… и многое другое…;

  • сосискатель говорит общими словами, без конкретики. Например, человек претендует на роль маркетолога:

– Мне удалось увеличить количество клиентов. Если ранее у нас было столько-то заказов, то благодаря комплексу маркетинговых действий стало столько-то. В целом правильный маркетинговый подход позволяет сделать…

Задайте вопросы на уточнение деталей, чтобы понять, действительно ли кандидат знает, о чем говорит:

– Какие маркетинговые мероприятия Вы планировали? Расскажите подробно,  как Вы их осуществляли. 

Если кандидат лжет, это будет понятно сразу, по его ответу на вопрос, как, когда и что конкретно он делал. Если он этого не делал, он не сможет об этом внятно рассказать.

Обычно как ложь или желание умолчать о чем-либо интерпретируют избегающий взгляд, касание руками лица, потирание глаз, оттягивание воротника и так далее. Однако эти признаки могут говорить лишь о волнении человека. Иногда люди избегают  прямого взгляда  из-за своих психофизических особенностей. Известно, что людям с меланхолическим темпераментом, интровертам, застенчивым трудно смотреть прямо в глаза собеседнику. Это не означает, что они лгут.  

Есть типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда вправо вверх, вправо по горизонтали, затем к контролю речи – влево вниз. Во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, придумать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.  Но «поймать» такой шаблон могут только специалисты-профайлеры.

Поэтому фиксироваться на таких признаках и решать, что человек лжет во время собеседования нежелательно. Если возникли сомнения, уточняйте вопросами, наблюдайте реакцию, анализируйте ответы кандидата. Если он не смог в детальном рассказе подтвердить свои слова, делайте соответствующий вывод. Главное, держать цель – подходит человек на вакантную позицию или нет? Каковы его слабые и сильные стороны с точки зрения требований к этой должности?

Нужно также иметь в виду и собственные «ловушки» восприятия: 1) нам нравятся люди, похожие на нас и не нравятся непохожие. 2) проекция, перенос на собеседника собственных негативных качеств (которые у вас есть, но не осознаются вами). 

Чтобы собеседование прошло гладко, и соискатель спокойно и уверенно смог рассказать о себе, вы можете сами помочь соискателю успешно пройти отбор:

  • рассказать о компании, заранее дать информацию о вакансии, объяснить, что подготовить для собеседования (рекомендации, портфолио, сертификаты);
  • объяснить, как будет проходить отбор;
  • отправить локацию, встретить кандидата, дать ему немного времени, чтобы собраться с мыслями;
  • держать правильную дистанцию (деловую), использовать дружественную коммуникацию;
  • рассказать о руководителе, с которым кандидат будет встречаться;
  • поблагодарить соискателя за собеседование;
  • объяснить следующие шаги.

 

Внимание

Подробно, как анализировать поведение соискателей на собеседовании, вы можете узнать на курсе «Поиск и отбор персонала».

Для кого предназначен курс:

  • начинающих HR-специалистов;
  • HR-специалистов, которые хотят освоить функции поиска, отбора, адаптации персонала;
  • менеджеров среднего звена, участвующих в отборе и адаптации персонала;
  • руководителей, желающих грамотно строить систему управления персоналом, развивать компетенции своих сотрудников.

Обучение – дистанционное.

Дата установочного занятия – 12 сентября. Дата первого занятия – 19 сентября.