Октябрь ойида ҳар бир ходим учун фойдали бўлади:
Как разработать Руководство для новичка
Одна из главных причин ухода работников на этапе адаптации – отсутствие ясной «навигации» новичка в новой для него корпоративной среде. Как ни странно, во многих компаниях хорошо отлажен процесс поиска и отбора, есть грамотный кадровый учет, но при этом новый сотрудник после приема на испытательный срок остается один на один с трудностями на новом месте работы. Руководитель занят, коллеги тоже не спешат помогать и опекать, и как результат копится тревога, чувство неопределенности…
Как разработать Руководство для новичка, рассказывает HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:
– Руководство для новичка – это документ, с помощью которого новый сотрудник самостоятельно справится с первыми шагами в вашей компании. Разработав такой внутренний документ один раз, HR-специалист, руководители подразделений и отделов навсегда избавятся от необходимости повторять одно и то же каждому новому работнику, смогут сразу включить новичка в рабочие процессы.
Рассмотрим примерную структуру и содержание такого Руководства.
1. Приветственное слово Директора компании. Не каждый сотрудник в процессе отбора представляется директору. Линейные сотрудники, например, на протяжении всей работы в компании могут никогда с ним лично не встретиться. Прочитать такое приветственное слово, увидеть лицо первого руководителя полезно и важно для новичка.
2. Информация о компании. В этом разделе обычно описываются:
- история компании (когда создана, этапы развития);
- миссия (предназначение компании – что, для кого и как делает компания, какой ее вклад в общество);
- стратегические цели компании (конкретные результаты деятельности компании на 1–2 года, которые должны быть достигнуты);
- корпоративные ценности (принципы поведения, наиболее существенные для организации);
- для кого работает компания (целевые группы клиентов);
- ключевые партнеры (поставщики) компании;
- основные продукты и услуги;
- сертификация, компетенции, награды компании.
курс «Поиск и отбор персонала».
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.
Бесплатный доступ к одной из видеолекций курса – «Мотиваторы и ценности».
Хочу узнать больше о курсе! (Rec: курс в записи)
Дадим примеры миссии разных компаний и ценностей (остальные пункты описать нетрудно).
Примеры миссий компаний
Укрепление доверия к страхованию и обеспечение спокойствия духа наших клиентов путем предоставления надежной страховой защиты и высококлассных услуг.
Миссия туристической компании: «Мы предлагаем комплекс туристических услуг для организации незабываемых путешествий, интересных деловых встреч и комфортного семейного отдыха».
Миссия охранного агентства: «Обеспечение персональной и информационной безопасности; квалифицированная охрана объектов».
Миссия банка: «Максимальное удовлетворение потребностей клиентов путем предоставления высококачественных и технологичных банковских продуктов и услуг».
Примеры корпоративных ценностей компаний
- Защита прав собственности;
- Уважение к закону;
- Честность и добросовестность;
- Взаимовыгодное сотрудничество;
- Надежность и репутация;
- Личностный рост и профессиональное развитие;
- Формирование страховой культуры.
Туристическая компания:
- Честность и добросовестность;
- Взаимовыгодное сотрудничество;
- Дружественность;
- Счастливые отношения с клиентами.
Банк:
- Конфиденциальность;
- Честность и добросовестность;
- Взаимовыгодное сотрудничество;
- Дружественность;
- Счастливые отношения с клиентами.
3. Организационная структура
Из этого раздела новому сотруднику должно быть понятно, как устроена компания изнутри, сколько в ней подразделений, отделов, кто чем занимается, за что отвечает, как они взаимодействуют друг с другом, какова система подчиненности и принятия решений. Прекрасно, если этот раздел содержит фотографии и контакты сотрудников, краткое описание зоны ответственности.
4. Первые шаги
В этом разделе описывается порядок оформления на работу, порядок прохождения испытательного срока, все регламенты и процедуры, которые нужно пройти новому сотруднику.
Например:
- оформление на работу (список документов, контакты кадрового сотрудника, порядок обращения к нему);
- оформление зарплатной карты (описание порядка выплаты заработной платы);
- порядок адаптации (описывается в общем виде, а новичку предоставляется индивидуальный план адаптации);
- порядок прохождения испытательного срока (условия испытательного срока);
- шаблоны документов и заявлений;
- правила работы с корпоративной электронной почтой (как получить логин, пароль, правила оформления индивидуального адреса и т. д.);
- правила заказа канцелярских принадлежностей, визитных карточке, бейджа (форма заявки);
- правила оформления рабочего пропуска;
- правила учета рабочего времени.
5. Корпоративные правила (краткая версия основных правил внутреннего распорядка):
- Правила внутренних коммуникаций;
- График работы сотрудников, правила оповещения об отсутствии на работе;
- Внешний вид сотрудников компании (разрешается/запрещается);
- Правила работы с информацией;
- Правила работы с клиентами и партнерами (по телефону и лично);
- Правила субординации (обращения к руководителям);
- Политика компании в отношении социальных сетей;
- Корпоративные праздники, льготы, компенсации, бонусы;
- Больничный лист;
- Порядок предоставления отпуска;
- Отпуск без сохранения содержания;
- Отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком;
- Командировки;
- Другая полезная информация.
Руководство для новичка лучше оформить в виде красочного буклета в электронном или печатном виде, с иллюстрациями, с понятной визуализацией, наглядными схемами или рисунками. В целом оно должно быть дружественным и располагающим его изучить. Кстати, изучение этого Руководства будет и первым заданием для новичка. Можно установить срок для этого, после чего проверить понимание, ответить на вопросы, скорректировать действия нового сотрудника в части оформления документов, обустройства на рабочем месте.
Хорошо, если вместе с Руководством для новичка вы сможете вручить новому сотруднику набор корпоративной канцелярии (сумку, блокнот, ручку, значок компании, майку, кружку и т. д.).
Как видим из структуры Руководства, в его разработке должны участвовать как кадровые сотрудники и HR-специалисты, так и руководители подразделений. Утверждает Руководство директор компании.
Если в компании нет средств на разработку и тираж красочного буклета, можно просто собрать Руководство в Word и распечатать. Главное, чтобы оно было и новые сотрудники не оказались в положении «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что». Чем более осведомлен будет новый сотрудник о том, где он находится, тем больше шансов, что он останется в компании после испытательного срока и станет лояльным и успешным в своей работе.