Как мотивировать сотрудников, чтобы не поседеть и не разориться

preview

«Недавно мы организовали отдых сотрудников за городом. Коллектив у нас большой, поэтому долго искали место, затраты на 2 дня отдыха оказались большими. Хотя многие сотрудники хотели провести вместе выходные, поехали не все. Многие из тех, кто поехал, не участвовали в культурной программе. Было много претензий к еде, размещению, пришлось даже услышать: «лучше бы премию дали, чем у людей выходные отнимать»… Может, действительно, лучше мотивировать деньгами?».

Как избежать подобных промахов, выстраивая систему мотивации сотрудников, по просьбе kadrovik.uz рассказала HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:

Внимание
Подпишитесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить важное разъяснение!

 

– На вопрос, как мотивировать сотрудников правильно, нет единственно верного ответа. Каждая компания ищет его путем проб и ошибок. Рассмотрим несколько важных моментов, которые нужно знать о мотивации, ее видах и возможностях, чтобы не терять ресурсы компании впустую.

Мотивация персонала, если подходить к ней комплексно, должна включать в себя разные виды стимулов – материальные и нематериальные, индивидуальные и коллективные. Также у вас должны быть «антистимулы» – штрафы и иные санкции.

Чтобы стимулы работали, должны действовать определенные правила:

  • каждый стимул должен быть доступен каждому сотруднику, условия стимулирования должны быть прозрачными и понятными;
  • стимул должен быть ощутимым (порог ощутимости стимула может существенно различаться в разных компаниях);
  • постепенность (от небольшого вознаграждения до более весомого без резких скачков);
  • минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой (лучше меньше, но сразу);
  • сочетание материальных и нематериальных стимулов (обе эти группы стимулов одинаково сильны);
  • сочетание стимулов и «антистимулов».

Кратко пройдемся по разным видам мотивации:

 

1. Материальная мотивация

Это, прежде всего, – заработная плата. Для рядового персонала она должна быть достойной, ее должно в принципе хватать на жизнь. Т.е. ее размер нужно соотносить с минимальной потребительской корзиной.

Работник должен знать, как формируется оплата его труда и рассчитываются  бонусы. Он должен четко понимать, как и при каких условиях можно получить повышение зарплаты и дополнительное вознаграждение.

Когда человек знает, сколько и за что он получит, он – мотивирован на работу и достижение результата. Нельзя преподносить индексацию зарплаты в связи с инфляцией, как ее повышение. Люди ходят в магазины и всё понимают. Индексация – это отлично, но она направлена на поддержание «гигиенических факторов». Мы говорили о гигиенических факторах в статье:

Важная часть материальной мотивации – социальный пакет. Обычно он включает оплату сотовой связи, обеда, транспортных расходов, предоставление продукции компании, бесплатное обучение. Сильный социальный пакет – это сильный аргумент в пользу работодателя.

Пример
Эффективная мотивация при невысокой зарплате
В иностранное предприятие на скромную зарплату набирались уборщики производственных помещений из числа жителей Ташкентской области. Одним из главных мотивационных моментов для сотрудников были:
  • официальное трудоустройство;
  • обучение и профессиональная сертификация;
  • предоставление рекомендаций для поиска новой работы в международных отелях через 1,5 года работы в компании.

Есть и другие виды материальной мотивации, которые помогают удержать сотрудников. Это – выплаты на лечение, кредиты на обучение или оплату ипотеки, возможность выкупить акции компании.

Хорошо также работают подарки сотрудникам. Принимая решение о том, что подарить на праздничную дату, хорошо бы провести опрос среди сотрудников, чтобы не получилось, как в рассматриваемой ситуации с загородным отдыхом.

Но какой бы отличной не была материальная мотивация, этого недостаточно. К хорошему быстро привыкаешь, и хочется большего! Специалисты говорят, что человек привыкает к новому доходу примерно через 3 месяца и дальше уже считает его за должное. При этом у высокооплачиваемых сотрудников на ответственных должностях может накапливаться усталость от нагрузок, рутины, невозможности соблюдать баланс между работой и личной жизнью и т.п. В это трудно поверить, но у таких сотрудников может быть ощущение ловушки: они не могут даже толком потратить свои деньги, так как времени не хватает ни на что, кроме работы и сна. А у каждого человека есть семья, дети, родители, есть необходимость в отдыхе, культурных развлечениях, а также в личном времени и пространстве. Словом, ему нужна…

 

2. Нематериальная мотивация

Самый важный мотиватор для человека – совпадение его ценностей с ценностями компании, в которой он работает. Мы уже говорили о том, что ценности – это один из главных «фильтров», через который надо провести кандидата на входе в компанию. Подробнее об этом читайте тут:

Выясните, что человеку нужно для счастья, и сравните с тем, что может предложить компания. Это – верный способ взять подходящего сотрудника, которому компания подойдет и работа в ней будет приносить радость.

Руководитель – это неожиданный, но очень важный мотиватор (или демотиватор). Если с ним комфортно работать, это удерживает в компании надолго, способствует удовлетворенности на рабочем месте. Четкие цели и требования, а также регулярная оценка достижений со стороны руководителя – это сильный мотивирующий фактор.

Обучение и развитие – важнейшие условия сохранения персонала. Развивайте внутреннюю систему обучения, программы карьерного развития. Это будет мотивировать людей оставаться и расти в вашей компании.

Пример
Эффективная мотивация через наставничество
Компания набирает и обучает тренеров из числа сотрудников, которые в свою очередь будут обучать и передавать опыт новичкам. Причем не имеют значения их должность, опыт работы или квалификация, главное – желание.
За стажером закрепляют определенную учебную программу, соответствующую его уровню подготовки, обучают, помогают стать наставником.

 

«Премирование» временем. Во время пандемии многие сотрудники перешли на удаленную работу, это дало им большие преимущества в распределении своего времени. И вот уже 3 года, как многие компании не могут вернуть своих сотрудников в офис.

Действительно, время – это самый драгоценный ресурс, поэтому сейчас есть страны, которые переходят на 4-дневную рабочую неделю, многие компании внедрили гибридную форму работы – 2 дня в офисе, 3 – дома. По данным опросов сотрудников возможность гибкого графика и «премирование» временем – мощные мотиваторы и причина оставаться в компании. Технологические компании предлагают различные решения для автоматизации процессов, учета рабочего времени и отслеживания исполнения задач для сотрудников, которым нужен свободный график, чтобы процесс работы не пострадал, цели достигались.

Также трендом нематериальной мотивации можно назвать игру или геймификацию. Она включает разнообразные методы соревнования, вызова и выбора, которые можно создавать на рабочем месте.

Скажем, за достижение рабочих целей сотрудники получают «звезды», которые можно обменять на какие-то материальные стимулы, подарки. Или – выводится рейтинг сотрудников по итогам месяца и призеры, получившие первые места получают обед с руководителем, билет на концерт, сеансы массажа или что-то поважнее, например, интересный проект или повышение. Все это помогает сотрудникам получить признание.

 Игровые методы применяются также в процессах обучения и адаптации сотрудников, знакомства с компанией. В этом помогут корпоративные образовательные платформы, мобильные приложения, чаты в мессенджерах. С этими же целями проводятся реальные турниры, соревнования, тимбилдинги. Однако здесь очень важно не переборщить. Игровой подход нравится молодым и мобильным людям, да и то – не всем. Если от сотрудников требуется участвовать во множестве мероприятий одновременно, это может просто «перегреть» их и они начнут искать себе место поспокойнее.

Пример
Неэффективная мотивация через геймификацию
Кредитная организация построила свою работу таким образом, что сотрудникам в течение дня нужно участвовать в дистанционном собрании, викторине и учебной программе. Каждую пятницу проводится брейн-ринг.
Люди там не удерживаются более 2–3 месяцев, на выходе многие жалуются, что устали от искусственного позитива и бесконечных «активностей».

 

Кружки качества. Этот метод пришел к нам из Японии. Кружок качества – это группа сотрудников компании, которые регулярно собираются на добровольной основе, чтобы выявить ошибки и недостатки в процессах и взаимодействии, подготовить предложения по их устранению. 

Главная идея заключается в том, чтобы узкие места и проблемы были обнаружены и устранены в месте их появления самими участниками бизнес-процесса. Сотрудники, сталкиваясь с различными проблемами в ходе каждодневного выполнения работы, являются лучшими экспертами в данной сфере. В таком формате можно задействовать творческий потенциал, вовлечь всех в оптимизацию работы и предотвратить потерю мотивации, которая часто происходит из-за таких «узких мест».

 

Организация рабочего места и обслуживание сотрудников. Красивый и удобный офис, «вкусная» столовая, возможность, не выходя на улицу, обналичить деньги, удобные зоны отдыха или коворкинга, современное оборудование и офисные принадлежности, удобное расположение – все это создает хороший мотивационный «климат».

 

Резюмируем:

Порядок в процессах, здоровая рабочая атмосфера, справедливое вознаграждение, грамотное руководство, творческий подход и разные методы стимулирования:

  • для сотрудников послужат поводом с радостью приходить на работу и с чувством удовлетворения отправляться домой;
  • для работодателя станут большой подмогой, предотвращая текучку кадров и распыление ресурсов на неэффективное «стимулирование».