Қонунчилик
ЎзР Қонунлари

Закон Республики Узбекистан от 23.07.2021 г. N ЗРУ-702 "О пространственных данных" (Принят Законодательной палатой 26.12.2020 г., одобрен Сенатом 29.05.2021 г.)

Ҳужжатнинг тўлиқ матнини ўқиш учун авторизация қилинг

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.07.2021 г.

N ЗРУ-702



О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ


Принят Законодательной палатой 26 декабря 2020 года

Одобрен Сенатом 29 мая 2021 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области пространственных данных.



Статья 2. Законодательство о пространственных данных


Законодательство о пространственных данных состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о пространственных данных, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


пространственные данные - данные о пространственных объектах, в том числе включающие сведения об их местоположении, форме и иных свойствах, представленные в определенной форме и системах пространственно-временных координат;


обработка пространственных данных - реализация одного или совокупности действий по созданию, сбору, систематизации, хранению, изменению, обновлению, визуализации, использованию, предоставлению, распространению и передаче пространственных данных и метаданных;


метаданные - данные, которые позволяют описывать наборы, сервисы и другие характеристики пространственных данных, необходимые для их идентификации, поиска, инвентаризации и использования;


геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных - совокупность интернет-средств и сервисов пространственных данных, которые поддерживают метаданные о геоинформационных ресурсах и обеспечивают доступ к ним с использованием всемирной информационной сети Интернет;


пользователь пространственных данных (далее - пользователь) - физическое или юридическое лицо, использующее пространственные данные;


пространственные объекты - природные и искусственные объекты, местоположение которых может быть определено в установленной системе пространственно-временных координат.



Статья 4. Основные принципы настоящего Закона


Основными принципами настоящего Закона являются:

законность;

точность и достоверность пространственных данных;

открытость и доступность базовых пространственных данных;

защищенность пространственных данных и метаданных.



Статья 5. Принцип законности


Отношения в области пространственных данных должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.



Статья 6. Принцип точности и достоверности

пространственных данных


Точность и достоверность пространственных данных обеспечиваются за счет:

поддержания в рабочем состоянии государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;

внедрения системы картографического мониторинга и непрерывного обновления государственных топографических карт;

использования регламентированных систем координат и существующих базовых пространственных данных при создании государственных информационных ресурсов и новых базовых пространственных данных;

осуществления постоянного мониторинга, научно-технической экспертизы и контроля базовых и профильных пространственных данных и метаданных.



Статья 7. Принцип открытости и доступности

базовых пространственных данных


Открытость и доступность базовых пространственных данных обеспечиваются за счет:

отсутствия в составе базовых пространственных данных сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

предоставления свободного доступа пользователей к базовым пространственным данным, включая доступ через сети телекоммуникаций общего пользования, а также через всемирную информационную сеть Интернет.



Статья 8. Принцип защищенности

пространственных данных и метаданных


Обработка пространственных данных и метаданных должна осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями по их защищенности.

Защита пространственных данных и метаданных осуществляется в целях:

предотвращения угроз безопасности личности, общества и государства;

сохранения их конфиденциальности в устанавливаемых законодательством случаях;

предотвращения их искажения и фальсификации.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ


Статья 9. Основные направления государственной политики

в области пространственных данных


Основными направлениями государственной политики в области пространственных данных являются:

разработка и реализация государственных и иных программ в области пространственных данных;

координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных;

развитие Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечение открытости и доступности базовых пространственных данных, их метаданных для всех заинтересованных субъектов;

развитие международного сотрудничества.



Статья 10. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области пространственных данных


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области пространственных данных;

утверждает государственные и иные программы в области пространственных данных;

утверждает порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных;

определяет перечни пространственных данных, доступных для публичного использования;

утверждает Положение о Координационном совете по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и его состав.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия специально уполномоченного

государственного органа в области пространственных данных


Специально уполномоченным государственным органом в области пространственных данных является Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты государственных и иных программ в области пространственных данных;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечивает реализацию государственных и иных программ в области пространственных данных;

обеспечивает выполнение работ, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;

осуществляет обработку базовых пространственных данных, работы по созданию и функционированию геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных;

выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, обеспечивает создание технических и программных средств в области пространственных данных;

разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования;

осуществляет государственный контроль за процессами обработки пространственных данных;

осуществляет международное сотрудничество в области пространственных данных.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Министерства обороны

Республики Узбекистан в области пространственных данных


Министерство обороны Республики Узбекистан:

участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;

организует во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом, а также с другими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных, создание пространственных данных, разработку технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных в целях обеспечения национальной безопасности и обороны государства в соответствии с законодательством;

участвует в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Министерство обороны Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия государственных органов

в области пространственных данных


Государственные органы, включая органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и внесении предложений по формированию единой государственной политики в области пространственных данных и обеспечивают ее реализацию;

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;

участвуют в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;

организуют во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом производство профильных пространственных данных для соответствующей отрасли и выполнение работ по производству отраслевых геоинформационных ресурсов, созданию и поддержанию сети геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечивают предоставление базовых пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;

обеспечивают доступ к открытым профильным пространственным данным;

осуществляют обработку профильных пространственных данных для соответствующей отрасли или территории.

Государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ


Статья 14. Определение Национальной инфраструктуры

пространственных данных

В настоящем Законе под Национальной инфраструктурой пространственных данных понимается система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки и интеграции пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан.



Статья 15. Порядок ведения Национальной инфраструктуры

пространственных данных


Порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных содержит положения, определяющие:

порядок обработки пространственных данных и метаданных Национальной инфраструктуры пространственных данных;

порядок деятельности специально уполномоченного государственного органа в области пространственных данных;

порядок взаимодействия лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, со специально уполномоченным государственным органом;

виды базовых и профильных пространственных данных, обработка которых организуется соответствующими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных;

требования, обеспечивающие операционную совместимость пространственных данных, метаданных, технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных;

структуру, содержание, порядок подготовки ежегодного отчета о состоянии работы по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и сроки его представления в Кабинет Министров Республики Узбекистан.



Статья 16. Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры

пространственных данных


В составе Национальной инфраструктуры пространственных данных специально уполномоченным государственным органом создается сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных и обеспечивается ее функционирование со следующими сервисами пространственных данных:

поиск, который обеспечивает выявление пространственных данных и сервисов пространственных данных в информационных сетях;

просмотр пространственных данных, информации о характеристиках геопространственных объектов и содержании метаданных;

доступ, который обеспечивает возможность обработки пространственных данных и (или) получение их копий;

координатные операции, которые обеспечивают преобразование координат пространственных данных из одной системы координат или картографической проекции в другую.

Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных включает в себя геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных и геопорталы государственных органов.

На геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных размещаются базовые и профильные пространственные данные, метаданные, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом.

На геопорталах государственных органов размещаются профильные пространственные данные и метаданные, созданные государственными органами для реализации отраслевых задач.



Статья 17. Координация деятельности по развитию

Национальной инфраструктуры пространственных данных


В целях обеспечения координации деятельности по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных при специально уполномоченном государственном органе образуется Координационный совет по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных (далее - Координационный совет).

Координационный совет является коллегиальным органом, не имеющим статуса юридического лица.

Координационный совет осуществляет консультативно-совещательную функцию в реализации государственной политики в области пространственных данных.

Координационный совет состоит из представителей государственных органов, научно-исследовательских и высших образовательных организаций и институтов гражданского общества.



ГЛАВА 4. ОБРАБОТКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ


Статья 18. Виды работ в области пространственных данных


Работы в области пространственных данных подразделяются на следующие виды:

создание, сбор, систематизация, хранение, изменение, обновление, визуализация, использование, предоставление, распространение и передача пространственных данных и метаданных;

разработка и предоставление сервисов пространственных данных и геоинформационных систем различного предназначения;

создание технических и программных средств, используемых для обработки пространственных данных;

создание и обеспечение функционирования геопорталов;

проведение научно-технической экспертизы качества пространственных данных и метаданных;

выполнение научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ по созданию баз пространственных данных, баз и каталогов метаданных, сервисов пространственных данных, геоинформационных систем, геопорталов, других технических и программных средств в области пространственных данных;

разработка нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования;

создание иной продукции и (или) выполнение иных работ в целях обеспечения функционирования и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Обработка пространственных данных осуществляется в принятых для использования в Республике Узбекистан системах координат в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.



Статья 19. Базовые, профильные пространственные

данные и метаданные


Пространственные данные подразделяются на базовые и профильные пространственные данные.

Базовыми пространственными данными являются общедоступные пространственные данные, составляющие унифицированную цифровую координатно-пространственную основу для процессов обработки пространственных данных.

Базовые пространственные данные включают сведения о следующих объектах:

пунктах геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;

Государственной границе Республики Узбекистан, границах административно-территориальных единиц;

гидрографических объектах и гидротехнических сооружениях;

населенных пунктах и их улично-дорожной сети;

промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектах;

зданиях и сооружениях;

автомобильных дорогах;

железных дорогах;

магистральных трубопроводах;

инженерных коммуникациях;

аэропортах, речных портах;

растительном покрове и почвах;

границах земельных участков;

охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия;

границах населенных пунктов и объектах зонирования, а также пригородных зонах;

охранных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;

реестрах улиц и адресах объектов на территории населенных пунктов и за их пределами;

наименованиях географических объектов;

рельефе местности;

ортофотокартах, аэро- и космических снимках и результатах работ по дистанционному зондированию Земли.

Базовые пространственные данные не должны содержать сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.

Профильными пространственными данными являются тематические пространственные данные, которые создаются на основе базовых пространственных данных.

Требования к базовым и профильным пространственным данным, их составу и содержанию, их метаданным определяются в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и иными документами.

Метаданные содержат информацию о составе, структуре, качестве, достоверности, территориальном охвате, функциях, условиях использования пространственных данных и сервисов пространственных данных, ограничения доступа к ним, производителе, времени создания, периодичности обновления пространственных данных и могут содержать также иную информацию.

Пространственные данные, созданные по заказу государственных органов, являются государственной собственностью и составной частью Национальной инфраструктуры пространственных данных.



Статья 20. Предоставление пространственных

данных и метаданных


Пространственные данные и метаданные предоставляются государственным органам для реализации своих полномочий на безвозмездной основе, а другим пользователям - за плату в размерах, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Государственные органы, лица, осуществляющие обработку пространственных данных, могут ограничить доступ к пространственным данным и метаданным в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Базовые пространственные данные могут предоставляться пользователям с использованием сервисов геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных, межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство" либо путем передачи в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и соглашением со специально уполномоченным государственным органом.

Государственные органы и лица, осуществляющие обработку пространственных данных, обязаны предоставлять специально уполномоченному государственному органу созданные и обновленные ими базовые пространственные данные.

В соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных государственные органы, ответственные за обработку соответствующих базовых пространственных данных, предоставляют специально уполномоченному государственному органу базовые пространственные данные путем:

предоставления доступа к сервисам пространственных данных;

передачи пространственных данных в согласованном формате и качестве.

Специально уполномоченный государственный орган осуществляет:

прием и контроль базовых пространственных данных, а также метаданных и их размещение на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных;

предоставление информации и сведений, содержащихся в геоинформационных системах, ресурсах и базах данных, необходимых для оказания государственных услуг, в межведомственную интеграционную платформу системы "Электронное правительство";

разработку и внедрение программного обеспечения Национальной инфраструктуры пространственных данных;

техническое и технологическое обеспечение Национальной инфраструктуры пространственных данных;

хранение и защиту сведений Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечение создания и обслуживания сервисов пространственных данных;

обеспечение доступа пользователей к пространственным данным и метаданным, размещенным на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Специально уполномоченный государственный орган с согласия собственника или владельца:

осуществляет преобразование в электронную форму пространственных данных, содержащихся на бумажных носителях;

осуществляет обработку пространственных данных, включая базовые и профильные пространственные данные и их метаданные;

предоставляет пользователям базовые пространственные данные и метаданные в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Государственные органы, а также лица, осуществляющие обработку пространственных данных:

обеспечивают обработку пространственных данных и метаданных;

используют пространственные данные и метаданные для реализации своих полномочий;

обеспечивают законность, точность, достоверность и защищенность пространственных данных и метаданных, а также открытость и доступность базовых пространственных данных;

обеспечивают предоставление пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;

обеспечивают доступ специально уполномоченного государственного органа к своим пространственным данным и метаданным;

размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об условиях доступа к пространственным данным через геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 21. Разрешение споров


Споры, возникающие в области пространственных данных, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства

о пространственных данных


Лица, виновные в нарушении законодательства о пространственных данных, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Агентству по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 24. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 июля 2021 г.


"Народное слово", 24 июля 2021 г.