Пригодится каждому кадровику в феврале:
«Наша компания – сеть магазинов брендовой одежды. Три месяца назад я принята на должность менеджера по обучению торгового персонала. За это время разработала курс обучения для новичков, а также курс по клиентоориентированному сервису, начала обучение персонала.
Мне приходится выслушивать много претензий от своих слушателей – и по организации работы в магазинах, и по мотивации, но на все попытки обсудить эти проблемы с руководством магазинов слышу один ответ: ты отвечаешь за то, чтобы продавцы хорошо выполняли свою работу, с тебя и спрос, а у нас другие задачи.
Разве не руководители отвечают за организацию работы и мотивацию людей? Разве это не их прямая ответственность?»
По просьбе kadrovik.uz в ситуации помогла разобраться HR-консультант Ирина ШАКИРОВА.
Кто за что отвечает
– В функции HR-службы в компании входит поиск и отбор, адаптация и обучение, оценка персонала, развитие, мотивация.
Более подробно разбирали функции HR-специалиста в материале:
Однако нельзя думать, что, раз HR-служба выполняет эти функции, она единолично ответственна за работу персонала. Ответственность за работу персонала несут руководители всех уровней, так как именно они ставят цели, контролируют, оценивают и принимают управленческие решения.
Японские исследователи корпоративной культуры Нонако и Такеучи в своей книге «Управление знаниями в японской компании» предложили схему, в которой хорошо показана связь между организационными уровнями:
Высшее руководство компании определяет стратегию, портфель продуктов и услуг, бизнес-цели, обеспечивает ресурсами.
Средний и линейный менеджмент отвечает за организацию бизнес-процессов, управляет этими процессами и людьми, задействованными в них. Они знают требования и ожидания топ-менеджмента и транслируют их персоналу компании.
Персонал компании выполняет бизнес-процессы в соответствии со своим функционалом. Именно непосредственно занятые в процессах работники могут замечать узкие места, системные ошибки, которые приводят к сбоям, рекламациям. Они своими успехами или неуспехами отражают эффективность управления внутри компании.
Ключевая роль в повседневном управлении персоналом находится в руках среднего и линейного менеджмента. Если это грамотные работники, то они держат руку на пульсе, налаживают процессы, собирают обратную связь от персонала, клиентов, смежников и на этой основе работают над качеством продуктов и услуг, совершенствуют управление персоналом. Они находятся в середине пирамиды менеджмента – контактируют и с верхним, и с нижним уровнем, объясняя «вниз» требования руководства и докладывая «вверх» обо всех проблемах, которые вне зоны внимания топ-менеджмента.
А где же HR-служба в Пирамиде менеджмента? С точки зрения организационной иерархии, в зависимости от масштаба компании работники HR-службы располагаются как на самом верху (в очень крупных компаниях международного уровня HR-директор – это топ-менеджер); так и в середине (в рассматриваемой ситуации менеджер по обучению и развитию приравнивается к линейному менеджеру).
Задача HR-специалиста любого уровня быть бизнес-партнером менеджеров компании и решать задачи, которые ставятся совместно с ними.
Как менеджеру по обучению взаимодействовать с руководством компании
Чтобы обучение продавцов в сети магазинов принесло результаты, нужно осуществить не только его.
Для начала именно менеджер магазина должен определить сильные и слабые стороны своих работников и вместе с менеджером по обучению сформировать группы по уровню знаний и опыта, поставить цели обучения.
Далее именно менеджер магазина должен утвердить программу обучения. А для этого – ознакомиться с ней и, возможно, пройти ее вместе с персоналом. Потом вместе с менеджером по обучению составить план наблюдения и оценки – как персонал применяет новые знания и навыки.
Менеджер магазина отвечает и за регламенты работы для персонала. HR-специалист выступает внутренним консультантом, может предложить образцы документов, методы работы.
Также совместно с сотрудниками HR-службы менеджеры всех уровней работают над укреплением корпоративной культуры – через личный пример, донесение ценности продуктов и услуг компании, обмен опытом; проводят регулярную оценку работников, разрабатывают и внедряют систему мотивации.
Вы можете получить новую специализацию по управлению персоналом на нашем дистанционном курсе «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.