Пригодится каждому кадровику в ноябре:
Если директор распугивает всех кандидатов…
«В нашей компании скромные зарплаты, поэтому найти подходящих сотрудников не так просто. И вот недавно столкнулась с такой проблемой: провожу отбор резюме, встречаюсь с соискателем, все идет хорошо, у кандидата есть готовность приступить к работе. Но после встречи с руководителем кандидаты бегут… Руководитель, на мой взгляд, совершенно не умеет проводить интервью – перескакивает с темы на тему, допрашивает, заставляет рассказывать одно и то же, нападает… Мои попытки сгладить ситуацию и направить разговор в конструктивное русло приводят к тому, что он начинает нападать и на меня прямо в присутствии соискателя. Как быть?».
Как подготовить руководителя к собеседованию с кандидатом, чтобы максимально усилить вероятность благоприятного результата, рассказала HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:
– Очень распространенная ситуация, которая часто приводит в отчаяние HR-специалистов. Давайте разбираться... Сначала определим, что делает HR-специалист до собеседования и что ему известно о кандидате к моменту встречи с руководителем.
1. Анализ анкеты (резюме). Из резюме понятны опыт, образование, функционал, выполняемый на прежних местах работы, знания и навыки, которые указал кандидат, его пол, возраст, семейное положение, увлечения, зарплатные ожидания.
2. Телефонный звонок. В ходе него уточняется информация о причинах поиска работы, зарплатных ожиданиях, навыках, функционале. По разговору HR-специалист также может сделать вывод об эмоциональных особенностях соискателя по его речи, уточнить отношение к критическим факторам (командировки, ночные смены и т.д.).
3. Тесты, кейсы, профессиональные задания. Если первые два пункта прошли удовлетворительно, у соискателя проверяют знания, навыки и компетенции. После чего, если все хорошо, назначается собеседование.
В идеале первый и третий пункты HR-специалист обсуждает и реализует с обязательным участием заказчика вакансии – непосредственного руководителя. Руководитель уточняет функционал вакансии и требования к соискателям, вместе с ним разрабатываются тесты, профессиональные задания. Такая совместная работа уже делает HR-специалиста и руководителя единомышленниками, заинтересованными в поиске и отборе достойных сотрудников с учетом условий компании. Поэтому настаивайте на совместной проработке вакансий, сотрудничайте с менеджерами, иначе неудачи будут повторяться.
Обычно с кандидатом проводится два, а то и три собеседования, это зависит от сложности позиции и иерархии внутри компании. Первое собеседование проводит HR-специалист, второе – совместно HR-специалист и руководитель (заказчик вакансии), третье – директор, если принимается руководитель среднего или высшего звена.
При этом нужно четко распределить задачи каждого собеседования, чтобы:
1) собрать максимум информации для принятия решения;
2) сделать для кандидата процесс собеседования последовательным, логичным;
3) сформировать у кандидата положительное впечатление о компании.
Как распределяются задачи оценки кандидата:
Интервью с HR-специалистом |
Интервью с заказчиком вакансии (непосредственным руководителем) |
Интервью с высшим руководством |
|
|
|
Как видим из таблицы, основная нагрузка по оценке кандидата лежит на HR-специалистах. Они тщательно готовятся к собеседованию, исходя из имеющейся информации (оценки резюме и результатов тестирования) – формируют списки вопросов и кейсы, чтобы определить все вышеперечисленное. Первое собеседование – самое долгое по времени (предел – 1,5 часа), и его преимущество заключается в том, что HR-специалист беседует с соискателем один на один, ему легче регулировать эмоциональное напряжение, которое испытывает соискатель. Очень важно по итогам этого собеседования зафиксировать письменно в специальной форме все главные особенности кандидата, которые удалось определить.
Перед тем, как назначить второе собеседование, HR-специалист встречается с заказчиком вакансии (непосредственным руководителем) и знакомит его со всей полученной информацией, рассказывает о своем впечатлении о соискателе, делится предположениями о соответствии открытой вакансии и планирует вместе с руководителем второе интервью. Самое главное, чтобы в этом втором интервью не было повторов, ненужных вопросов, ответы на которые уже получены на предыдущих этапах. И, конечно, нужно объяснить руководителю, что сейчас не только компания принимает решение о том, брать или не брать, но и кандидат оценивает компанию – идти или не идти.
Чтобы не терять на этом этапе хороших, годных кандидатов, лучше всего разработать регламент проведения собеседования, в котором изложить правила поведения руководителя во время интервью.
Наиболее важные правила:
- Приходить вовремя, не заставлять кандидата ждать.
- Вести диалог в спокойном уважительном тоне, без агрессии и нападок.
- Внимательно слушать, что говорит кандидат.
- Не отвлекаться на звонки, другие дела до окончания собеседования.
- В случае разногласия с HR-специалистом оставить обсуждение на потом (за рамками интервью).
Примерная структура интервью:
- Взаимное представление и приветствие.
- Рассказ о компании, о вакансии, ее функционале и задачах.
- Уточнение опыта, знаний и навыков кандидата.
- Оценка двух-трех ключевых компетенций, которые не оценивал HR-специалист.
- Уточнение соответствия корпоративной культуре (мотивов, ценностей).
- Вопросы со стороны кандидата, выяснение его ожиданий.
- Информирование о дальнейшем порядке действий.
Часто 1, 2, 6 и 7 пункты упускаются из внимания, что сильно влияет на впечатление кандидата о собеседовании. В этом случае собеседование становится односторонним, похожим на допрос, этого нужно избегать.
Особенно бывает сложно на совместных собеседованиях с руководителем, если у кандидатов есть какие-либо проблемы в общении или они не понравились руководителю с первого взгляда. В этом случае HR-специалист выступает «буфером» и помогает как кандидату, так и руководителю, чтобы собеседование благополучно состоялось.
Как работать с «проблемными» соискателями:
«Молчун» |
Предупредите кандидата:
Если кандидат говорит мало, задавайте дополнительные наводящие вопросы, используйте поддерживающую коммуникацию (дружественность, внимание, спокойное ожидание ответа). Используйте правила активного слушания (повторения: – Вы сказали… значит…; перефразирования: – Как я поняла…) Если кандидат затрудняется сформулировать ответ, дайте ему 1–2 минуты на размышление, задайте другой вопрос, перейдите к следующему критерию оценки |
«Говорун» |
Предупредите, что в ходе интервью будете останавливать кандидата и даже перебивать его, если вам нужно будет что-то уточнить или изменить направление беседы. Если кандидат много говорит, останавливайте его, когда он делает вдох |
Не понравился с первого взгляда |
Постарайтесь преодолеть первое впечатление и настроиться на позитивное общение, возможно, это просто ошибка восприятия (он мог напомнить кого-то, с кем были трудности в общении, после чего сложился стереотип). Сосредоточьтесь на своей цели – исследуйте соответствие кандидата требованиям вакансии |
Лучше всего назначать время собеседования так, чтобы до прихода руководителя у HR-специалиста было 5–7 минут, чтобы «расслабить» кандидата. Спросите кандидата, как он добрался до Вас, предложите ему занять удобное место в кабинете (Где Вам будет удобно?), предложите воду, чай или кофе, демонстрируйте расположение.
Опишите цель, время и порядок интервью. Например:
- «Сначала руководитель (имя, отчество) расскажет Вам о компании, вакансии, функционале, задачах, условиях. Потом мы будем обсуждать Ваш опыт… У Вас также будет возможность задать свои вопросы…».
Когда кандидат знает дальнейший ход событий, он может внутренне подготовиться для беседы.
Резюмируем:
Предварительная подготовка и хорошие деловые отношения с менеджерами помогут вам проводить успешные совместные собеседования.
Вы можете «прокачать» свои профессиональные навыки на нашем дистанционном курсе «Поиск и отбор персонала». Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.