Как помочь бывшему сотруднику получить пенсию

preview

С 1 января 2023 года при назначении государственных пенсий от граждан больше не требуют представлять документы о трудовом стаже и заработной плате . Но при этом в персональных кабинетах работодателей на my.mehnat.uz появилась кнопка «Подтверждение».

Для чего нужен этот функционал и как с ним работать, по просьбе «Нормы» и kadrovik.uz рассказала начальник отдела Дирекции по управлению МАПК «ЕНСТ» Зарнигор АБДУРАХМАНОВА:

 

– Функционал кнопки «Подтверждение» в персональном кабинете работодателя на my.mehnat.uz связан с назначением государственных пенсий. В соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан» за основу исчисления пенсии берется заработная плата за любые 5 лет подряд в течение последних 10 лет трудовой деятельности.

Раньше выходящие на пенсию должны были представить в Пенсионный фонд справки, подтверждающие стаж и заработную плату. С 1 января 2023 года эта практика отменена, но необходимость получения этих данных осталась.

Сегодня Пенсионный фонд всю необходимую информацию получает из базы данных накопительной пенсионной системы АК «Халк банк» и Налогового комитета. Но среди обратившихся за назначением государственной пенсии сегодня есть люди, у которых необходимый для расчетов 10-летний период включает работу до 2005 года. А в то время, как известно, не велся централизованный автоматизированный учет социальных страховых отчислений. В этом случае получить необходимую информацию Пенсионному фонду поможет ЕНСТ.

Например, у выходящего на пенсию есть трудовой стаж с 1990 года по 2010 год. После 2010 года он нигде не работал. Все записи о трудовом стаже внесены в ЕНСТ.

 

Кто для таких граждан вводит в ЕНСТ информацию о стаже 

Выходящий на пенсию это может сделать самостоятельно или обратиться за помощью в Центр содействия занятости. Данные также могут внести и работодатели, в том числе – по просьбе выходящего на пенсию.

Как эти данные дополняются сведениями о заработной плате за период до 2005 года?

Для этого система ЕНСТ автоматически отправляет запрос на подтверждение:

  • если организация ликвидирована, – в агентство «Узархив»;
  • если организация продолжает функционировать, – в персональный кабинет организации на my.mehnat.uz.

 

Где увидеть такие запросы и как на них реагировать

Запросы к работодателю аккумулируются в функционале кнопки «Подтверждение» персонального кабинета на my.mehnat.uz.

Ответственный сотрудник организации должен проделать определенную работу, чтобы предоставить исчерпывающую информацию по данному запросу. Как это сделать и как устроен функционал раздела «Подтверждение», подробно и со скриншотами мы расписали в специальной инструкции.

 

Если у кадровика возникают трудности с поиском нужной информации

Обратите внимание: запрос направляется не лично кадровику, а в организацию. У организации есть руководитель, который и должен организовать работу по предоставлению информации по запросу.

Если кадровик по каким-то причинам не может найти информацию самостоятельно, он должен обратится за помощью к руководителю. А тот в свою очередь обязан создать все необходимые условия, в частности, – подключить другие подразделения организации, располагающие необходимой информацией.

Бывают, что сам запрос содержит ошибки. Например, – неверно указаны периоды работы или такой человек вообще никогда не работал в организации. Также может случиться, что по тем или иным причинам у организации нет информации за данный период по данному человеку и т.п. В этом случае ничего придумывать не нужно, все данные нужно вносить на основании документов.

Если вы столкнулись с отсутствием данных, – прямо так и укажите. В формах для отражения выплаченной заработной платы есть красная кнопка «Сведения о заработной плате отсутствуют». Нажмите ее, и система предложит вам указать причину отсутствия запрашиваемых сведений. Вы можете описать фактическую причину словами, если нужного не будет в предложенных готовых формах ответа, там их три:

  • гражданин(ка) не работала в нашей организации;
  • организация не имеет необходимых данных;
  • периоды трудового стажа введены неверно.

 

Можно ли оставить запрос без ответа

Нельзя. Все данные автоматически передаются в Пенсионный фонд, и его сотрудники будут предпринимать меры, предусмотренные законодательством.

Учитывая важность оперативного реагирования на такие запросы, есть пожелание к работодателям – обяжите сотрудника ответственного за работу на my.mehnat.uz проверять наличие запросов как можно чаще и не затягивать с ответом. В идеале, если это будет происходить ежедневно.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Социальное обеспечение Социальное обеспечение Социальное обеспечение /publish/doc/text187808_kak_pomoch_byvshemu_sotrudniku_poluchit_pensiyu